Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Стать богатым
25 марта

Что такое шринкфляция и как подорожание пытаются сделать незаметным

Из-за неё в магазинах нужно быть внимательнее.
Фото автора Настя Морошкина
Настя Морошкина

Автор Лайфхакера

Что такое шринкфляция и как подорожание пытаются сделать незаметным
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Вы когда-нибудь замечали, что в привычной бутылке молока вдруг стало на пару глотков меньше? Или обнаруживали, что яиц в упаковке теперь не 10, а 9? А может, однажды пустого пространства в коробке с любимыми конфетами стало гораздо больше? Если да, то знайте: у этого явления есть название. Всё это примеры шринкфляции.

Что такое шринкфляция

Шринкфляция (от англ. shrink — «сжиматься» и inflation — «инфляция») — уменьшение товара в размере, объёме или массе, при котором его цена остаётся прежней. Если раньше в упаковке было 200 г печенья, а теперь 180, но стоимость не изменилась — это шринкфляция. Если йогурт «похудел» со 125 до 110 г, но не подешевел — снова она. 

Иногда меняется не только количество продукта, но и его характеристики: шоколад становится менее насыщенным из-за сокращения количества какао, в соках появляется больше воды, а в стиральном порошке уменьшается концентрация активных веществ.

Обычное повышение цен сразу бросается в глаза — покупатели видят, что пачка макарон, которая стоила 100 рублей, теперь обходится в 120, и могут отказаться от покупки или переключиться на более дешёвый вариант. При шринкфляции же подвох заметен далеко не сразу. И в итоге люди продолжают покупать «тот же самый» товар, пока однажды не обратят внимание, что шоколадный батончик вдруг стал тоньше, а упаковка кофе — легче.

Шринкфляция — это тихий механизм инфляции, который позволяет производителям сгладить негативную реакцию покупателей на подорожание и сохранить спрос.

Как и когда возникла шринкфляция

Слово «шринкфляция» появилось относительно недавно, но сам метод используется уже десятилетиями — а то и столетиями. 

Валерия Иванова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, заместитель директора института экономики и финансов ГУУ.

Термин был популяризован британской экономисткой Пиппой Мальмгрен в 2009 году, хотя само явление существовало и раньше. Первые примеры шринкфляции можно найти в феодальной Европе, где пекари уменьшали размер буханок во время нехватки зерна, чтобы избежать социальных волнений.

В XX–XXI веках шринкфляция стала стандартной практикой. Её всплески приходились на кризисные периоды. Например, в 2008–2009 годах, после мирового финансового кризиса, в Великобритании начали активно сокращать размеры пачек шоколадных батончиков, а в США — уменьшать объём упаковок мороженого.

Один из самых известных примеров шринкфляции — ситуация с шоколадкой Toblerone в 2016 году. Тогда компания уменьшила массу плитки с 200 до 150 г. Разумеется, это вызвало недовольство среди потребителей. В итоге производитель решил вернуться к прежнему размеру. 

В России практика шринкфляции тоже есть. Например, как объясняет эксперт Валерия Иванова, молоко часто продаётся в упаковках по 0,95 л вместо 1 л, пачка сливочного масла весит 180 или даже 170 г вместо 250. А в 2019 году огромный резонанс вызвало появление «девятка» яиц вместо традиционной упаковки из 10 штук. Многие покупатели посчитали это обманом, но производители объясняли, что так им проще сохранять цены на стабильном уровне.

Сегодня шринкфляция встречается во всём мире. Она помогает компаниям адаптироваться к экономическим изменениям, но для потребителей означает одно: за те же деньги мы получаем всё меньше.

В чём причины шринкфляции

Вот несколько основных факторов, побуждающих производителей прибегать к уменьшению объёма товаров.

Рост производственных издержек

Одна из главных причин шринкфляции — это увеличение затрат на производство. С каждым годом дорожают сырьё, энергоносители, транспорт и логистика, и компании вынуждены искать способы сохранить прибыль. Вместо того чтобы повышать розничную цену, они уменьшают количество продукта в упаковке, скрывая рост затрат. 

Снижение покупательской способности

Когда инфляция съедает доходы, люди начинают больше экономить, и спрос на товары снижается. Производители понимают: повысить цену — значит рискнуть потерять клиентов, которые и так с трудом растягивают бюджет. Чтобы сохранить прибыль, бренды сокращают объём продукта, сохранив ценник. Экономические исследования подтверждают, что такой подход эффективнее: потребители реагируют гораздо хуже на явное повышение цены, чем на небольшое уменьшение объёма товара.

Конкуренция

Ещё одна движущая сила шринкфляции — жёсткая конкуренция на рынке. В условиях, когда множество компаний борются за одного покупателя, любое прямое повышение цены может привести к потере доли рынка, так как потребители легко переключатся на альтернативные бренды.

Другие факторы

На шринкфляцию также влияют и другие внешние обстоятельства. Изменения в налоговом регулировании, колебания валютных курсов и общая нестабильность экономики могут привести к подорожанию импортного сырья и технологий. Эти факторы вынуждают производителей компенсировать растущие издержки незаметно для потребителя — через сокращение объёма продукции. 

Что закон говорит о шринкфляции

С юридической точки зрения производители в России обязаны предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о своих товарах. Это регулируется законом «О защите прав потребителей». Согласно ему, изготовители должны указывать на упаковке фактическую массу или объём продукта. 

Так что, если производитель уменьшает количество товара в упаковке, но чётко указывает новые параметры, это не противоречит закону. Но если информация отсутствует или вводит в заблуждение, это считается нарушением прав потребителей и может повлечь за собой ответственность.

Что делают государства, чтобы ограничивать шринкфляцию

В некоторых странах предпринимают шаги по борьбе со шринкфляцией. Хотя их пока не так много, вот несколько примеров, как это происходит.

Обязывают указывать полную информацию об объёме и массе

Так, в России обсуждается законопроект, по которому информация об объёме или массе продукта должна занимать не менее 15% от площади упаковки. 

В Европе также вводят меры по борьбе со шринкфляцией. 

Валерия Иванова

Во Франции ретейлеры должны маркировать товары, размер которых сократили без снижения цен. Эту меру прозрачности ввели после того, как продовольственная инфляция достигла рекордно высокого уровня. Предупреждения должны быть чёткими и находиться рядом с продуктом. За несоблюдение этих требований грозит штраф — до 3 000 евро для физических лиц и до 15 000 евро для юридических.

В Венгрии крупные розничные торговцы тоже обязаны размещать подобные предупреждения на упаковках продуктов. Это позволяет потребителям быть в курсе изменений и принимать обоснованные решения при покупке. 

Кроме того, по словам Валерии Ивановой, в Южной Корее компаниям грозят штрафы, если они не уведомят потребителей об изменениях в размере продукта. Это является частью более широких усилий по защите прав потребителей и повышению прозрачности на рынке.

В Коннектикуте, США, рассматривают законопроект, который определяет шринкфляцию как недобросовестную практику. Закон потребует от продовольственных компаний также чётко указывать, когда они уменьшают размеры продуктов без снижения цен. Это правило распространится на продукты первой необходимости. Если закон примут, он станет первым в США, в котором прямо говорится о снижении темпов шринкфляции.

Вводят стандарты фасовки для социально значимых товаров

Например, в России внесли изменения в ГОСТ, которые устанавливают фиксированные значения фасовки для ряда социально значимых продуктов. Теперь гречневую крупу можно фасовать только в упаковки по 500, 1 000 или 2 000 г, а молоко — в ёмкости по 200, 250, 500, 1 000 или 2 000 мл.

Как защититься от шринкфляции

Чтобы не переплачивать за воздух, при походе в магазин возьмите за правило несколько простых действий:

  • Внимательно изучайте этикетки и обращайте внимание на массу и объём продукта. Иногда упаковка выглядит как раньше, но содержимого внутри уже меньше. Если сравнивать показатели с предыдущими покупками, можно заметить разницу. 
  • Смотрите на цену за килограмм или литр. В некоторых магазинах эту информацию указывают на ценниках, но если нет, можно просто разделить стоимость на массу или объём.
  • Сравнивайте товары разных брендов. Если один производитель уменьшил упаковку, но оставил цену прежней, возможно, у конкурентов условия будут выгоднее. Важно не обманываться привычным внешним видом товара, а проверять, сколько вы действительно за него платите.
О чём ещё стоит знать
💰
Как правильно выбирать аналоги дорогих продуктов в супермаркете
Как нас обманывают супермаркеты: 10 уловок, о которых стоит знать
25 советов для похода в супермаркет, которые сберегут деньги, время и нервы
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Chto podarit' vospitatelyu na Novyj god: 10 neizbityh idej

Что подарить воспитателю на Новый год: 10 неизбитых идей

Автоматическую кофемашину с высоким рейтингом от Tuvio отдают со скидкой 62%

Автоматическую кофемашину с высоким рейтингом от Tuvio отдают со скидкой 62%

Надо брать: саундбар для телевизора от TCL со скидкой 37%

Надо брать: саундбар для телевизора от TCL со скидкой 37%

Три набора посуды от Rondell, с которыми проще готовить для новогоднего стола

Три набора посуды от Rondell, с которыми проще готовить для новогоднего стола

Как максимально сэкономить на AliExpress в декабре

Как максимально сэкономить на AliExpress в декабре

Надо брать: снегоуборщик от Electrolite со скидкой 85%

Надо брать: снегоуборщик от Electrolite со скидкой 85%

Лампа для монитора от Xioami

Забираем лампу для монитора от Xiaomi со скидкой 67%

Roborock Saros Z70

Робот-пылесос, который умеет убирать носки, отдают за полцены

Комментарии
Наталья Мурахтанова
25.03.25 13:59
Блин, сначала подумала, что это что-то забавное. А оказалось, нет)
Наталья Копылова
25.03.25 18:39
Магазины, которые указывают цену за килограмм на ценнике, должны всем штатом попадать в рай. Это очень круто, когда по этому параметру можно сравнивать без дополнительных подсчётов.
Радик Карамов
25.03.25 20:18
Ахах, тоже в "5" попался, смотрю вафли за 18 рублей и печеньки там какие то всего 35 рублей, во думаю спасибо предводителю-полководцу за счастливое настоящее. Славу богу на кассе произошло отрезвление
Alexanches
25.03.25 23:20
Минералка в стекле стала частенько попадаться 0,45 л. Но то глаз-алмаз сразу вычислил визуально по бутылке
Sergey Gorovoy
26.03.25 07:34
хотелось бы дожить до времени, когда в рф молока будет налит 1л. в бутылку/пакет, а гречи 1,0 кг. насыпан в упаковку. но меня терзают смутные сомнения, что это время настанет.
Что вы могли пропустить
Apple идёт на абсолютный рекорд по продажам смартфонов за год — iPhone 17 сметают с полок
Apple идёт на абсолютный рекорд по продажам смартфонов за год — iPhone 17 сметают с полок
0
3 декабря
Новости
Устройства
Что такое усталость от кризиса и как её преодолеть
Что такое усталость от кризиса и как её преодолеть
0
3 декабря
Мотивация
Мотивация
«Baldur's Gate 3 эксплуатирует детей»: Google тестирует ИИ-кликбейт в ленте Discover
«Baldur's Gate 3 эксплуатирует детей»: Google тестирует ИИ-кликбейт в ленте Discover
0
3 декабря
Новости
Технологии
5 интересных киноновинок ноября, которые вы могли пропустить
5 интересных киноновинок ноября, которые вы могли пропустить
0
3 декабря
Кино
Кино
Россия создала персонализированные мРНК-препараты против рака
Россия создала персонализированные мРНК-препараты против рака
0
3 декабря
Новости
Новости
За что вы платите: 8 причин отказаться от новых флагманов и выбирать смартфоны подешевле
За что вы платите: 8 причин отказаться от новых флагманов и выбирать смартфоны подешевле
0
3 декабря
Технологии
Технологии
Роскомнадзор заблокировал игру Roblox — за распространение экстремистских материалов
Роскомнадзор заблокировал игру Roblox — за распространение экстремистских материалов
0
3 декабря
Новости
Технологии
Что подарить воспитателю на Новый год: 10 неизбитых идей
Что подарить воспитателю на Новый год: 10 неизбитых идей
0
3 декабря
Ликбез
Покупки
Новый уровень кошмара: вышел трейлер хоррор-комедии «Я иду искать — 2»
Новый уровень кошмара: вышел трейлер хоррор-комедии «Я иду искать — 2»
0
3 декабря
Кино
Новости
На церемонии AdIndex Awards 2025 наградили лучшие рекламные агентства в рейтинге Digital Index
На церемонии AdIndex Awards 2025 наградили лучшие рекламные агентства в рейтинге Digital Index
0
3 декабря
Пресс-релизы
Пресс-релизы
Самый большой или самый длинный? 7 главных катков России
Самый большой или самый длинный? 7 главных катков России
0
3 декабря
Отдых
Отдых
12 эротических игр для пар, которые разнообразят интимную жизнь
12 эротических игр для пар, которые разнообразят интимную жизнь
3 декабря
«Горящая изба»
Секс
Вуди Аллен, документалка и мультфильм: Collider назвал 10 самых красивых лент XX века
Вуди Аллен, документалка и мультфильм: Collider назвал 10 самых красивых лент XX века
0
3 декабря
Кино
Новости
Lego показала набор с лунной ракетой NASA SLS — её можно запускать
Lego показала набор с лунной ракетой NASA SLS — её можно запускать
0
3 декабря
Новости
Новости
Как хранить мандарины в домашних условиях
Как хранить мандарины в домашних условиях
0
3 декабря
Еда
Ликбез

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Thor Steinar5 минут назад

0 / 0

Ух, сколько лет прошло, но до сих пор в дрожь прям бросает, как вспомню как в детстве (еще в СССР) водили в поликлинику к зубному. А там эта адская бор-машинка и запах такой специфический после сверления зубов. Бр-р-р :-)))))
Как лечили зубы в СССР: боль, выпадающие пломбы и токсичные материалы
Аватар автора комментария
S G32 минуты назад

0 / 0

> По словам Джорджа Р. Р. Мартина, который выступает соавтором проекта, в новом шоу особое внимание уделено турнирам и поединкам Порнуха на турнирах и поединках?
«Рыцарь Семи Королевств» получил финальный трейлер — премьера уже в январе
Аватар автора комментария
Анастасия Наумцева42 минуты назад

0 / 0

Зависит от того, что понимать под трендами) Я бы сказала, что это скорее классика
Pantone назвал главный цвет 2026 года — он символизирует спокойствие
Аватар автора комментария
Ия Зорина53 минуты назад

0 / 0

А давно у вас так происходит? То есть, организм уже привык к силовым, но всё равно бессонница?
Почему возникает бессонница после тренировки и как с ней бороться
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях