Книга о биографии Стива Джобса уже давно стала бестселлером среди всех его поклонников (а их немало). Англоязычным читателям повезло больше, так как прочесть книгу на русском языке мы сможем только с 15-го ноября, тогда как остальной мир читает ее на английском уже с 24-го октября.

Будем считать это небольшим спойлером к книге для тех, кто еще не успел прочесть ее на английском. Основатель и редактор ReadWriteWeb, Ричад Макманус, написал небольшую статью о своем впечатлении от книги и о трех основных китах Стива Джобса.

3 ключевых бизнес-урока от Стива Джобса: Интуиция, Фокус, Реинновации
©photo

К сожалению, поступки гениев практически неповторимы, и мыслить так же, как они, невозможно. Нам остается лишь слушать их, читать и учиться. Думаю, что эта книга будет полезна любому, кто желает достичь успеха в развитии своего дела, будь это продажа компьютеров или создание чего-либо принципиально нового. Еще при жизни выступления Джобса разбирались на цитаты. Этот человек смог не только подарить новый взгляд на привычные вещи, показать, что выходить за рамки привычного совсем не страшно и что как раз самое интересное находится за этими пределами. Он смог донести это до масс так просто, как будто объяснял это каждому лично, в простой и непринужденной манере.

Гениальный Волшебник

Одним из факторов успеха Стива Джобса было его увлечение буддизмом и дзеном. Еще в молодости он много путешествовал по Индии и увлекался восточной культурой. В книге объясняется, как эти увлечения привели к его основной бизнес-философии.

Стив Джобс полностью полагался на свою интуицию. Он как-то сказал, что начинает понимать, что интуитивное понимание и осознание было более важным, чем интеллектуальный логический анализ. Также Джобс считал интуицию гораздо более важной в принятии решений, чем интеллект. И это имело огромное влияние на всю его работу.

Это хорошо видно, когда в 2005 году Джобс задумался над продуктом, который должен быть следующим после iPod. Он хотел создать устройство, которое будет съедать на обед все остальные телефоны. Рынок цифровых камер был значительно подкошен тем, что в телефонах появились цифровые камеры. Точно такой же участи он боялся и для iPod, если в телефоны начнут встраивать еще и музыкальны плееры.

На выходе мир получил iPhone.

В книге также подробно описывается то, как дзен практика Джобса помогли ему развить любовь к простоте в дизайне, за которую многие ценят продукцию компании Apple. Эта практика помогала ему оттачивать свое умение прислушиваться к интуиции, отфильтровывать все лишнее и отвлекающее, и воспитывала в нем чувство эстетического минимализма.

Метаморфозы бабочки

Вторым основным китом Стива Джобса было увлечение реинновациями. После того как он снова вернулся в компанию Apple в 1997 году, Стив и Майк Маркулла (CEO Apple 1981-1983 гг) начали активно обсуждать дальнейшее развитие компании.

На примере Hewlett-Packard, которая начинала как компания, выпускающая инструменты, затем калькуляторы, и затем уже компьютеры, они решили, что могут сделать что-то подобное и с Apple. Маркулла сказал Джобсу, что он должен как бабочка проходить через метаморфозы — изобретать все новые и новые вещи, которые может создавать компания.

В итоге это привело к появлению iPod, iTunes, iPhone и всему другому, что создала Apple в 2000-х годах.

Одним из интересных фактов, которые описываются в книге, было то, что iPad был спроектирован раньше, чем iPhone. В то время сенсорный дисплей был самым большим новшеством и разработку планшета отложили в сторону, выпустив на передний план телефон. Они считали этот проект более важным, и поэтому отложили разработку iPad, а сенсорный экран был подогнан к размерам iPhone.

Фокус

Интуиция Стива Джобса помогла его компании восстановить свои позиции во многих отраслях — персональные компьютеры, анимационные фильмы, музыка, телефоны, планшеты, цифровые издательские и розничные магазины. Apple смогла достичь всего этого благодаря сфокусированности Джобса на основных вещах и его решительному руководству.

Одной из самых сильных сторон Стива было его умение фокусироваться. «Умение решить, что не нужно делать, так же важно, как принятие решения о том, что делать нужно!» — считал Джобс. Это верно как для компаний, так и для продуктов.

Вернувшись в Apple в 1997 году, Джобс решил уменьшить раздутую линейку компьютеров с 40-ка до 4-х. Он взял маркер и начертил на доске квадрат, разделенный на четыре части. Над верхними двумя квадратами он написал «Потребитель» и «Pro», с левой стороны он написал «Настольный» и «Портативный». И работа компании по словам Джобса заключалась в том, чтобы сделать четыре идеальных продукта для каждого квадрата.

Стив Джобс, книга, уроки

Другой частью гениального руководства Стива Джобса было умение создавать вокруг себя идеальную организационную структуру. В результате которой все лица, отвечающие за принятие решений, были всего в двух шагах от Джобса. Он также реализовал и внедрил культуру отчетности во всю компанию.

Стив Джобс не был идеальным руководителем и человеком добрейшей души. Многие сотрудники не выдерживали его тиранства и уходили из компании. Он также, как и все, совершал ошибки. Но что бы ни говорили критики, это все равно не отменяет того, что он смог сделать за достаточно короткий срок — перевернуть жизнь некоторых людей с ног на голову и круто изменить их понимание мира.

Вокруг нас есть столько гениальных людей, которые делают замечательные вещи и открытия, но все это так и остается скрытыми от нас из-за того, что они просто не умеют правильно все это преподнести. Поэтому четвертым пунктом того, чему стоит поучиться у Стива Джобса, я бы назвала его умение выступать и преподносить не только новые продукты компании Apple, но и самого себя.

Think Different