Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Своё делоКолонка
17 июля 2018

Как нанимать лучших сотрудников: 10 лайфхаков от опытного HR-специалиста

Эта методика поможет узнать о кандидатах всё необходимое, правильно оценить их качества и нанять лучших.
Фото автора Михаил Притула
Михаил Притула

нанимать лучших

Михаил Притула

Head of HR iDeals Solutions. Ранее работал в Wargaming, «СТБ», «Альфа-Банке». Более 12 лет в HR.

Уже больше 12 лет я нанимаю людей. За это время я провёл более 1 000 интервью и выработал свою методику отбора кандидатов, которую называю «A‑players-формула». В неё входит несколько компонентов, которые делают её номером 1 по эффективности.

Правильное описание вакансии

Моя идеальная структура описания вакансии не скопирована из интернета или должностной инструкции, а строится по такой схеме:

  • О компании — что мы делаем, сколько нас, где наши офисы.
  • Миссия должности — описание того, зачем вы вообще нанимаете человека.
  • Команда — описание команды, в которой будет работать человек.
  • Ожидаемые результаты — чёткий список того, что кандидат должен будет сделать за год.
  • Компетенции — базовые критерии отбора (если человек им не соответствует, вы его не будете рассматривать).
  • Будет преимуществом — набор критериев, если они есть, которые сразу выведут кандидата в финалисты собеседований.
  • «Плюс в карму, если вы…» — редкие критерии. Вряд ли один человек может отвечать сразу всем из них, но если есть совпадения — это уже почти финалист.
  • Что мы предлагаем — описание того, чего нет у других и почему человек должен пойти к нам. Не менее 10 пунктов, не менее пяти слов на каждый пункт (официальное оформление, гибкий график работы, страховка — это сразу удаляем, есть у всех).
  • Контакты — куда слать резюме. Если вакансия публикуется не руководителем в соцсетях, то лучше сразу давать ссылку на профиль руководителя в LinkedIn/Facebook, чтобы человек понял, кто вы.
  • Фото офиса/команды — для кандидата весь ваш текст достаточно абстрактен, пока он не увидит что-то реалистичное. Поэтому добавьте фото офиса или команды в офисе.

Вот мой свежий пример текста вакансии.

Моментальная реакция

На рынке A‑players лучшие кандидаты находят работу буквально за пару дней. Если вы не связались с кандидатом сразу же или хотя бы в течение 24 часов — половина шансов уже, считай, потеряна.

Таблица компетенций

Я фанат структурированного интервью. Это когда всем кандидатам задают одни и те же вопросы, позволяющие сравнивать ответы.

А ещё я фанат CBI, или интервью по компетенциям. Это когда в моём списке все вопросы оценивают hard & soft skills. Я задаю вопрос не в формате «Знаешь ли ты, что такое прямой поиск?», а в формате «Приведи пример, когда ты закрывал(а) вакансию прямым поиском».

Также очень крутая штука — Scorecards. Это табличка, в строках которой находятся компетенции, а в столбцах — имена кандидатов. И вы видите среднюю оценку по каждому кандидату.

Вот пример моей Scorecard.

Телефонное интервью

Не нужно приглашать всех сразу на личную встречу, часто достаточно пообщаться 15 минут по телефону, чтобы понять, стоит ли встречаться с кандидатом. По телефону я рекомендую задать вопросы из блока «Компетенции», уточнить ожидания по заработной плате, дату готовности приступить к работе, что кандидату интересно в вашей вакансии/компании.

Личное интервью

Я всегда провожу структурированное интервью — когда всем кандидатам задают одинаковые вопросы. Вопросы у меня заранее занесены в Scorecard, я читаю их с ноутбука и ставлю баллы от 1 до 10 в зависимости от того, насколько ответ соответствует моему идеальному представлению. Не гонюсь за оценками в 10 баллов, их почти не бывает. Все, кто в среднем набирает больше 7, достойны быть нанятыми.

Оценка ценностей

Помимо оценки компетенций, важно понять, совпадают ли ценности кандидата с ценностями компании. Для этого нужно заранее иметь список этих ценностей и задавать вопросы кандидату в формате «Приведи пример, когда тебе приходилось [подставляем ценность] ». И оценивать результат.

Оценка мотивации

Я всегда оцениваю мотивацию таким вопросом: «Насколько по 10-балльной шкале тебе интересна наша вакансия? Чего не хватает до 10 баллов?» Этот вопрос работает всегда, хотя он и суперпрост. Если оценка ниже 7, такой кандидат не годится.

Продажа

A‑players нужны всем, поэтому они будут сравнивать вас с другими. Чтобы их не потерять, всегда нужно найти время на интервью, чтобы рассказать о вас, «продать» вашу вакансию. Моя продажа строится так:

  • Компания — 30% времени я рассказываю о прошлом и 70% — о будущем, формирую представление о суперцели компании, к которой мы движемся. Люди хотят быть частью чего-то значимого.
  • Команда — рассказываю о структуре нашей команды, чем она крута.
  • Вакансия — говорю о своих ожиданиях от человека, привожу примеры суперзадач — того, что будет требовать от кандидата сверхусилий, но результат заставит гордиться.
  • Культура — наши ценности, как мы работаем и как общаемся в компании, что у нас лучше, чем у других.
  • СЕО — какой он. У Glassdoor (сайт № 1 в мире с отзывами о работе), например, даже есть такой критерий — «Одобрение деятельности СЕО». Любому сотруднику важна фигура СЕО, поэтому я кратко рассказываю, кто этот человек и какие у него сильные стороны.
  • Плюшки — все проявления заботы компании о сотрудниках.
  • График — нарушение work-life-баланса, как известно, становится самой частой причиной смены работы в мире, и я, как руководитель, всегда помогаю сотрудникам подобрать оптимальный график.
  • Развитие — рассказываю, как человек сможет развиваться на должности, какие новые знания получить и как их применить на работе.
  • Я как менеджер — рассказываю, как я управляю командой, о своих встречах с сотрудниками один на один, о стиле менеджмента.

Воронка

Я никогда не делаю выбор 1 из 1. Даже если мне попалась суперзвезда, я сравню с другими. В идеале стоит провести собеседование с 10 кандидатами.

Тревожные сигналы, или Red Flags

Система «красных флагов» — это подход, в котором вы тщательно наблюдаете за кандидатом и фиксируете все, что вас беспокоит, а потом делаете двойную проверку всех выявленных нюансов. Что это может быть:

  • кандидат слишком много говорит;
  • есть несовпадения (сначала кандидат сказал одно, а потом другое);
  • не готов к переходу в течение 2–3 недель;
  • не назвал чёткую причину ухода с предыдущей должности;
  • не может привести примеры своих достижений и так далее.

Если я решаю дальше рассматривать кандидата, то для перепроверки прошу следующего интервьюера обратить внимание на эти моменты.


Если по итогам всех описанных действий у меня есть несколько финалистов, я принимаю окончательное решение или прошу ещё кого-то провести дополнительное собеседование и поделиться своими оценками.

Это простой набор правил, который всегда даёт результат, но крайне часто игнорируется рекрутерами и руководителями. Я редко встречал тех, кто ведёт Scorecards и записывает оценки в баллах. Неудивительно, что многие потом жалуются на низкий уровень нанимаемых ими сотрудников.

Читайте также
🧐
Как нанять грамотного SEO-специалиста
Как нанять и удержать лучших сотрудников: личный опыт
Как создать условия для развития сотрудников и сохранить лучших

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Комментарии
Bazil Borg
18.07.18 03:40
Михаил Притула... Талантище, достигший мастерства в классификации людей по виртуальным шаблонам. Социал-дарвинист последнего поколения. Быть может это влияние Оксфорда,Сорбоны, MTI? Нет.. Альма-матер Михаила - "Харьковский банковский инстиут НБУ",специальность - банковское дело." Эвона как... Дополнительное обучение: "Международная академия коучинга MAXIMUM, сертифицированный коуч" Ну теперь то всё ясно! Ведь MAXIM это главный кадровый HR ресурс России! "Притула Михаил работает в сфере HR c 2005 года." - и нигде долго не задерживается. Компании: 2005-2008 — «Альфа-Банк», 2009-2010 — группа компаний «Марком», с 2010 — телеканал СТБ и так далее. Неужели такая уважаемая компания как Альфа-банк стала не интересной Михаилу? Или мы чего-то не знаем? Дорогой Михаил! Езжайте на родину, посетите Одессу, там на привозе купите курицу и ей пудрите мозги, а нам таки не надо! Вы руками реально что-то делать - умеете? Редакции - незачёт. Современные Остапы поизмельчали конечно, но тем не менее легко вводят Вас в заблуждение. С уважением.
Vik Vein
19.03.19 12:41
По привычке читаю комментарии, т.к там частенько делятся опытом и полезным дополнениями практическими, но не в этот раз:))) Сейчас прохожу курс у Михаила про HR в IT, плюсы перечислять не буду и рекламу делать тоже, но информация, которую он дает действительно помогает специалистам и вот прям не важно умеет ли он что-то делать руками))) Смена компаний - это разнообразный опыт в копилку, который позволяет оттеститьстратегии и прочее.
Serega Andreev
05.08.19 14:54|изменено
"ставлю баллы от 1 до 10 в зависимости от того, насколько ответ соответствует моему идеальному представлению" - субъективная интерпретация приведет к ошибке. С таким подходом верно можно двигаться только имея огромный опыт, который придет за десятки лет ежедневного общения и рабочих притирка, либо узкая экспертная выборка с заточкой под конкретные вакансии или стандартизированный шаблон эталона
Что вы могли пропустить
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка
Как выбирать продукты и не страдать: 4 лайфхака от эксперта по качеству еды
Как выбирать продукты и не страдать: 4 лайфхака от эксперта по качеству еды
0
26 сентября
Жизнь
Колонка
4 «безобидные» ошибки в воспитании, которые травмируют детей
4 «безобидные» ошибки в воспитании, которые травмируют детей
0
1 сентября
Жизнь
Колонка
8 вещей, которым предпринимателям стоит научиться у креативщиков
8 вещей, которым предпринимателям стоит научиться у креативщиков
0
27 августа
Колонка
Своё дело
10 способов сказать по-английски, что проблема вас не касается
10 способов сказать по-английски, что проблема вас не касается
0
25 августа
Колонка
Образование
15 способов сказать «Я занят» по-английски — твёрдо, но не грубо
15 способов сказать «Я занят» по-английски — твёрдо, но не грубо
0
14 августа
Колонка
Образование
Как мы эксплуатируем собак и кошек и почему это не ок
Как мы эксплуатируем собак и кошек и почему это не ок
0
12 августа
Жизнь
Колонка
10 английских фраз, чтобы извиниться за опоздание
10 английских фраз, чтобы извиниться за опоздание
0
7 августа
Колонка
Образование
Что такое цифровой след и как он влияет на поиск работы
Что такое цифровой след и как он влияет на поиск работы
0
5 августа
Колонка
Работа и учёба
10 стыдных вопросов об уборке: отвечает основатель клининг-сервиса Никита Юсупов
10 стыдных вопросов об уборке: отвечает основатель клининг-сервиса Никита Юсупов
0
4 августа
Жизнь
Колонка
Что такое энергетический менеджмент и как управлять силами вместо времени
Что такое энергетический менеджмент и как управлять силами вместо времени
0
4 августа
Колонка
Продуктивность

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Марина Никольская5 часов назад

0 / 0

Всегда сначала листаю до цены
Обзор Huawei MatePad 12 X (2025) PaperMatte — приятного планшета для рисования и заметок
Аватар автора комментария
Alexandr Al7 часов назад

0 / 0

С чего ты взял, что я говорил об анализе?
«Google Поиск» в России получает режим ИИ, работающий как чат-бот
Аватар автора комментария
вера денисова9 часов назад

0 / 0

На последнем фото пытались вскрыть личинку чужого😀
Это не так работает: 22 фото, как не надо обращаться с гаджетами и техникой
Аватар автора комментария
Alla Luchko9 часов назад

0 / 0

Интересно, а кто-то из тех, кто копит и не тратит задумывался о том, что может тупо не дожить до того момента, когда сможет накопленные деньги потратить?? Он договор о бессмертии подписал?? Или договорился со всеми мошенниками,что его деньги не исчезнут со счетов?! Я где-то читала, что жить будущим, а не настоящим, то есть здесь и сейчас - это психическое отклонение
Взятка кукухе, чтобы не отлетела: 4 причины не лишать себя маленьких радостей ради экономии
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях