Сейчас почти в каждом доме есть современные гаджеты и дети часто знакомятся со смартфонами раньше, чем начинают ходить и говорить.

Нет особых правил, которые запрещали бы давать смартфон или планшет в маленькие ручки до года, восьми или десяти лет, так что возраст, в котором малыш первый раз проведет пальчиком по экрану зависит только от его родителей.

Можно выбирать по своим личным предпочтениям, слушать мнения других родителей, чьи дети уже вовсю играют на планшетах или опираться на особенности развития детей в разном возрасте.

Многие родители смутно догадываются, что неправильно давать маленькому ребенку смартфон, но дети бывают очень настойчивы, и родители уступают.

Если ребенок остается без присмотра, это может закончится плачевно по крайней мере для гаджета, а как это скажется на развитии ребенка, можно только предполагать. Но все же, опираясь на особенности развития детского внимания, воображения и психических процессов в раннем возрасте, можно сделать некоторые выводы.

Смартфон для ребенка до 3 лет

Молодые родители часто поражаются, как быстро еще совсем несмышленые дети учатся обращаться с техникой. Годовалый малыш умеет снимать блокировку с экрана и нажимает на разные кнопки, в два года умеет останавливать фильмы и запускать игры. Дети в два года легко пользуются мышью, могут запускать мультики и регулировать звук.

Французская Академия наук издала книгу «Ребенок и экраны» (L’enfant et les écrans), в которой вопрос взаимодействия ребенка и гаджетов раскрывается с точки зрения медицины, психологии и неврологии.

По результатам исследований в этой книге признано безопасным использование смартфонов с 1,5 лет.

Также ученые отмечают отличие между телевидением и интерактивными устройствами и признают последние более безопасными.

Дело в том, что до двухлетнего возраста дети с трудом различают, что происходит на экране, а что — в реальном мире. Происходящее на экране телевизора или компьютера полностью поглощает их, тогда как интерактивные, управляемые экраны, снижают этот эффект.

Есть и еще одно преимущество гаджетов перед телевидением — возможность выбирать контент.

Вы решаете, что делает ребенок

Некоторые родители решают этот вопрос следующим образом: они просто отдают ребенку старые устройства без доступа к интернету и устанавливают на них определенные программы, например, развивающие игры или что-то еще. Ребенок учится обращаться с техникой, а если сломает её, не жалко.

Если нет возможности отдать ребенку старый смартфон, и он периодически играет на вашем рабочем устройстве, можно установить специальные приложения, например, Kide Mode для Android. Это приложение ограничивает функции, которыми будет пользоваться ребенок.

Есть еще одно приложение — Famigo Sandbox, которое не только защищает смартфон от выхода в интернет и посещения ненужных сайтов, но и предоставляет обзоры лучших развивающих программ для детей, рейтинги и т.д. На e-mail каждую неделю приходят рекомендации по контенту и уведомления, сколько времени ваше чадо сидело за смартфоном.

Против раннего знакомства со смартфоном

Несмотря на мнения французских ученых, есть несколько фактов против использования смартфонов до 3х лет. В 2-3 года у ребенка формируются церебральные механизмы, на основании которых будет происходить следующее, более сложное обучение.

Ребенок учится принимать, обрабатывать, объединять и хранить информацию, а использование гаджетов может серьезно отразиться на том, как именно сложится его мышление. Цифровые технологии порождают многозадачность и могут стать причиной синдрома дефицита внимания, который проявится в более позднем возрасте.

Кроме того, гаджеты плохо влияют на фантазию ребенка — обилие ярких образов на экране не оставляет времени для развития собственного образного мышления, что плохо сказывается на творческих способностях.

Смартфоны для младшего школьного возраста

К концу дошкольного возраста, к 4-6 годам, у ребенка формируется произвольное внимание, он начинает сознательно направлять и удерживать его. К этому же времени формируется наглядно-образное и логическое мышление, ребенок выделяет свойства и признаки предметов, сравнивает их, обобщает, оценивает и раскладывает по полочкам. У ребенка в это время также активно развивается творческое воображение.

Цифровые технологии создают гибкое и быстрое мышление, что не очень хорошо сказывается на работе мозга. В результате частого общения с гаджетами способности ребенка к классификации и объединению информации снижаются, формируется поверхностный ум, который не сможет глубоко проникнуть ни в одну проблему.

Поэтому педагоги советуют все же приучать ребенка к книжной культуре.

Книги учат детей более глубоко погружаться в предмет, сосредотачиваться на нем, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

С другой стороны, в наше время ребенок должен учиться использовать современные технологии, чтобы не отстать от сверстников. Он уже вполне осознает свои действия и учится работать с разнородными потоками информации в интернете.

Смартфоны в начале переходного периода

Некоторые родители предпочитают покупать детям смартфоны ближе к 12 годам, когда ребенок уже достаточно взрослый, чтобы заботиться о своем устройстве.

Что касается психических особенностей, в это время дети начинают чаще отвлекаться, их успеваемость снижается, они становятся очень любопытны (пик любопытства в 10-12 лет), однако сфера интересов и увлечений просто огромна и достаточно поверхностна.

Смартфон дает ребенку тот простор информации, в котором он нуждается, и главный вопрос в том, чего именно будет касаться эта информация — учебы и полезных знаний о мире или социальных сетей и навязанных ценностей.

У противников смартфонов есть еще один страх — развитие замкнутого ребенка, живущего с сети, а не в реальности, однако здесь очень многое зависит от родителей. Если в раннем возрасте уделять ребенку достаточно внимания, а не оставлять его наедине с интернетом, риск вырастить замкнутого нерда стремительно падает.

Поколение технически ориентированные людей обязывает — знакомство со смартфоном и всем потоком информации, который может предложить современная реальность, поможет ребенку быстрее войти в тот мир высоких технологий, в котором ему предстоит жить.

Купи сам, когда сможешь

Еще один подход к проблеме ребенка и смартфона, это самостоятельная покупка гаджета. Родители считают, что если ребенок сможет сам купить мобильное устройство, он наверняка достаточно ответственный и взрослый, чтобы его использовать.

Такой подход тоже не лишен смысла, но дети и подростки умеют уговорить родителей, используя разные аргументы, например, «у всех уже есть, а я один без смартфона». Обычно это срабатывает.

Золотая середина

Решение о смартфонах и детях зависит от разных факторов: особенностей конкретного ребенка, взглядов его родителей и даже дохода семьи, но в любом случае лучше соблюдать золотую середину.

Ограниченное время со смартфоном в руках, родительский контроль и внимание к ребенку, ведь в любом возрасте ни один смартфон не заменит родителей.