10 оригинальных корпоративных традиций из разных стран

Алкогольное интервью, коллективные «похороны», сон на рабочем месте и другие интересные обычаи.

1. Культура визиток в Китае

В России визитки не пользуются большим уважением. Люди оставляют их стопками в магазинах, раздают у метро. А вот в Китае существует строгий этикет: именная карточка здесь — это не одноразовый кусочек картона, а продолжение человека, которому она принадлежит.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Поэтому есть несколько правил, которые следует соблюдать, когда кто‑то даёт вам свою визитку. Во‑первых, нужно брать карточку обеими руками и обязательно стоя. Во‑вторых, сразу убирать её в карман считается грубым. Если вы получили визитку на совещании, стоит оставить её на столе лицевой стороной вверх. В‑третьих, рисовать и дописывать что‑то на картоне тоже не следует, особенно без согласия владельца.

2. Коллективные «похороны» — Южная Корея

Южная Корея находится в десятке лидеров по числу самоубийств, и большая часть из них связана со стрессом на работе. Поэтому, чтобы научить сотрудников ценить жизнь, некоторые компании устраивают для них коллективные «похороны».

Выглядит это так: сначала работники, одетые в белые халаты, пишут прощальные письма своим близким, а затем ложатся в деревянные гробы. Каждый из них прикладывает к груди свою фотографию, перевязанную чёрной лентой.

Ящики захлопывает Ангел Смерти — специальный человек, проводящий ритуал. Далее в темноте под медитативную музыку сотрудники размышляют о смысле жизни. И некоторые из них очень хвалят эту практику.

Чо Ён Тхэ

Участник коллективных «похорон».

После «похорон» я понял, что совершил много ошибок и должен жить по‑новому. Надеюсь, что теперь я буду лучше относиться к своей работе и стану проводить больше времени с семьёй.

3. Переговоры в сауне в Финляндии

В Финляндии посещение сауны считается важной частью повседневной жизни. В стране насчитывается 3,3 миллиона парных комнат на 5,3 миллиона граждан.

И хотя некоторым эта практика может показаться чересчур интимной, в этой стране приглашение продолжить деловую встречу в сауне — признак того, что сделка идёт хорошо. Так финны показывают своим деловым партнёрам, что хотят познакомиться с ними в более неформальной обстановке.

А некоторые компании устанавливают сауны прямо в офисе. И в конце рабочего дня сотрудники могут сходить туда, чтобы расслабиться и пообщаться с коллегами.

4. Необычная рабочая неделя — Израиль

Официально израильтяне трудятся с воскресенья по четверг. Такое решение было принято для того, чтобы граждане могли свободно соблюдать Шаббат — священный еврейский день отдыха, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Он начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается вечером субботы.

Специалисты некоторых отраслей — например, в сфере технологий — трудятся по привычному нам западному графику, чтобы поддерживать связь с международными коллегами. Однако это скорее исключение, чем правило.

5. Коллективный фитнес в Японии

Радиотайсо — это 15‑минутная зарядка, популярная в Японии. Как минимум трижды в день её транслируют по те­ле­ви­зо­ру и радио, а с недав­не­го вре­ме­ни можно подключиться и к стри­мам на YouTube.

История этой практики насчитывает более 100 лет. В 1920‑х годах, чтобы популяризировать спорт, правительство Японии обязало 20 000 почтальонов каж­дое утро заниматься зарядкой на ули­це. С тех пор эта гим­на­сти­ка ста­ла ча­стью еже­днев­ных ритуалов японцев.

Так, во многих местных компаниях каждый день проводятся 15‑минутные радиотайсо для того, чтобы укрепить здоровье, снизить уровень стресса и поднять моральный дух команды.

6. Фика в Швеции

Фика — это перерыв на кофе с выпечкой, который длится от 10 до 30 минут. В некоторых шведских компаниях он включён в официальный распорядок и может проходить 2–3 раза в день. Фика чаще всего не связана с обеденным временем — под него есть отдельный слот.

Руководители считают, что такая практика повышает продуктивность, снимает стресс и помогает устанавливать более тесные связи в коллективе. В корпоративных рекомендациях IKEA, например, есть специальный пункт о необходимости фики, который гласит: «Это не просто перерыв на кофе, а время для отдыха, общения с коллегами и обмена новостями».

При этом во время фики запрещено говорить о работе. Её цель в том, чтобы отвлечься от трудовых будней и, например, обсудить с коллегами недавно прочитанную книгу или просмотренный фильм.

7. Декретный отпуск на двоих в Исландии

Когда в исландской семье появляется малыш, каждый родитель получает полугодовой отпуск по уходу за ребёнком с сохранением 80% заработной платы.

Это время они могут распределить как угодно, по своему усмотрению: например, первые 13 недель с малышом сидит мама, а вторые — папа. Однако важно, чтобы оставшиеся 3 месяца их декретные отпуска совпадали.

Правительство надеется, что это поможет молодым родителям укрепить брак и установить связь с новорождённым в равной степени. Эта инициатива также полезна для женщин, которые не хотят отсиживаться дома.

8. Сокращённые рабочие дни во время Рамадана в ОАЭ

На рабочую культуру ОАЭ сильно влияет религия. Так, здесь есть обязательные часы молитвы, имеющей приоритет над совещаниями и переговорами. А в священный месяц Рамадан все граждане страны получают право работать шесть часов в день вместо привычных восьми. При этом закон распространяется на людей разных вероисповеданий, а зарплата остается прежней.

Рамадан — месяц строгого поста, когда последователи ислама отказываются от еды и питья в дневное время суток. Это влияет и на негласные договорённости между коллегами. Например, сотруднику другой веры во время Рамадана не стоит обедать публично, а также разговаривать о еде, — это считается крайне невежливым.

Кроме того, постящиеся ожидают понимания и уважения от своих товарищей по цеху. В этот период они быстрее устают и чувствуют себя более истощёнными, из‑за чего иногда могут работать не в полную силу. Поэтому сотрудникам других вероисповеданий не следует давить на них, требуя выполнения сложных задач, отнимающих много энергии.

Хорошим тоном будет предложить помощь либо на время отложить срочные и важные проекты, огородив постящихся от дополнительного стресса.

9. Сон на рабочем месте в Японии

Согласно исследованию, среднестатистический японец спит по 6 часов 35 минут каждый день. Этого крайне мало, чтобы восстановить силы, поэтому неудивительно, что именно здесь зародилась практика сна в общественных местах — инэмури.

Он редко встречает неодобрение, и даже наоборот — трактуется как символ самоотверженности в работе: «Человек допоздна сидел в офисе, неудивительно, что ему хочется вздремнуть». Поэтому, если сотрудник прикорнёт на совещании, коллеги не станут его резко осуждать.

На форумах можно встретить множество историй о том, как европейцы, оказавшиеся в Японии по работе, столкнулись с явлением инэмури. Так, пользователь с ником Marshall Gittler рассказал о том, как трое из четырёх человек уснули во время его презентации. А Blake Bennett поделился распорядком дня японских служащих.

Blake Bennett

На обеденный перерыв отводится час, но приём пищи при этом занимает всего 15 минут. В оставшиеся 45 большинство людей спит.

Кратковременный сон, считают японцы, помогает им перезарядиться. Поэтому в последние годы некоторые работодатели начали активно поощрять работников вздремнуть, размещая на территории диваны, раскладушки или капсулы для сна. Эту практику перехватили и западные компании — такие как Google, Apple, Nike, Procter & Gamble.

10. Алкогольные интервью в Южной Корее

Алкоголь для южнокорейцев играет важную роль в социализации на рабочем месте. Есть даже такое понятие, как «хусик» — совместный обед, на котором коллеги угощают друг друга алкогольными напитками. Это, как считают некоторые, помогает выстраивать более тесные связи и обмениваться новостями и идеями. А также позволяет снять с человека «маски» и убрать из общения фальшь.

Компании чаще всего поощряют такие встречи. Более того, на собеседованиях кандидаты часто проходят так называемые алкогольные интервью. Они отвечают на вопросы: «Ходите ли вы в клубы? Употребляете ли спиртное? Как часто вы пьёте?» Так работодатели проверяют, насколько человек толерантен к алкоголю, подходит ли он компании и вписывается ли в коллектив.

Некоторым трезвенникам приходится сложно. Например, в статье The New York Times есть рассказ 29‑летней кореянки, которую спаивал собственный босс. Когда она устроилась в компанию по разработке онлайн‑игр, ей пришлось ходить на алковечеринки вместе со всеми.

Ранее она могла выпить только два стакана пива и совсем не употребляла соджу — традиционный корейский напиток, доля спирта в котором может составлять от 13 до 45%. Однако босс настойчиво уговаривал её перейти на более крепкий алкоголь, угрожая наказаниями и увольнением.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Оля Ёгидэ / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Yevgeny V
27.07.22 15:10
это часть работы
Дима Ловинский
27.07.22 17:59
Это всё нормальное общение людей,без масок и притворства.