Жить – значит меняться, меняться – значит взрослеть, а взрослеть – значит непрестанно творить себя самого. (с) Анри Бергсон

Мы живем в сумасшедшем мире. Работа, учеба, семья, спорт, путешествия – у каждого человека «миллион» разноплановых задач. Как балансировать между ними и получать максимальный результат при минимуме затраченного времени?

Этими вопросами задается известный предприниматель, один из самых влиятельных людей в области технологий, основатель BTM Corporation – Фэйсэл Хок (Faisal Hoque). Он ищет ответы на них в своей новой книге, написанной в соавторстве с писателем Дрейком Бэром (Drake Baer), – «Точки контакта: как менять и руководить в эпоху креатива, инноваций и устойчивости» (Everything Connects: How to Transform and Lead in the Age of Creativity, Innovation, and Sustainability).

Книга выйдет в феврале следующего года, а пока представляем вашему вниманию несколько идей из нее, касающихся парадокса времени. Возможно, они помогут переосмыслить ваши взгляды на свое рабочее время.

Сознание и время неразделимы

Анри Бергсон – выдающийся философ ХХ века. Представитель такого течения, как философия жизни. В 1927 году Бергсон был удостоен Нобелевской премии – «за богатые и оживляющие идеи и превосходное мастерство, с которым они были представлены». Идеи ученого оказали сильное влияние на французское общество первой половины ХХ века. Его острый ум позволял ему выполнять главную функцию философа – показывать людям новое в давно знакомых вещах.

Как и многие гении, Бергсон занимался переосмыслением понятия времени. Для него человеческое сознание – это непрерывно изменяющаяся, творческая реальность, поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой. В глубинных же пластах сознание постижимо лишь интуитивно (инстинктивно). Таким образом, Бергсон противопоставлял интуицию интеллекту. По его мнению, интуиция позволяет человеку уловить суть «живой целостности» явлений.

На основании этих тезисов философ разработал теорию «чистой длительности». Ее суть заключается в том, что интеллект (то есть орудие познание материальных вещей) связан с пространством, а интуиция (то есть орудие познания нематериального) – с временем. В связи с этим пространство – это характеристика материи, а время – характеристика жизни.

Однако это не секунды или минуты. Бергсон критиковал математическое время, называя его «тиранским». С его точки зрения, оно может быть полезным для научных исследований, но не для жизни. Время как сущность жизни Бергсон и называет «длительностью».

Опираясь на концепцию Анри Бергсона, Фэйсэл Хок приходит к выводу, что управление задачами – это на самом деле управление временем, а оно, в свою очередь, есть управление сознанием. Иными словами, когда кто-то ставит вам задачи (или кому-то ставите их вы), он не просто распоряжается вашим временем, фактически он управляет вашей жизнью.

Ценно не время, а результат

Вопросом сущности времени задаются не только философы, но и бизнесмены. Так, его природу также пытается постичь преподаватель гарвардской бизнес-школы, руководитель фонда Fidelity Management, автор статей для престижного журнала Harvard Business Review – Боб Позен (Bob Pozen).

Он утверждает, что распространенная сегодня почасовая оценка труда является ошибочной. Ведь профессионалы ценны для компании не потраченным ими временем, а результатом, создаваемым с помощью их знаний. Измеряя качество работы временем, менеджеры отвлекают работников, не позволяя им задавать себе вопрос: «Эффективно ли я использую своё время?».

Если взглянуть на это еще более философски, то этот вопрос будет звучать следующим образом: тратим ли мы наш разум на действительно важные вещи или распыляемся на «случайные» хлопоты?

Ставя во главу угла время, а не результат, мы подсознательно пытаемся избежать ответственности за то, что не используем свою жизненную энергию на 100%.

Фокусировка на результате помогает нам быть более требовательным к себе и своему времени.

Таким образом, подводя итоги рассуждениям Фэйсэла Хока, можно сказать, что управлять временем, значит управлять жизнью, при этом важно правильно расставлять приоритеты и уметь говорить «Нет» задачам, которые не служат результату, а лишь тратят ваше время.