Лучшее
Рубрики
Рецепты
Промокоды
Курсы
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Промокоды
Курсы
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Научпоп
Отношения
Реклама
Образование Колонка 29 сентября 2021

Есть ли у воды память? Разбираемся, как возник популярный миф и почему наука его опровергает

Увы, даже если очень ласково разговаривать с водой в стакане и включать ей Моцарта, она не станет целебной.
Фото автора Денис Байгозин
Денис Байгозин

Есть ли у воды память? Разбираемся, как возник популярный миф и почему наука его опровергает
Избранное

В эзотерике, мистике и даже вполне бытовых вопросах часто встречается термин «структурированная вода», подразумевающий некое сверхвещество, обладающее лекарственными и магическими свойствами, в том числе способностью переносить информацию. Есть люди, которые в это верят и тратят заметные деньги на «структурирование» воды и прочие оккультные действия. Давайте разберёмся, откуда появился этот миф и почему у воды не может быть памяти.

Денис Байгозин
Химик, преподаватель и автор блога о химии. Занимал должность ведущего разработчика компании «Аквафор».

Уникальна ли вода

В школьной программе за 8‑й класс есть урок под названием «Уникальные свойства воды». На нём рассказывают про «непредсказуемо экстремальные» температуры плавления и кипения, про диполи и ионные силы. К сожалению, этот урок, точнее плохое его усвоение, и закладывает первый фундамент для веры в мистическую структуру воды.

Уже много десятилетий прошло с тех пор, как учёные в деталях объяснили значительные отличия воды от соседей по группе: сероводорода, селеноводорода и теллуроводорода. Уникальные свойства H2O вызывает большой дипольный момент, помноженный на способность к образованию водородных связей.

Водородные связи между молекулами воды. Иллюстрация: Лайфхакер

Концы молекулы H2O сильно заряжены, а водороды легко становятся общими, объединяя две и более молекулы и не давая им расцепиться и улететь в виде пара. Всё просто. Вернее, сложно, но объяснимо в рамках науки, без обращения к мистике. И кстати, «магически точные» значения температур плавления (0 °С) и кипения (100 °С) воды не несут символизма, а выбраны людьми для удобства. Это шкалу Цельсия подстраивали под воду, а не наоборот.

Понятно, почему вода уникальна. Но почему ей приписывают наличие памяти, а не процессора, монитора или других частей компьютера?

Не шарлатан, но и не гений — кто такой Жак Бенвенист

На многих сайтах, посвящённых «структуре воды», упоминается имя Жака Бенвениста как отца‑основателя информационной теории воды. Что же он сделал? Этот французский учёный‑иммунолог в 1988 году исследовал разведение анти‑IgE‑антител и их влияние на человеческие базофильные клетки. То есть изучал иммунный ответ. Результаты, которые Бенвенист хотел опубликовать в журнале Nature, казалось, соответствовали идеям гомеопатии: при разведении в миллионы раз активность препарата сохранялась.

Однако статью в первой редакции отозвали с просьбой уточнить эксперимент или объяснить его теоретически. Вместо того чтобы перепроверить странные результаты, Бенвенист ввёл понятие «памяти воды» и «информационной структуры», которую можно скопировать с лекарства и бесконечно множить в воде, делая её активной. Крутая идея, которая могла бы спасти многие жизни.

К сожалению, попытки повторить эксперимент в других лабораториях ждал провал. Более того, при введении двойного слепого метода Бенвенист лично не смог воспроизвести свои результаты. В другой ситуации научное сообщество покачало бы головой, пожурило незадачливого экспериментатора да и забыло бы, но идея уже очень понравилась журналистам и некоторым фармкомпаниям. Ведь можно ничего не синтезировать, а разливать по пузырькам чистую воду! Поэтому про разоблачение опытов Бенвениста мало кто помнит. А вот термин и его производные как раз остались.

Что могут услышать снежинки

Одна из самых коммерчески успешных кампаний, связанных со «структурой воды», была у Эмото Масару. Он прославился благодаря рекламе с фотографиями красивых и уродливых снежинок, которым при замерзании была послана различная информация. Позитивная якобы даёт симметричные снежинки, а негативная — асимметричные. Фирма Масару и его последователи широко и успешно продают «правильную воду», «структураторы», «музыку воды» и другие религиозно‑мифические продукты.

Иллюстрация: Анна Гуридова / Лайфхакер

К сожалению, в отличие от искренне заблуждавшегося Бенвениста, в данном случае это прямое жульничество. На таинство выбора одной из снежинок, образовавшихся под действием слов, допускали только посвящённых. Которые и выбирали подходящую среди тысяч. Двойной слепой метод грустно плачет в уголке.

Может ли звук влиять на воду и другие вещества? Да, но только высокой частоты и интенсивности. Этим даже занимается отдельная наука — сонохимия. Обычные же слова никак не влияют. Да и на каком языке говорить? Например, произнесённые слова «факт» или «Дед Мороз» в английском теряют свою позитивную эмоциональную окраску.

Что нужно знать о водных кластерах

Второе дыхание теория памяти воды получила в конце 90‑х — начале нулевых в связи с открытием водных кластеров. Это квазиструктуры, которые образуются в воде за счёт водородных связей. Сторонники структурирования сразу, не читая, подняли кластеры на знамя: «Вот так вода и запоминает! Кластеры — носители информации!» Но никто из них не прочитал в научных статьях время существования таких кластеров: 10-6–10-10 секунды.

Водный кластер. Frank N. Keutsch / Richard J. Saykally / PNAS

Так что, даже если предположить, что на воду можно что‑то записать, всё сотрётся после перераспределения кластеров. В лучшем случае такая «флешка» протянет 0,000001 секунды в переохлаждённой жидкой воде. Поэтому, к сожалению, предки были правы, когда говорили «вилами по воде писано».

Как связаны гомеопатия и память воды

Куда же без неё? Чтобы не писать ещё одну статью, думаю, стоит направить вас к материалам про гомеопатию и эффект плацебо на Лайфхакере. А о психосоматике лучше пусть расскажут медики.

За одно я благодарен гомеопатам: они вдохновили на отличную задачку, которую я предлагаю ученикам в Химическом центре в первый учебный год. Звучит она так: «Сколько тонн препарата ХХХ нужно употребить, чтобы в организм попала одна молекула действующего вещества?» Чаще всего ребята сами идут в аптеку и считают, исходя из указанного на коробке количества разведений и числа Авогадро. Попробуйте и вы, можно взять любой гомеопатический препарат.

Число Авогадро (молярная константа) — самая запрещённая константа в среде гомеопатов. Проверено. Дело в том, что, как только разведение чего‑либо превышает примерно 1023 раз, то исходное вещество в препарате попросту исчезает. И ничего с этим не сделать, приходится переходить к памяти воды, структуре и прочему. Ну или просто ругаться нехорошими словами на въедливого учёного.

Зачем всё это людям

Некоторые скажут: ну пишут же про структуру. Значит, что‑то нечисто, учёные скрывают, наука не всё может объяснить. Может, и какая‑то польза от «структураторов» всё-таки есть?

Чтобы что‑то долгое время существовало в условиях рыночной экономики, оно должно быть выгодно хотя бы кому‑то. Как раз выгода и поддерживает этот миф. Если на фильтре для воды написать, что он структурирует воду, продажи увеличатся. Почему? Знающий покрутит у виска — и всё равно купит, если фильтр хороший. Не знающий же на полке выберет как раз «структурирующий» фильтр.

Гомеопатия ещё выгоднее: для производства лекарства не нужна разработка, тестирование на клетках, мышах, добровольцах, сертификаты. Нужен только сахар, крахмал и маркетинг. Выгода огромна, затраты почти нулевые. Жаль только, что не работает.

Ну и, конечно, информационная теория воды — хлеб для конспирологов, нужно же о чём‑то разговаривать, когда уже слишком многие мистические теории безжалостно разрушены наукой.

Что делать с продуктами на основе «памяти воды»? Избегайте их. Либо это пустышки, либо попытка вытянуть из вас дополнительные деньги, не увеличивая ценности товара. В любом случае покупать лучше у честных компаний.

Читайте также 🧐
  • Почему БАДы бесполезны и даже опасны
  • Как не тратить деньги на лекарства-пустышки
  • Почему вам точно не надо пить серебряную воду
Обложка: Анна Гуридова / Лайфхакер
Над текстом работали: Денис Байгозин
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное

Лучшие предложения

Blackview Tab 16

Надо брать: планшет Blackview Tab 16 за 12 719 рублей

17 украшений, чтобы нарядить ёлку от основания до макушки

17 украшений, чтобы нарядить ёлку от основания до макушки

Утеплённые мужские кеды Li-Ning

Выгодно: мужские кеды Li-Ning со скидкой 30%

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары

15 интересных товаров дешевле 500 рублей

15 интересных товаров дешевле 500 рублей

Надо брать: посудомоечная машина Gorenje со скидкой 31 500 рублей

Надо брать: посудомоечная машина Gorenje со скидкой 31 500 рублей

Смартфон realme GT3

Цена дня: смартфон realme GT3 за 41 647 рублей

30 товаров, которые можно выгодно купить во время «чёрной пятницы»

30 товаров, которые можно выгодно купить во время «чёрной пятницы»

Это интересно
5 фактов об автомобильных технологиях, которые вы не знали

5 фактов об автомобильных технологиях, которые вы не знали

Реклама
Семью заводить можно? А детей? Тест о жизни с ВИЧ

Семью заводить можно? А детей? Тест о жизни с ВИЧ

Социальная реклама
5 фактов о том, зачем нужно донорство костного мозга и как проходит эта процедура

5 фактов о том, зачем нужно донорство костного мозга и как проходит эта процедура

Социальная реклама
5 популярных заблуждений, которые мешают делать выгодные покупки на распродажах

5 популярных заблуждений, которые мешают делать выгодные покупки на распродажах

Реклама
Комментарии
S G
29.07.20 17:37
на лурке была картинка в тему - что-то про то, как вы ходите в туалет, а потом эту же воду пьете)
Полина Накрайникова
29.07.20 17:47
🔥🔥🔥
Alex Ponomar
29.07.20 21:26
Спасибо!
Sergey Petkevich
30.07.20 06:28
Слышал об этом. Поэтому интересно почитать было. Только зачем этот химик регулярно поплевывает в сторону тех, кто верит в память воды, непонятно. Как то портит статью. Из-за этого прочитал бы о воде других кто изучает воду, но не просто верующих в структуру её, а именно учёные может и т.п.
Den Turitz
30.07.20 07:50
Потому что учёному тяжело воспринимать "по доброму" людей, которые не смотря на постоянные объяснения, почему "память воды" - чепушня, продолжают в это верить.
Sergey Petkevich
31.07.20 08:51
Мне порой тоже не эмоционально тяжело на что-то реагировать. Но в официальной статье так делать, лицо терять. Аргументы не так серьёзно воспринимаются.
Den Turitz
01.08.20 01:54
Так в официальных статьях разбирается несколько иначе, здесь статьи носят развлекающий, в лучшем случае, образовательный характер, но не научный.
Наталья Скорнякова
30.07.20 15:19
Если в статье и есть наброс, то скорее на тех, кто использует веру в память воды в собственных корыстных целях. Это же совсем не круто, согласитесь?
Sergey Petkevich
31.07.20 08:44
Не круто, согласен. Но с другой стороны, так как я в этом не особо понимаю, мне больше любопытно есть ли направления науки, представители которых изучают воду и могли бы прокомментировать. А то выглядит, что учитель химии поплевался и все. Так преподносить тоже не круто. Однобоко.
Den Turitz
01.08.20 01:56
Не всегда должны быть представлены обе позиции, подобная толерантность не приводит ни к чему хорошему.Есть люди, изучающие химию и физику воды, есть врачи, изучающие воздействие воды, как лекарственного средства.Могу сказать о последнем, так как я эксперт в области медицины, убедительных доказательств в том, чтобы вода оказывала какое-то специфическое действие после воздействия на нее, нет.
Жорик Ассаи
30.07.20 09:03
А как же тест с рисом? Когда трём стаканам «говорили» положительные, нейтральные и негативные эмоции.
Alexander Moro
29.09.21 21:14
А причём тут вода? Зачатки разума у растений давно открыты.
Тайный Пурпурный Ежик
30.09.21 07:09
А можно попродробнее? У растений нет нервной системы = нет разума.
Игорь Алексеенко
04.10.21 09:09
У всего живого есть нервная система, у растений тоже
Alex Ponomar
04.10.21 10:18
Почти. Но не совсем.
Тайный Пурпурный Ежик
08.10.21 17:23
Нет. У растений нет нервной системы.
Alexander Moro
24.10.21 18:09
Ты мелко плаваешь и считаешь мозг - разумом. Это две большие разницы и вторая явно тебя натягивает.
Тайный Пурпурный Ежик
24.10.21 21:40
У меня есть иллюзия, что вы считаете, что любой поток сознания, оставленный Вами здесь, можно понять. Но это не так.
Rus Ua
30.09.21 09:24
кем "давно открыты"? вами только-что?))))
кот Бегемот
30.09.21 12:13
прекращайте я сейчас подавился помидоркой,мне кажется она плакала.
ираклий казанцев
02.08.20 00:18
Денис Байгозин, Занимал должность ведущего разработчика компании «Аквафор»? о чем можно дальше говорить!!! он далек от темы навсегда. он и близко не знаком с ВОДИЧКОЙ. пусть пьет ,,Аквафор''и не морочит абрикосы.
Timoteo Cirkla
24.10.21 18:15
И что? Почему нет никакой "памяти воды", уже разжёвано множество раз и кучей специалистов.
Антон Горин
08.09.20 21:06
А как же исследования Гаряева и Тертышного?
Alex Ponomar
08.09.20 22:36
Псевдоученых не рассматриваем.
Евгений Суслов
30.09.21 07:52
Антон, с "официальными" учёными говорить бесполезно! Это же проводники "незыблимых" постулатов! А, о тех, кто выходит за эти рамки, у них разговор короткий!
Rus Ua
30.09.21 09:22|изменено
"выходить за рамки" и "не уметь в научный подход в исследованиях" это совсем разные вещи.
Timoteo Cirkla
24.10.21 18:17|изменено
Вот как раз таки говорить с альтернативщиками и бессмысленно. Ибо в ответ они будут говорить, что либо только они могут провести эксперимент, что якобы другие не могут, что нужна "специальная аппаратура", что де нужно просто верить. А то и вообще пускаются в истерику. А вот нормальными учёными давно разжёвано, почему нет никакой "памяти воды". Но вам, видимо, это не интересно.
валера васильев
19.11.22 23:03
а вот нормальные ученые в свое время разжевывали ..все вертится вокруг земли и она плоская..не согласных на кол или на костер. Ребята,даже если ты ученый,специалист хороший . оставляй один процент хотя бы на сомнения,сегодня это неоспоримый постулат,завтра это все иначе
Яна Ермоленко
27.10.20 18:38
как теперь купаться если вода все помнит?
Timoteo Cirkla
24.10.21 18:19
В любом чистом водоёме. В других вы и так и так можете заразиться.А "памяти воды" нет.
Батя Батеіч
23.01.21 08:25
А что вы скажыте нащот крещоной воды на крещения которая стоит год и не пропадать а простая стучится станет включая притом что вторая набрала тоже и не простоит и половины времени первой.
Alex Ponomar
23.01.21 12:58
Лажа это.
Вячеслав С.
30.09.21 05:25
не убивайте в людях веру нащот кресчоной воды, ибо эффект плацебо никто пока не опровергал)
Andrei Tsarev
30.09.21 08:22
Вы это специально, да? Я вот сейчас читал и плакал. Вы бы ещё йежа куда-нибудь вписали и я бы обрыдался от умиления!
Евгений Суслов
30.09.21 07:39
Совершенно не понимаю, откуда такие выводы. Вы, что - нибудь слышали о опытах японца Масаро Эмото? И, на мой взгляд, вы однобоко подаёте материал, только мнения официальной науки. Вечный спор о незыблимости постулатов официальной науки?Поверьте, если что-то и существует, недоказанное современной наукой, это что-то никуда не денется, лишь только потому, что не вписывается в рамки современной официальной науки.
Andrei Tsarev
30.09.21 08:28
За подобные комментарии меня всегда минусуют на Лайфхакере.
Timoteo Cirkla
24.10.21 18:21
И правильно делают.И кстати. Странное отношение к плюсам и минусам у людей на лайфхакере. Лайфхакер - это не хабр, тут плюсы и минусы это лишь "согласен/не согласен", а не "карма" как на хабре.
Владимир
30.09.21 14:08|изменено
Бредовые опыты. Если что-то существует, то это должно проявляться в ходе экспериментов. И в науке нет незыблимых постулатов.
Александр Хвостов
01.10.21 07:31
А теперь без оскорбления чувства верующих объясните чем отличается святая вода от обычной? ))
Alex Ponomar
01.10.21 13:05
В святую воду сознательно погружали разные предметы неизвестной чистоты.
Игорь Алексеенко
03.10.21 22:06
Печально когда образование человека начинается со школьной программы и ею же заканчвается.
Alex Ponomar
04.10.21 02:04
Остаётся только догадываться, что вы хотели этим сказать.
Игорь Алексеенко
04.10.21 09:17
Автор пишет:В школьной программе за 8‑й класс есть урок под названием «Уникальные свойства воды». На нём рассказывают про «непредсказуемо экстремальные» температуры плавления и кипения, про диполи и ионные силы. К сожалению, этот урок, точнее плохое его усвоение, и закладывает первый фундамент для веры в мистическую структуру воды...Значит с тех пор как он успешно усвоил урок ничего другого, нового он о воде не узнал.А наука уже прошла два уровня с того места.
Alex Ponomar
04.10.21 09:26
Какие именно уровни прошла наука?
Игорь Алексеенко
09.10.21 04:56
Классическая, неклассическая и постнеклассическая
Alex Ponomar
09.10.21 12:16|изменено
А, в этом смысле :) Но постнеклассическая наука появилась ещё до рождения автора :)
Игорь Алексеенко
10.10.21 00:32|изменено
Только автор об этом не знал... В школьной программе этого же нет ;)
Alex Ponomar
10.10.21 04:07
Из чего следует такой вывод?
Олег Логвиненко
06.10.21 13:13
Мне совершенно одинаково есть структурированная вода или нет! НО почему я наливаю из чайника холодную воду и через 30 минут она становится вкусной, а в чайнике она остается с металлическим привкусом? А еще лучше, я течении недели доливаю в кувшин с той вкусной водой кипяченую воду, а уже через 5-10 минут она опять становится вся вкусной и осадок скапливается на дне и практически не всплывает? И вам на здоровье
Alex Ponomar
06.10.21 13:21
Да хрен его знает, в какие игры ваш мозг с вами играет :)
Олег Логвиненко
07.10.21 09:31
Ну мой то ладно, а как мое окружение? Им тоже больше нравится структурированная/неструктурированная вода
Alex Ponomar
07.10.21 10:10
Больше чем что?
Timoteo Cirkla
24.10.21 18:24
Ну значит окружение у вас такое, которое, как и вы, любит выдавать субъективные ощущения за объективные.
Олег Логвиненко
25.10.21 08:47
Субъективные - это когда используется усилитель вкуса, а объективные - это когда из двух вариантов всеми всегда выбирается один и тот же

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Люблю геншин
2 минуты назад

0 / 0

Стальной алхимик и Игра Престолов - "лютая параша" ? Вы на буквлки наугад тыкайте, или в ваших словах есть хоть капля заложенного смысла?
В Сети составили рейтинг самых ненавистных персонажей сериалов
Аватар автора комментария
Roman Romanuch
17 минут назад

0 / 0

Ого, ещё одна обиженная брошенка описала как ей было тяжело жить с мужиком). В общем слушайте малолетки и запоминайте. Мне 50 лет у меня жена и двое детей. Если женщину не угнетать она залезет любому мужику на голову. Секс для нормального мужчины помимо удовольствия - акт повелевания, а для его женщины - акт подчинения. Хотите вы этого или нет, но это так :)). Все полуфиминистки, которые "не должны", которых я имел в разное время, были мной просланы после первого же возбухания о своих правах, и на сколько я знаю, сидят сейчас с детьми от кого-то, без мужей. Это осознание рано или поздно придёт даже к автору(авторке!!! :) ) этой статьи, главное чтоб поздно не было.
Аватар автора комментария
Roman Romanuch
17 минут назад

0 / 0

Ого, ещё одна обиженная брошенка описала как ей было тяжело жить с мужиком). В общем слушайте малолетки и запоминайте. Мне 50 лет у меня жена и двое детей. Если женщину не угнетать она залезет любому мужику на голову. Секс для нормального мужчины помимо удовольствия - акт повелевания, а для его женщины - акт подчинения. Хотите вы этого или нет, но это так :)). Все полуфиминистки, которые "не должны", которых я имел в разное время, были мной просланы после первого же возбухания о своих правах, и на сколько я знаю, сидят сейчас с детьми от кого-то, без мужей. Это осознание рано или поздно придёт даже к автору(авторке!!! :) ) этой статьи, главное чтоб поздно не было.

Комментарий дня

Аватар автора комментария
Boss “Иваныч”
17 часов назад

+5 / -2

Никакого русского говна, тут нормальный топ
В Сети составили рейтинг самых ненавистных персонажей сериалов
6 необычных приборов и установок, которыми пользуются в научных лабораториях России

6 необычных приборов и установок, которыми пользуются в научных лабораториях России

Социальная реклама
Новости

Xiaomi выпустила смарт-часы Redmi Watch 4 и наушники Redmi Buds 5 Pro

16:40

Два метеорных потока и самый короткий день в году: астрономический прогноз на декабрь

16:25

Xiaomi представила флагманы Redmi K70 и K70 Pro на HyperOS

16:13

Xiaomi представила новый робот-пылесос. Его база срезает волосы со щётки

13:40

IndieWire назвал 25 лучших фильмов 2023 года

13:15

Браузер Samsung Internet вышел для Windows

12:40

«Пацаны» отправятся в Мексику: у сериала будет новый спин-офф

11:10

Paint для Windows 11 научился генерировать картинки с помощью ИИ

10:35

Microsoft выпустила безмятежный «уродливый» рождественский свитер

09:49

Apple назвала самые популярные книги и аудиокниги 2023 года

Вчера
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансии
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообщества
18+Копирование материалов запрещено. Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях