Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Образование
7 июня 2019

Почему мы упускаем хорошие идеи и падаем в объятия мошенников

Опытный спикер может сказать любую чушь, и вам понравится.
Фото автора Ия Зорина
Ия Зорина

Медицинский автор Лайфхакера, атлет

Почему опытный спикер может сказать любую чушь, и вам понравится

Казалось бы, сама информация важнее, чем тот, кто её представляет. Хорошая идея приведёт к успеху, а плохая закончится крахом, и не важно, кто её придумал — всеми любимый человек или странный изгой. Но все мы знаем, чья идея будет признана хорошей.

Люди не могут воспринимать слова отдельно от того, кто их произносит, и это ведёт за собой череду печальных ошибок и предрассудков.

Почему так происходит

Подача важнее информации

Люди готовы выслушать любую чушь, если правильно её преподнести. Это когнитивное искажение обнаружили в эксперименте 1973 года и назвали эффектом доктора Фокса.

Три группы специалистов с учёной степенью по психиатрии, психологии и социологии прослушали лекцию актёра, представленного как доктор Майрон Фокс. Лекция была в научном стиле, но лёгкая для восприятия. В ней было мало практической ценности, много неологизмов, несоответствий и отступлений от темы. Всё это было подано с теплотой, живым юмором и харизмой. Несмотря на незначительность материала, и профессору, и его лекции поставили высокие оценки.

Ещё один похожий эксперимент провели на студентах. Каждой группе читали три лекции: в первой освещали целых 26 пунктов, в другой — 14, а в третьей — всего четыре. Одной группе всё это подавали в скучной манере, другой — в стиле «доктора Фокса», с юмором и харизмой. Студенты из первой группы оценивали лекции по количеству материала: информативные выступления казались им лучше, чем те, где толком ничего не рассказали.

А вот студенты из группы «доктора Фокса» не видели разницы: им примерно одинаково понравились все лекции — и те, что были насыщены темами, и почти пустые, с освещением всего четырёх вопросов.

Во всех экспериментах людям казалось, что они действительно прослушали хороший материал и получили ценный опыт. Удовольствие от лекции скрывало её малую ценность.

И это объясняет, как нечистым на руку людям удаётся обманывать и простых людей, и профессионалов.

Например, неуловимый мошенник Фрэнк Абигнейл, написавший книгу о своей жизни «Поймай меня, если сможешь», без всякого образования работал лектором по социологии, юристом и главным педиатром. Харизма и потрясающая уверенность в себе сделали своё дело.

Существует и обратный эффект: информация автоматически признаётся плохой, если её высказывает не тот человек. Это когнитивное искажение называется реактивное обесценивание.

Без доверия информация не имеет значения

Эффект реактивного обесценивания обнаружили в эксперименте1991 года. Американские учёные опрашивали людей на улице, что они думают о взаимном ядерном разоружении США и России. Когда прохожим говорили, что идея принадлежит Рейгану, 90% соглашались, что это справедливо и полезно для США.

Когда авторство идеи приписывали безымянным аналитикам, поддержка населения опускалась до 80%. Если же американцам говорили, что разоружаться предлагает Горбачёв, идею поддерживали только 44%.

Ещё один эксперимент провели с израильтянами. Людей опрашивали, как они относятся к мысли о заключении мира с Палестиной. Если участник слышал, что идея исходит от правительства Израиля, она казалась ему здравой, если от Палестины — нет.

Реактивное обесценивание ослепляет, заставляет выносить суждение, не оценив идею, и отказываться от хороших предложений.

Во время переговоров оно не даёт найти альтернативный вариант, который устроит обоих. Именно так завязываются бесполезные споры, в которых вместо истины рождается ненависть. Оппоненты не слушают друг друга, заведомо расставив приоритеты и признав соперника недалёким и недостойным.

Как быть с этой предвзятостью

Вы можете преодолеть эти когнитивные ошибки и использовать их в своих интересах.

Быть объективным, насколько это возможно

Если вы хотите оценить именно информацию, попробуйте отрешиться от того, кто её преподносит. Намеренно забудьте, что это за человек, представьте, что вы не знакомы. Применяйте это везде, где важно найти лучшее решение, а не выяснить, кто круче.

Во время мозгового штурма, совещания или совместного проекта всегда оценивайте идеи, а не их источник. Так вы с большей вероятностью доберётесь до истины.

Не спорить понапрасну

Чтобы в споре рождалась истина, оппоненты должны уважать друг друга. Если одна сторона страдает манией величия, толку не будет. Стоит ли тратить слова?

Проверять людей

Если бы студенты знали, что перед ними не профессор, а актёр, его слова принимали бы не так благосклонно. Многие мошеннические схемы удаются потому, что люди ведутся на уверенность и харизму. Доверяют человеку вместо того, чтобы проверить его.

Проверять компетенцию — прекрасная привычка.

Прежде чем платить, узнайте, откуда спикер семинара и автор книги, что заканчивал фитнес-тренер и бизнес-коуч.

Не мыслить однобоко

Можно до бесконечности жаловаться, что люди тупые и предпочитают реальным знаниями внешнюю мишуру, но положения дел это не изменит.

Ваша презентация может быть очень информативной, но если она не будет живой, слушатели уснут, не добравшись до сути. Вы можете быть очень хорошим специалистом, но если вам не хватает обаяния и умения общаться с людьми, вас затмят не столь умные, но более приятные.

Не надо жаловаться на судьбу — сделайте всё, чтобы быть харизматичным и подавать информацию интересно.

Читайте также
🧐
5 актёрских навыков, которые пригодятся каждому
10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую
5 привычек исключительно харизматичных людей
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат

Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат

Отпуск без стресса: как организовать путешествие, чтобы всем было в кайф

Отпуск без стресса: как организовать путешествие, чтобы всем было в кайф

Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Комментарии
Akmaral Kudaibergen
04.01.22 01:29
Я в последнее время предпочитаю деловой подход, уже много пустых, красивых и расплывчатых слов не воспринимаю, даже иногда начинаю злиться на такую мишуру. Для меня главное - получить инсайты, новые идеи, инновационные подходы, решение проблем и так далее. Правильные слова хоть и нужны в определенной степени, но это нужно для более легкого и эффективного восприятия ценной информации.
Что вы могли пропустить
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
0
8 октября
Образование
Образование
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
0
8 октября
Образование
Образование
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
0
5 октября
Образование
Образование
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
0
5 октября
Образование
Образование
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
0
2 октября
Образование
Образование
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
0
26 сентября
Образование
Образование
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
24 сентября
Образование
Образование
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
0
19 сентября
Образование
Образование
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
0
17 сентября
Образование
Образование
Как научиться писать левой рукой
Как научиться писать левой рукой
0
16 сентября
Ликбез
Образование
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
0
15 сентября
Ликбез
Образование
Изучаем английский на смартфоне: 11 полезных инструментов
Изучаем английский на смартфоне: 11 полезных инструментов
0
15 сентября
Образование
Технологии
5 фактов о шутах, которые изменят ваш взгляд на эту профессию
5 фактов о шутах, которые изменят ваш взгляд на эту профессию
0
12 сентября
Образование
Образование

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Анастасия Наумцева1 минуту назад

0 / 0

В широком смысле «увидеть» и «посмотреть» — синонимы. Но всё же оттенки значений у них различаются. У слова «увидеть» нет значения «осматривать, обозревать с целью ознакомления», а у «смотреть» есть
10 русских мини-сериалов, которые стоит посмотреть
Аватар автора комментария
Наталья Копылова12 минут назад

0 / 0

Климат действительно очень важен. Особенно для молодых людей, которые выросли в новых этических реалиях - им ещё труднее мириться с несправедливостями.
Что такое «тихое растрескивание» и как на работе не развалиться окончательно на части
Аватар автора комментария
Наталья Копылова15 минут назад

0 / 0

Ну оно как бывает. У меня была среднесрочная финансовая цель и я ради неё очень себя во многом ограничивала, в том числе в том, что было для меня важно. И всё было бы прекрасно, если бы реальность круто не поменялась. И я такая: "Эвона как!" Но тут не угадаешь, мы не на всё можем влиять. При прошлом сценарии это было разумное поведение, при нынешнем - тупое.
Взятка кукухе, чтобы не отлетела: 4 причины не лишать себя маленьких радостей ради экономии
Аватар автора комментария
Сергей Гнеев55 минут назад

0 / 0

Про последнее фото всё очевидно. Жидкие кристаллы из монитора вытекли и съели клавиатуру.
Это не так работает: 22 фото, как не надо обращаться с гаджетами и техникой
Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях