Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Кино
19 июля 2024

Почему в России так любят снимать ремейки 

Разбираемся, зачем киношники бесконечно мучают классику, а зрители им за это платят.
Фото автора Анастасия Соколова
Анастасия Соколова

Автор Лайфхакера, киновед

Почему в России так любят снимать ремейки 

Недавно интернет взволновала новость о том, что Минпросвещения рекомендует Минкульту снять ремейки 30 знаковых советских фильмов. В списке кандидатов оказались «Александр Невский» и «Иван Грозный» Эйзенштейна, «Судьба человека» и «Война и мир» Бондарчука, «Летят журавли» Калатозова и другие картины. 

Позже ведомство опровергло своё предложение, но инфоповод в который раз всколыхнул обсуждение — почему вообще снимают ремейки классики? Решили разобраться на примере отечественного кинематографа. 

Кадр из фильма «Иван Грозный»
Кадр из фильма «Иван Грозный». Не ремейк!

Как обстоят дела с ремейками в Голливуде

Ремейки всегда считались наименее значимой из всех форм киноискусства. К примеру, известный теоретик кинематографа Андре Базен ещё в 1951 году критиковал этот жанр и называл его проявлением «алчного плагиата, используемого лишь наиболее несостоятельными в творческом отношении киностудиями». 

Популярность ремейков культивировал капиталистический Голливуд. Там, в отличие от СССР, фильмы-переделки были распространены с незапамятных времён. При этом многие из них даже превосходили оригинал. Например, «Муха» Дэвида Кроненберга — ремейк одноимённого фильма 1958 года, а «Одиннадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга — ремейк фильма 1960 года, в котором Оушена сыграл Фрэнк Синатра. 

1 / 0
Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена», 1960
2 / 0
Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена», 2001

Сейчас же Голливуд захватила эпидемия ремейков и продолжений франшиз, которая связана с кризисом в индустрии в целом. На экраны выходят бесконечные «Охотники за привидениями», «Хэллоуины», перезапуски «Терминатора», «Чужого» и повторы диснеевских мультфильмов. Зачастую это лишь блёклые копии оригинала, которые не стремятся переизобрести художественный мир или дополнить его, а создаются только чтобы собрать кассу из кармана фанатов.

Кадр из фильма «8 подруг Оушена», 2018 год
Кадр из фильма «8 подруг Оушена», 2018 год

Американский исследователь Скотт Мендельсон считает, что Голливуд зашёл в тупик, потому что зрители перестали часто ходить в кино на новые оригинальные фильмы, а звёзды кино перестали сами по себе представлять собой своего рода франшизы.

Когда ремейки появились в России и как с ними дела сейчас

После распада СССР в российском кинематографе начала зарождаться тенденция на производство ремейков. Если верить нидерландскому исследователю современного российского кино О.Ф. Бёле, до 90‑х годов в советском кинематографе почти отсутствовала коммерческая составляющая. Гораздо важнее для кинематографистов и цензоров было отразить и воспеть социалистическую действительность. 

Когда государство перестало слишком жёстко давить на индустрию кино, режиссёры начали обращаться к ремейкам. Среди первых был фильм «Настя» Георгия Данелии 1992 года. Он основан на советской сказочной пьесе «Происшествие, которого никто не заметил», снятой Александром Володиным в 1967 году. После была «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского по его же более раннему фильму «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». 

Переломным для российского ремейка стал 2007 год, когда Тимур Бекмамбетов выпустил на экраны сиквел «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. 

Фильм получился коммерчески успешным и собрал большую кассу, превысив собственный бюджет в пять раз. Кинодеятели сделали вывод, что ремейки продаются. Хотя, судя по откликам, фильм не пришёлся по душе ни зрителям, ни кинокритикам. 

1 / 0
Кадр из фильма «Ирония судьбы», 1975
2 / 0
Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение», 2007

За Бекмамбетовым эстафету ремейков подхватили Сарик Андреасян со «Служебным романом» (2011), Александр Баранов и Дмитрий Киселёв с «Джентльмены, удачи!» (2012), Максим Воронков с «Кавказской пленницей!» (2014), Николай Лебедев с «Экипажем» (2015), Миша Семичев и Роман Ким с «Иван Васильевич меняет всё!» (2023) и другие.

В последние годы наблюдается бум ремейков советских мультфильмов: «Конёк-Горбунок» (2021), «По щучьему веленью» (2023), «Бременские музыканты» (2023), «Летучий корабль» (2024), «Сто лет тому вперёд» (2024). С чем это может быть связано — рассказываем дальше.

Почему ремейки вообще снимают

Российская индустрия, как и голливудская, тоже переживает кризис, но другого рода. Из-за ухода западных проектов на рынке образовалась незанятая ниша, которую российские специалисты не смогли заполнить оригинальной отечественной продукцией. Мгновенно обнаружился дефицит специалистов, в том числе сценаристов. 

Да и эпоха стримингов требует постоянного круговорота контента — новые фильмы и сериалы каждый месяц, чтобы оправдать подписку. Вот продюсеры и вспомнили о существовании ремейков, которые спасают индустрию от возникших проблем. 

Ремейки выручают, когда нет свежих идей или ресурсов

В популярности ремейков многие кинематографисты винят кризис идей. Алексей Герман — младший в разговоре с Business FM об инициативе Минпросвещения вновь затронул эту тему: «Дефицит идей на рынке существует: у нас много денег, но мало идей и мало хороших сценаристов». 

Некоторые специалисты индустрии считают, что дело вовсе не в отсутствии идей, а в их плохом воплощении — мешают производственный ад, обстоятельства, финансирование. Отличная задумка частенько превращается в посредственный фильм. В этом плане с ремейками ситуация обстоит проще: идея заведомо удачная, а реализация не так важна для хорошего бокс-офиса. Зритель пойдёт оценить фильм просто ради любопытства, чтобы узнать, как переосмыслили оригинал и взглянуть на него по-новому.

Кризис сценаристов одновременно поддерживает система работы индустрии. Продюсер скорее возьмёт в работу сценарий уже проверенного человека, чем будет рыскать по всей стране в поисках неогранённых талантов. Не говоря уже о том, что в России практически нет независимого кинематографа, а в Америке, например, почти все самые новаторские фильмы (не ремейки) снимаются в инди-студиях.

Ностальгия продаёт

Коммерциализация ностальгии — уже давно общее место не только в кино, но и в бизнесе. Молочная продукция «Простоквашино», шоколад и конфеты «Алёнка», пиво «Жигулёвское» апеллируют к потребительскому чувству тоски по прошлому, советскому проверенному качеству и временам, когда не существовало такого жуткого понятия, как ГМО. 

Подобные чувства должны вызывать и ремейки советской классики. Их создатели обращаются к коллективной ностальгии. Зрители, уставшие от безрадостных картин о реалистичных буднях, зачастую хотят окунуться в добрые жизнеутверждающие сюжеты и посмотреть на узнаваемых персонажей. 

1 / 0
Кадр из фильма «Печень, или История одного стартапа»
2 / 0
Кадр из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
3 / 0
Кадр из фильма «Клипмейкеры»

Ностальгия — основной двигатель успеха фильмов и сериалов про эпоху 90‑х и 80‑х: «Слова пацана», а до этого «Тесноты», «Быка» «Печени», «Мира! Дружбы! Жвачки!» «Клипмейкеров». Хотя обозначенные годы с точки зрения истории трудно назвать безоблачными, многим нравится хотя бы мысленно возвращаться в те времена. Точно такой же эффект вызывают, например, комедии Гайдая и Рязанова. Ведь многие впервые с удовольствием смотрели их в детстве или юности — почему бы ненадолго не вернуться в прошлое, заплатив за сеанс ностальгии копеечку прокатчику.

Особенно удобно, что чувство тоски по прошлому испытывает преимущественно платёжеспособное население. По данным ВЦИОМ, после пандемии чаще всего в кинотеатры ходят россияне 25–34 лет — аудитория, которая готова голосовать рублём за лучшие фильмы своего детства. 

Ремейки по умолчанию приятны зрителям

Люди идут в кино на ремейки по той же причине, что и возвращаются к просмотру любимых фильмов снова и снова. Знакомый фильм требует меньше энергии и умственных усилий, чтобы обработать информацию.

При просмотре нового кино зритель совершенно не застрахован от триггеров и неизвестности: добро может не победить зло, влюблённые — не воссоединиться в конце, а главный герой — не достичь своей цели. А вот ремейк с безопасным и известным сюжетом вполне способен оградить нервную систему зрителя от ненужного напряжения и излишних волнений. 

Стресса у всех достаточно и в жизни, поэтому многие посещают кинотеатр, чтобы отвлечься от проблем и забыться, а не пережить какой-то новый, иногда даже болезненный опыт. Тут на помощь и приходят ремейки. 

Почему же тогда ремейки многих раздражают

С точки зрения маркетинга, ремейки — беспроигрышный вариант. Но, к сожалению, зрители, да и критики с этим сильно не согласны. Подавляющее большинство подобных работ получают низкие оценки и даже не отрабатывают свой бюджет в прокате. В ремейках художественная часть отходит на второй план, а вперёд выступает коммерция, и зритель это чувствует. 

Ремейки вторичны и сильно проигрывают оригиналу

Часто создатели покадрово переснимают оригиналы, не привнося ничего нового. Но действительность слишком изменилась. То, что было удивительно, но вполне логично в 1975‑м, — оказаться на 3‑й улице Строителей в чужой квартире и при этом не загреметь за решётку — теперь невозможно. 

1 / 0
Кадр из фильма «Кавказская пленница», 1967 год
2 / 0
Кадр из фильма «Кавказская пленница», 2014 год

От «Кавказской пленницы» 2014 года — одного из самых провальных ремейков с рейтингом 1,1 на Кинопоиске, страшно разит нафталином. Создатели обещали показать зрителям старый сюжет на новый лад, но из нового в нём — только дурацкие англицизмы и портрет нынешнего президента. 

Сценаристы оригинальной «Пленницы» в своё время черпали вдохновение из газет, а режиссёр добавил сюжету чистой магии кинематографа — гэги и слэпстик по заветам Чаплина и Китона. В 1967‑м году комедия стала одной из самых популярных и смешных, потому что была актуальна, в меру экзотична, и находилась в контексте мирового кинематографа. Да и сейчас она смотрится гораздо интереснее и смешнее, чем покадрово переснятый ремейк. 

У ремейков зачастую неудачно подобран каст

На бездарный каст жалуются не только зрители, но и создатели оригиналов. Наталья Варлей, например, призналась, что долго не хотела смотреть ремейк «Пленницы», потому что ревновала, а потом поняла, что не стоит — из-за неудачного каста.

1 / 0
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 год
2 / 0
Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!», 2012 год

И ещё один пример. В «Джентльмены, удачи!» 2012 года Евгения Леонова заменили на Сергея Безрукова, который так и не смог вжиться в комическую роль. При этом в образе бандита он узнаваемо играет бессмертного Сашу Белого. Сравнивать Гошу Куценко и Антона Богданова с Вициным и Савелием Крамаровым не поднимается рука. В итоге уморительный фильм Данелии превратился в набор шуток ниже пояса и комедию падений.

В ремейках слишком много продакт-плейсмента

Все вышеуказанные причины зритель, может, и простил бы, но слишком откровенной монетизации ностальгии, которая выражается в агрессивном продакт-плейсменте, — нет. Реклама из уст национальных героев звучит как минимум кощунственно, если не богохульно. 

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 год
Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 год

Самое оскорбительное, что ремейк и его создатели даже не пытаются скрыть своих истинных шкурных интересов. Повальный продакт-плейсмент отмечают в негативных отзывах на «Иронию судьбы. Продолжение», «Джентльмены, удачи!» и «Кавказскую пленницу».

Как итог — российский зритель голосует против ремейков в прокате. По данным ВЦИОМ, 58% россиян, смотревших те или иные вариации на тему советской киноклассики, остались недовольны.

Каким же должен быть качественный ремейк

Мы живём в мире победившего постмодернизма, согласно которому художник — не производитель, а апроприатор старых идей. В таком контексте появление ремейков кажется закономерным. Но апроприатор не значит плагиатор. Задача автора ремейка — осмыслить и пропустить через себя оригинал. 

К примеру, Бернардо Бертолуччи снимал свой великий фильм «Конформист» по одноимённому роману Альберто Моравиа, предупредив его: «Чтобы остаться верным вашей книге, мне придётся предать её». 

В предательстве оригинала и должна состоять главная ценность ремейков.

Умелый ремейк через использование готового материала даёт комментарий к существующей действительности. В то время как российские ремейки классики это делают редко. Например, новая «Ирония судьбы» заимствует из оригинала проблему, которая могла быть актуальна только в 70‑е, и добавляет к ней разве что неутешительное продолжение истории Нади и Жени на втором плане и шокирующий эффект постаревших героев.

Но есть и удачные примеры. «Экипажу», ремейку одноимённого фильма Александра Митты, удалось переосмыслить оригинал. Оба «Экипажа» разделены на две части: в первой зрителям представляют систему персонажей лётчиков-стюардесс-бортпроводников и их отношения, во второй — бросают героев в самое сердце катастрофы. 

Сеттинг производственной драмы о лётчиках оказался универсальным материалом, на котором режиссёр дал комментарий о современности и запутанных человеческих отношениях, расставив всё на свои места под угрозой смертельной опасности.

1 / 0
Кадр из фильма «Экипаж», 1979
2 / 0
Кадр из фильма «Экипаж», 2016

Режиссёр фильма — Николай Лебедев, ученик Митты, смог выстроить диалог между картинами и художественными заветами своего учителя. Этот фильм стал главным успехом отечественного кинопрома в 2016 году. 

1 / 0
Кадр из фильма «Вий», 1967
2 / 0
Кадр из фильма «Гоголь. Вий», 2018)

Своеобразным ремейком классического советского хоррора Ершова и Кропачёва можно считать второй фильм трилогии о Николае Гоголе «Гоголь. Вий» (2018). Как и «Экипажу», фильму удалось выйти за рамки простого копирования благодаря, помимо прочего, и современной компьютерной графике, которую грех было не добавить в сюжет с чертовщинкой. «Гоголь. Вий» оказался нестыдным блокбастером и моментально возглавил российский прокат.

Почему в России пока всё грустно с ремейками 

После распада СССР российский кинематограф всё ещё пытается нащупать свой киноязык для разговора о реальности и пережить травму советского кино, которое считалось лучшим в мире. Но пока экран заполняют бесконечные ремейки, продолжения, перезапуски, переосмысления и франшизы, а цензура крепчает — осмыслить и описать реальность не получится. 

Ремейки — это удобный способ воплотить вечное зрительское желание «стереть себе память, чтобы посмотреть заново». Вот только после подавляющего большинства переделок тоже хочется стереть себе память. Но только для того, чтобы забыть фильм навсегда.

Что хорошего посмотреть
👀
20 ремейков, превзошедших оригиналы
8 продолжений популярных фильмов, которые вы вряд ли видели
10 иностранных ремейков российских и советских фильмов и сериалов. Да, бывает и такое!
Обложка: кадр из фильма «Кавказская пленница»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

Берём в подарок колонку «Яндекс Станция Миди» со скидкой 50%

Берём в подарок популярную колонку «Яндекс Станция Миди»

Надо брать: мощная GaN-зарядка от Asometech за полцены

Надо брать: мощная GaN-зарядка от Asometech за полцены

Новинку OPPO Find X9 отдают сейчас со скидкой 56% на AliExpress

Новинку OPPO Find X9 отдают сейчас со скидкой 56% на AliExpress

Простой в освоении 3D-принтер ELEGOO Centauri Carbon отдают с отличной скидкой

Простой в освоении 3D-принтер ELEGOO Centauri Carbon отдают с отличной скидкой

30 besproigryshnyh podarkov muzhu na Novyj god

30 беспроигрышных подарков мужу на Новый год

Надо брать: «Имаджинариум» — культовая игра на ассоциации

Надо брать: «Имаджинариум» — культовая игра на ассоциации

Как подобрать шапку по форме лица

Как подобрать шапку по форме лица

Это интересно
5 гаджетов, которые помогут сделать жизнь проще

5 гаджетов, которые помогут сделать жизнь проще

Реклама
Образование, наука и бизнес: как новые кампусы и лаборатории меняют учебный подход в России

Образование, наука и бизнес: как новые кампусы и лаборатории меняют учебный подход в России

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Комментарии
Игорь Пожогин
19.07.24 22:44
"Переломным для российского ремейка стал 2007 год, когда Тимур Бекмамбетов выпустил на экраны сиквел «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. Фильм получился коммерчески успешным и собрал большую кассу, превысив собственный бюджет в пять раз." Фильм говно. Давайте не будем лицемерить и не лизать никому ничего. Дальше читать не хочу.
19.07.24 23:38
Комментарий удален
Александра Козлова
22.07.24 11:46
Ну, кажется, что вы всё же или слишком строги, или мало смотрели. Навскидку вспомнила «Дылда», «Географ глобус пропил», «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» - все отличные
Анастасия Соколова
22.07.24 10:21|изменено
Эх, а вот если бы дочитали, то узнали, что ничего так и осталось не облизанным. Цитата про бюджет, которую вы привели, это просто факт, а не оценочное суждение. Говорим тут о «Иронии судьбы» Бекмамбетова, потому что именно этот фильм стал прецедентом, показав продюсерам состоятельность ремейков в прокате. При этом отмечаем, что художественные качества фильма заметно страдают. Не делайте поспешных выводов.
Саша Белов
23.07.24 18:24
Пммм на работу и на работу Прррмрр
Прохор Яблоков
20.07.24 17:58
Все режиссеры жаловались и плакали что поганая цензура , "совок" и прочее не дают развернуться их великому и неописуемому таланту . Ну и ...? Цензуры и худсоветов давно нет , где шедевры то ? Михалков , снявший при "тоталитаризме" хорошие и даже отличные фильмы , смог из себя натужно выдавить какое то кинодерьмо ! И не он один такой . Гении где вы , ау ?
Что ещё посмотреть
12 терапевтичных мультфильмов, которые помогут расслабиться или задуматься о жизни
12 терапевтичных мультфильмов, которые помогут расслабиться или задуматься о жизни
0
16:00
Кино
Кино
Хлеба и зрелищ: Esquire назвал 26 лучших боевиков 2025 года
Хлеба и зрелищ: Esquire назвал 26 лучших боевиков 2025 года
0
13:53
Кино
Новости
15 худших фильмов 2025 года на Metacritic — «Электрический штат» с Крисом Праттом в списке
15 худших фильмов 2025 года на Metacritic — «Электрический штат» с Крисом Праттом в списке
0
11:32
Кино
Новости
«Достать ножи: Воскрешение покойника» — лучший детектив года (но с нюансами)
«Достать ножи: Воскрешение покойника» — лучший детектив года (но с нюансами)
0
Вчера
Кино
Ликбез
Энди Сёркис показал трейлер мультфильма «Скотный двор» по повести Джорджа Оруэлла
Энди Сёркис показал трейлер мультфильма «Скотный двор» по повести Джорджа Оруэлла
0
Вчера
Кино
Новости
HBO показала ролик премьер 2026-го — с новыми кадрами из «Дома Дракона» и «Эйфории»
HBO показала ролик премьер 2026-го — с новыми кадрами из «Дома Дракона» и «Эйфории»
0
Вчера
Кино
Новости
Уве Болл снова экранизирует хоррор Alone in the Dark — предыдущий фильм провалился
Уве Болл снова экранизирует хоррор Alone in the Dark — предыдущий фильм провалился
0
Вчера
Кино
Новости
DC показала первый трейлер «Супергёрл» с Милли Олкок
DC показала первый трейлер «Супергёрл» с Милли Олкок
0
11 декабря
Кино
Новости
Долина поёт «За деньги — да», остальные шутят про куколдов: как я посмотрел «Невероятные приключения Шурика»
Долина поёт «За деньги — да», остальные шутят про куколдов: как я посмотрел «Невероятные приключения Шурика»
0
11 декабря
Кино
Ликбез
Ушла эпоха: закрылась студия Gainax, выпустившая «Евангелион» — спустя 42 года
Ушла эпоха: закрылась студия Gainax, выпустившая «Евангелион» — спустя 42 года
0
11 декабря
Кино
Новости
«Даже не буду извиняться»: Хью Джекман высказался о возвращении к роли Росомахи
«Даже не буду извиняться»: Хью Джекман высказался о возвращении к роли Росомахи
0
11 декабря
Кино
Новости
Дженнифер Лоуренс и Джош Хатчерсон вернутся в «Голодные игры» — они снова сыграют Китнисс и Пита
Дженнифер Лоуренс и Джош Хатчерсон вернутся в «Голодные игры» — они снова сыграют Китнисс и Пита
0
11 декабря
Кино
Новости
Джонни Депп спродюсирует первую англоязычную экранизацию «Мастера и Маргариты» — и может в ней сыграть
Джонни Депп спродюсирует первую англоязычную экранизацию «Мастера и Маргариты» — и может в ней сыграть
0
11 декабря
Кино
Новости
Роберт Паттинсон и Зендея вместе: А24 показала трейлер чёрной комедии «Драма»
Роберт Паттинсон и Зендея вместе: А24 показала трейлер чёрной комедии «Драма»
0
10 декабря
Кино
Новости
Variety назвал лучшие сериалы 2025 года — сразу два списка
Variety назвал лучшие сериалы 2025 года — сразу два списка
0
10 декабря
Кино
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Андрей Никифоров13 минут назад

0 / 0

Тема в подарок. Где в подарок то?
Берём в подарок популярную колонку «Яндекс Станция Миди»
Аватар автора комментария
Андрей Никифоров13 минут назад

0 / 0

Тема в подарок. Где в подарок то?
Берём в подарок популярную колонку «Яндекс Станция Миди»
Аватар автора комментария
Nora Saparova1 час назад

0 / 0

https://www.shoppingschool.ru/articles/bazoviy-garderob.html. Ищите и другие статьи. Это не любительский уровень.
Как собрать базовый гардероб в 2025 году: чек-лист для женщин и мужчин
Аватар автора комментария
Alexandr Al2 часа назад

0 / 0

это щетка, зубная, примитивная, моторчик и пластик, которых завались, где угодно, от 200 рублей. смотреть что-то дороже 2000 это полная глупость, выкинутые на помойку деньги, я бы сам не смотрел дороже 1000
5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях