Существует мнение, у меня по крайней мере, что в США каждый более-менее умный и достойный человек написал или планирует написать собственную книгу. У нас же книги строчат или графоманы с известными в Рунете именами или представители MLM/инфобизнес-тусовочки. Только-только начали выходить книги крутых фотоблогеров, политических и исторических экспертов, кулинарных гуру. Всему этому есть причины и я, занимаясь почти год (с КПД → 0) написанием собственной книги «Сомнение», приблизился к пониманию, почему так происходит.
1. Мы боимся критики. Даже я, принимающий на себя потоки дерьма с регулярной порционностью, стойкий к неадекватной критике и просто негативу, не показывал свое оконченное произведение никому, кроме двух людей — жене и издателю Артему Степанову. Теперь над книгой работает корректор и масса людей издательства «Манн, Иванов и Фербер», и даже их критику принимать непросто. Многие люди просто не готовы принимать критику того, что пишется так долго и на что собирались данные так много лет. Не бойтесь, это не страшно :)
2. Мы боимся окончания процесса. Самое страшное, что преследует начинающего автора — это мысль, что книгу надо заканчивать. Мне кажется, что именно поэтому в современных книгах так много воды. Авторы пишут, пишут, пишут, дополняют, дополняют… Бесконечный процесс. Я страх поборол, просто проигнорировав «принятое» число страниц. Думаю, что читатели оценят лаконичность и концентрированность.
3. Мы слишком зацикливаемся на инструментарии. Есть такой нереально крутой инструмент «крутого автора» как Ulysses. Это такое приложение, которое помогает писать, собирать данные, отслеживать связи внутри книги и многое другое. По своему опыту скажу, что если вы не автор «Битвы престолов» со множественными переплетениями сюжетных линий, то вам хватит редактора вроде Omm Writer или iA Writer. Microsoft Word или Apple Pages тоже сойдут.
4. Писательство как зарядка — или делаете регулярно, или никак. Ждать вдохновение — удел неудачников и самое классное самооправдание для них. Сам попал в эту ловушку и пару месяцев «ждал ветра в паруса». Хотите писать и у вас есть идеи? Садитесь и пишите! Придумайте план. Например, 5 страниц текста или 500 слов, или еще что-то, и просто выделите на это время. Лучше с утра. Или вы пишите, или ходите рассказываете, что делаете это. Многих устраивает личина писателя, трудящегося над КНИГОЙ. Меня не устраивала, и я просто решил придумать правила. Справился за несколько недель.
5. Все можно сократить. Всегда. Как говорил один крутой главный редактор: «Пишите статью, а потом удаляйте из нее первый абзац. Ну вот, теперь статья стала лучше!» Еще когда-то я работал копирайтером и писал тексты с оплатой за тысячи знаков. Это время было моим медовым месяцем, с оборотами вроде «Как не сложно догадаться», «Из этого можно сделать очевидный вывод», «Качественный, шокирующий и потрясающий каждого, кто его видел, продукт», … Ну и в том же стиле. Книга — это не тысячи. Книга — это самый крутой способ донести свои идеи тем, кто доверит свое время вам. Не тратьте его на донесение воды и пространных оборотов. Напишите главу и пройдитесь по ней через пару дней. 10-15% букв — это мусор, который не помогает донесению мысли, а мешает проводимости идей от вас через книгу к читателю. Сокращайте!
6. Писательство — это не работа. Ну, не совсем. Это работа для таких как Маринина и армии мартышек, которые строчат новые и новые книги под франшизой одного автора. Это работа в США, где в Амазоне можно продать сотни тысяч копий книги, если она станет бестселлером. Обычный автор редко зарабатывает на писательстве достаточно, и не нужно думать, что это дико выгодно и стоит убить на книгу много месяцев. Писательство — это способ распространения идей. Вы болеете идеей? Тогда пишите книгу! Если идеи нет, и вы не готовы писать бесплатно, то даже не беритесь.
7. Путь люди ждут вашу книгу. Пишите блог, рассказывайте про нее в процессе написания, спрашивайте совета, соберите мейл-лист. Пусть люди ждут. Может выйти так, что ваша книга появится параллельно с каким-то хитом Пелевина, или на фоне новостей об очередной революции или теракте. Вас просто не услышат, и момент будет упущен. Будьте в голове у будущего читателя постоянно, найдите с ним прямую связь и сообщите по своим каналам о выходе книги тогда, когда сочтете нужным. Если никто не ждет ваше произведение, то никто его не купит в первый день. И точно НИКТО не купит во все последующие.
8. Обдумывайте свои идеи аккуратно. Книга — это не оружие массового поражения, это высокоточное оружие. Если вы прицелитесь в кого-то своей идеей и попадете, то человек ваш, и связь с вами у него будет очень долговечной. Если вам нужно жахнуть по площадям, то пишите блоги, фейсбуки*, кривляйтесь в ТВ в передаче Малахова, громко смейтесь на развлекательном радио. Если хотите влиять на лучшие умы — пишите книги.
Надеюсь, что эта статья станет для вас началом вашей книги. А еще я верю, что, прочитав мою книгу, вы захотите изменить свою жизнь и написать свою, еще более интересную, историю!
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 отличных шампуней, которые можно найти на «Яндекс Маркете»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Яндекс Маркета», Lamoda и других магазинов
10 средств, с которыми будет проще ухаживать за секс-игрушками
10 вещей с тыквами и в виде тыквы, чтобы уютно «затыквиться» на всю осень
Выгодно: кроссовки adidas Originals со скидкой 54%
Список покупок: 10 товаров с AliExpress для стильного оформления детской
10 товаров с AliExpress для приготовления и подачи вареников
10 товаров, которые пригодятся в дождливый сезон
Разрешения на бизнес: какими они бывают и как быстро их получить
Год Fashion на Ozon. Как зарабатывать на моде
Как отличить подделку духов от оригинала: 7 заблуждений, которые могут помешать сделать правильный выбор
Молодые художники получат возможность выставить работы в Третьяковской галерее