Надежда Подколзина

Директор «Фабрики эксклюзивного текста», член Союза журналистов Москвы.

С помощью социальных сетей можно не только укрепить позиции компании, но и выстроить их заново. А можно всё расшатать или вовсе разгромить: важно уметь пользоваться инструментом. И точно знать, в каких случаях он делу поможет, а в каких навредит.

Социальные сети нужны, если…

Надо продать

Самый честный и самый популярный повод завести своей компании собственный аккаунт — необходимость поднять продажи. Основной контент — фото товара и рабочего процесса, истории о продукте, отзывы покупателей. Небольшие тексты-описания иногда можно разбавлять более длинными историями о том, сколько пользы принёс ваш продукт в конкретной ситуации, подкрепляя это иллюстрациями.

Например, представители компании по доставке продуктов знакомят потенциальных клиентов с фермерами и предоставляют максимально полную информацию о товаре. Также они рассказывают о членах команды, делятся историей её создания, делают полезные обзоры и публикуют рецепты, которые хочется сохранить.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Друзья, сегодня мы расскажем вам, как правильно и очень вкусно приготовить фаршированные цукини от Ольги и Виктора Волковых. На самом деле, готовятся они очень просто: кладем цукини в глубокий противень, заливаем сливочным соусом, примерно до половины противня, добавляем ещё немного соуса на сами цукини и ставим в предварительно разогретую до 180 градусов духовку на 30 минут. Минут за 10 до конца посыпаем сыром — нас был Халуми от Александра Бокова и Гауда от семьи Лешан. Вот и все, приятного вам аппетита!

Публикация от ЕШЬ ДЕРЕВЕНСКОЕ (@esh_derevenskoe)

Последнее особенно важно. Посты, которыми ваши подписчики делятся и которые сохраняют, удерживаются в ленте дольше других. По этой же причине публикации должны быть регулярными.

Для придания странице солидности и увеличения списка потенциальных клиентов стоит вложиться в таргетированную рекламу.

Надо повысить лояльность

Тот случай, когда продажи осуществляются через другие каналы, но хотелось бы дать аудитории больше информации о бренде.

Необычный контент привлекает внимание и повышает лояльность. Один из наиболее удачных примеров — аккаунт соды в Instagram. Не самый яркий экземпляр среди прочих товаров как в магазине, так и в социальных сетях, правда? Очевидно, что классический вариант с историями о полезных свойствах и способах использования будет малоэффективен. И тогда пачка соды берёт и превращается в персонаж! Выросли ли продажи, неизвестно, но всеобщая любовь — точно.

Надо поддержать репутацию

Тем, кто продвигает личный бренд или компанию, делая ставку на экспертные знания, тоже необходимо присутствие в социальных сетях. Для психологов, декораторов, юристов, столяров, докторов или целых клиник это обязательно.

Например, предприниматель, писатель и блогер Гэри Вайнерчук регулярно даёт подписчикам информацию, которая имеет ценность и может принести практическую пользу. Он рассказывает о том, как вести блог, что поможет выделиться на общем фоне и увеличить аудиторию. Оперативно реагирует на значимые в своей сфере новости и своевременно комментирует их. Посещает тематические мероприятия, на которые не все могут попасть, и ведёт оттуда прямые эфиры.

Для того чтобы подчеркнуть свой статус эксперта, необходимо знать чуточку больше, чем другие, и не стесняться об этом рассказывать. Ну и реклама нужна, конечно. Мотивационный тренер с тремя сотнями подписчиков выглядит не очень убедительно.

Надо сэкономить

Подходящий вариант в том случае, если ресурсов для создания собственного сайта пока недостаточно. Или его отсутствие — принципиальная позиция компании. Можно всё организовать и в социальных сетях, сделав удобную навигацию по хештегам. Грамотно оформленный аккаунт в Instagram или страничку в Facebook вполне можно показывать клиенту, инвестору и даже журналисту.

«Нетипичный фермер» Анна Акинина, по её словам, начала вести блог ради удовольствия. За несколько лет активной работы он превратился в популярную площадку. Несмотря на разнообразный контент, запутаться в этом аккаунте трудно: Анна регулярно публикует посты, в которых напоминает о том, какие хештеги использует и что увидит читатель, пройдя по ним.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Градус на кухне повышается😅 все кипит, парит и консервируется))) ещё и вкуснота, пальчики оближешь, но сейчас лучше не стоит, они горят после перца и чеснока)) дублирую в карусели рецепт Тещиного языка, а то вопросов где мои рецепты не уменьшается))) в актуальных сториз, это кружочки на главной странице, «консервация» нажимаете на фото 2 раза и попадёте на рецепт😉 дать вам рецепт вкуснющей аджички? Или уже покончили с урожаем?😂

Публикация от Нетипичный Фермер 🍗🍆🍅 (@anna_akinina)

Надо позаботиться о будущем

Если вы собираете материал для книги либо готовитесь запускать серию лекций или мастер-классы, вам нужно не только структурировать информацию, но и получать отклики, мониторить реакцию людей на конкретные темы и идеи. По большому счёту, количество подписчиков вам не так важно. Главное — наличие вовлечённой аудитории, которая следит за публикациями и активно их комментирует.

В данном случае социальные сети — это онлайн-дневник, фундамент для будущей более серьёзной работы. Отличный пример — страница «серийной убийцы продуктов» Ники Белоцерковской. Писательница лаконично и увлекательно рассказывает о своей жизни, друзьях и встречах и, конечно, публикует рецепты. А потом собирает из них книгу, которую её подписчики уже с нетерпением ждут.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

безумный апельсиновый кекс ловите! невероятный! надо: — 3 апельсина, — 9 яиц (дофига, но не жадничайте, того стоит), — 250 г сахара, — 350 г миндальной муки, — пакетик разрыхлителя (11 г), — если есть — можно несколько капель миндальной эссенции или пару ложек «апельсиновой воды», нет — ну и … с ним. 1. апельсины залить водой и варить ОДИН час! вынуть, разрезать на куски и вытащить все косточки. кожуру оставить! 2. в блендер их и смолоть в пасту, но не совсем в пластилин. 3. взбить вилкой яйца с сахаром, постепенно вмешать муку с разрыхлителем, добавить перемолотые апельсины. 4. переложить тесто в смазанную маслом форму для кекса и в духовку, разогретую до 170′ минут на 40. 5. и внимание — он у него ОЧЕНЬ влажный внутри и мне это очень нравится! но вы сами решайте с помощью зубочистки, которую будете аккуратно втыкать, проверяя готовность! хотите совсем «сухой» — добавьте ещё муки. пропорции для Большой Формы! кекс — обязательный к исполнению. будете меня потом обнимать )

Публикация от Школа BELONIKA & CHEFS (@belonikaschool)

Даже если опасаетесь, что вам не хватит вдохновения или финансов на долгосрочное ведение рабочих аккаунтов, это не повод отказываться от удовольствия их завести. Всегда можно уйти красиво и появиться вновь с новой мощной историей хоть три года спустя, набрать свежую аудиторию и взбодрить уцелевшую.

Социальные сети могут навредить, если…

Эксперт ненастоящий

Статус профессионала — это важно. И не менее важно, чтобы он был подтверждён не узким кругом заинтересованных лиц, а большим количеством лояльных подписчиков. Такому эксперту будут доверять не только клиенты, но и рекламодатели.

Но иногда случается, что деятельность любимого блогера — это просто слаженная работа команды специалистов. Если контент полностью генерируется группой посторонних людей, тогда лучше воздержаться от соблазна завести собственный аккаунт. Если один из пишущих авторов неожиданно перестанет сочинять свои истории, репутация эксперта или бренда окажется под угрозой.

Подписчики очень внимательны. Они не прощают промахов и подмечают мельчайшие ошибки. И чем успешнее бизнес, тем придирчивее те, кто за ним следит.

Есть нюансы

Это очевидно, но тем не менее: не стоит афишировать свою деятельность в социальных сетях, если она незаконна. Например, вы делаете потрясающий маникюр или оказываете услуги по ремонту компьютеров, но ваш бизнес официально не зарегистрирован. Или если ваши сотрудники работают нелегально.

Всё, что связано с выплатой и получением денег, должно быть подтверждено документально. Иначе заводить собственные странички и рассказывать о своём деле публично слишком рискованно.

Не хватает мощностей

Важно всё взвесить ещё до создания функционирующего аккаунта. Готов ли бизнес к наплыву клиентов, если он вдруг случится? Создать работающую страничку, которая привлечёт дополнительное внимание к продукту, несложно. А вот получить на следующий день в три раза больше заказов и справиться со всеми — другое дело.

Важно всё просчитать на берегу: хватит ли средств, людей, идей. Бывает, что обороты набираются постепенно и всё развивается гармонично. А бывает иначе. На кону репутация, поэтому лучше сначала просчитать все возможные варианты. Не спешите, если не готовы к неожиданному всплеску внимания заказчиков.


Безусловно, чаще всего социальные сети бизнесу нужны. Важно только понимать, что у каждой компании свои вводные и их обязательно надо учитывать.