Что такое конфликтология и как она поможет вам решать проблемы эффективнее
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое конфликтология
Это междисциплинарная область, которая изучает, как возникают, протекают и решаются споры между людьми. Конфликтология занимается самыми разными видами конфликтов — от внутриличностных до военных и трудовых. Их участниками могут быть не только отдельные люди, но и целые организации и государства.
Конфликтологию нельзя считать наукой в привычном смысле слова. Это прежде всего прикладная отрасль, такая же как, например, менеджмент.
Как область исследований конфликтология окончательно сложилась во второй половине XX века. Сказался опыт Второй мировой войны: специалисты искали способы предотвращения подобных катастроф в будущем. Именно поэтому конфликтологи в основном занимаются конкретными методами и практически не разрабатывают теорию.
Так что единой схемы описания всех видов разногласий в рамках направления пока создать не удалось. А сами конфликтологи опираются на методы и данные других дисциплин, в первую очередь психологии и социологии, а также применяют математические модели, например теорию игр.
Как решать проблемы с помощью конфликтологии
Вот что рекомендуют специалисты.
Определите тип конфликта
Различные условия создают разные виды спорных ситуаций. Обычно выделяют следующие группы конфликтов:
- Антагонистические, которые нельзя решить мирно, и те, что допускают компромисс.
- Естественные, возникшие сами собой, и искусственные, созданные кем‑то специально для реализации неких целей.
- Явные (открытые) и латентные (скрытые).
- Реальные, потенциальные и мнимые.
- Функциональные (созидающие) и дисфункциональные (разрушительные).
- Институционализированные и неинституционализированные — то есть регулируемые или не регулируемые законами, нормами и ценностями.
Проблемы решаются по‑разному в зависимости от их типа. Например, когда ночью шумит сосед, нужно понять, готовы ли вы к компромиссу. Если да — можно сходить и попробовать договориться с человеком. Если же нет, то стоит пожаловаться в полицию.
Взвесьте риски и возможности
Поведение при противоречиях в разной степени отвечает личным или общим интересам. Некоторые люди очень неконфликтны и быстро идут на уступки, потому что для них главное — общее благо. Другие, наоборот, ни за что не откажутся от своих целей.
Поэтому, прежде чем вступать в конфликт, подумайте, чего можно ждать от противоположной стороны. Ведь от этого во многом зависит результат. Допустим, вы решили поговорить с шумящим соседом. Вот чем может закончиться дискуссия:
- Односторонним выигрышем. Сосед — неконфликтный человек и сразу перестаёт шуметь.
- Односторонним проигрышем. Соседу всё равно, что он не даёт вам спать, и он не снижает громкость.
- Взаимным выигрышем. Сосед согласен, что нельзя шуметь по ночам, поэтому убавляет в это время музыку так, чтобы звук не доходил до вас.
- Взаимным проигрышем. Сосед в качестве уступки снижает громкость, но вы всё равно слышите песни.
Рассмотрев варианты, получится определить свои цели при переговорах и понять, при каких условиях эти задачи реализуемы. В случае с шумящим соседом, например, смысл идти договариваться есть только в ситуациях, когда возможен односторонний или взаимный выигрыш.
Выберите оптимальную стратегию
На основе двух траекторий интересов (собственных и общих) в 1974 году американские психологи Кеннет Томас и Ральф Килманн разработали пять типов поведения людей в конфликтных ситуациях.
- Избегание — отшутиться, отказаться от общения с противоположной стороной или вообще не признавать наличия проблемы. Этот вариант подходит в случаях, когда вопрос не очень важен и им можно пренебречь или вам нужно дополнительное время, чтобы решить, как поступить. Также будет правильным не ввязываться в спор, если это рискованно. Например, лучше не ругаться с агрессивным буяном, готовым начать драку. И хотя при избегании конфликт может прекратиться сам, игнорирование способно усугубить противоречия.
- Уступка — принять мнение противоположной стороны. К тактике стоит прибегнуть, если вы ошиблись и готовы это признать или последствия для вас некритичны. Также уступить можно, когда конфликт способен разрушить ваши отношения с противоположной стороной, а вы этого не хотите. Но нужно знать меру, ведь добротой могут воспользоваться.
- Конкуренция — жёстко и непримиримо отстаивать свою позицию. Стратегию стоит применять, когда вы абсолютно уверены в собственной правоте и можете её доказать с помощью фактов. Однако помните, что лучше не терять голову и не переходить от аргументов к оскорблениям, запугиванию или грубой силе.
- Примирение — сделать взаимные уступки, прийти к компромиссу. Полезно в ситуациях, когда обе стороны не готовы полностью выполнить условия друг друга, но заинтересованы в завершении конфликта. Однако такой итог не всегда удовлетворяет запросы участников, из‑за чего спор может разгореться вновь.
- Сотрудничество — объединить усилия и с учётом интересов обеих сторон найти решение ситуации. Считается оптимальной стратегией. Однако она требует, чтобы спорщики были готовы к сотрудничеству. Поэтому лучше всего прибегать к этому способу при разногласиях с партнёрами, родственниками или друзьями. Сотрудничество требует много времени, активности с обеих сторон, а также доверия. Так что на практике этот вариант далеко не всегда реализуем.
Используйте переговоры
Какую бы стратегию решения конфликта вы ни выбрали, применять её лучше всего с помощью переговоров. Они считаются одной из самых эффективных форм решения противоречий. Специалисты предлагают использовать их в разных ситуациях — от обсуждения бизнес‑вопросов до семейных разногласий. Вот как рекомендуют действовать:
- Подготовьтесь — соберите сведения, проанализируйте причины конфликта, его возможные последствия, варианты решения.
- Начните переговоры — обменяйтесь информацией, выскажите свои позиции, оцените ситуацию, предложите идеи.
- Найдите приемлемое решение — обсудите возможности, придите к консенсусу.
- Закончите переговоры — уточните детали принятого решения. А именно сроки, обязательства и формы контроля за соблюдением соглашения.
Также можно привлечь к переговорам третью сторону — переговорщика (медиатора). Это сделает процесс обсуждения более организованным и усмирит пыл конфликтующих.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Как улучшить родной город: 5 проектов, которые помогут преобразить окружающее пространство своими силами
Как рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
Реклама