8 способов давать полезную обратную связь на работе

Почему важно давать обратную связь
Конструктивная критика и развёрнутые отзывы делают нас более компетентными. Обратная связь повышает эффективность, помогает лучше работать в команде и позитивно влияет на способность принимать решения. И это касается не только отдельных сотрудников, но и целых подразделений.
ИсследованиеC. Porath. Mastering community, в котором принимали участие более 20 тысяч людей, показало, что грамотная обратная связь усиливает работоспособность на 89%, улучшает вовлечённость на 63%, повышает удовлетворение от работы на 79% . Кроме того, сотрудники, которые получают больше отзывов, в 1,2 раза чаще остаются в компании.
Лучший способD. Novak. Recognizing employees is the simplest way to improve morale / Harvard Business Review поднять моральный дух коллектива — отметить его достижения. Опрос Gallup показалEmployees want a lot more from their managers / Gallup, что 67% подчинённых, чьи сильные стороны регулярно подчёркивали, были полностью погружены в свою работу. А если босс отмечал только слабые стороны, сосредоточенность сохранял всего 31% сотрудников.
Ещё одно исследование продемонстрировалоM. Losada, E. Heaphy. The role of positivity and connectivity in the performance of business teams: A nonlinear dynamics model / American Behavioral Scientist, что высокоэффективные команды дают друг другу почти в шесть раз больше позитивных отзывов, чем команды со скромными показателями успеха.
Честная и грамотно сформулированная обратная связь укрепляет рабочие отношения. Когда члены команды помогают друг другу развиваться, они создают своеобразную петлю обратной связи, в которой каждый получает и даёт полезные рекомендации. Чем чаще это происходит, тем более сплочённым становится коллектив и более благоприятной — рабочая атмосфера.
Как правильно давать обратную связь
Организационный психолог Адам Грант выделяет несколько способов давать конструктивную оценку чужой работе.
1. Использовать модель «ситуация — поведение — влияние»
Она особенно подходит для обсуждения и разрешения конфликтов. Сначала следует описать ситуацию и поведение сотрудника, стараясь быть кратким и воздерживаться от грубых формулировок. А затем поделиться своим мнением и объяснить, как всё произошедшее повлияло на других участников событий.
2. Избегать «информационных бутербродов»
Многие любят начинать обратную связь с комплимента и заканчивать её на позитивной ноте, вставляя между этим не самую приятную оценку работы. Так и получается «информационный бутерброд».
По мнению Адама Гранта, это не самая лучшая стратегия, потому что люди чаще всего запоминают начало и конец разговора. Так что безрадостная, но нужная «середина» с обратной связью просто теряется.
Ещё один недостаток такого подхода связан с естественным для нас ожиданием худшего. После первого комплимента мы уже напрягаемся и готовимся к разгрому нашей работы. Поэтому лучше отказаться от «информационных бутербродов» и формулировать обратную связь по‑другому.
3. Показывать заботу
Эксперты рекомендуют продемонстрировать небезразличие, прежде чем переходить к прямой критике. Чтобы проявить участие, можно внимательно выслушать собеседника или поблагодарить сотрудника за проделанную работу.
4. Объяснять причины
Экспериментальное исследование среди американских студентовпоказалоD. Scott Yeager, V. Purdie‑Vaughns, et al. Breaking the cycle of mistrust: Wise interventions to provide critical feedback across the racial divide / Journal of Experimental Psychology: General, что обратная связь была на 40% эффективнее, когда начиналась с фразы «Я даю тебе следующие комментарии, потому что жду от тебя многого и знаю, что ты можешь оправдать мои ожидания».
По словам Адама Граната, когда мы вначале говорим о своих намерениях, это позволяет снизить уровень защитной реакции собеседника. Такой приём помогает превратить обратную связь в своеобразный челлендж, не перегибая палку.
Кстати, аналогичный подход можно использовать и с детьми, предваряя «разбор полётов» фразой «Я требую от тебя большего, потому что знаю, что ты на это способен».
5. Поддерживать баланс между негативом и позитивом
Люди боятся неприятных оценок. Чтобы сгладить ситуацию, Адам Грант советует не стесняться быть ранимым и показывать свою человечность. Например: «Я сам очень многое почерпнул из замечаний коллег и друзей. И теперь стараюсь быть таким же полезным для окружающих». Или: «Сейчас, когда мы уже какое‑то время хорошо потрудились вместе, не помешало бы улучшить работу друг друга и поделиться обратной связью».
6. Оценивать ситуацию
Далеко не все хотят получать отзывы о своём труде, особенно от коллег, поэтому стоит убедиться, что подобные комментарии вообще нужны. Например: «Я заметил несколько тенденций в твоей работе за прошедшие пару месяцев. Ты не против услышать обратную связь?»
Если человек понимает, что последнее слово остаётся за ним, это помогает ему быть более открытым к мнению со стороны. Однако, если вы видите серьёзную проблему, лучше давать обратную связь сразу или в ближайшее время.
7. Оставаться один на один
Не всем нравится выслушивать отзывы о своей работе перед коллективом, даже если они положительные. Некоторые смущаются и предпочитают разговоры тет‑а‑тет. Если вы не уверены, в какой обстановке лучше похвалить сотрудника, спросите у него лично.
8. Следить за мимикой и жестами
Иногда важно не только что вы говорите, но и как вы это делаете. В ходе одного исследованияD. Goleman, R. E. Boyatzis. Social intelligence and the biology of leadership / Harvard Business Review изучались две группы. В одной из них участники получали негативную обратную связь с позитивными невербальными сигналами: кивком головы и улыбкой. В другой — слушали комплименты от человека с прищуром и нахмуренными бровями.
Удивительно, но люди из второй группы оценили свою работу гораздо хуже, несмотря на то что получили позитивную информацию. Это доказывает, что наши мимика, жесты и другие эмоциональные сигналы не менее важны, чем формулировки, которые мы выбираем.