Как лечили психические заболевания в Средневековье

История лечения людей с ментальными расстройствами и отношения к ним прошла огромный путь научных заблуждений, карательных методов лечения, изоляции и стигмы. Убедитесь сами: к Всемирному дню психического здоровья каждый день мы выпускаем краткую историю развития психиатрии в определённый период времени. Это вторая часть — Средневековье.
В чём видели причины болезней
Церковь
сверхъестественные причины психических заболеваний, забытые в Античности. Теперь любые отклонения от нормы и даже недостаток веры объясняют одержимостью демонами. В это время средневековые учёные используют античное наследие: поддерживают гуморальную теорию, строят гипотезы об устройстве мозга, восприятии и мышлении.Одержимость демонами
В Евангелие
описание безумия, которое стало классическим представлением об одержимости.Когда Иисус вышел из лодки, навстречу Ему из могильных пещер выскочил человек, одержимый нечистым духом. Человек этот жил в гробницах, и никто не мог связать его даже цепями: его уже много раз заковывали по рукам и ногам, но он каждый раз разрывал цепи и разбивал кандалы на ногах. Никто не мог усмирить его. Днём и ночью он бродил среди могил и по горам и с диким криком бил себя камнями.
Евангелие от Марка, пятая глава.
Церковь воровство и другие грехи, а также еретические взгляды и неверие в бога.
эпилепсию и другие патологические состояния результатом вторжения демона. Более того, этим объясняли не только ментальные заболевания, но и нежелательное поведение: враньё,Дисбаланс жидкостей в организме и вредные испарения
Французский врач и профессор Бернар де Гордон
, что дисбаланс жидкостей в организме и нездоровые испарения в области мозга могут вызывать психические болезни, связанные с притуплением чувств и нарушением двигательных функций.Теорию о токсичных испарениях колдуны могут сильно напугать человека, что в конечном итоге доводит того до безумия.
также французский учёный и епископ города Лизье Николай Орем. Он видел в них причину мании и видений. А меланхолию считал последствием чёрной желчи, навевающей страх и плохие мысли. Орем считал, что демоны иДоктор теологии, канцлер парижского университета Жан Жерсон также
связать сверхъестественные причины с научными. Доктор одновременно поддерживал гуморальную теорию, но при этом предполагал, что повлиять на здоровье может и дьявол. Например, когда он внушает человеку особенно строго поститься, это приводит к дисбалансу гормонов и может закончиться развитием меланхолии.Автор энциклопедии «О свойствах веществ» (De proprietatibus rerum) Бартоломей Английский бешеной собаки или отравление ядом. Как и Жерсон, Бартоломей Английский упоминал мистические силы. Например, считал, что слишком большая сырость в голове благоприятна для демонов, которые хотят войти в тело.
дисбаланс жидкостей с внешними причинами. К нему могла привести неправильная диета и злоупотребление крепким вином, укусНарушения в работе мозга
В X веке известный персидский врач Авиценна
свою классификацию когнитивных процессов. На его схеме в мозгу присутствовало пять ощущений: в лобной части — те, что отвечают за восприятие, между ними всё, что обрабатывает информацию, и в затылке — память.
Поражение разных частей мозга могло привести к недугам. Например, нарушения в лобной области могли вызвать ступор, в затылочной — эпилепсию или амнезию, а воспаление мозговых оболочек — безумие с лихорадкой.
Влияние астрономических объектов
Средневековые учёные не оставили без внимания и небесные тела. Например, Николай Орем
, что френия, лунатизм и эпилепсия возникают от влияния луны, которая нарушает баланс жидкости в организме. В результате больные теряют контакт с реальностью.Какие диагнозы ставили врачи
Средневековые учёные выделяли несколько заболеваний.
Ступор и другие нарушения восприятия
К этим нарушениям относили любые заболевания, при которых притуплялись чувства, нарушалась мыслительная и двигательная активность. Средневековые авторы сходились в том, что такие состояния вызваны повреждением мозга или нервов, но вот с классификацией болезней были проблемы.
Например, в средневековых трудах
congelatio, или «замерзание», по симптомам похожее на кататонический ступор. Есть отдельное заболевание stupor, которое также проявляется как двигательное расстройство, но при этом отличается от congelatio. Чем именно — зависит от автора.Например, Бернард де Гордон вялость или отсутствие ответа на раздражители. Он также считал, что stupor отличается от congelatio тем, что при первом заболевании глаза человека остаются открытыми.
, что при этом состоянии притупляются ощущения и двигательные функции или парализует одну часть тела, а Арнольд из Виллановы в своём труде De parte operativa такие симптомы stupor, как кома и каталепсия (двигательное расстройство, при котором человек как бы застывает в принятой или приданной ему позе), потеря сознания,Если же человек внезапно и полностью утрачивал двигательную и ментальную активность, это состояние
apoplexia.Меланхолия и мания
Как и в Античности, меланхолией
беспричинный страх и тоску, а манией — возбуждённое состояние и помешательство.Жан Жерсон
, что из-за испарений у больных поражается воображение и восприятие, поэтому меланхолики и маньяки видят то, чего нет на самом деле.Подобно тому, как здоровый человек пугается несуществующей угрозы в темноте, больные боятся того, что существует только в их внутреннем мире. Они всегда находятся в темноте.
Френия
Френией называли безумие, сопровождаемое лихорадкой. Эразм Витело считал, что такое состояние наступает из-за нарушения обработки сенсорных сигналов. Заболевший человек связь с реальностью и видит наяву свои фантазии.
Эпилепсия
Как и в Античности, эпилепсия считалась не просто заболеванием, но и в какой-то степени даром. Считалось, что людям с эпилепсией во время приступов
видение будущего и скрытые тайны настоящего.Как лечили психические заболевания
Как и в эпоху Античности, в Средние века не было какого-то одного способа лечить психические заболевания. Можно выделить четыре основных метода.
Экзорцизм

Стандартом помощи душевнобольным в римско-католической церкви
экзорцизм. Этим занимались многие популярные святые: Франциск Ассизский, Бернард Клервоский, Норберт Ксантенский, Хильдегарда Бингенская.Обряды экзорцизма включали в себя чтение псалмов или пассажей из Евангелия, применение различных антидотов — знака креста, соли и святой воды, а также паломничество к реликвиям святых. Считалось, что они заключают в себе такую же мощь, что и святые при жизни.
В работе La Vida de San Millán Гонсало де Берсео
интересный случай в доме сенатора Гонориа — тот был одержим демоном.Каждый раз, когда сенатор собирался поесть, демон кидал компост и другие ужасные вещи в его еду, а когда хотел попить вина, демон выливал его на пол. В доме всё время было очень грязно; все, кто жил там, заболевали. Сенатор позвал святого Аемельяна на помощь, он пришёл в дом и сказал людям там поститься три дня, чтобы демон ушёл.
Кровопускания
Врачи, поддерживающие гуморальную теорию, могли в качестве лекарства назначить рвотные и слабительные, банки к ногам и тёплые ванны. Но одним из самых популярных методов было кровопускание.
Например, Авиценна и Арнольд из Виллановы применяли эту процедуру для лечения практически любых заболеваний. Более того, её цирюльников.
не только врачи, но и священнослужители и монахи, пока в 1163 году церковь не запретила им этим заниматься. После этого кровопускание перешло в ведениеВ основном кровь выпускали из вены, делая надрез на сгибе локтя. Также цирюльники могли применить банки, чтобы вытянуть кровь через порезы на коже с помощью вакуума.
В Уэйлском манускрипте XV века даже сохранилась шутка о кровопускании из подмышки: «Если вы возьмёте кровь отсюда, пациент умрёт от смеха».
Насильственные методы
Падуанский профессор Михаил Савонарола
, что в его время больных секли розгами до кровавых полос, чтобы вылечить манию. А также кололи иглами, шипами и покрывали всё тело горчичниками, чтобы уничтожить застой мысли, вызванный меланхолией.Арабский врач Авензоар порекомендовать проломить череп. Так, Бартоломей Английский упоминал, что безумие можно лечить трепанацией в форме креста, что поможет высвободить из головы вредные испарения.
, что когда-то больных лечили калёным железом. Сам он, правда, этот метод осуждал. Также врачи моглиИзоляция
В Средневековье городские власти впервые
внимание на сумасшедших. Появились первые юридические акты, посвящённые психическим больным. Как поступать с ними, зависело от наличия родных, их достатка и состояния больного.- Его могли держать взаперти ближайшие родственники. Если же он одинок, ответственность несёт духовенство или цехи — объединение ремесленников по роду профессии.
- Если родные не хотели держать больного дома, то могли заплатить другим людям, чтобы безумец жил у них. В 1425 году горожанка регулярно получала в магистрате сумму за содержание душевнобольной женщины.
- Родные могли попросить власти отправить его в тюрьму.
- Больного могли выслать из страны, если он был иностранцем. Таких просто отвозили куда подальше и выпускали на все четыре стороны. А если те возвращались, наказывали кнутом и отправляли обратно.
Также в Средние века начали открывать больницы для душевнобольных. Есть некоторые данные, что впервые такие заведения появились в мусульманских странах. Ещё в VIII веке халиф из Багдада
в городе маристан, что в переводе с персидского значит «дом или место для больных», где принимали сумасшедших. В XII–XIII веках маристаны также в Марракеше, Фесе, Дамаске.В 1247 году в южном Лондоне Генри II
больницу Святой Марии Вифлеемской. С 1377 года её отвели под содержание сумасшедших. Это заведение вошло в историю как Бедлам — позже название стало нарицательным. Как там лечили в Средневековье, доподлинно не известно. Но точно не обошлось без цепей — эта практика использовалась в лондонской больнице вплоть до XIX века.
Станьте первым, кто оставит комментарий