Александр Смирнов

Основатель сервиса по созданию и просмотру интерактивного контента Interactive Platform.

Найдите единомышленника и не отпускайте

Мы с партнёром познакомились, будучи студентами. На тот момент мы оба хотели сделать что-то крутое и заработать на этом. Мы поняли, что у нас схожий взгляд на многие вещи, и уже тогда между нами появилось взаимопонимание и доверие, которое с каждым годом становилось прочнее.

Хорошего партнёра можно попросить о чём-либо и забыть, а когда дедлайн на носу и ты в панике вспоминаешь про вылетевшую из головы задачу, она уже сделана, причём так же качественно, как если бы над ней работал ты сам.

По мере развития проекта и расширения команды вы ещё успеете обжечься: некоторые люди преследуют свои цели и вредят компании. Такой опыт сделает вас сильнее и дальновиднее в выборе сотрудников.

Собирая команду, оценивайте следующие параметры:

  • Реакцию на тупиковые и неординарные вопросы — для прогнозирования поведения в критической ситуации, проверки креативности мышления.
  • Опыт. Важно знать как об успехах человека, так и о неудачах — как он к ним относится и какие уроки извлекает.
  • Компетентность. Она должна соответствовать уровню исполняемой в компании роли.
  • Веру человека в собственные силы и свою способность создавать действительно передовые продукты.
  • Кандидат должен верить в проект, разделять его цели и миссию.

Что касается рисков работы с людьми, мы советуем руководствоваться одной старой как мир истиной: лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и жалеть об этом всю жизнь.

Воплощайте бизнес-идею, даже если ресурсов мало

Даже если ни в одной из интересующих вас областей вы не являетесь экспертом, тем интереснее может быть процесс и результат. Особенно будет вдохновлять перспектива быть первым в нише.

Наблюдайте за тенденциями, изучайте новые подходы и экспериментируйте с технологиями. Нетривиальные продукты на стыке индустрий зачастую имеют наибольший отклик у аудитории.

Начинать можно с самыми разными стартовыми условиями. Поначалу мы использовали максимально доступные и бесплатные технологии, так как нет смысла сильно вкладываться в тестирование идеи. Этого зачастую достаточно, чтобы получить первый фидбек и собрать отзывы.

К примеру, прототип дизайна интерфейса можно сделать совершенно разными способами:

  • Воспользоваться полной платной версией Adobe Photoshop или Sketch на MacBook Pro (придётся потратить более 200 000 рублей).
  • Применить возможности пробной версии Adobe Photoshop или Sketch на дешёвом ноутбуке, купленном с рук.
  • Нанять профессионального дизайнера.
  • Нарисовать самостоятельно в Paint.
  • Набросать на салфетке от руки.

Главное — это ваша идея и вера в себя, смекалка и умение адаптироваться.

Используйте краудфандинг, а не инвестиции

Снимая первый интерактивный ролик, мы попросили друзей вложить 120 тысяч рублей на очень простых условиях: продадим — вернём десятикратно, не продадим — без обид, мы попытались.

Краудфандинг зачастую единственно возможный способ поднять проект с минимальными рисками. Пока у вас есть только идея на салфетке, уважающие своё время и ресурсы инвесторы денег не дадут. Однако первый опыт реализации позволит вам в дальнейшем найти инвестиции, так как вы придёте к нужному человеку уже с пониманием, как создаётся продукт, и демо-версией, которую можно «пощупать».

Первоначальные пробы пера лучше всего делать, затрачивая собственные деньги и время. Если таких ресурсов нет, то необходимо привлекать людей и финансы с расчётом на возможную несостоятельность идеи.

Предоставляйте инструмент, а не делайте всё сами

Изначально мы думали о том, чтобы самим создавать интерактивные ролики для заказчиков. Но однажды судьба привела нас к будущему партнёру и инвестору. Мы предложили снять интерактивное видео для его компании и услышали в ответ следующее: «Парни, вы можете заработать таким образом несколько миллионов рублей и купить себе по «мерседесу», но так и останетесь всего лишь производителями контента. Это низшая ступень. Вам надо выстраивать свою платформу с инструментами для создания интерактивного видео». Позже этот человек стал нашим ментором.

Самостоятельно занимаясь производством, зачастую вы можете рассчитывать только на заказчиков в виде крупных компаний — это особенности некоторых ниш. Когда же вы предлагаете платформу с инструментами для создания продукта (например, интерактивного видео, сайта, дизайна и так далее), аудитория автоматически расширяется до мелких фирм, агентств, обычных блогеров и даже школьников.

Проанализируйте свои ресурсы и возможность смены концепции. Если вы создаёте один большой продукт, вы работаете над ним некоторое время. Если же сделать инструмент, то появляется возможность обслуживать, по сути, неограниченное количество пользователей, самостоятельно создающих что-то своё.

Не бойтесь гигантов-конкурентов

Сейчас нашими конкурентами являются такие мощные компании, как Netflix, YouTube, Facebook. Мы не боимся этого, а наоборот, гордимся этим. Это означает, что мы ведём отечественный рынок в нужном направлении.

У небольших проектов много преимуществ: они независимы, нет множества кругов согласований, решения принимаются мгновенно. Если вы маленький стартап, значит, вы гибкие и быстрее адаптируетесь к рыночным условиям.

Учитесь у профессионалов

Наш наставник и партнёр постоянно рассказывал о нас своим друзьям и топ-менеджерам из различных сфер, чтобы мы нашли с ними какие-то точки соприкосновения. Давал нам их контакты и говорил: «Дальше сами». Так он познакомил нас с Тимуром Бекмамбетовым, который стал эдвайзером проекта.

Поиск любых важных для проекта людей должен осуществляться по нескольким правилам. Ищите только тех, кто действительно разбирается в вашей сфере, понимает все её тонкости и может где-то помочь и подсказать. Правильные инвесторы и менторы обеспечивают стартап не только деньгами, но и необходимым для роста нетворкингом. Нужные контакты могут стать локомотивом для проекта и запустят его в высшую лигу гораздо быстрее, чем несколько лет разработок и траты инвесторского бюджета на тестирование различных гипотез.