Что такое гостворкинг
Гостворкинг — сленговое название ситуации, когда человек на работе создаёт имитацию бурной деятельности вместо того, чтобы делать что-то полезное.
Это не такое уж и редкое явление. Например, один опрос показал, что 58% американцев регулярно только делают вид, что работают. Причём может показаться, что люди притворяются, лишь бы не делать ничего серьёзного. Но бывает и наоборот: сотрудник выполняет свою работу хорошо, но создаёт видимость большей продуктивности из-за беспокойства о стабильности, страха перед сокращением и так далее.
Как люди притворяются, что работают
Тот же опрос показал следующее:
- 23% сотрудников ходят по офису с блокнотом, чтобы казаться занятыми.
- 22% быстро печатают случайные символы, чтобы казаться вовлечёнными.
- 15% держат телефон у уха, не разговаривая по нему.
- 15% держат открытой электронную таблицу, просматривая посторонний контент.
- 12% назначают фиктивные встречи, чтобы избежать настоящей работы.
Также выяснилось, что 92% людей искали новую работу прямо на старой: просматривали вакансии, обновляли резюме и так далее.
Почему люди занимаются гостворкингом
Первый порыв — сказать, что это просто от лени. Но если мы посмотрим, что люди делают для имитации бурной деятельности, выйдет, что сил на это может уходить не меньше. Поэтому есть и другие причины.
- У людей нет времени на передышку. Никто не способен быть продуктивным 8 часов с перерывом на обед. В момент перезагрузки человек может полистать ленту соцсетей под столом, пока у него открыта важная Excel-таблица.
- Людям не дают работать в своём темпе. Есть марафонцы, которые в среднем темпе решают задачу за задачей. А есть спринтеры, которые закрывают вопрос рекордно быстро, но им нужно больше времени на восстановление, «на потупить». В итоге на долгой дистанции выхлоп и у тех, и у этих примерно одинаковый. Но если на спринтера навалить больше задач, он сдаст в плане эффективности, потому что у него не будет этого периода на отдых. Так что гостворкинг в этом плане — самозащита.
- Объём задач не фиксирован. В некоторых компаниях тех, кто что-то делает быстро, заваливают чужими задачами — за спасибо. Вот только никому не хочется перерабатывать просто так, если договорённости были другие.
- Работа выглядит странной и бесцельной. Так бывает, когда у отдела или компании нет чётких планов, а список задач зависит от настроения руководителя. Сегодня он поручает сотрудникам сделать 10 однотипных вещей на всякий случай, хотя можно было бы продумать детали и обойтись одной. А завтра выясняется, что этого больше не ждут. Сегодня все были заняты придумыванием чего-то, а завтра этот приказ отменяют. В подобных случаях иногда выгоднее имитировать работу, потому что её результаты никому не нужны.
- Корпоративная культура поощряет соревновательность и культ продуктивности. При этом у людей на разных должностях видимость результатов может быть неодинаковой. Поэтому приходится имитировать там, где нечего показать.
- Сотрудник выгорел. У него нет сил работать с таким же энтузиазмом, что-то обсуждать по текущей работе, искать новую.
Как понять, что сотрудник — гостворкер
Многое зависит от того, насколько человек успешен в имитации. Иногда такой сотрудник может казаться одним из лучших просто из-за того, что постоянно на виду. А если он ещё и свои задачи в целом выполняет, то может не казаться, а быть одним из лучших.
Но есть несколько вещей, на которые стоит обратить внимание. Даже если они не связаны с гостворкингом, то всё равно могут показывать, что с сотрудником что-то не так. Должно насторожить, если он:
- Делает базовый минимум. Никакая задача не вызывает в нём энтузиазма.
- Не предлагает новых идей, не выступает с инициативами.
- Он не спорит — просто делает (или имитирует, что делает) всё, что говорят.
- Больше следит за формой выполнения задачи, чем за содержанием.
Если вы видите, что в вашем коллективе завёлся человек, который имитирует бурную деятельность, и особенно если это коллективное начинание, нужно что-то делать.
Что делать, если сотрудник занимается гостворкингом
Если гостворкингом занимается только один человек, дело может быть в его личных проблемах. В этом случае есть вероятность, что компания может как-то помочь — и сделать это порой проще, чем тратить время и силы на наём нового работника. Хотя и не исключено, что в каких-то случаях с человеком придётся расстаться.
Но если гостворкинг — системная проблема, это явный сигнал, что в компании что-то не так. Поэтому важно понять причины происходящего. О них мы уже говорили выше, здесь выделим основные:
- Слишком высокая нагрузка. Чтобы выдохнуть или не получить ещё больше задач, люди вынуждены заниматься гостворкингом.
- Размытые и непонятные цели и задачи, которые постоянно меняются. В итоге сотрудники плохо представляют, чего от них хотят, но вынуждены что-то делать.
- Агрессивный микроменеджмент. Если за плечом постоянно кто-то стоит, особенно если этот кто-то думает, что он всё лучше знает, работникам приходится притворяться.
- Отсутствие мотивации. Это может быть и маленькая зарплата, и недостаточное признание, и что угодно, из-за чего работа выглядит бессмысленной.
Чтобы разобраться в ситуации, стоит собрать обратную связь от сотрудников — провести опросы или личные встречи, на которых люди смогут поделиться тем, что беспокоит. Это позволит на многое открыть глаза.
Следующий шаг — перенастроить процессы. Например, начать чётче формулировать цели. Или, если проблема в агрессивном микроменеджменте, позволить сотрудникам самим планировать свой день и отслеживать их эффективность по результатам. А если во всём виновата слишком высокая нагрузка и переработки, сделать объём задач более реалистичным.
Главное — не бросать всё на самотёк. Гостворкинг не принесёт пользу ни сотрудникам, ни бизнесу.