Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
29 марта 2021

12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря

Эта эпоха вовсе не была такой унылой и грязной, как рисуют авторы тёмного фэнтези.
Фото автора Дмитрий Сажко
Дмитрий Сажко

Автор Лайфхакера

12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря

1. Средневековая одежда была серой и унылой

Заблуждения о Средневековье: одежда тогда была серой и унылой
Средневековая массовка. Кадр из сериала «Ведьмак»

Посмотрите, как одеваются персонажи «Игры Престолов» и прочих фэнтезийных фильмов и сериалов? Там все, начиная с королей и лордов и заканчивая простыми крестьянами, носят одинаковые серые, коричневые и чёрные наряды. Разница только в том, что у простолюдинов одежда потрёпанная, а у богачей — новенькая, будто от кутюр. Цветовая гамма одна и та же.

Но на самом деле люди в средневековой Европе предпочитали яркие и красочные наряды — если, конечно, могли их себе позволить. Тогда большая часть предметов одежды изготавливалась из шерсти, льна, конопли и даже крапивы, и без окрашивания вещи были просто белыми, кремовыми или бежевыми.

Но даже самые бедные крестьяне старались придать им цвета с помощью красителей, созданных из разных растений, лишайников, коры деревьев, орехов, измельчённых насекомых и оксида железа.

Одним из самых популярных естественных красителей было растение под названием вайда, придающее одежде тёмно‑синий оттенок. Другие цвета, вроде красного, малинового, зелёного, жёлтого и фиолетового, встречались реже, но не были чем‑то исключительным. А самым редким был пурпур, поскольку его тяжело было изготовить. Одежды такого цвета дозволялось носить только членам королевской семьи.

Так что толпа бедняков в коричневых или чёрных вещах — нелепость. Они предпочитали наряжаться в вещи самых разных цветов: это было модно.

2. Люди тогда были уверены, что Земля плоская

Заблуждения о Средневековье: люди тогда были уверены, что Земля плоская
Средневековый рисунок сферической Земли с частями, представляющими землю, воздух и воду (около 1400 года). Изображение: John Gower / Wikimedia Commons

Вряд ли мы узнаем, что тогда о форме Земли думали простые крестьяне. Но учёные Средневековья были вполне уверены в том, что наша планета круглая. И изображения её в научных трактатах того времени это подтверждают. Так что даже тогда люди были более осведомлёнными, чем нынешние плоскоземельщики.

В то, что Земля плоская, они, вероятно, верили до IV века до н. э. Однако потом греческие мыслители не только определили, что она имеет шарообразную форму, но и вычислили точные размеры нашей планеты.

Миф о невежестве людей Средневековья касательно формы Земли появился в 1800‑х годах. Тогда в научном обществе были популярны настроения, направленные против Церкви и креационистов. Считалось, что католические священники Средневековья называли Землю плоской в своих проповедях — такими они были закоснелыми и недалёкими.

Историк и религиовед Джеффри Рассел говорил: «За редким исключением ни один образованный человек в истории западной цивилизации с третьего века до нашей эры не верил, что Земля плоская».

Узнайте
👇
9 заблуждений о настоящих рыцарях, которые нам навязали фильмы и сериалы

3. «Железная дева» — лучшее пыточное орудие Средневековья

Заблуждения о Средневековье: «железная дева» — лучшее пыточное орудие Средневековья
«Железная дева» в Музее средневекового уголовного права в городе Ротенбурге‑на‑Таубере / Eiserne Jungfrau von Nürnberg, 15. od. 16. Jh. (Exponat im Mittelalterlichen Kriminalmuseum Rothenburg ob der Tauber). Изображение: Mattes / Wikimedia Commons

Как запытать преступника или еретика, попавшего в лапы Инквизиции? Естественно, запихнуть его в «железную деву»! Это такой ящик, куда помещается человек. Внутри ящик утыкан шипами, а снаружи оформлен в виде женщины. Жуткая штука.

Вот только в Средневековье «железных дев» не использовали. Сие замечательное орудие изобрели не раньше конца XVIII века, так что это, можно сказать, новодел. Предполагается, что миф об ужасной «железной деве» появился в эпоху Просвещения, когда Средневековье было принято выставлять временем страшного невежества и жестокости.

Пытки в Средние века действительно существовали, но были куда проще, чем показывают в массовой культуре. Они не требовали «железных дев», растягивающих кости кроватей и прочих аппаратов, как у Джона Крамера из фильма «Пила».

Зачем какие‑то сложности, если есть верёвка, иглы и ножи, а также огонь и вода?

Да и всякие пыточные орудия вроде «колыбели Иуды» и «железного стула» были не так сложны в изготовлении, как гипотетическая «железная дева».

Интересно, что самая старая из известных «дев» — так называемая Нюрнбергская, впервые показанная в 1802 году — не сохранилась до наших дней. Она якобы была уничтожена во время бомбёжки города в 1945 году. Сейчас в Музее средневекового уголовного права в городе Ротенбурге‑на‑Таубере выставлена её копия. Она, кстати, похожа на русскую матрёшку в кокошнике.

4. Специи тогда использовали, чтобы отбить вкус гниющего мяса

Заблуждения о Средневековье: специи тогда использовали, чтобы отбить вкус гниющего мяса
Приготовление пищи в Средние века. Рисунок из замка Колчестер. Изображение: Diane Earl / E2BNGallery

Популярная байка, которая часто встречается в разных подборках фактов об «отвратительном Средневековье». Тогда холодильников не было, и мясо быстро портилось. Поэтому его щедро сдабривали перцем и прочими специями, чтобы хоть как‑то его съесть, преодолевая рвотные позывы.

Звучит жутко и натуралистично, но в реальности ничего подобного не бывало. Во‑первых, никакие специи не сделают испортившееся мясо пригодным для еды и не спасут от отравления желудка. А во‑вторых, они были очень дороги — дороже мяса. Позволить их себе могли только действительно богатые и знатные люди, а им не было нужды давиться тухлятиной.

5. В Средневековье часто использовались пояса верности

Заблуждения о Средневековье: в Средневековье часто использовались пояса верности
«Пояс верности», XIX век. Изображение: peter schmelzle / Wikimedia Commons

Существует у рыцарей и лордов якобы такая хорошая традиция: уезжаешь в Крестовый поход — надень на свою леди пояс верности. Так оно надёжнее будет. Жена не изменит, нагуляв наследничка на стороне, и будет защищена на тот случай, если замок захватят враги. Ключик‑то от замочка у супруга остался. Правда, если тот погибнет где‑нибудь на Святой Земле, у леди возникнут неприятности…

На самом же деле «поясов верности» не существовало. Длительное ношение такой штуки вызвало бы инфекцию мочеполовой системы, абразивные раны, сепсис и смерть. К женщинам в те времена относились несколько суровее, чем сейчас, но всё-таки жена — довольно ценный представитель дворянской семьи. И убивать её просто так, да ещё таким отвратительным способом, пришло бы в голову только настоящему безумцу.

А многочисленные фотографии «поясов верности», которые можно найти в интернете — это относительные новоделы. С 1800 по 1930‑е годы мастурбация в медицине считалась вредной, и, чтобы отучить от неё мальчиков и девочек, на них надевали такие штуки — естественно, по предписанию врача.

Добавьте в закладки
🤔
10 заблуждений о самураях, в которые мы верим благодаря фильмам и играм

6. Содержимое ночных горшков в то время выплёскивали прямо из окон

Заблуждения о Средневековье: содержимое ночных горшков в то время выплёскивали прямо из окон
Женщина выливает содержимое ночного горшка на уличных музыкантов. Изображение из книги Flushed with Pride, Wallace Reyburn (London: Pavilion Books, 1989, p. 49)

А как ещё поступать с накопившимися в ночной вазе продуктами жизнедеятельности? Канализации‑то нет.

Перед этим надо только предупредить идущих внизу прохожих. А то вот так вот плеснёшь на какого‑нибудь лорда, которому вздумается пройтись пешком (такое редко, но бывало). Он наверняка обидится, а разозлившиеся аристократы с чернью тогда не особенно миндальничали.

Так что, Средние Века были действительно такими грязными? Нет, не совсем.

Возможно, иногда содержимое горшков и правда выплёскивали из окон, но законами это было запрещено.

Например, если бы в начале XIV века вы выбросили из окна на улицу Лондона человеческие фекалии или любой другой мусор, вас бы оштрафовали на 40 пенсов. Сейчас это примерно равно 142 долларам США. Да что уж там, сохранилась запись, как соседи чуть не убили одного мужчину за то, что он выбросил в окно тухлую рыбу.

Люди сваливали отходы в общественные выгребные ямы или канавы, которые потом очищались ассенизаторами. У богатых граждан имелись собственные септики. А храбрецы, которые разгребали всё это, именовались gongfermours и зарабатывали в день больше, чем иной работяга в неделю. Хотя пахло от них, естественно, не очень хорошо.

7. Вода тогда была такая грязная, что людям приходилось пить только пиво и вино

Заблуждения о Средневековье: вода тогда была такая грязная, что людям приходилось пить только пиво и вино
Монах варит пиво. Рисунок 1437 года. Hausbuch der Mendelschen Zwölfbrüderstiftung. Band 1, Nuremberg 1426–1549. Stadtbibliothek Nürnberg, Amb. 317.2°. Изображение: Wikimedia Commons

Тем, кто верит в этот миф, стоит попробовать недельку заменить всё питьё в своём рационе на крепкие напитки. Долго вы так не выдержите, если только не имеете стальную печень. Выпивка способствует обезвоживанию, так что утолять жажду исключительно ею — сомнительное занятие.

На самом деле люди строили свои поселения, замки, деревни и города рядом с источниками пресной воды. В каждом населённом пункте имелся колодец, за загрязнение которого полагались очень суровые наказания. Так что именно вода была основным напитком Средневековья. Иногда её смешивали с подсластителями, например с мёдом или ягодами.

Пиво в Средневековье, однако, тоже любили. Оно было далеко не такое крепкое, как сейчас, но зато более густое и калорийное. Люди, занимавшиеся физическим трудом, пили его тогда для сытости. А вот вино было дорого и доступно только аристократам.

8. Средневековье — эпоха технологического застоя

Заблуждения о Средневековье: это была эпоха технологического застоя
Ветряные мельницы и замок Консуэгра. Изображение: Michal Osmenda from Brussels, Belgium / Wikimedia Commons

Средние Века вряд ли можно назвать временем застоя: на самом деле тогда изобрели много того, до чего древние греки и римляне не додумались. Например, механические часы, печатный станок, ветряные мельницы, очки, публичные библиотеки, контрфорсы (это такие опорные арки по бокам зданий), квадрант и астролябию. А также прокачали огнестрельное оружие, превратив его из китайских потешных фейерверков в настоящую боевую силу.

Кроме того, именно в Средневековье придумали тяжёлый плуг, произведший аграрную революцию, тачки для перевозки небольших грузов и кормовые корабельные рули, благодаря которым развилось судоходное дело и стали возможны Великие географические открытия.

Поэтому временной отрезок в восемь тысяч лет, который в «Игре Престолов» представлен как аналог Средневековья, выглядит совершенно неубедительно. За это время вестеросцы успели бы колонизировать Эссос и изобрести продвинутые технологии, а то и на другие планеты слетать.

Прочитайте
⚔️
9 заблуждений о боях на мечах, которые нам навязали фильмы и сериалы

9. Лорды пользовались правом первой ночи

Заблуждения о Средневековье: лорды пользовались правом первой ночи
Средневековые развлечения. Изображение: Book of Hours France 15th century / общественное достояние

Существует миф о том, крестьянин обязан был испросить разрешения у своего лорда на свадьбу, а также предоставить ему на одну ночь свою будущую жену. Это называлось Primae Noctis или «право возложения ляжки». Некоторые простолюдины якобы гордились тем, что невинная девушка в свой первый раз ляжет с благородным лордом, поскольку тогда её потомство от мужа тоже будет иметь толику голубой крови (да, в Средние века верили в телегонию).

Но на самом деле внятных доказательств существования права первой ночи в Средневековой Европе нет.

Подобные обычаи были у некоторых племён Африки и Южной Америки. Молодую девушку ритуально лишал невинности специально уполномоченный человек, например шаман, поскольку контакт с женской кровью считался чем‑то нехорошим и даже опасным. Или её уступали гостю, и это считалось честью для семьи. Но в Европе подобные обычаи не были распространены.

«Право первой ночи» появилось в культуре благодаря документу 1419 года, составленному лордом Ларивьера‑Бурде из Нормандии. В нём он сообщал, что даст согласие на свадьбу подданного, только если тот угостит его галлоном выпивки, куском свиньи от хребта до уха и выплатит ему 10 су (это такая монета). В конце лорд объявлял, что если не получит своё, то возляжет с девицей, которую берут замуж.

Однако историк Ален Буро считает, что этот документ лишь своеобразная аристократическая шутка. В других же исторических источниках право первой ночи не упоминается — крестьяне просто платили пошлину за свадьбы.

10. Люди тогда жили до 40 лет…

Люди тогда жили до 40 лет…
Danza macabra, или «Пляска смерти». Fresco on the external wall of the church of Disciplini, Clusone, Bergamo, Italia. Изображение: Paolo da Reggio / Wikimedia Commons

Существует мнение, что из‑за ужасных условий жизни люди в Средневековье умирали от бесконечных болезней, антисанитарии и войн уже к 40 годам. Но это не так.

Да, средний срок жизни тогда составлял 35–40 лет из‑за очень высокой детской смертности. Но те, кто переживал детство и становился взрослым, имел неплохие шансы дожить до преклонных годов. Стариками тогда считали тех, кому исполнилось 60–70 лет.

Поэтому воспринимать буквально персонажа «Реальных упырей», который выглядит на 40 в свои якобы 16 лет, оправдывая это фразой «житие у нас тогда тяжкое было…», не стоит.

11. …и были невероятными грязнулями

…и были невероятными грязнулями
Средневековая баня. Рисунок 1400 года. Изображение: Wikimedia Commons

Средние века вовсе не были такими грязными, как описано в романе «Парфюмер». Конечно, люди тогда были куда менее чистоплотны, чем мы, поскольку водопроводов с горячей водой в каждый дом ещё не проводили. А собирать дрова и греть воду на огне — довольно нудное занятие.

Однако люди вполне себе мылись — в общественных банях и купальнях, дома в тазах, а кто побогаче — в ваннах, да и просто в естественных водоёмах. Если не было возможности окунуться целиком, мыли хотя бы руки и лицо.

Существует даже средневековое латинское выражение «Охотиться, играть, мыться, пить — это жить!» (Venari, ludere, lavari, bibere; Hoc Est Vivere!), подтверждающее, что европейцы тогда ничего не имели против купания.

Да, есть история о королеве Изабелле I Кастильской, которая якобы мылась дважды в жизни, потому что дала обет пренебрегать мирскими удобствами, пока не освободит город Гранаду от мавров, на что ушло где‑то 12 лет. Вот только, скорее всего, эту байку придумали потому, что королева проводила много времени в походах и видок у неё был тот ещё.

Людовик XIV, которого тоже почему‑то считают жутким неряхой, был до смешного чистоплотен и тоже мылся в ванне — правда, у него была привычка делать это в компании придворных дам.

12. Женское удовольствие не интересовало средневековых мужей

Женское удовольствие не интересовало средневековых мужей
Рамси Болтон и Санса Старк после свадьбы. Кадр из сериала «Игра престолов»

В фильмах и книгах, созданных в духе «исторического реализма» или тёмного фэнтези, демонстрируется полное пренебрежение мужчин к чувствам супруги во время полового акта.

Но на самом деле люди Средневековья не были такими уж равнодушными к своим жёнам. Врачи того времени полагали, что женский оргазм необходим для зачатия ребёнка не меньше мужского. И муж, желавший обзавестись наследниками, должен был доставить даме удовольствие. Неважно, был он дворянином или простолюдином.

Тем не менее это не значит, что жизнь средневековых женщин была такой уж прекрасной. Во‑первых, отказать мужу в близости они не могли. А во‑вторых, изнасилования, заканчивавшиеся беременностью, считались добровольными актами любви. Раз есть ребёнок — то и оргазм был, а значит, всё по взаимному согласию, и судебные разбирательства невозможны. Такое вот было время.

Читайте также
🧐
ТЕСТ: Кем бы вы были в Средневековье?
Книга дня: «Страдающее Средневековье» — причудливые рисунки из древних рукописей с комментариями историков
Как менялось отношение к сексуальности от Средневековья до наших дней

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Обложка: кадр из сериала «Чудотворцы»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары

Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Отпуск без стресса: как организовать путешествие, чтобы всем было в кайф

Отпуск без стресса: как организовать путешествие, чтобы всем было в кайф

Комментарии
(0_0) Олег
16.09.20 22:15
Ну хз на счет чистоплотности и чистоты. Меня там не было - не знаю, но эпидемии чумы и холеры на пустом месте не возникают. И на счет точности вычислений размера Земли древними греками есть сомнения. Колумб плыл в Индию, поскольку считал, что Земля гораздо меньше чем на самом деле. Возможно, знания греков были утеряны, но скорее всего они просто ошиблись в расчётах.
Kara But
17.09.20 00:21
Эпидемии чумы и холеры никакого отношения к чистоплотности не имеют. Чума вызывается инфицированными грызунами и насекомыми, а холера продуктами и водой. В настоящее время эти эпидеми лишь быстрее ограничиваются из-за лучшего уровня медицины. Но тем не менее в год холерой заболевают 2-3 миллиона человек и 2-3 тысячи чумой. Никаких сомнений в вычислениях греками размеров Земли нет. За 200 лет до нашей эры Эратосфен рассчитал радиус планеты с точностью до сотен км. Никакой тайны в этом не было и для Колумба. Его проблема была в том, что он считал, что ему нужно меньше плыть до Китая, поскольку карты того времени были крайне неточны в направлениях запад-восток из-за невозможности точно измерить долготу места, и он был нарисован гораздо ближе к Испании, чем на самом деле.
Станислав Волохов
20.09.20 19:47
Ещё какие сомнения!! Вообще, в наличие у греков высокоразвитой (в плане учёности) цивилизации есть большие сомнения
Kara But
25.09.20 21:56
Сомнения есть только у тех, кто пока еще ознакомился с их цивизацией. Но они проходят при достижении некоторой ступени образования.
Анатолий Абиссинцев
26.09.20 15:30
сомнения - двигатель сущего.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
27.09.20 01:11|изменено
О, запахло образованием. Как выпьет греческого, так и пойдет по гречески чесать. И сразу видно, что достиг гражданин этой некоторой степени и когда он студова глянет вниз, на людей, так они ему покажутся такие махонькие-махонькие, всё равно как мыши… пардон, как крисы… Потому что это же Человек! Это ж Kara But! Понимать надо!
Kara But
27.09.20 13:31
учитесь, и тоже узнаете много нового, это доступно и вам
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
27.09.20 19:45
А где, где учиться-то?! Хочу знать аж столько, сколько вы. Просветите, какой вуз может приблизить к этим небывалым, непокоряемым простыми смертными высотам? Неужто ВИФК?!
Вася Васин
20.09.20 21:52
Ни чума, ни холера не вызываются грызунами, насекомыми, водой или едой. Они вызываются бактериями
Kara But
25.09.20 21:52
Тогда уж не бактериями, а малекулами и атомами, поскольку в человеке триллионы бактерий. Но это также не имеет никакого отношения к обсуждаемому вопросу. Поскольку эти болезни вызываются именно грызунами, насекомыми, водой и едой, которые являются переносчиками бактерий, молекул и атомов и без которых болезни и бактерии в природе не распространяются. Хотя конечно можем и поболтать, но лучше не здесь, чтобы не спамить.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
04.10.21 18:03
Грандиозно! Чума и холера вызываются "малекулами и атомами"?! Покажите же мне ваш диплом, я хочу немедленно в этот институт! Ни секунды не сомневаюсь, что вы закончили его с красным дипломом. Обещаю, буду стараться не меньше!
Kara But
05.10.21 01:23
Вас в него не возьмут, поскольку вы не можете элементарно связать прочитанные предложения, а у нас с этим было строго. Смысл комментариев был в том, что инфекционные болезни вызываются инфицированными переносчиками, а не возникают сами по себе. И да, бактерии (и вирусы тоже) состоят исключительно из молекул и атомов. Возможно вам стоит начать стараться с повторного курса школы.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
05.10.21 07:40
А, так вас там учили связывать предложения... Ну, тогда это точно институт физкультуры. Теперь понятно и то, почему "с этим было строго". Били вас, наверное, а? Чтоб связывалось покрепче. Ну, ничего. Дело-то прошлое. Зато теперь прям доставлете.
Kara But
06.10.21 23:18
ваш уровень и кругозор теперь стал понятен )
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
06.10.21 23:59|изменено
Вы и кругозор можете пощупать?! Тогда вам сию же минуту на битву экстрасенсов. Там уж заждались)
Ирина Тохадзе
16.10.20 14:37
Холеры имеет (воду надо кипятить), только она в 19 веке появилась.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
06.10.21 18:13
Никаких сомнеий может быть только у патологоанатома после изъятия внутренних органов трупа. И то лишь в том, что перед ним теперь точно труп. Еще некоторые психи уверены в своем ментальном здоровье (не сомневаются). Это не про вас ли К. Прутков заявил, что вы подобны колбасам? Похоже на то.
Luchik Nadejdi
20.09.20 18:14|изменено
Эратосфен в 3 в до н. э. определил радиус земли с минимальной погрешностью от реального, на какие-то десятки км
Станислав Волохов
20.09.20 19:52
Это и смущает. Столь точные расчёты, которые смогли подкорректировать только в 19ом веке, если не ошибаюсь. А если взять остальных великих древнегреческих учёных... Не слишком ли много научных открытий, совершённых практически на пустом месте?
Александр Kcyby
21.09.20 00:22
Так именно на пустом месте легко делать новые открытия. Потому что тогда любое наблюдение или научное действие - было открытием... Ведь не было же ДО никаких научных сведений...
Станислав Волохов
21.09.20 07:48
Согласен. Но тогда о такой точности исчислений не может быть и речи.
Дмитрий Сажко
21.09.20 08:59
Почему не может быть? Геометрию Эратосфен знал, значит мог определить все вполне точно.
Станислав Волохов
21.09.20 23:50
История говорит, что развитие (в том числе и науки) идёт по восходящей. А после Эратосфена и компании образовывается провал эдак в тысчонку лет. Провал, противоречащий логике. Я придерживаюсь версии, что все открытия, приписываемые древним грекам, были совершены гораздо позднее.
Дмитрий Сажко
22.09.20 07:31
Развитие идет по восходящей, деградация невозможна. Понятно. Значит, то, что в Средневековье государства Ближнего Востока были цитаделью науки, математики, медицины и астрономии, а сейчас там сумасшедшие бородачи памятники культуры взрывают - это неправда? Или всяким там Авиценнам и Аль Масуди научную деятельность тоже только приписывают?
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
27.09.20 01:05|изменено
Дык может и не были цитаделями. Может наплели это вам нонешние историки, а вы и уши развесили. Так сказать, фашистская Германия вероломно напала на мирно спящий СССР. Только не кусайтесь.
DKwA
30.03.21 14:36
На самом деле я тоже очень сильно сомневаюсь, что Восточные страны тогда шибко развивали науку. Ну не пропадают такие вещи. Если они тогда двигали всю науку и были прям такими из себя умными, то почему все эти страны сейчас из себя ничего не представляют, за исключением разве что Китая, Японии и Южной Кореи, но тут так или иначе Запад очень сильно повлиял. Китай что-то стал мочь только с приходом Дэна Сяопина, который внаглую начал нарушать марксизм, сделал Китай более открытым да и вообще фактически построил капитализм, вместо социализма. По факту он там только на бумаге. Япония и Южная Корея вообще плотно с США и другими западными странами сотрудничали. А все остальные страны не могут вообще ничего абсолютно, либо просто ничего не могут, либо вообще единственное, что могут это только разрушать, но никак не строить. А все происходит на Западе, причем весьма давно. ТАк что не знаю, я не хочу опровергать и говорить, что типа Восток никогда ничего не мог, а все выдумки, но я очень сильно не уверен, что Восток когда-то много всего сделал и открыл. Я не знаю историю тех времен, но все-таки наблюдая за развитием мира на мой взгляд можно сказать, что все всегда происходило на Западе. Есть конечно мнение, что часы изобрели в Китае, но не знаю, такие нужные устройства просто так не забываются и не пропадают, они необходимы для жизнедеятельности человека, а тут вдруг они их изобрели и резко забыли об этом и их заново изобрели значительно позже в Европе, не верю я в это, я думаю, что Китай не изобретал механических часов, а их просто изобрели в странах Европы, где это и сейчас очень развито и где изобретали все существующие технологии в часах. Страны востока точно начали что-то изобретать только в последние века, особенно в 20 веке и 21 веке, вот тут точно, Япония с кучей супер современных технологий, Южная Корея, Китай с кучей заводов, Тайвань и так далее. Но блин, я уверен на 90%, что если бы в их историях не произошло событий, которые привели к резкой смене их курса и их жизни, в результате чего они стали открытыми и стали сотрудничать с западом, то ничего бы у них не было, они были бы просто нищими странами, закрытыми и озлобленными на весь мир, а все было бы только на западе. Этому есть подтверждения, самое современное, пожалуй КНДР, абсолютно жуткая закрытая страна, где люди живут крайне бедно и крайне плохо, а государство только подпитывает свою паранойю и тратит все и так не большие силы на производство бомб, ракет и так далее, при этом постоянно пытаясь так или иначе угрожать всему миру. Я полагаю, что режимы, которые у них установились просто уничтожают всех, кто так или иначе показывает какие-то таланты, кто так или иначе может больше, чем другие люди. А подобные режимы у них всю их жизнь, поэтому так и выходит, что у них мало что есть.
Alex Ponomar
30.03.21 15:12
Просто почитайте, почему вы сейчас пользуетесь арабскими цифрами, а не римскими или греческими.
Борис Попов
30.03.21 15:26
Но буквы мы предпочитаем греческие (римские). Потому что они удобнее. :)
Alex Ponomar
30.03.21 15:29
Нет, потому что граждане Кирилл и Мефодий сделали нам свою азбуку.
Борис Попов
30.03.21 19:07
Я говорил про европейцев. :) КиМ всего лишь добавили несколько букв к греческой азбуке.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
05.10.21 07:48|изменено
Так и вам бы не помешало глянуть на то, как выглядят арабские цифры, которыми вы якобы пользуетесь. Вместо повторения мифов.
Alex Ponomar
05.10.21 11:10
Ну и в чем миф?
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
06.10.21 06:14|изменено
А миф в том, что и греки и римляне прекрасно обходились без индийских цифр (ака арабских) и якобы понастроили зданий, а также напридумывали геометрий, пользуясь своими палочками и буквами. И ноль им не нужен был. А индусов с их цифрами хватило на несколько храмов. Да и арабы в архитектуре не преуспели. Такой вот исторический ракурс.
Alex Ponomar
06.10.21 11:23
Как-то вы не по адресу с этим.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
06.10.21 17:11
То есть, вы хотите сказать, что пользуясь римскими цифрами колизей можно построить, а арабы, имея удобные свои, так и остались торговцами и саблерубами, потому что... тупые?! Какая интересная история.
Alex Ponomar
06.10.21 23:27
Это где же я такое хотел сказать?
Борис Попов
30.03.21 15:25
"Если они тогда двигали всю науку и были прям такими из себя умными, то почему все эти страны сейчас из себя ничего не представляют" - Греция, Италия...
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
05.10.21 07:58
Вот именно. Поэтому-то и в "древней" европейской истории надо покопаться. А то понапридумали себе.
Анатолий Абиссинцев
26.09.20 15:28
гораздо ранее.
Ирина Тохадзе
16.10.20 14:34
Сохранилось достаточно много греческих трудов, хотя не времена Эристофена, а с времен Платона и Аристотеля. Они написаны иначе, чем более поздние произведения. Другая манера, изложения, другой язык, другая методология.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
27.09.20 01:03|изменено
Я так понимаю, гражданин лично экзаменовал знания древнего грека? Тогда нужно срочно дополнить хотя бы википедию, которая ничего про геометрию не упоминает. Чую, вы могли бы многия исторические тайны нам поведать. "А дьявола тоже нет?"
DKwA
30.03.21 14:50
И дьявола. Ну нет никакого дьявола. Ну уж это положительно интересно, что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет. Так стало быть так-таки и нету. (Если кто не знает, это фразы из Мастера и Маргариты)
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
06.10.21 17:14
А зачем нынешним Булгаков? Их от другого штырит.
Тарас Можар
22.10.20 15:09
И дроби знал? И углы мог замерять с точностью до минуты? Ну ну.А какими цифрами он результат записывал? Палочка палочка палочка....? Или римскими? А как эти расчеты дожили до средневековья, когда их "открыли" ученые эпохи Возрождения? Вот интересно есть сейчас хоть один подлинник 1500 летний? Что то очень сомневаюсь. Все переписи и не раньше 11-12 веков и то не оригиналы, а переписи 14-15 веков.
Анатолий Абиссинцев
26.09.20 15:27
почему это на пустом? много открытий достались от прошлых уничтоженных цивилизаций, а сколько неизвестного лежит в закромах ватикана?
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
27.09.20 01:10
Например? Какие такие много открытий? Лишь бы потрындеть общими фразами. Что за народ... Закрома Ватикана это не академия наук, товарисч. Там не прячут страшные научные секреты. Это вас элементарно обманули.
Станислав Волохов
27.09.20 14:16
Может и осталось. Но сейчас речь о противоречиях между классической версией Истории, изучаемой в школах и альтернативной. Классическая версия ничего не говорит о знаниях прошлых цивилизаций, так что, получатся, открытия древних греков возникали именно на пустом месте. А гадать о том, что было и чего не было, можно бесконечно долго и разнообразно.
Ирина Тохадзе
16.10.20 14:37
Так греческая наука от первых ученых до Птолемея веков 6-7 наберет. И она между прочим развивалась. И с геометрией там тоже все было нормально.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
05.10.21 08:02
Да уж, лично могу подтвердить и википедией заверить.
DKwA
31.10.21 20:01
А были ли эти самые уничтоженные цивилизации, если от них ничего не осталось? Я не говорю, что их абсолютно точно не было, я просто сомневаюсь, потому что о них ничего не известно и от них мы ничего не имеем. Я разговоры о прошлых уничтоженных без каких-либо заметных следов цивилизациях воспринимаю, как подобие разговоров о боге. Существование бога, равно как и его отсутствие доказать невозможно. У нас нет людей, которые абсолютно точно видели бога и нет каких-то реальных доказательств его существования. Вот мне кажется, что похожая ситуация и с существованием прошлых цивилизаций. Были ли они вообще, точно никто сказать не может. Следов они не оставили и ничего нам не дали.
Gloria Fa
27.03.23 11:31|изменено
Великие пирамиды. Я сейчас не про все, что настроили египтяне в долине царей. Авторство абсолютного большинства этих объектов архитектуры никто у египтян не оспаривает. Я исключительно про 2 или 3 мегалетические и сфинкса. Воспроизвести которые в натуральную величину, из таких же камней и с таким же зазором и погрешностью мы не способны даже с использованием самых современных технологий обработки камня и строительных технологий. Велика вероятность, что это реликты иной, более высокоразвитой цивилизации. А свои поделки египтяне достроили вокруг них уже значительно позже.
Timoteo Cirkla
27.03.23 11:45
Про зазоры вы врёте. Уже кучу раз все видели, какие там "маленькие" зазоры.
Alex Ponomar
29.03.23 10:52
Да чего это вдруг не способны. На Луну слетать способны, а статую кошки со странным лицом сложить нет? :)
Ирина Тохадзе
16.10.20 14:33
Не слишком. И на пустом месте просто. Вот Галилей сколько всего открыл или Левенгук. А все дело в том, что им была доступна оптика с большим увеличением, чем у других. На короткое время это дало преимущество. Но увы от Эрастофена остался только результат.
Борис Попов
16.10.20 14:44
Зато его решето знают все. :)
Ирина Тохадзе
16.10.20 14:31
Эпидемий холеры в средние века не было. Вне Индии только с 19 века. Чума же не так уж сильно от чистоты тела зависит. Тут уж скорее скученность в городах.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
06.10.21 17:28
Плохо вы википедию учите. Раз ее древний грек описывал, холеру-то, значит и раньше 19 века была. Ну не ездил он в Индию. Такое вот противоречие перед носом.
Дмитрий Смирнов
26.10.20 15:29
Чума то конечно, от нечистоплотности заводиться, а в баню сходил и вся чума издохнет)
михаил зубенко
26.11.20 08:57
по поводу чумы,чуму занесли из стран востока,в то время в городах улицы были очень тесными и грязными,когда стало известно о чуме карантин вводить не стали и люди ходили по улицам как и прежде.про холеру,эпидемия холеры появилась в 18 веке то есть средневековья уже не было.могу еще привести факты и тд но лень.верить или нет твое дело.
Максим Веретенников
30.03.21 09:48
Знания греков никто не терял их просто не трактовали. Школы тогда были, в основном, церковными. И понятно какие знания такие школы предлагали. Колумб вообще был довольно глупым человеком....глупым, но удачливым.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
05.10.21 08:07
Да как же их трактовать, если никто по древнегречески не читал до 14го века? И зачем? Были же арабские учебники, древнешумерские таблицы и древнеегипетские методички!
Henrik Jorgenson
22.06.25 23:49
Эпидемии чумы, холеры, той же лепры, как ,и сейчас гриппа, кори, СПИДа, это естественные природные, вирусы. Многие из них ушли в Истории, благодаря открытию пенициллина, и других антибиотиков. Так, что чистоплотность населения а Средние Века вполне может иметь право на существование, и в те века народ и мылся, и купался. Колумб был серьёзно неправ в одном. Он значительно недооценил окружность Земли, полагая, что сможет добраться до Китая за всего четыре недели. Правители, знавшие древнегреческие расчёты окружности, сомневались в расчётах Колумба. И они были правы: Колумбу потребовалось пять недель, чтобы добраться до Нового Света, а до Китая, если бы на пути не было континента, потребовалось бы гораздо больше времени.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
17.09.20 01:28|изменено
По одному невнятному документу додумывают обычаи для целой эпохи (я о праве первой ночи)?! Греки все придумали задолго до р.х.?! Похоже, история та еще продажная девка.
Дмитрий Сажко
17.09.20 09:31
Что-что придумали греки?
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
27.09.20 01:16|изменено
Усю цывилизацию. Вот заложили себе фундамент, а вы по нему топчитесь. Нехорошо.
Анатолий Абиссинцев
26.09.20 15:55
посмотрите фильм про древнюю Грецию SA Majeste MINOR и вам немного станет легче.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
27.09.20 01:15|изменено
Нет, не станет, дружище. Если вас отпускает чуток после таких фильмов, о чем мы спорим?! Попробуйте легкое порно. Может совсем попустит.
Ирина Тохадзе
16.10.20 14:39
Это не история продажная девка, а историки 19 века много чего напридумывали. Только тогда история была не совсем историей. Еще пока методология развивалась. Как бы читайте современных авторов.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
16.10.20 19:49
"Как бы современные авторы" это что за архумент? Типо, последние данные сколковских историков? Так и чем тот же Фоменко не современный? А насчет методологии... Вам ведь понятно еще в школе разъясняли (и сейчас продолжают), что на основании имеющихся научных данных, ну не мог СССР (под)готовиться к нападению на Германию, а это все выдумки ЦРУ и прочих врагов? Или методология их подвела?
Timoteo Cirkla
27.03.23 11:46
А что за архумент, когда вы вместо ответных аргументов переходите на личности?
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
05.10.21 08:10
А можно список историков выдумщиков?
Гузэль Хабибуллова
17.09.20 22:50
Публичные библиотеки придумали в Средневековье? А как же Библиотека Цельсия в Эфесе. Античные времена?
Дмитрий Сажко
18.09.20 09:18
Они не были по-настоящему публичными, туда нельзя было простому человеку взять и с улицы зайти. Первая открытая для общественности библиотека — Biblioteca Malatestiana, открыта в Чезене, в Италии, в 1452.
Anton Popov
18.09.20 22:45
Ну видимо имеется ввиду, что они были доступны для "всех" классов. По крайней мере для священников, мещан, точно дворян и богатых выходцев крестьян. Собственно говоря ограничений по классам для поступлений в "университеты" тогда вроде не существовало, были бы деньги)! В античности они (библиотеки) точно были доступны только для свободных граждан.
Dio Eraklia
17.09.20 23:39
Вообще то вся история придумана. История это, что нам рассказывают!!! Это просто сказка!!! Рассказывают как истории про трёх слепых, которые щупали слона и описывали- один хобот потрогал, другой ногу, третий хвост. Вот и история так же!!! Плюс политика и идеология!!!
Дмитрий Сажко
18.09.20 09:20
История придумана. Средневековье придумано. Ясно. Понятно.
Alex Ponomar
18.09.20 10:42
В целом, в этом утверждении есть некоторая доля истины.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
27.09.20 01:52
В этом утверждении прежде всего имеется здравый смысл. И, скорее всего, доля истины побольше 50%, т.е. контрольный пакет.
Ирина Тохадзе
16.10.20 14:40
Исчезающе малая
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
05.10.21 08:13
Это не аргумент. Это оборот речи.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
27.09.20 01:50
Да какое там ясно. Было б ясно, не о чем было бы спорить. Вот два плюс два четыре - тут никто спорить не станет. А когда двое каких-то ученых говорят, что пояс верности это выдумка, тут прям взрыв мозга у некоторых граждан.
Ιγκόρ Αλεξάντροβιτς Λιάκοφ
18.09.20 19:11
8000 лет в Вестеросе вовсе не были застоем и сплошь одинаковыми временами. В описанном Мартином мире просто прогресс был магическим, фэнтезийным. Вам бы книгу почитать прежде чем упоминать о ней. Тут вы недалеко ушли от тех, кого обличаете в своём материале.
Alex Ponomar
18.09.20 20:44
А можете вкратце описать, что там за 8 тысяч лет напрогрессировали, если маги даже фаерболл нормальный не могли сотворить? :)
Time Lord
11.12.20 00:47
Ну там придумали огнеметы, хотя они особо в обиход не вошли. В Эссосе создали методику укрощения драконов с помощью магии, производство магической стали и артефактов из обсидиана, развитие алхимии. А помимо магии в Эссосе так же научились делать стекло и линзы для оптики. А в Вестероссе зачарование предметов с помощью магических рун, как непробиваемый бронзовый доспех. Древовиденье и оборотничество. Из немагии определенно были продвинутые системы заряжания арбалетов. А во времена войны пяти королей некоторое развитие получила самобытная форма некромантии, практикуемая Квиберном. Впрочем, большая часть этих достижений ко времени формирования семи королевств, как единого феодального государства, уже была утеряна. Сохранились некоторые готовые образцы, но технология была утрачена. Некоторые кузнецы еще могли работать с валирийской сталью, но не создавать ее.
Alex Ponomar
11.12.20 08:46
Не скажу все же, что 8 тысяч лет для этого достойный результат.
Дмитрий Сажко
11.12.20 12:14
Мы за восемь тысяч лет всего-навсего то скаканули от каменного века к многоразовым ракетам и компьютерам, не сравниться с вестеросским прогрессом.
Doberus Dovas
18.09.20 21:20|изменено
Ну вы загнули про одежду - тёмное носили потому, потому что тогда не было "тайда". Из-за высокой стоимости мануфактуры (ручной труд все-таки) одежду шили (или покупали) как говорится, "на всю жизнь". Гардеробы с 10 разными рубашками были разве что у людей высшего сословия, да и то их надевали разово только на приемы и празднества. Иметь повседневную одежду светлых тонов было просто категорически непрактично - после первой же поездки верхом или дефиляций пешком она однозначно превращалась в тёмно-серую в лучшем случае, а в обычном - в разноцветный камуфляж со всеми оттенками местной почвы, печной сажи, конского жира, следами чревоугодия и возлияний. Отмыть сие было просто невозможно. Поэтому и носили темное (тёмно серое или коричневое) то что выглядит "грязным", уже не загрязнишь.
Марина Аверьянова
26.09.20 16:58
в темный цвет, черный конкретно, покрасить было еще сложнее, не стойкий цвет. В 15 веке черный стал цветом бургундской знати. И люди действительно любили яркие цвета, потому что праздники по календарю были регулярные, есть повседневная одежда, есть праздничная. Сходит хоть на одинр реконо фестиваль, найдите палатку с торговцами тканей аутентичного крашения, вам все расскажут и покажут, чем красили, и что получилось
Anton Popov
18.09.20 22:45
Хорошая, адекватная статья!
Кристина Лебедева
20.09.20 11:10
Не в ванне, а в ванной. Статьи на грамматику не проверяют что ли?
Дмитрий Сажко
20.09.20 11:11
«В ванне» говорят, когда имеют ввиду ёмкость. «В ванной» говорят, когда речь идёт о ванной комнате, как помещении.
Полина Середенко
20.09.20 15:21
Автор, почитайте сами что Вы написали: "Да, средний срок жизни тогда составлял 35–40 лет из‑за очень высокой детской смертности. Но те, кто переживал детство и становился взрослым, имел неплохие шансы дожить до преклонных годов. Стариками тогда считали тех, кому исполнилось 60–70 лет". Где логика? то есть если отдельный индивид умер в детстве то он жил всего до 40 лет?! Так что ли понимать?!
Дмитрий Сажко
20.09.20 15:27
Вы слышали выражение «средняя температура по больнице»? Если в морге лежат те, у кого температура комнатная, а в реанимации больные с 40 градусами, то в среднем получается, что у всех 36,6. Шутка такая. Если взять срок жизни большинства погибших в Средневековье детей и возраст тех, кто доживал до старости, и вывести среднее арифметическое, то получится, что тогда люди в среднем жили по 40 лет. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5_%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5
Ирина Тохадзе
16.10.20 15:01|изменено
Дмитрий все правильно написал. Рождается двое детей, один умирает в младенчестве, другой живет до 80 лет. В среднем получается 40. Если бы один дожил до 30, а другой до 50, то они тоже в среднем жили бы 40, но причина была бы не в детской смертности, а в смертности в средние года жизни. В средние века была очень высокая детская смертность.
kosinov00@mail.ru
04.12.20 13:26
И в самом деле,туфта какая-то! Как может "высокая детская смертность",детство в то время наверное лет до 12-и было?Если кто знает-подскажите!Так вот,как может ВДС влиять на среднюю продолжительность жизни?!!! Ну,помер ребёнок от 0 до 5 лет,так он в этом возрасте и остался,причём тут 35-40 ?!Явно что-то не то с логикой и здравым смыслом:(
Дмитрий Сажко
04.12.20 13:33
Помер ребенок, и испортил статистику.
Борис Попов
04.12.20 13:40
Статистика: родилось человек - 100, дожило до 50 лет - 50, до 60 - 20, 70 - 5, 80 - 0. Средняя продолжительность жизни: 43 года.Детство в то время было лет до 6-8. А потом ежедневная работа до смерти.
Полина Середенко
20.09.20 15:23
Люди все-таки и правда редко мылись, если духи были изобретены для того чтобы отбить дурной запах. С другой стороны, вряд ли они так редко мылись, как об этом в последнее время часто пишут. иначе все поголовно болели бы чесоткой
Дмитрий Сажко
20.09.20 15:32
Строго говоря, духи изобрели ещё в Древнем Египте, а там гигиена ценилась. А расцвет парфюмерии в Европе пришёлся на эпоху Возрождения, а не Средневековье. Поразительно, но во время Возрождения с гигиеной в Европе все стало хуже. Тогда начали считать, что мытье вредит здоровью и вообще чуму распространяет. Так что Ренессанс грязнее, чем Средневековье.
Kara But
25.09.20 22:02
Это стандартное заблуждение. В средневековье люди мылись часто. Количество общественных бань в городах было в разы больше, чем сейчас.
Руслан Кочариев
20.09.20 23:47
Многие из пунктов - ошибочны....1)Насчет земли - её и в правду считали плоской. Почему? Потому, что так в Библии сказано, этого достаточно. 2)Яркая одежда? Серьезно? А стирали чем? Скажите ещё в пурпуре ходили, ага. 3)Мылись? В одном из регионов Франции (Точно не вспомню, не в графстве ли Мэн), считалось, что мыться вредно, т.к смывается вода, нанесеная при крещении. 4)Чистоплотные? Посчитайте-ка мне, сколько было туалетов в Версале? Далеко уже как не средневековье.
Дмитрий Сажко
21.09.20 09:05|изменено
1. Более-менее образованные люди не считали. Что там чернь считала — они, поди, и в Луну, сделанную из сыра, могли верить. 2. Стирали щелоком, смесью золы и воды. Отстирывало неплохо. Правда, стирали примерно раз в месяц, но этого хватало.3, 4. Мылись. Парадоксально, но ситуация с гигиеной в Средневековье была лучше, чем в Возрождение — именно тогда появились заскоки, что вода через поры болезни заносит. Что касается Версаля, то его начали строить в 1661 году, это уже не Средневековье, как вы и сказали. В Средневековье ситуация с гигиеной была лучше, еще не все наследие античности пролюбили.
Руслан Кочариев
26.09.20 15:16|изменено
1. Глупости, кто эти более-менее образованные люди? На минуточку - в средневековье философов-то знали не всех, во многом по переводам Боэция узнали о греческих философах. Если мы вспомним образование в университетах средневековых, то увидим направления:Юриспруденция, Богословие, Медицина и Философия. Даже более того, если вы посмотрите, на диспуты в университетах, то ударом ниже пояса считалось обвинение в ереси. Тогда в Бога верили повально все и атеистов, как таковых - не было. Библия - есть закон, всё. 2. Ещё раз, если вы не понимаете, то поясню, что после стирки раз в месяц яркой одежды - она начинает резко терять цвет. Это во-первых, во-вторых вы не поняли мой пассаж про пурпур, видимо. Красители стоили ОЧЕНЬ дорого,а яркие красители - тем более. Зелёный - ещё быть может, в траве какой, но в основном - НЕ НОСИЛИ одежду крашеную.3. Большая часть Европы - не видела этой самой античности. Кто её застал? Италия? Византия? Возможно, а Франция с Англией - только под занавес попала, да и то не особо они успели ей насладиться. Ближний восток, быть может и мылся, но не Европа. Если вспомнить про уровень медицины в Европе, то это ужасно. Для непонятливых - поясняю. Медицина в Европе АЖ ДО 11 ВЕКА была настолько далека от медицины Востока, что знаний практически не было. Многие трактаты переводили только в 13 веке, при том, что они были написаны в 4-5 веках. Если мы будем смотреть про великих врачевателей древности, то примерно века тк с 6-7 увидим резкий обрыв. И да, ваш пассаж про Возрождение - показывает абсолютную неграмотность, т.к само Возрождение как раз и было возвратом к античным мыслителям и культуре. Именно тогда резко увеличилось количество переводов, особенно - греческих. Ведь именно древние греки преуспели во многом в медицине (Гиппократ,Эразистрат, Алкмеон,Герофил, да тот же Гален был греческого происхождения). Более того, первые адекватные переводы, не считая Боэция (6 век н.э) - писал знаете кто? Правильно, Томас Мор, а это 15-16 вв н.э. При этом, Томас Мор был в жесточайшей полемике с образованными людьми современности, ведь переводы с греческого считались еретическими и крамольными. Не пишите то, о чём не знаете, пожалуйста и не вводите других в заблуждение.
Ирина Тохадзе
16.10.20 14:47
В Возрождение переводить стали с греческого, а до этого многих греческих авторов переводили с арабского. Но Аристотеля еще во времена Фомы Аквинского стали освобождать от арабских наслоенийЯ не скажу про гуманитариев, но в физике, математика, астрономии из крупных авторов, разве, что Архимед был в Ренессанс введен в научный оборот. Остальные и так были. Могли быть непопулярны. И можно дать ссылку на криминал и Мора
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
16.10.20 19:57
Да с чего такая уверенность?! Апломбу-то. Я еще понимаю, когда математик доказывает. Но когда это делает историк, смешно ей-ей. Ну запомнили вы даты, приписываемые "древним грекам". Так большого ума здесь не надо. Хорошая память - и вы уже уважаемый человек в среде таких же "увлеченных". Чем больше дат помнишь, тем круче историк... Прям вот есть чем меряться, ахххааааааа.
XBOCT
30.03.21 06:27
Был в Версале во Франции. Дворец... Людвиг...... ВОНЯЕТ как в привокзальном туалете до сих пор.
Татьяна Шепелева
22.09.20 09:34
Уж, слишком категоричное отрицание средневековых "мифов". Известно, что в Версале, при строительстве, канализация и туалетные комнаты с горшками не проектировались. Все естественные нужды справляли за портьерами. Лично меня очень впечатлили рассказы местных гидов Зальцбурга о проблеме ассенизации в городе . Там настолько плотная застройка, что представить себе наличие выгребных ям просто невозможно, река достаточно далеко. Со слов местных гидов, до строительства канализации, все экскременты выливались на улицы города, но раз в неделю во дворце архиепископа открывалась запруда и вода смывала нечистоты в реку. Или в Цюрихе, например, обращали наше внимание на балконы в средневековых домах, где прямо указывали на то, что это - отхожие места. И в Помпеи посреди дорог текли канализационные стоки с мостками из камушков для перехода. Эти "мифы" оставили глубокий отпечаток в моем представлении о средневековых городах, быте и гигиене горожан.
Kara But
25.09.20 22:05
Версаль построили через несколько веков после Средневековья.
Татьяна Шепелева
06.10.20 21:35
Всего то 162 года, что тем более подтверждает проблему ассенизации в средние века.
Ренар Роудж
23.09.20 08:34
Ссылаться же на "Игру Престолов" и любое иное фэнтази не нужно. Фэнтази всегда является лишь аллюзией на какую-либо эпоху. По поводу Земли. Круг - это какая у нас фигура? Плоская. Земля шарообразная (объёмная), а многие говорят, что она круглая.
Time Lord
11.12.20 00:48
Земля это блин, в крайнем случае оладушек.
Валерий Прохоров
24.09.20 08:48
Такое ощущение что автор просто собрал все нелепицы про средневековье и считает что все, кроме него конечно же, думают так же...
annaskhar
25.09.20 10:40
Сам миф придумал-сам разоблачил. Класс!
Elena Melnikova
05.10.20 13:58
Ну да. Осталось только добавить, что и ведьм на кострах не сжигали, и чума не приходила..
Дмитрий Сажко
08.10.20 20:00
Ведьм жгли, но не сильно. Еретиков в основном.
Elena Melnikova
11.10.20 10:51
А где критерий-сильно или не сильно? Сколько всего было сожжено по обвинению в колдовстве? Да, конечно, не только жгли, но и топили, и камнями забивали. Им от этого было легче? Чисто мое мнение: чтобы писать статьи на такие темы, нужно иметь перед глазами исторические документы. И даже свидетельства " очевидцев" далеко не всегда являются истиной. Если вспомнить, что У. Шекспир написал "Ричарда Третьего", основываясь, на словах лишь одного вельможи, обиженного королём.))
Sergey Veter
12.10.20 17:59
"Да, средний срок жизни тогда составлял 35–40 лет из‑за очень высокой детской смертности." Вы говорите об уровне смертности в те времена или все же о среднем сроке жизни? Как зависит средний срок жизни человека от уровня детской смертности?
Ирина Тохадзе
16.10.20 15:05|изменено
Прямо. Средняя продолжительность жизни - это сколько проживет человек в среднем после рождения. Кто-то живет -0, кто-то 20 лет, кто-то 60, а кто-то 80. В среднем получается 40.Берем два крайних случая - все живут 40 лет.Половина умирает через несколько дней после рождения, половина живет до 80.И в том и в другом случае средняя продолжительность жизни 40 лет, но во-втором случае есть множество стариков и высокая детская смертность в 50%.В средние века было больше от 2 случая.
Борис Попов
16.10.20 15:53|изменено
Отсутствие гигиены и медицинской системы преследовали человека всю жизнь (а не только во младенчестве) ещё даже в прошлом веке. Кроме того, за последние 70 лет в большинстве регионов значительно снизились риски, связанные с физическим трудом и военными действиями. Впрочем, многие регионы до сих пор сталкиваются с внешними факторами. (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/54/Male_Life_Expectancy.png)И, конечно, один из основных факторов - количество и качество питания (витамины, минералы и т.п.).
Ирина Тохадзе
16.10.20 14:29
"Парфюмер" это 17 век. В книге Люси Уолкер "Английский дом" написано, что в Англии 1550-1750 называются грязными столетиями. Примерно тоже есть и в других книгах.С круглой Землей все не просто. Круглой ее считали, но были отдельные сферы вод и земли. Были разные варианты И из нескольких возможных моделей только в одном могли быть антиподы(Вуттон. Изобретая наук)
Al O
21.10.20 15:47
В Игре престолов одежд из разноцветных тканей более чем достаточно. Автор не смотрел наверное полностью сериал и сделал вывод на основе пары серий о Рамси Болтоне ...
kosinov00@mail.ru
04.12.20 13:41
И пару серий про одичалых:)
Богдан Сташинский
22.11.20 11:33|изменено
То Средневековье это жуть и мрак, то Средневековье это такое почти настоящее. По поводу среднего возраста. Аффтору бы не плохо было бы ознакомится с количеством войн в средневековье, количеством пандемий и просто эпидемий, голодных лет и т.д.. Тогда станет понятно, что доживали до преклонного возраста б0-70 лет единицы высшего сословия. Для примера все тежи специи. которые рассматривались как средства для продления жизни, лечения чумы, разжижения крови и т.д.Для примера Россия 90-х средний возраст МЕНЬШЕ 60 лет. Да и сейчас по регионам России посмотрите средний возраст.Для средневекового жителя, жизнь в современном развитом государстве- это то, что он представлял для себя в райю!
Дмитрий Бабкин
01.04.21 11:47
такой бред написан
Елена Подоян
11.05.21 17:37
В средние века были проблемы с мытьем и грязью, потому что увеличившиеся количество людей на территории современной Европы не соответствовало природным ресурсам. В частности лесам. Их вырубали на дрова, каменного угля еще не использовали, а делали древесный. Для защиты лесов стали приниматься законы, крестьяне не то что рубить лес не могли, а даже хворост собирать не имели права. Мытье стало привилегией высшего сословия, но и они не могли себе позволить мыться и греться как душе угодно.
Денис Кутергин
24.04.24 01:21
Там население регулярно мерло от чумы, оспы и других эпидемий. От чего ему увеличиваться?
Сергей Сергеевич
28.09.21 12:13
== учёные Средневековья были вполне уверены в том, что наша планета круглая. -- круг - это плоскость.== Так что,,,,,,,,, даже тогда
Марина Воронцова
08.01.23 09:21
Обычная заказная статья, какая хорошая была Европа в средневековье.... Типа, они и сейчас такие все "хорошие, цивилизованные", в отличие от нас, "русских дикарей". Противно даже было читать. Автору - минус
Alex Ponomar
08.01.23 17:52
А кто заказчик?
Сергей Цыбульник
31.01.24 22:24|изменено
Цензура конечно плохо, но с ее исчезновением расплодилось немеряное количество желающих открыть людям глаза на якобы дутые сенсации. При этом они "развенчивают" их с тем же апломбом, с каким другие вещают, что земля плоская. Если не являешься специалистом в рассматриваемых вопросах, то сначала нужно изучить литературные источники по ним или хотя бы заглянуть в Википедию, чтобы не доверять слепо любой чуши на просторах интернета, где при желании можно найти материал для обоснования любых противоположных точек зрения. Казалось бы, вместо того чтобы писать подобные опусы, автор мог бы просто выправить соответствующие статьи в Википедии. Но увы, денег там не платят, да и не подтвержденную источниками правку сразу отменят и как тут прославиться? Разбирать каждый пункт по порядку не вижу смысла. Остановлюсь только на праве первой ночи. Существует, например, указ (Sentencia arbitral de Guadalupe) 1486 года, изданный Фердинандом Католиком: «мы полагаем и объявляем, что господа (сеньоры) не могут также, когда крестьянин женится, спать первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину; не могут также господа пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы». Думаю дальнейшие комментарии тут не нужны. Но если автор настаивает на своем, то советую ему следующие 12 "разоблачений" начать со снохачества на Руси и задуматься, а в чем собственно принципиальная разница с правом первой ночи? - И там и там утверждается и реализуется право сильного.
Денис Кутергин
24.04.24 01:19
"Во‑первых, отказать мужу в близости они не могли." Ужасно, что в наше время такое возможно и считается нормой.
NZT600
27.12.24 02:25
Современный человек смеётся над теми кто верит в плоскую земли, при этом верит в выдуманных мужиков в небе и поклоняется картинкам
Dmitry Solomatin
24.04.25 06:27
Очень много глупости. Средневековые учёные считали что Земля не плоская, а круглая?!? А автор в курсе, что круг плоский?!?! Средняя продолжительность жизни не рассчитывается среднеарифметически! И детская смертность, как и долгожители, не влияют на цифры. А то что люди в возрасте 35-40 лет считались людьми приклонного возраста описано в литературе и летописях тех лет. Да и то что европейцы были чистоплотными, прям мама не горюй, тоже чушь полная. Для чего тогда носили ловушки для вшей? Ну и так примерно по всем пунктам. Автор или невежественный, или просто лжёт.
Henrik Jorgenson
22.06.25 23:33
Кто носил эти ловушки для вашей? Ты сам их видел? Или так же прочитал в каком то учебнике Истории? Почему уверен, что тебя не обманули, если обманывают и сейчас каждый день кругом одна ложь. Учебники Истории, переписываются на наших глазах, нам даже доказывают то чего это было, и наоборот, хотя мы были свидетелями, и мы часто уже с сомненье относимся к своей памяти. Ведь знаменитый историк, или телеведущий из телевизора так сказал, значит так и было...
Что вы могли пропустить
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
0
13 октября
Жизнь
Ликбез
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
0
13 октября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
0
9 октября
Жизнь
Книги
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
0
9 октября
Жизнь
Жизнь
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
0
9 октября
Жизнь
Ликбез
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка
Как правильно измерить температуру кошке
Как правильно измерить температуру кошке
0
6 октября
Жизнь
Ликбез
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
3 октября
«Горящая изба»
Жизнь
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
0
3 октября
Жизнь
Ликбез
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
2 октября
Жизнь
Жизнь
6 страхов, которые мешают наслаждаться жизнью в одиночестве
6 страхов, которые мешают наслаждаться жизнью в одиночестве
0
30 сентября
Жизнь
Жизнь
Визуал без боли: как создать красивую презентацию, если вы не дизайнер
Визуал без боли: как создать красивую презентацию, если вы не дизайнер
0
29 сентября
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Марина Никольская3 часа назад

0 / 0

Всегда сначала листаю до цены
Обзор Huawei MatePad 12 X (2025) PaperMatte — приятного планшета для рисования и заметок
Аватар автора комментария
Alexandr Al6 часов назад

0 / 0

С чего ты взял, что я говорил об анализе?
«Google Поиск» в России получает режим ИИ, работающий как чат-бот
Аватар автора комментария
вера денисова7 часов назад

0 / 0

На последнем фото пытались вскрыть личинку чужого😀
Это не так работает: 22 фото, как не надо обращаться с гаджетами и техникой
Аватар автора комментария
Alla Luchko7 часов назад

0 / 0

Интересно, а кто-то из тех, кто копит и не тратит задумывался о том, что может тупо не дожить до того момента, когда сможет накопленные деньги потратить?? Он договор о бессмертии подписал?? Или договорился со всеми мошенниками,что его деньги не исчезнут со счетов?! Я где-то читала, что жить будущим, а не настоящим, то есть здесь и сейчас - это психическое отклонение
Взятка кукухе, чтобы не отлетела: 4 причины не лишать себя маленьких радостей ради экономии
Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях