Мы любим творческое мышление

Раньше слово «творческий» было синонимом «неорганизованный». Сегодня мы хотим видеть человека креативным и свободно мыслящим, восхищаемся, когда к задаче находят нестандартный подход.

Выделяют два метода решения задач:

  • Аналитический — вы подбираете решения, а затем определяете, какое из них верное.
  • Интуитивный (метод прозрений) — решение приходит к вам в голову в готовом виде.

Трудно выйти за рамки, пытаясь решить проблему аналитически, но вот способ прозрений подходит для этого как нельзя лучше.

Учёные проверили Insight solutions are correct more often than analytic solutions оба способа и обнаружили, что метод прозрений даёт больше правильных ответов, чем анализ. Сканирование мозга показалоThe Origins of Insight in Resting-State Brain Activity : у людей, решающих проблемы таким образом, активируется передняя поясная извилина. Эта область отслеживает конфликты между областями мозга и позволяет выявить противоборствующие стратегии. С её помощью человек может увидеть неочевидные способы решения задачи и направить на них внимание.

Кроме того, во время прозрений у людей отметили более рассеянное внимание. Оно позволяет увидеть целое, не зацикливаясь на конкретном.

Рассеянное внимание характерно для человека в расслабленном состоянии и приподнятом настроении. Вы не полностью сконцентрированы на задаче, но и не витаете в облаках. Возможно, поэтому большинство прозрений приходят к людям в комфортной обстановке, например в ванной. Если вас посетило такое прозрение, вместе с ним придёт уверенность в том, что решение верное. И, судя по научным данным, ему следует доверять.

Вне зависимости от того, какой метод решения задач вы используете, вы делаете это лучше, чем ваши не столь далёкие предки.

Мы умнее людей, живших 100 лет назад

Начиная с 1930 года результаты тестов на IQ увеличиваютсяThe Flynn Effect: A Meta-analysis на три пункта каждое десятилетие. Эта тенденция называется эффектом Флинна — по имени обнаружившего её профессора Джеймса Флинна (James Flynn).

У этой закономерности есть сразу несколько причин:

  • Выросло качество жизни. Улучшилось питание беременных и младенцев, уменьшилось количество детей в семье. Сейчас люди вкладываются в развитие и образование своих чад вплоть до окончания ими университета.
  • Улучшилось образование.
  • Изменились особенности труда. Умственный труд, как правило, ценится и оплачивается выше физического.
  • Изменилось культурное окружение. В современном мире люди получают гораздо больше стимулов для развития мозга: книги, интернет, разнообразное общение, не ограниченное местом проживания.
  • Люди привыкли к вопросам из IQ-тестов. Мы с детства умеем решать подобные задачи и использовать абстрактное мышление, поэтому делаем это лучше.

Нам повезло гораздо больше, чем нашим дедушкам и бабушкам, но вот наши дети не обязательно будут умнее. Уже сейчас в развитых европейских странах обнаружился антиэффектThe negative Flynn Effect: A systematic literature review Флинна: после 2000-х рост интеллекта прекратился и даже начал снижаться.

Учёные предполагают, что воздействие среды на интеллект человека достигло своего пика: лучше просто некуда. Люди и так хорошо питаются, заводят одного-двоих детей и обучаются до 16–23 лет. Они не могут иметь меньше детей или учиться дольше, поэтому неудивительно, что интеллект перестал расти.

Мы стали лучше решать задачки на бумаге, но влияет ли это на реальную жизнь? Ведь человек — не машина, и ошибки зачастую происходят от неправильной оценки информации и особенностей нашего восприятия.

Нам недостаёт критического мышления

Людям свойственно ошибаться и видеть только одну сторону проблемы. Один из примеров такого мышления — эвристика доступности, когда человек оценивает частоту и возможность события по лёгкости, с которой примеры приходят на ум.

Пользуясь таким методом, мы полагаемся на свою память и не берём в расчёт реальную статистику. Например, человек боится умереть от атаки террористов или торнадо, но даже не задумывается о сердечном приступе или онкологии. Просто потому, что по телевизору чаще показывают громкие случаи.

К числу таких ошибок можно отнести и эффект якоряJudgment under Uncertainty: Heuristics and Biases , когда на решение людей влияют произвольные данные, полученные из окружающей среды. Этот эффект хорошо демонстрирует эксперимент психолога Даниэля Канемана (Daniel Kahneman). Испытуемых просили вращать колесо фортуны, на котором произвольно выпадала цифра 10 или 65. После этого участники должны были оценить процент африканских стран в составе ООН. Люди, видевшие на колесе 10, всегда называли меньшую цифру, чем те, кому попалось 65, хотя они знали, что это совершенно не связано между собой.

Подобные ошибки восприятия преследуют нас повсюду. Научиться замечать их очень важно, особенно в современном мире, где потоки фэйковых новостей и мифов льются со всех сторон.

Чтобы не стать жертвой иллюзий, научитесь подвергать сомнению всю информацию, выбирать надёжные источники и время от времени оценивать свои убеждения, даже если они кажутся вам единственно верными.

Также для развития критического мышления полезно общаться с широким кругом людей. Обычно мы тянемся к тем, кто разделяет наши взгляды. Но чтобы развить привычку мыслить критически, нам нужны знакомые, которые с нами не соглашаются. Они подкинут немало тем для размышления и, возможно, заставят нас пересмотреть свои убеждения.