Ульяна Тихова
Бывшая модель, нынешний гик. Пишет о стартапах, технологиях и моде.

3DiVi — компания в области 3D-технологий. В 2016 году ребята создали сенсор для виртуальной реальности VicoVR, совместимый с iOS и Android. Ещё до начала производства они получили положительный отзыв от легендарного издания The Verge и собрали более 88 000 долларов с помощью краудфандинга.

3DiVi
Vicovr.com

1. Найти идею

Искать бизнес-идею можно по-разному: следить за зарубежными трендами, читать книги про творческое мышление или ждать, когда снизойдёт озарение.

Как показывает практика, первый вариант — самый оптимальный. Если умело переформатировать зарубежный проект, можно создать целую компанию («ВКонтакте», «Яндекс») или отдельный продукт — например сенсор VicoVR.

Идея появилась легко. Когда в 2011 году компания Microsoft выпустила сенсор для виртуальной реальности Kinect для Windows, разработчики 3DiVi решили собрать аналогичный продукт для Android и iOS.

2. Сделать софт

Разработчики из российских регионов работают и в столичных, и в зарубежных компаниях. В любой московской IT-компании работают ребята из Сибири и Зауралья, так что разработка программного обеспечения за пределами МКАД — не проблема.

3. Собрать железо

А вот с промышленным дизайном в России беда. Как сделать так, чтобы гаджет не был похож на прибор ночного видения советского производства?

3DiVi: советский прибор
Alternathistory.com

Работа с железом — самая проблематичная часть проекта, которая заняла у 3DiVi последние полтора года и всё ещё не закончена. Даже если нанять отличного дизайнера, что-то всё равно может пойти не так. Каждая переделка устройства выливается в огромные затраты для компании.

Искать специалиста по знакомству — самый надёжный путь. Команда 3DiVi обратилась к венчурному фонду и акселератору из Томска DI-Group. Эта компания уже выводила продукты на международный рынок, и они посоветовали китайскую компанию, занимающуюся промышленным дизайном.

Кроме того, 3DiVi приняла в штат китайского инженера, который организует производство в Китае. Разработчики сообщают ему, какого размера будет микросхема, а он берёт на себя заботы о промышленном дизайне и прочих тонкостях производства.

4. Краудфандинг: собрать деньги и оценить спрос

Краудфандинг — отличный способ собрать средства для запуска продукта, особенно если это продукт b2c, интересный широкой аудитории. Компания 3DiVi получила даже больше, чем было запланировано: 88 283 доллара вместо 75 000 долларов. Организовать краудфандинг им помог маркетолог из Силиконовой долины.

Кроме того, краудфандинговая кампания — быстрый и относительно простой способ оценить спрос на продукт перед запуском. По словам Дмитрия, инвесторы Силиконовой долины сначала просят провести краудфандинг и только потом соглашаются сотрудничать. На вопрос: «А можно сразу заявиться к инвесторам?» — Дмитрий ответил по мотивам мема Маликова: «Тяжеловато».

3DiVi: тяжеловато
Nur.kz

Привлечение клиентов и дистрибьюторов — ещё один плюс краудфандинга. На сайт 3DiVi стали поступать предзаказы из США, Канады, стран Азии и Европы.

Но всё же удачная краудфандинговая кампания не является решением всех проблем, это лишь начало большого пути.

5. Поиск разработчиков и партнёров

После оценки спроса можно начинать искать стратегических партнёров и инвесторов, а также вплотную заниматься производством первой партии продукта (первая партия VicoVR — около 500 гаджетов).

Партнёры не обязательно находятся на другом континенте. В регионах России существуют уникальные компании, которые могут помочь.

Разработчиков игр следует искать на Google Play. Если адекватно оценивать возможности своего продукта, то отклики обязательно будут.

6. Пожелания предпринимателям

Создать отличный продукт можно где угодно, но всё же помните, что Россия — это изолированный рынок. Поэтому самое важное — как можно раньше встретиться с возможными заказчиками в Силиконовой долине, Китае и других крупных инновационных центрах. В этом случае у компании есть шанс создать что-то востребованное, а не просто реализовать идею, которая понравилась основателю.

На мой вопрос: «Где же искать заказчиков?» — Дмитрий ответил, что нужно просто писать людям на LinkedIn. Многие специалисты легко начинают диалог и дают обратную связь.

Вывод

Используйте все доступные способы для оценки спроса перед запуском: разговаривайте с людьми на LinkedIn, общайтесь на конференциях. Если возможно — проведите краудфандинг.

Искать стратегических партнёров в Калифорнии классно, но трудно. Сначала найдите единомышленников в своём регионе.

Создать высокотехнологичный стартап за пределами МКАД (и даже за Уралом) — реально.