Хотите знать, как находить гениальные идеи для своих проектов и личной жизни? Я покажу Вам как это сделать в этой подробной статье.
Почему, когда нужно, сложно быть гениальным?
Вас часто посещают мысли о том, что пора бы уже что-то менять, и одним из пунктов в списке значится «создать что-то стоящее», работа над чем вдохнет новую жизнь.
Но как только мы садимся за стол, чтобы набросать на бумаге свой план захвата этого мира, наш мозг начинает бунтовать, и мы не можем «выловить» в своей голове ни одной здравой мысли, хотя еще совсем недавно из нас бил целый фонтан оригинальных идей.
Куда подевались все здравые мысли?
Интересно еще и то, что подобные «фокусы» происходят не только с глобальными идеями, признанными сделать нас «великими», но и с вещами масштабом поменьше.
Вроде бы, что стоит придумать оригинальный подарок другу на День Рождения, но наш мозг отказывается думать и снабжать нас нестандартными решениями.
А как насчет новых статей для сайта? Пока мы не сели за письмо, в нашей голове витало множество здравых мыслей, но как только пальцы коснулись клавиатуры, воображение резко сузило границы до заезженных и банальных сюжетов.
Почему, когда это действительно НУЖНО, так сложно найти оригинальное решение?
И вопрос сейчас даже не в том, что является причиной такого странного поведения мозга, а в том, можно ли это исправить?
Ложные факты о мозге, которые в нас вкладывают еще со школы
Материалов на тему креативности и поиска новых идей в избытке (как, в принципе, и по другим темам), но вопрос в том, насколько они правдоподобны, и можно ли им верить?
Так однажды, какой-то «умный» человек предположил, что Земля плоская, и с этим ложным убеждением люди прожили тысячу лет.
Сегодня нам вбивают в голову, что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое за творческие способности и креатив. И самое интересное, что наших детей обучают и развивают, опираясь на это предположение, хотя ученым давно известно, что это МИФ.
За творческие и логические способности отвечают многие участки мозга «разбросанные» по всей его площади.
И таких мифов довольно много.
Вот допустим, еще один современный миф о том, что наш мозг полностью формируется в юности, и как ни пытайся изменить его в зрелом возрасте, ничего уже не поможет.
Отсюда берет свое начало ложное убеждение, что мозг с возрастом «костенеет» и «впихнуть» в него новую информацию уже невозможно (например, выучить иностранный язык в сорок лет).
Но при этом существуют задокументированные научные данные доказывающие тот факт, что наш мозг пластичен и способен формировать новые нейронные связи в любом возрасте.
А это значит, что человек в любом возрасте может улучшить способности своего мозга мыслить креативно, периодически стимулируя его к этому.
И вот, когда тебе на глаза попадаются такие противоречивые данные, начинаешь задумываться, а стоит ли вообще верить чему-то, что не подкрепляется никакими фактами и является, по сути, лишь мнением одного человека или группы людей?
Я давно решил, что в вопросах своего личного развития я опираюсь только на научные данные и никакой эзотерики и предположений.
Поэтому и решил провести свое собственное исследование с целью выяснить, что же на самом деле влияет на способность нашего мозга мыслить креативно. И все, о чем пойдет речь ниже, опирается на исследования и эксперименты ученых и психологов со всего мира.
Как работает наш мозг?
Природа поступила с человеком очень умно, всякий раз, когда над нами нависает вопрос или же проблема, требующая нашего внимания, первое, что делает мозг, это сканирует весь прошлый опыт на наличие уже известных решений.
Это очень удобно для повседневной жизни, только подумайте, не будь этого, нам бы пришлось каждый день придумывать новый способ завязать шнурки или отварить яйца.
А так, один раз научившись, мы используем этот опыт на протяжении всей жизни, даже не фокусируя на этом внимание, тем самым освобождая голову для других мыслей. С точки зрения природы, привычка опираться на прошлый опыт, обоснованное и мудрое решение.
Но …, если посмотреть на это под другим углом, в ракурсе поиска новых идей, то мышление, ограниченное прошлым опытом, становится серьезным барьером на пути к креативности.
Например, попытайтесь завязать шнурки оригинальным способом, как только вы начнете думать, то быстро обнаружите, что ваш мозг будет «подсовывать» все те же знакомые узлы и бантики.
Или же другой пример, попробуйте придумать оригинальный материал для новой статьи, и удивитесь, как в голове начнут всплывать отрывки текста и выдержки из статей других авторов, работы которых вы недавно читали.
И, тем не менее, несмотря на все это, мир полон оригинальных идей. А ведь есть люди, кто все это придумывает. Но как им удается выйти за границу своего прошлого опыта?
Почему у вас бывают всплески мозговой активности, когда из головы буквально «сыпятся» идеи, а бывают затяжные периоды, когда не можете «выдавить» из себя ничего стоящего?
Давайте посмотрим, насколько креативным можете вы быть …
В нашем мозгу есть нервное образование, ученые называют его «Ретикулярная активирующая система» (сокращенно РАС). Эта система занимается сортировкой поступающей информации. РАС — своеобразный фильтр, который отделяет важную, на текущий момент, информацию от любой другой, которая не представляет ценности.
Чтобы было понятно, как работает эта система, приведу несколько примеров.
Потерял какую-то вещь, но точно помнишь, что совсем недавно она попадалась на глаза, но вот где именно, до этой информации у тебя нет доступа. Объяснение здесь следующее, когда ты ее видел, степень важности этой вещи был равна нулю, поэтому РАС «заархивировал» всю информацию касательно этой вещи, оставил лишь в памяти «название» папки.
Следующая ситуация.
В толпе потерял знакомого и пытаешься его найти, чтобы облегчить процесс поиска, РАС фокусирует твое восприятие на отличительных чертах этого человека (внешность, голос, одежда, аксессуары), а всю остальную информацию: незнакомые лица, посторонние шумы и прочее, не подходящее под заданные параметры отфильтровывает.
И последний пример.
Купил новую вещь и сразу начинаешь подмечать ее у окружающих тебя людей. С момента покупки, как только вещь получила статус «ВАЖНО», РАС начинает пропускать информацию, связанную с ней до твоего сознания.
Если бы не было РАС, мы сошли бы с ума от переизбытка информации.
Какое отношение это имеет к креативности? Если говорить простыми словами, РАС настраивает мозг на определенную частоту мышления и позволяет извлекать мысли в нужном направлении. Допустим, если хотим решить арифметическую задачу, то ожидаем, что мозг будет мыслить формулами и математическими теоремами, но никак не философскими утверждениями. Чтобы «расшевелить» свой мозг, первое, что необходимо сделать, это настроить РАС на нужную частоту мышления, то есть задать правильные параметры.
Как настроиться на нужную частоту мышления?
Для этого необходимо в течение некоторого времени сесть и подумать над вопросом или же, как говориться, попробовать проблему «на зуб». Своими действиями мы «присваиваем» вопросу гриф «ВАЖНО» и РАС начинает «в фоновом режиме» сканировать прошлый опыт и происходящее вокруг на наличие того, что помогло бы найти решение. Проходит совсем немного времени и в голову начинают «стучаться» идеи, окружающая обстановка наводит на новые мысли, на глаза неожиданно попадается инструкция, и пазл постепенно начинает складываться. Мы привыкли многое считать случайностью (как например, только об этом подумал, а здесь на глаза целая статья на эту тему попалась), но скорее всего это результат работы РАС. Все это было всегда рядом, просто до определенного момента в этом не было необходимости, и РАС берег мозг от перегруза ненужной информацией.
Почему гениальные люди алкоголики и наркоманы?
Вспомните, когда нас посещают лучшие идеи? Чаще всего это происходит в те моменты, когда мы их совсем не ждем , когда наш мозг сначала был перегружен, а потом «отпущен» думать обо всем на свете. Например, инсайты приходят по дороге домой после напряженного рабочего дня, принимая душ после интенсивной нагрузки, во время встречи с давними друзьями и во время других видов активности, которые не требуют от нас особых мысленных усилий и приносят чувство удовольствия и удовлетворения. Склонность мыслить креативно в описанных выше состояниях не является случайностью или особенностью одного человека, а присуща всем людям. Одним из важных ингредиентов, который способствует креативному мышлению, является гормон дофамин. Если не углубляться в детали, то дофамин ответственный за то, чтобы обеспечивать нам чувство удовольствия и счастья после вкусной еды, выполненной работы, победы любимой футбольной команды. И, что самое важное! Люди различаются по уровню своих творческих способностей, в зависимости от количества вырабатываемого дофамина. Я, например, за собой давно замечаю, что мою голову начинают «бомбардировать» оригинальные идеи, сразу после того, как я выполнил на «отлично» все поставленные перед собой задачи и с чистой совестью отдыхаю.
У меня даже есть примета, если появляется чувство гордости за проделанную работу, значит жди новых идей.
Открытие дофамина и его свойств позволило объяснить, почему часть гениальных людей - алкоголики и наркоманы. Если в естественных условиях выработке дофамина способствуют процессы, которые позволяют нам расслабиться и почувствовать себя счастливыми, то применение психотропных средств позволяет увеличить обычную норму в 5-10 раз.
Чем больше дофамина, тем мы более креативны.
Это не призыв использовать наркотические вещества, моя задача объяснить природу вещей.
Как поймать инсайт?
Если наша способность креативно мыслить напрямую зависит от количества вырабатываемого гормона дофамина, то увеличив количество вещей и мероприятий, способных вызвать у нас чувство радости и счастья, мы «разгоняем» наш мозг и увеличиваем вероятность заполучить хорошую идею. Поэтому, если мы надеемся получить вдохновение, сидя на рабочем месте, то тем самым резко снижаем свои шансы, просто потому, что пытаемся «напрягать» свой мозг. Лучше выйти на улицу и заняться чем-то, что доставит удовольствие.
9 быстрых способов «разогнать» свой мозг
Остался открытым вопрос как улучшить способность мозга мыслить креативно? Советов на эту тему очень много, но я отобрал для личного пользования только те, эффективность которых доказана экспериментальным путем.
#1. Подумайте в плоскости другого человека
Одним из факторов, блокирующих креатив, являются уже существующий в нашей голове опыт и знания. Пытаясь сочинить новый мотив, музыканты отмечают, что их голова «забита» уже известными мелодиями и мозг предлагает их просто переделать, вместо того, чтобы предложить что-то новое. Исследуя этот феномен, ученые провели интересный эксперимент. Они попросили группу подопытных нарисовать пришельцев (очень сложно нарисовать «уникального» инопланетянина и обычно все сводится к «зеленым человечкам»). Но в первом случае задача была нарисовать пришельца для своей собственной истории, которую «художник» напишет в будущем. Оказалось, что большинство нарисованных «существ» это просто вариации земных животных с пририсованными инородными конечностями. Во втором случае, исследователи уже попросили нарисовать инопланетянина для истории, которую напишет уже кто-то другой. И в этом случае «герои» будущего романа приобрели уже более эксклюзивные черты. Выводы, которые сделали ученые, сводятся к следующей закономерности:
Когда мыслишь в плоскости другого человека, полет мысли во много раз шире.Возможно потому, что видишь ситуацию со стороны. К примеру, мне сложно дать себе совет о том, как написать следующую интересную статью для своего личного блога, хоть я и написал их уже несколько десятков, но если об этом же меня спросит другой человек, я «завалю» его советами. Советы другим людям давать проще, чем самому себе. Поэтому, один из лучших способов, обнаруженных учеными, усилить свой поток креатива, - притвориться, что делаешь что-то для кого-то другого. Такой подход позволяет смотреть на вещи более абстрактно и с разных углов, обходя при этом прошлый опыт.
#2. Сделайте то, что выходит за рамки «нормальной» жизни
Помню, как еще в школе я про себя отметил, что все талантливые люди, будь то великие изобретатели или сосед по парте, немного (если не совсем) странные. Например, Никола Тесла спал 2-3 часа в сутки, Бетховен был глухой. И у всех остальных людей, чьи имена вошли в историю, обязательно была особенность поведения или черта, которая отличала их от обычных людей. На эту тему даже проводились исследования, в результате был сделан вывод, что в большинстве случаев биография гениальных людей включала какой-то необычный опыт, выходящий за рамки «нормального» образа жизни. Например, у многих талантливых людей были обнаружены травмы или же их жизненный опыт включал какое-то трагическое событие, вроде потери родителей в раннем возрасте. Обязательно было что-то, что вызвало потрясение. Конечно, совсем не обязательно травмировать себя физически или морально, чтобы обрести способность креативно мыслить, ученые также обнаружили, что креативных людей выделяло на фоне других, еще и наличие, в большом количестве,
нестандартного жизненного опыта
. То есть, переживание ситуаций, которые редко встречаются в жизни обыкновенного человека. К таким ситуациям можно отнести все, что угодно, что выходит за рамки «нормальной» жизни. К примеру, Уильям Мэддокс и Адам Галински путем серии экспериментов установили, что жизнь за границей способствует развитию креативного мышления. Например, я стараюсь как можно чаще делать что-то необычное, чего я раньше никогда не делал. К примеру, недавно купил велосипед и устраиваю себе велотуры по 30-50 км; работаю в лесу и делаю много других вещей, которые позволяют нарушить привычный уклад жизни. Как только какой-нибудь образ жизни начинает входить в привычку, и каждый день повторяются одни и те же события, это значит, что ты «застрял».
Привыкание и застой — убийцы креативного мышления.
В 2012 г. ученые установили, что чем больше опыт в разных областях жизни, тем более гибкое мышление присуще человеку. А опыт, нажитый в нестандартных ситуациях, помогает выйти за границу шаблонного мышления.
Чем больше твой день похож один на другой, тем меньше у тебя способностей к креативу.
Но здесь нужно понять одну важную вещь, слово «необычный» означает нестандартный именно для тебя, а не для всех остальных. Другие люди это могут делать хоть каждый день (например, прыгать с парашютом), но если конкретно вы этого еще не делали, значит это идет в зачет. Вывод следующий, придумывайте способы «шокировать» свой мозг, создавайте необычные ситуации и разрывайте привычные жизненные шаблоны, создайте свои оригинальные и нестандартные жизненные квесты.
#3. Отпустите свой мозг поблуждать
Ученые из Лейденского Университета, во главе с Лоренцо Колзато, в ходе экспериментов установили, что медитация также способствует развитию креативного мышления. Но здесь есть один важный нюанс! Не всякая техника одинаково полезна. Исследователи выявили, что наиболее эффективной моделью для развития творческих способностей является «открытая» медитация, когда ты «пропускаешь» через себя все мысли и ощущения, не сосредотачиваясь на чем-то конкретном, то есть позволяешь своему уму блуждать. Медитация же с фокусировкой на какой-то мысли или мантре не оказала никакого значимого влияния на способность генерировать новые идеи. Это исследование еще раз доказывает тот факт, что нужно «отпускать» свой ум для поиска оригинальных решений, а не насильственно принуждать его думать о нависшем вопросе или проблеме. Кстати, медитация - это не обязательно сидеть в позе лотоса уставившись в одну точку, можно просто прогуляться или расслабиться в кресле, главное не напрягать мозг, а предоставить ему полную свободу.
#4. Ограничьте себя всеми возможными способами
«Дедлайны» (ограничения по времени) приводят к увеличению эффективности работы, то есть, в таких условиях мозг вынужден расставлять приоритеты и определять, что нужно обязательно сделать сейчас, а что можно отложить. Ограничения работают не только во благо продуктивности, но и усиливают творческие способности мозга. Вот смотрите, есть большая разница между тем, чтобы просто написать историю на вольную тему и написать историю на заданную тему, допустим про грабителей продуктового магазина, которые скрылись от погони на детских велосипедах. Как в первом случае работает наш мозг? Мозг сталкивается с бесконечным множеством доступных вариантов и вместо того, чтобы сосредоточить внимание на конкретной теме, начинает анализировать, какую тему лучше выбрать и почему. Процесс выбора «сосет» у нас энергию в больших количествах и это приводит к « истощению Эго » и способности принимать «взвешенные» решения. В конечном счете, мозг останавливается на банальной теме, которая хорошо знакома или по которой полно материала, просто потому, что с этой темой легче работать. И в очередной раз мы себе говорим «
Ладно, в этот раз напишу что-то попроще, а вот в следующий раз придумаю что-то оригинальное
». Но в следующий раз все повторяется вновь. Чем шире выбор, тем труднее даётся мозгу решение, и, в конечном итоге, он начинает искать кратчайшие пути и, как правило, выбирает путь с наименьшим сопротивлением, просто переписать уже написанную кем-то статью. Но другое дело, когда появляются какие-нибудь ограничения, например, заранее заданный сюжет истории. В этом случае мозг сначала сопротивляется, а затем соглашается с поставленной задачей и «подкидывает» интригующие идеи и неординарные повороты для сюжета. Смысл здесь в следующем, ограничения заставляют мозг работать на «полных оборотах» и в тоже время, чрезмерная свобода выбора приводит к банальным решениям.
Несколько примеров, как этот «трюк» используется в разных областях:
Неординарные фотографы ставят перед собой задачу сделать 10 оригинальных снимков в привычной для себя обстановке (например, у себя в квартире). Это вынуждает их посмотреть под новым углом на привычные вещи. Не раз слышал, что художники рисуют полотно, ограничиваясь только несколько цветами (например, тремя) или же только двумя кисточками разной толщины. Писатели используют предложения, состоящие не более чем из 5-7 слов. Музыканты используют только 5 нот в своих произведениях. Композиторы ограничивают свои произведения по продолжительности. Я и сам давно использую этот трюк, например, статьи моего блога пишутся в рамках строгих правил: тема должна быть интересна широкому кругу читателей и точка зрения должна иметь логическое обоснование. Это значительно «связывает мне руки», но одновременно делает мой ум более гибким и приводит к интересным решениям, таким, как эта статья.
Ограничения, — то чего страшится большинство людей (потому как это вызов самому себе, выход из «зоны комфорта»), но именно в таких условиях рождаются шедевры.
#5. Вздремните днем
Есть много исследований, которые подтверждают тот факт, что дневной сон способствует творческой мысли. Но есть одна важная деталь, о которой забывают. Чем меньше времени провел за работой, тем менее эффективен дневной сон. Это значит, что дневной дрем (инкубационный период для идей) наиболее эффективен в том случае, если вы уже «поломали» голову над решением нависшей проблемы. То, о чем я говорил, когда описывал принцип действия РАС. Чтобы дневной сон не превратился в еще одну причину увильнуть от работы, убедись, что прежде вы уже попробовали найти ответ на поставленный вопрос.
#6. Сделайте что-то нелогичное
В ходе исследований ученые установили, что чтение (или просмотр) каких-то лишенных всякой логики, абсурдных или фантастических историй способствует креативному мышлению. Объясняется этот феномен довольно просто, одна из особенностей нашего мозга - всегда искать логическое объяснение происходящим вокруг вещам, и неважно, в действительности это происходит или же считано с экрана телевизора, во всем должна прослеживаться логическая связь. Кстати, в ходе эксперимента «подопытные» читали книгу «Алиса в Зазеркалье». Одна из немногих сказок, смысл которых в детстве я не мог понять:) «Нелогичность» вынуждает наш мозг «закипать» и в какое-то время «логическое мышление» отключается (чтобы дать мозгу «остыть») и на первый план выходит креативное мышление.
В поисках вдохновения я часто читаю lifehacker.ru, например.
#7. Отключите многозадачность
Практически каждый страдает такой болезнью, как «
хочу все успеть
» и первый симптом этой болезни « многозадачность ». Это не есть плохо, если дело касается бытовых вопросов, например, мыть посуду и параллельно слушать аудиокнигу, но критически сказывается на эффективности, если говорить о более серьезных вопросах. Допустим, я давно заметил, что если я «впитываю» в себя новую информацию и одновременно с этим пишу статью для своего блога, вставляя в нее то, что только узнал, на выходе получается работа не самого лучшего качества, и я вынужден ее переделывать. Все дело в том, что в такой ситуации мозг работает одновременно в двух режимах и одна часть «оперативной памяти» занята процессом переваривания информации, другая же часть отводиться под креатив. В такой ситуации реализовать весь свой творческий потенциал просто невозможно. Есть смысл разделять разные режимы работы, например, изначально «впитать» информацию, дать ей осесть (ученые называют этот этап «инкубационным периодом», именно в это время «созревают» новые идеи), а затем уже приступать к работе и всю энергию вложить в творческий процесс.
#8. Сделайте что-то, что вызовет волну эмоций
Не новость, что вдохновению сопутствует хорошее настроение, но мало кому известно, что на креатив положительно влияют и негативные эмоции. Это открытие было сделано относительно недавно, в 2007 году, хотя если проанализировать, то история полна примеров, когда в моменты горя люди создавали шедевры, только у таких гениальных вещей «окрас» немного другой, часто трагический. Я не хочу, чтобы вы специально вгоняли себя в депрессию, просто помните, что в следующий раз, когда почувствуете сильный эмоциональный настрой, попробуй сконцентрировать этот поток энергии на чем-то для тебя важном. В такие моменты вероятность «выловить» идею с большим потенциалом резко возрастает. Только записывайте все, что придет на ум в эти моменты, без разбора, анализировать и взвешивать будете уже после (ведь это уже другой режим работы мозга).
#9. Выполните физические упражнения
Изучая вопрос креативности, я заметил, что многие люди упоминают о том, что занятия спортом способствую творческому мышлению. Сам я тоже давно это за собой замечал. Природа этого процесса такова, что при физической нагрузке, во-первых, увеличивается приток крови в мозг и, во-вторых, после продуктивных занятий у человека улучшается настроение. То есть, занятия спортом напрямую не влияют на творческие способности, но влияют на настроение, а отсюда и возникает предрасположенность к оригинальным мыслям. Точно так мысли о чем-то приятном, например, о любви или райском отдыхе, поднимают настроение, а значит и мысленные способности. Итак, если Вы «застряли» и не можете выдавить из себя ничего стоящего, сделайте перерыв и попробуйте включить физические упражнения , это может приблизить момент вдохновения.
Формула Гениальности
А теперь пришло время все подытожить и вывести формулу креативности.
Внимание!
То, что описано ниже - это алгоритм, который я создавал под себя. Он не единственный верный путь к креативности и у Вас может быть своя рабочая формула. Итак, когда мне нужны свежие идеи, я делаю следующее:
Шаг #1
Настраиваюсь на нужный диапазон мышления, для этого пробую «на зуб» нависшую задачу. Без этого шага все остальное бесполезно, потому как РАС не получит нужные параметры для отслеживания.
Шаг #2
Если сходу решить проблему не получается, то, после нескольких безуспешных попыток, я отвлекаюсь и переключаюсь на необременительную для мозга деятельность (спортом занимаюсь, в магазин иду или с сыном играю). Фаза отвлечения ОБЯЗАТЕЛЬНО необходима, чтобы «освободить» свой мозг от неэффективных решений. Отвлечение - это своеобразный инкубационный период для новых идей. Это именно то, о чем я говорил в статье о продуктивности, где ученые установили, что запланированные перерывы повышают осознанность и фокус в работе.
Шаг #3
Когда-то мне на глаза попалось интервью с Р. Брэнсоном, и мне запомнилось одно его высказывание:
Я забываю идеи так же быстро, как они приходят на ум. Поэтому всегда ношу с собой блокнот, в крайнем случае, не брезгую записать на ладонях.
Так если забывать идеи свойственно Брэнсону, то отчего это не свойственно мне?
Я стараюсь записывать все, что всплывает в моем мозгу. Если идея «постучала» в голову сегодня, а не завтра или вчера, значит, у меня есть все необходимое, чтобы воплотить ее в жизнь сегодня.
Это последний шаг и с первого взгляда он самый легкий, но в реальности именно он самый сложный – записывать все, что приходит на ум.
Интересно еще и то, что блокноты для заметок всегда с нами, но только не в тех местах, где они действительно нужны. Например, мы берем их на работу, на деловую встречу …, но реально, есть ли у нас время на новые идеи в этих местах? Правда в том, что это не те места, где отмечается всплеск креативности!
Уверен, что если вы повесите блокнот в ванной, возьмете диктофон на пробежку или iPad на пляж, то идей «насобираете» в разы больше.
На этом все …!
Эта статья не может быть закончена без вашего участия?
- Что я упустил в этой статье?
- Какие способы поиска оригинальных идей используете Вы?
Поделитесь своими мыслями и наработками. Давайте вместе поможет другим людям стать ещё более гениальными :)
P.S. Спасибо Вам, что прочитали такую длинную статью и поделились ей с другими людьми.