Сергей Слуцкий

Основатель и креативный директор студии презентаций «Метаформа».

Обучиться дизайну сейчас проще, чем когда-либо.

Прямо с ноутбука или смартфона вы можете получить доступ к онлайн-курсам и классным дизайнерским книжкам, в которых умными словами рассказывается про использование модульной сетки и золотого сечения, теорию цвета и сочетания шрифтов.

Но есть ли у вас время и желание погружаться в дизайн и вёрстку, чтобы сделать хорошую презентацию? И что ещё важнее, нужно ли это делать?

Чтобы сделать хорошую презентацию, вам не нужно быть дизайнером — достаточно быть на стороне слушателя, научиться убирать лишнее и фокусироваться на главном.

Шаг 1. Начните с истории, а не слайдов

На мастер-классе, запись которого вы можете посмотреть бесплатно, я советую сначала написать сценарий и нарисовать слайды от руки.

Зачем? Чтобы превратить хаос из текста и данных в интересный рассказ.

Чтобы разобраться в контенте и создать историю, я рекомендую рисовать майндмэпы. Этот мы нарисовали для выступления директора школы продвинутых коммуникаций M-A-C-S.

Боль. Долго и сложно, подходит только для особо важных выступлений.

Решение. Сразу набросайте черновик в PowerPoint/Keynote, но вообще не задумывайтесь о дизайне. Наполните слайды нужным контентом. После этого проверьте работоспособность получившегося прототипа: включите режим просмотра и попробуйте сделать прогон презентации перед воображаемой аудиторией. Если при переключении слайдов возникают логические нестыковки, меняйте слайды местами, добавляйте или убирайте контент.

Слайды должны поддерживать вашу презентацию, а не наоборот. На этом этапе действуйте широкими мазками, принимайте решения быстро и не бойтесь выбрасывать контент в корзину — это черновик, который кроме вас никто не увидит.

Всегда держите в голове цель вашей презентации. Если слайд не соответствует этой цели, безжалостно избавляйтесь от него.

Шаг 2. Один слайд — одна мысль

Зачем? Чтобы слушатель сразу считывал, что вы хотите ему сказать. По данным Slideshare, чтобы слайд был удобен для восприятия, на нём должно быть не больше 25–30 слов. Посчитайте количество слов в вашей презентации и сделайте выводы.

Боль. Боязнь чистого слайда и желание показать всё и сразу.

Пример слайда Билла Гейтса для выступления — и за час не разберёшься

Решение. Не перегружайте слайд и заодно свою аудиторию. Познакомьтесь с «правилом пятилетнего ребёнка» — ваш слайд должен считываться за 10–15 секунд. В этом вам поможет смысловой заголовок. Не описывайте в заголовке то, что есть на слайде, — сформулируйте вывод, который должна сделать ваша аудитория.

Слайды Стива Джобса для презентации iPhone 3 — простые и минималистичные, с выводом в заголовке

Не бойтесь разделять информацию на отдельные слайды, не нужно создавать сложные для восприятия конструкции. Дайте контенту расположиться свободно. Можно пошагово показать каждый элемент.

Вместо того чтобы на одном слайде показывать все три функции, в проекте для 1С:CRM мы расположили их на трёх слайдах

Шаг 3. Определите цель слайда

Зачем? Слайд помогает вам воздействовать на аудиторию и добиваться понимания. Для этого нужно, чтобы оформление слайда соответствовало его назначению.

Боль. Хочется наполнить слайды бессмысленными элементами, чтобы он стал «красивым»: обязательно вставить фотографию на фон или добавить иконки к пугающему списку из 20 пунктов.

Решение. Прочитайте короткую книгу «Точка контакта: презентация» и возьмите на заметку четыре функции слайда:

1. Напомнить

Никакой сложной визуализации. Достаточно чистого слайда с цифрой или фразой.

Презентация Apple на WWDC 2018 — ничего лишнего

2. Впечатлить

Главный элемент слайда — изображение, которое помогает создать эмоцию. По возможности разместите его на всю ширину экрана, иначе эффект теряется. Для удержания внимания и усиления эффекта можно использовать видео.

3. Объяснить

Большое количество текста можно заменить схемой или таблицей. Постарайтесь убрать все лишние элементы и управляйте вниманием: слушатель должен понимать, куда ему смотреть, на чём вы хотите сделать акцент.

Иконки для схемы вы можете скачать на сайте Flaticon, а готовые схемы для PowerPoint — в Duarte Diagrammer.

Можно сразу сделать выделение в таблице или схеме, чтобы помочь слушателю понять, куда смотреть

4. Доказать

Используйте диаграммы с умом — ограничивайте количество элементов и не создавайте радугу из цветов. Ваша задача — показать не хаос из данных, а результат и вывод.

Презентация не даст никакого эффекта, если вы только информируете, — и этот слайд для выступления справился со своей задачей подтвердить высказывание спикера

Шаг 4. Наведите порядок

Зачем? Помогите слушателю ответить на вопрос «Куда смотреть?», чтобы быстрее прийти к пониманию.

Боль. На слайде много элементов, и они расположены хаотично, без намёка на выравнивание.

Решение. Постройте иерархию. Главный элемент — это заголовок, сделайте его крупным. Но не забывайте, что после того, как слушатель прочитает заголовок, ему должно быть понятно, на что смотреть дальше. Создайте фокусную точку: используйте цвет, форму или размер. Самые важные элементы можно выделить, чтобы ваша аудитория знала, на что посмотреть в первую очередь.

Шаг 5. Осознанно повторите шаги 1–4

Лучший способ выяснить, хорошо ли получилась презентация, — это позвать друга или коллегу и сделать тестовый прогон. Так вы поймёте, как воспринимается контент, а также проведёте репетицию.

Во время презентации внимательно следите за тем, как слушатели взаимодействуют со слайдами. Здесь им была непонятна ваша диаграмма, а тут пришлось 20 минут объяснять схему. Просите обратную связь и сделайте следующую презентацию лучше. Благодаря этому навык создания презентаций станет вашим конкурентным преимуществом.

Главное — подходить к презентациям осознанно: постройте алгоритм подготовки, который будет вам удобен, тестируйте и внедряйте новые идеи и техники.

Успешная презентация — это не красивые картинки, а инструмент, который поможет вам создать взаимопонимание и решить задачу.

Чек-лист, который поможет сделать презентацию удобнее для восприятия

  • Логотип только на титульном и финальном слайдах — это поможет сэкономить ценное пространство экрана.
  • На слайде нет элементов, назначение которых вы не можете объяснить.
  • Нумерации слайдов нет. Она нужна только в случае, если презентацию понадобится распечатать.
  • В презентации используется не больше двух шрифтов, а лучше один.
  • Шрифт читается легко и быстро.
  • На слайде нет «радуги» из цветов. В идеале — один цвет для акцента, максимум два.
  • Вы использовали минимум анимации и сложных переходов — они больше отвлекают, чем помогают.
  • В конце презентации вместо «Спасибо за внимание» напишите призыв к действию: что вы хотите от человека, который посмотрел или послушал вашу презентацию.

Читайте также

СохранитьСохранить