Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
1 августа 2023

Как реклама не просто определяет наши желания, но и изменяет жизнь

Вы тоже её жертва, не сомневайтесь.
Фото автора Наталья Копылова
Наталья Копылова

Автор Лайфхакера

Как маркетинг и реклама не просто определяют наши желания, но и изменяют жизнь

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

К рекламе принято относиться несерьёзно. Ну право слово, мы же всё понимаем! Компании пытаются побудить нас купить свой товар, но и мы не так просты. Если нам что‑то необходимо, то мы это, конечно, возьмём. А ненужное нам не навязать! Так что рекламу можно просто воспринимать как проходную информацию. Это даже удобно, иначе откуда узнавать о появлении новых продуктов или брендов. Ведь так? Не совсем.

Основная цель объявлений и баннеров — повысить продажи товара и принести прибыль производителю. Но у рекламы есть и побочное действие: она может влиять на жизнь конкретного человека и на общество в целом. И примеров тому масса.

Как на нас влияет реклама

1. Заставляет чувствовать себя хуже

Количество рекламы влияет на уровень удовлетворённости жизнью, и отнюдь не положительно. Учёные провели исследование, которое затронуло более миллиона человек в 27 странах Европы и длилось 30 лет. При этом учитывались другие факторы, способные сыграть роль, — например, уровень ВВП или безработицы. В результате эксперты установили, что чем больше денег в стране тратилось на рекламу, тем менее довольно жизнью было её население. Причём эффект сохранялся на год‑два.

Одна из причин этого в том, что реклама транслирует: без нашего продукта вы живёте недостаточно хорошо, недостаточно счастливо, с вами не всё в порядке. И одно дело, когда речь идёт о шоколадном батончике, а другое — когда об автомобиле премиального класса. Плюс объявлений много, всё не купить. И даже если потребитель не планирует приобретать всё, что ему показывают, осадочек остаётся.

При этом рядом живут те, кто рекламируемые товары покупает. А человеку свойственно сравнивать себя с окружающими, что тоже не добавляет радости. Ведь по версии роликов и баннеров эти люди лучше, счастливее и успешнее. То есть реклама вносит свой вклад в выстраивание иерархии. Только люди меряются не тем, скажем, у кого должность выше, а тем, у кого смартфон новее.

2. Навязывает свои стандарты

Когда реклама побуждает думать, что ты можешь стать счастливее, если что‑то купишь, — это полдела. Часто компании действуют более жёстко и заставляет считать себя неполноценным без их продукции.

Например, на полях бодипозитива всё ещё спорят, может ли человек сам решать, брить или не брить волосы на теле. Точнее, претензии предъявляют в основном женщинам, к мужчинам вопросов нет. Сторонники удаления растительности обычно аргументируют это тем, что так красивее и гигиеничнее, а волосы у женщины должны быть только на голове.

Но до начала XX века американки, например, массово ничего особо не удаляли. Но потом компания Gillette решила расширить аудиторию. Мужчинам они свои безопасные бритвы продали, пора было переходить на женщин. Вот только бород у последних не было. Поэтому в 1915‑м в журналах началась яростная атака на волосы под мышками. В ход уже тогда шли соображения гигиены. Также в рекламе указывали на актуальные платья без рукавов — как их носить без депиляции? А никак, вот вам специальная бритва. В 1919‑м в рекламе также стали затрагивать волосы на руках и ногах, хотя основное внимание всё равно уделялось подмышкам.

Маркетинг и навязывание стандартов: реклама Gillette
Реклама Gillette. Изображение: Wikimedia Commons

В общем, весь XX век женщин атаковали рекламой, которая предписывала удалять волосы сначала из‑под мышек, потом с ног (волоски просвечивают через чулки), затем практически везде. Гладкое тело считается стандартом — и всё благодаря объявлениям.

Другой пример: борьба с целлюлитом. Эта особенность внешнего вида, которая проявляется из‑за изменений в подкожно‑жировой клетчатке, встречается у 85–98% женщин. То есть это скорее норма, а не патология. Но владелица косметического салона в Нью‑Йорке Николь Ронсар в 1973 году начала крестовый поход против целлюлита, параллельно рекламируя свою «уникальную» диету для борьбы с этой проблемой, которую она объясняла скоплением в теле токсинов. И в обществе закрепилось, что любая уважающая себя женщина должна посвятить жизнь избавлению от целлюлита. Хотя это чисто визуальная особенность, никаких проблем от него нет.

3. Нагнетает страх

Нередко производители, чтобы продвинуть свой продукт, играют на страхах потребителей. В первую очередь это касается здоровья, хотя им не ограничивается. Например, очевидно, что люди с непереносимостью лактозы или глютена были всегда. Но если вы не относитесь к их числу, вспомните, когда именно вы в принципе узнали, что такие проблемы бывают? Не в то же время, когда на полках появились продукты без этих веществ?

Более того, благодаря разного рода публикациям складывается впечатление, что от глютена и лактозы нужно отказаться буквально всем. Особенно на этом настаивают гуру без образования из соцсетей. Хотя наука против такого подхода. Глютен вреден только тем, у кого есть непереносимость. А вот необоснованный отказ от глютеносодержащих продуктов, напротив, может привести к проблемам. Непереносимость лактозы в масштабе человечества встречается чаще. Но многие всё ещё могут пить молоко безо всякой паники.

Тем не менее всё больше людей, выбирая продукты, смотрят, чтобы там не содержалось глютена и лактозы. Очевидно, что многие делают так вовсе не потому, что прочитали какие‑то исследования, сдали анализы, выявили у себя непереносимость этих веществ и сменили рацион.

4. Навязывает образ жизни

Снова обратимся к истории. Ревущие 20‑е ассоциируются у многих с раскрепощёнными женщинами в платьях с заниженной талией, которые все сплошь курят сигареты с длинным мундштуком. Но вообще, в начале века курение было для женщин неприличным, это считалось прерогативой мужчин. Что не устраивало производителей сигарет — какой рынок сбыта пропадает! Тогда компания Lucky Strike поручила маркетологу Эдварду Бернейсу с этим что‑то сделать. И он нанял группу светских львиц, которые должны были закурить на одном из массовых мероприятий рядом с лозунгом «Факел свободы».

Бернейсу даже не пришлось платить за рекламу. Пресса сама поместила фотографии курящих женщин на свои страницы. А сигарета в женских руках стала одним из символов эмансипации. Параллельно шла рекламная кампания, которая продвигала курение как средство для похудения. В общем, вредная привычка надолго захватила оба пола.

И это не единственный пример. Скажем, люди стараются ходить по 10 тысяч шагов в день. Хотя это маркетинговое изобретение. Или перекусывают шоколадными батончиками, потому что нам говорят не тормозить, сникерснуть, ведь ты не ты, когда голоден. Хотя это очевидно не самый полезный приём пищи.

Реклама не просто заставляет нас что‑то купить. Она формирует привычки, которые потом побуждают тратить деньги регулярно.

5. Закрепляет стереотипы

Стереотип — это заранее сформированное мнение о чём‑то. С одной стороны, они очень упрощают жизнь. Благодаря им в повторяющихся ситуациях мы можем быстро принимать решения. Допустим, «ходить по тёмным переулкам в одиночку опасно» — это пример хорошего стереотипа. Но есть и вредные идеи, особенно если они касаются других людей. Такие стереотипы заставляют заочно выносить оценку человеку, основываясь на формальном признаке. Например, «человек с татуировкой не может быть успешным» или «если кого‑то показывают по телевизору, он заслуживает доверия». Мир несколько сложнее.

Но рекламщики с удовольствием используют стереотипы, закрепляют их и даже придумывают новые.

Так, все же знают, что розовый цвет для девочек, а голубой — для мальчиков. Но почему? Потому что так можно больше продать. Ведь люди, у которых есть деньги, уже не будут отдавать одежду и игрушки старшего ребёнка младшему, если он другого пола. Они же не того цвета. Но до XX века никакого разделения не было.

С другой стороны, реклама вынуждена идти в ногу со временем. Потому что, если она транслирует не соответствующие реальности идеи, часто это вызывает возмущение. К примеру, очень долго в роликах про товары для детей отцы или отсутствовали, или показывались неумёхами, которые не способны управиться с ребёнком. Но когда в 2012‑м Huggies запустила рекламу по второму сценарию, она вызвала волну негатива. Потому что к этому времени отцы уже были достаточно вовлечены в родительство.

Как не попасться на уловки рекламы

Честный ответ — полностью никак. Часть роликов и объявлений пройдёт мимо вас, некоторые попадут в цель. Но более рационально подходить к рекламе помогут развитое критическое мышление и осознанность.

Читайте также
🧐
Почему даже умные люди ведутся на рекламу и как перестать это делать
8 трендов в рекламе, о которых стоит знать бизнесу
Как нас обманывают супермаркеты: 10 уловок, о которых стоит знать
Обложка: Оля Ёгидэ / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Это интересно
Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Что-то на богатом. Как заработать на инвестициях, если не хочется следить за всеми новостями финансового рынка

Что-то на богатом. Как заработать на инвестициях, если не хочется следить за всеми новостями финансового рынка

Комментарии
Максим Прохоров
27.07.22 20:35
к статье рекомендую книги которые прочитал сам и они открыли мне глаза:Барден -Взлом маркетингаНа крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки - Эяль Н., Хувер РГрейвс - Клиентология
Что вы могли пропустить
Как выбрать очки для плавания
Как выбрать очки для плавания
0
13:00
Жизнь
Ликбез
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
0
17 октября
Жизнь
Ликбез
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
0
16 октября
Жизнь
Ликбез
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
15 октября
Жизнь
Жизнь
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
0
13 октября
Жизнь
Ликбез
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
0
13 октября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
0
9 октября
Жизнь
Книги
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
0
9 октября
Жизнь
Жизнь
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
0
9 октября
Жизнь
Ликбез
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка
Как правильно измерить температуру кошке
Как правильно измерить температуру кошке
0
6 октября
Жизнь
Ликбез
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
3 октября
«Горящая изба»
Жизнь
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
0
3 октября
Жизнь
Ликбез

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Thor Steinar1 час назад

0 / 0

Сделаем еще небольшое дополнение. Как смонтировать ISO в linux и macos из командной строки. Для Linux: %sudo mount -o loop имяфайла.iso /mnt/iso Тут у нас: sudo для монтирования нужны права суперпользователя. mount - непосредственно команда монтирования. "имяфайла.iso" - название файла который мы хотим смонтировать. /mnt/iso - путь по которому он будет доступен. Иногда на дисках нестандартная файловая система: тогда ее тип мы задаем через ключ -t (например -t iso9660). Для macOS: %hdiutil mount имяфайла.iso После этого файл будем смонтирован, и доступен как HDD (в read only понятное дело режиме), в /Volumes
Как открыть файл ISO: простые способы для Windows, macOS, Linux и Android
Аватар автора комментария
Егор Сингаев1 час назад

0 / 0

Мне конечно мультик понравился, но у меня вопрос: зачем король нахер держит свою дочь в замке? Он вообще соображает? Когда смотришь мульт, у тебя сразу вскакивается мысль: вдруг, самый адекватный из них это Трубадур, а не Король. В общем, мультик клёвый! Супер! ❤️🤣
Пользователи Сети разбираются в отношениях короля и его дочери из «Бременских музыкантов»
Аватар автора комментария
Руслан Латыпов1 час назад

0 / 0

Мне постоянно стуки, я сплю у стены в 1 комнатной кв! У тебя видимо 5 комнат и ты забился от них в последнюю и тихо молчишь, то понятно!
Соседи отгородили кусок коридора. Это законно?
Аватар автора комментария
AlexGorch2 часа назад

0 / 0

А как же системы АСТ и Evolution Pro? А из чисто программных как же Encore! за бортом обзора осталась? Статья явно дилетантская, ни одно профессиональное решение даже не упоминается.
5 лучших приложений для караоке
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях