Три известных сценариста — Николай Куликов («Легенда № 17», «Горько»), Константин Майер («Физрук», «Я худею») и Роман Кантор («Эпидемия», «Мёртвое озеро») — запустили подкаст «Поэпизодный клан», где разбирают сценарии фильмов и сериалов, вспоминают ситуации из своей практики и докручивают идеи прямо в студии. Также они дают советы для тех, кто хочет освоить мастерство сценариста — приводим 10 из них в статье.

Константин Майер
Сценарист сериалов «Физрук», «Толя Робот» и фильма «Я худею».

1. Сначала пишите, только потом редактируйте

Write first, edit later — это правило вы можете встретить в любом списке советов для писателей, что совершенно не умаляет его ценности. Переписывать свой текст можно бесконечно, и это загонит вас в тупик. Высокие стандарты — это хорошо, но чтобы перфекционизм не мешал, а помогал, сначала пишите и только потом садитесь за редактуру.

2. Не стесняйтесь дурацких идей

Иногда нужно столько всего сделать за день, что необходимость исполнить долг убивает желание писать. Прокрастинация часто случается из-за завышенных ожиданий. Чтобы отогнать её, попробуйте начать день с решения какой-нибудь простой задачи. Так с самого утра вы немного снимете с себя груз ответственности.

Если простой и приятной задачи под рукой нет, то можете её просто придумать. Например, запишите десяток названий несуществующих футбольных клубов (или сортов томатов, или советских пионерлагерей): «Саратовские патриоты», «Новосибирские снеговики». Девять из них, конечно, будут глупые, но одно непременно вас рассмешит и поможет включиться в рабочий процесс.

3. Пишите о пустом, чтобы разогнаться

Похожей технологией можно воспользоваться при работе с диалогами. Если вам нужно написать сложную сцену, можно немного разогнаться, набросав, как герои разговаривают о пустяках, как обсуждают быт или просто новости. Так вы постепенно нащупаете их голоса и эмоции и доберётесь до сути сцены. Сами не заметите, как будете просто записывать за своими героями.

4. Говорите «Да, и…»

Если вы работаете в коллективе авторов, то бесценная связка «Да, и» — ваш обязательный инструмент. Если кто-то из ваших коллег предложил идею, то не спешите её списывать в утиль, лучше постарайтесь «накинуть» что-нибудь сверху. Подхватывайте и развивайте мысли друг друга и не спешите их критиковать. «Да, и» сэкономит вам кучу времени и энергии, которые вы бы потратили на обесценивание идей друг друга.

Николай Куликов
Сценарист фильмов «Движение вверх», «Легенда № 17», «Горько».

5. Ставьте себе дедлайны

Любой работе нужен дедлайн. Без чёткого срока сложно приоритизировать свои задачи, писать регулярно и эффективно. Горящая дата в календаре заставляет мобилизовать ресурсы и регулярно оценивать свой прогресс. Другое важное условие продуктивного творческого процесса — правильно поставленная цель на день. Никогда не стоит браться за всё сразу. Гораздо эффективнее точечно определить место приложения усилий и сосредоточиться на чём-то одном, будь то отдельный диалог, сцена или недостатки общей структуры сценария.

6. Не пренебрегайте плохими идеями

Иногда сценарий заходит в тупик: непонятно, как построить третий акт или сложную сцену, как сделать героя убедительным. Если вы испытываете кризис хороших идей, то возьмитесь за плохие. Запишите десять идей, которые в данных обстоятельствах будут максимально неподходящими. Пусть герой совершит нелогичный поступок, пусть третий акт окажется предельно скучным, а сцена ни к чему не приведёт. За плохими идеями часто подтягиваются и хорошие. Этому способу доверяет сам Аарон Соркин.

7. Совмещайте разные истории

Один из лучших инструментов для разработки идей фильмов и сериалов — это «совмещамба». Возьмите две максимально разные идеи и совместите их. Что, если это «День сурка», но sci-fi? Получим «Грань будущего». А что, если это «День сурка», только хоррор? Будет «Счастливого дня смерти». Что, если это «Улисс», но только манга, время действия — XXI век и всё происходит в Люберцах? Даже мы не знаем, что из этого может получиться. Совмещать можно что угодно. Чем более неочевидными будут пары, тем более неожиданный результат вы можете получить.

Роман Кантор
Сценарист сериалов «Эпидемия», «Мёртвое озеро» и фильма «Хороший мальчик».

8. Пишите чепуху

Иногда страх чистого листа превращается в реальную проблему. Чтобы преодолеть это состояние, начните писать. Можно писать даже полную ерунду, но главное — писать. В какой-то момент этой бесполезной писанины ваш мозг включится в игру и начнёт подкидывать новые идеи. Этот процесс немного похож на финал «Нормы» Владимира Сорокина, где текст начинает распадаться на бессвязные сочетания букв, но здесь будет наоборот. Начните с бессвязных слов и бестолковых фраз, а мозг поможет вам связать их в предложения, абзацы и страницы.

9. Откладывайте на потом

Мастер-класс Дэвида Милча The Idea of the Writer — источник странных, но интересных советов. Вот пример: «Два голоса, никаких имён, никаких описаний. Вообще никаких описаний. Просто голос-1 и голос-2. Не объясняйте сеттинг. Пишите для этих двух голосов не меньше 20 минут. Просто идите за ними, записывайте всё, что они говорят. Но не сидите над этим больше 50 минут. Потом сложите то, что получилось, в конверт, запечатайте его и уберите. Не обсуждайте написанное, не думайте об этом. На следующий день в то же самое время сядьте и откройте этот конверт. Прочитайте всё, что написали, и вы увидите, что эти голоса теперь другие».

10. Запомните самый главный совет

Писать — значит переписывать.