Не хуже Голливуда. Зачем смотреть «Восемь сотен» — самый кассовый фильм 2020 года
6 мая в российский прокат выходит исторический блокбастер «Восемь сотен». Его сюжет основан на реальном событии, произошедшем во время второй Японо‑китайской войны: один батальон в Шанхае, забаррикадировавшись на складе, несколько дней противостоял многократно превосходящим силам врага.
В Китае фильм наделал шуму ещё до релиза. Картину разрабатывали и снимали очень долго, и она успела стать одним из самых ожидаемых событий 2019 года. Но в последний момент власти сняли её с проката. Всё дело во внутренней политике страны: фильм выходил к юбилею создания Китайской народной республики, а главными героями картины оказались последователи националиста Чана Кайши, а не коммуниста Мао Цзедуна.
Удивительным образом «Восемь сотен» спасла пандемия, обрушившая прокат по всему миру. Чтобы вернуть людей в только что открывшиеся кинотеатры, правительство Китая разрешило показать ожидаемый фильм в августе 2020 года. Правда, его хронометраж чуть сократили, видимо, убрав моменты, не соответствовавшие политике партии.
«Восемь сотен» действительно выстрелили в прокате. Притом что значительная часть кинотеатров в мире всё ещё не работала, фильм собрал более 440 миллионов долларов, обойдя даже третью часть «Плохих парней». А ведь те вышли ещё до коронавирусных ограничений.
В Россию картина добралась с большим опозданием. Но её всё же стоит посмотреть, причём именно на большом экране.
Блокбастер, основанный на реальной истории
Осенью 1937 года китайские войска, уже несколько месяцев сдерживавшие натиск японцев на Шанхай, решили отступить. Прикрывать их остался всего один батальон, который заодно должен был доказать международным наблюдателям, что армия готова биться за каждый клочок родной земли.
Эти люди вошли в историю как «Восемь сотен», хотя на самом деле их было ещё меньше — около 450 человек. В течение четырёх дней они обороняли шестиэтажный склад Сыхан, который атаковали десятки тысяч японцев.
А в это время совсем рядом, на другом берегу реки, где располагался международный сеттльмент (территория под управлением нескольких государств), шла мирная жизнь. Люди с набережной наблюдали за битвой, всё больше проникаясь отвагой китайских военных.
Уже в 1938 году в Китае об этом событии сняли фильм «Восемьсот храбрецов», а в 1976‑м вышел тайваньский ремейк картины. Однако новая версия впечатляет в первую очередь своим масштабом.
Хоть действие по большей части разворачивается в одном здании и вокруг него, авторы постарались показать происходящее максимально правдоподобно. При создании фильма на огромной площади построили более 60 зданий, соответствующих историческому периоду.
Но поражают не только декорации. По качеству картинки «Восемь сотен» не уступают голливудским блокбастерам. Фильм полностью снят на IMAX‑камеры, и визуальный ряд в нём великолепен. С самого начала территорию, охваченную войной, показывают в серо‑зелёной цветовой гамме, съёмки с воздуха демонстрируют разрушенные дома и пустые улицы. В этой местности и будут развиваться основные события.
Но когда действие перемещается на территорию сеттльмента, всё расцветает почти карнавальными красками. По улицам ходят люди в дорогих костюмах, артисты устраивают представления. Горожане воспринимают войну, проходящую совсем рядом, как очередное шоу, и даже делают ставки.
Обе составляющие сняты с размахом. Бесчисленная массовка создаёт ощущение масштабности происходящего. Сотни китайских и тысячи японских солдат на одной стороне, толпы зевак на другой. А с определённого момента в ход пойдут и крутые визуальные эффекты.
Японцы не могли использовать тяжёлую технику из‑за опасности взрыва, но и без этого у авторов фильма хватило материала для захватывающих сражений. Каждая отдельная часть этого долгого противостояния снята в своей манере. Налёт истребителя показывают прямо от лица пилота, а моменты, где враги сходятся почти в упор, демонстрируют статичной камерой, создавая ощущение стороннего наблюдателя.
Сочетание неспешности и экшена
Фильм «Восемь сотен» длится немалые два с половиной часа, что сравнимо с «Бегущим по лезвию — 2049» и «Однажды в… Голливуде». Но картину просто невозможно назвать затянутой. Такой хронометраж нужен, чтобы полностью погрузить зрителя в атмосферу происходящего.
Долгое вступление показывает, как военные обосновываются в складе, из которого многим из них не суждено уйти. Длинные кадры и неспешность повествования создают ощущение тревоги: для тех, кто заперт в атмосфере постоянного страха и опасности, каждая минута кажется невыносимо долгой.
И это тягучее состояние сохранится на протяжении всего сюжета. Но не стоит думать, что фильм покажется медленным. Как только начинается очередное наступление японцев, события разворачиваются с головокружительной быстротой. Причём в «Восьми сотнях» экшен и сражения показаны с небывалым разнообразием. Каждая атака врагов отличается от предыдущей: от попыток заслать тайную группу по тоннелю до нападения истребителя и атаки под прикрытием строительной техники.
Как и персонажи, зритель не представляет, что произойдёт в следующий момент и как на это придётся отвечать героям. Накал достигает своего апофеоза, когда китайцы устанавливают флаг на крыше здания и удерживают его ценой немалых жертв.
Возможно, это единственный момент, в котором подача может показаться слишком пафосно‑пропагандистской. Но ощущение присутствия не позволит задуматься об этом надолго. В некоторых сценах сражений живая ручная камера превращает зрителя в участника событий: от очередного взрыва буквально хочется прикрыть голову.
После каждой битвы наступает пауза, во время которой кадры снова становятся длиннее, а камера подолгу показывает лица солдат. Но это лишь лишь усиливает ощущение тревоги.
Конечно, «Восемь сотен» — не первый военный блокбастер с подобным настроением. Отчасти его можно сравнить с «Дюнкерком» Кристофера Нолана, в котором также показана и тягучесть времени, и растерянность солдат. Отчасти — с российско‑белорусской «Брестской крепостью», в которой рассказывалось о схожем подвиге.
Но всё же китайская картина отличается от всех перечисленных примеров. Этот фильм умудряется быть одновременно страшным, эстетичным, масштабным и трогательным.
Героизм и живые эмоции
Как ни странно, при очень эмоциональной подаче и рассказе о человеческом героизме, авторов фильм иногда хочется обвинить в излишней холодности к персонажам. Многих из них буквально трудно запомнить. И дело не только в непривычных для российского зрителя актёрах и их манере игры.
Просто в картине показывают слишком много персонажей и уделяют каждому мало времени. Это не плохо, просто не слишком привычно для мира, заполненного голливудскими боевиками, где один-два главных героя традиционно выступают в окружении статистов.
Создатели «Восьми сотен» явно хотели показать не конкретных людей, а всё разнообразие типажей. И для данной истории такой подход — единственно верный. Они наглядно демонстрируют, как строятся подобные исторические битвы. Для посторонних, наблюдающих с другой стороны реки, все солдаты — герои. Звучит даже фраза: «Если бы все китайцы были такими храбрыми, японцы бы к нам не сунулись».
На самом же деле многие из тех, кто оказался на складе, попали туда вопреки своей воле. Дезертиры пытаются сбежать, кто‑то на коленях умоляет солдат отпустить его, другие прячутся за спинами товарищей. И показывают это без осуждения. Если человек всю жизнь работал бухгалтером или был простым крестьянином — трудно ждать от него героизма на войне. Он и винтовку с трудом держит.
Да и те, кто совершает героические поступки, делают это почти неосознанно. Во время нападения нет времени думать. При этом враги в «Восьми сотнях» и вовсе почти обезличены: японцев часто показывают со спины или же их лица прикрыты масками. Сразу ясно: эта история не о них.
Однако картина обошлась без почти манипулятивности. Да, здесь нередко звучат громкие пафосные фразы о необходимости отдать жизнь за страну. Но всё же они остаются фоном, на котором люди ведут себя максимально реалистично — совсем не так, как требует пропаганда.
Из множества поступков разных персонажей, находящихся по обе стороны реки, и складывается событие, которое войдёт в историю. Можно лишь посетовать, что даже в финале о судьбе многих героев не расскажут. Но, вероятно, авторам было важнее показать их в виде отдельных деталей картины, не фокусируясь на ком‑то одном.
«Восемь сотен» — отличный вариант для знакомства с китайским кинематографом тем, кто раньше смотрел только голливудское и российское кино. Этот фильм удивляет размахом съёмок и качеством постановки. При этом картина рассказывает о реальном историческом событии через призму восприятия простых людей, а не экранных супергероев.
Лучшие предложения
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «М.Видео» и других магазинов
Выгодно: мощный пауэрбанк Rocoren со скидкой 40%
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров ноября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Создаём новогоднее настроение: 15 классных товаров для дома
Выгодно: GaN-зарядка Baseus на 65 Вт со скидкой 62%
Цена дня: Bluetooth-колонка Tronsmart за 11 900 рублей
В канун Нового года VK Видео покажет в прямом эфире легендарный балет «Щелкунчик»
7 заблуждений, из-за которых накопление денег превращается в боль
7 вопросов про рак лёгкого, ответы на которые важно знать всем
Путешествие в будущее к работе мечты. Как ВТБ создал игру, которая помогает прокачивать резюме
Реклама