«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

28 февраля в мировой прокат вышел долгожданный фильм «Микки-17». Премьеру картины Пон Джун Хо несколько раз переносили: сначала из-за забастовок, потом — из-за длительного постпродакшена и перемонтажа.
На фоне гремевших на весь мир «Паразитов» этого же режиссёра новый фильм кажется более «тихим». Его представили на менее популярном Берлинском кинофестивале, а не в Каннах, да и после релиза критики лишь сдержанно хвалят новинку. Притом что «Микки-17» — англоязычное кино с голливудскими звёздами, а предыдущую работу снимали с корейскими актёрами.
Всё это не значит, что на фильм не стоит обращать внимания. «Микки-17» — отличная сатира, в которой хулиганский юмор сочетается с гуманистическим посылом и критикой капитализма. А Роберт Паттинсон умудряется сыграть две разные роли.
О фильме «Микки-17»
- Оригинальное название: Mickey 17.
- Страна производства: США.
- Жанры: фантастика, комедия, приключения.
- Дата выхода: 15 февраля 2025 года.
- Длительность: 2 часа 19 минут.
- Режиссёр: Пон Джун Хо.
- В главных ролях: Роберт Паттинсон, Наоми Аки, Марк Руффало, Тони Коллетт, Стивен Ян, Майкл Монро.
Сюжет
В недалёком будущем Микки Барнс вместе со своим другом влез в авантюру и теперь должен денег весьма неприятным личностям. Чтобы спастись от кредиторов, парни нанимаются в космическую экспедицию, которую организовал политик и бизнесмен Кеннет Маршалл. Цель путешествия — колонизация ледяной планеты Нифльхейм.
Микки записывается на первую попавшуюся должность, куда нет очереди из желающих. Так он становится «расходником» — человеком, на котором ставят всевозможные эксперименты, чтобы уберечь остальных. Когда такой работник умирает, учёные печатают на 3D-принтере клона, загружают в него все воспоминания и несчастный продолжает страдать.
Только 17‑й версии Микки удаётся не погибнуть на новой планете от местных вирусов. Зато на него нападает местное существо — крипер. Приятель, будучи уверенным, что очередного «расходника» съедят, бросает его в пещере. Но Микки-17 выживает, возвращается на базу и обнаруживает, что Микки-18 уже напечатали. По закону в таком случае обоих клонов нужно уничтожить, поэтому оба Микки решают прятаться. Однако дальше всё запутывается ещё сильнее.
«Микки-17» неожиданно раскрывает фантастические темы
Пон Джун Хо не в первый раз переносит на экраны необычные произведения. Его наиболее известная голливудская работа — «Сквозь снег» по одноимённому графическому роману французских авторов. В этом произведении люди были вынуждены жить в огромных поездах, которые ездят по замёрзшей Земле.

Теперь режиссёр взял за основу книгу американца Эдварда Эштона с совсем другой идеей: здесь в основе темы колонизации и клонирования. Но любопытно, что между двумя фильмами нетрудно заметить родство: Пон Джун Хо снова говорит о печальном будущем человечества и отправляет героев в вечную зиму, только в этот раз на другой планете.
Технологии в фильме чем-то напоминают «Чужого» и прочие невесёлые картины про будущее. Люди, конечно, колонизируют новый мир, но они живут в тесных каютах и вынуждены экономить еду. Обстановка на корабле скорее напоминает старый завод: отовсюду идёт пар, торчат трубы и ездят роботы, похожие на мусорные баки. Увы, это выглядит более реалистичным, чем стерильная чистота «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика.
На клонирование Пон Джун Хо тоже смотрит скорее с грустью. Во многих фильмах и сериалах часто говорят о моральной составляющей вопроса: можно ли считать копии полноценными людьми и отдельными личностями или они лишь дополнение к оригиналу?

В «Микки-17» об этом упоминают только в самом начале. На Земле фантастическую технологию запрещают, чтобы избежать споров. Но для бизнеса она полезна — в полёте можно создавать клонов. На корабле процесс становится чем-то привычным, а где-то даже и раздражающим.
Режиссёр неслучайно добавил персонажу десяток смертей — книга Эдварда Эштона называлась «Микки‑7». Это дало лишнюю возможность показать, что каждую следующую копию героя принимают всё более безучастно. Поначалу клонирование кажется чудом и вокруг персонажа крутится толпа врачей, которые проверяют его состояние. Спустя время новые версии Микки начинают рождаться практически в одиночестве: учёным уже плевать на их комфорт, ведь всё равно очередной клон скоро умрёт.

Происходящее в фильме возвращает к нашей реальности: то, что ещё вчера выглядело чудом техники или медицины, сегодня воспринимается буднично. Неужели скоро мы так же равнодушно будем относиться и к клонированию?
Социальная сатира в фильме переходит в комедию
Актуальная для Южной Кореи, да и многих других стран, тема расслоения общества поднимается во многих работах Пон Джун Хо. И в «Сквозь снег», и в «Паразитах» персонажи из низшего класса пробираются в мир элиты.
Мало того, режиссёр очень любит разделять уровни жизни даже визуально: в поезде богачи в головных вагонах пируют, пока в хвосте бедняки вынуждены поедать переработанных насекомых, а в зажиточном доме персонажи из подвала поднимаются на верхние этажи по лестнице.

«Микки-17» говорит о социальности даже слишком прямо, склоняясь к комедийному гротеску. Кеннет Маршалл в исполнении Марка Руффало выглядит более комичным, чем элита из «Сквозь снег». Карикатурный политик бросает популистские лозунги, забывая и путая слова. Жене Илфе, которую играет Тони Коллетт, постоянно приходится ему подсказывать. Богачи продолжают наслаждаться роскошью, пока остальные участники экспедиция выживают в ужасных условиях.
Бизнесмен озабочен лишь своим имиджем и удобствами, используя Микки-17 для рекламы и тут же проводя на нём опыты с искусственным мясом. Нетрудно догадаться, на каких реальных личностей намекает режиссёр. Хотя сцена с покушением — удивительное совпадение, ведь картину снимали задолго до известных событий в США.
Но Пон Джун Хо, как и в предыдущих фильмах, не делает бедняков идеально положительными персонажами. В «Паразитах» вообще трудно понять, кого автор критикует больше. В «Микки-17» и простые члены экспедиции грубо относятся к «расходнику» — даже друг бросает очередного клона в трудной ситуации.

Микки буквально раз за разом умирает ради других, но это превращает персонажа Паттинсона не в героя, а в изгоя. Раз он сам себя не уважает и не бережёт — заботиться о чувствах смертника не нужно вовсе. Всем лишь любопытно, что он ощущает в момент смерти.
Режиссёр даже Микки делает не самым приятным героем: в оригинальном романе он был учёным, оказавшимся без работы; в фильме это просто бездельник с преступным прошлым, который хочет сбежать от кредиторов. Его трудно назвать образцом для подражания. Столкнувшись, две версии Микки в первую очередь пытаются убить друг друга и лишь потом начинают договариваться. То есть он буквально жесток к самому себе.
Это могло бы выглядеть пугающе, если бы не было так смешно. Как и в «Паразитах», Пон Джун Хо даёт актёрам от души похулиганить. Марк Руффало и Тони Коллетт играют абсолютно пародийных героев. В идиотизме Маршалла можно даже заметить отголоски самовлюблённого Дункана из «Бедных-несчастных».

Больше всего простора получает Роберт Паттинсон: Микки-17 и Микки-18 — два персонажа, которые различаются по характерам и поведению. Дёрганый и неуклюжий клон соседствует на экране с более брутальным и напористым.
Не зря другой знаменитый корейский режиссёр, Пак Чхан Ук, , что Паттинсона можно было бы номинировать на награды как за главную, так и за второстепенную роль. Микки-17 и Микки-18 действительно самостоятельные герои, которые ещё и конфликтуют друг с другом.
Фильм «Микки-17» говорит о человечности
Если продолжать параллели с предыдущими работами Пон Джун Хо, то в плане гуманистического посыла «Микки-17» во многом продолжает тему «Окчи», в которой девочка спасала своего друга — огромную свинью. Антураж другой планеты нужен в новой картине, чтобы показать наглое вмешательство человечества то ли в природу, то ли в другие культуры.
Главными врагами колонистов становятся криперы — животные, похожие на огромных тихоходок. Когда Микки сталкивается с монстром, то думает, что он тут же его сожрёт. Потом криперов объявляют главной опасностью и планируют с ними бороться. Хотя они ни разу не проявили агрессию по отношению к людям. И вообще-то, именно человечество вторглось в их дом, а не наоборот.

Это отчасти неожиданно роднит «Микки-17» то ли со вторым «Аватаром», где люди на другой планете охотились на разумных китов, то ли с необычной трактовкой «Звёздного десанта», где главными злодеями оказывались вовсе не жуки.
Конечно, задумку «Микки-17» трудно назвать оригинальной. Но Пон Джун Хо и не старается подать фильм сложнее, чем он есть, — для этого и нужна комедийность. Он просто снова демонстрирует, что люди чаще всего сами себе враги. Туповатый капиталист одинаково жесток как к инопланетным монстрам, так и к своей же команде; любую новую территорию колонисты считают своей собственностью, а местных существ — врагами.
Главное достоинство «Микки-17» — его осознанная несерьёзность. Пон Джу Хо развлекает зрителей историей маленького человека, который хочет вырваться из бесконечного цикла жестокости и превращается в более смелую версию себя. Но за всем этим прячется безжалостная сатира на общество, где даже бессмертие становится лишь удобным механизмом для очередного капиталиста.















Лучшие предложения
Что подарить девушке на Новый год
Тратим последнее на тот самый Kinder Joy с персонажами из «Очень странных дел»
Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%
10 классных наборов от LEGO для детей и взрослых
Непромокаемые зимние ботинки от Golden Camel отдают за полцены
Бытовая техника, которую не стыдно дарить на Новый год
Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя
15 вечерних платьев со скидками до 90%, чтобы сиять как ёлочка
Мой особенный друг: как взять из приюта питомца с особыми потребностями и не пожалеть
Как меняется «Битрикс24»: девять комментариев из интернета, которые давно не актуальны
РекламаПроигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках