Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Образование
5 августа 2021

Если не «авторка» и не «блогерка», то кто? Как в русском языке образуются феминитивы

Разбираемся, какие варианты предлагает грамматика и почему одни мы воспринимаем нейтрально, а другие — терпеть не можем.
Фото автора Маргарита Воронцова
Маргарита Воронцова

Автор Лайфхакера, филолог

Если не «авторка» и не «блогерка», то кто? Как в русском языке образуются феминитивы

«Авторка», «блогерка» и другие новые феминитивы не перестают быть предметом споров в интернете. Кто‑то настаивает на том, что именно так нужно называть женщин; кто‑то плюётся и утверждает, что это грубое нарушение правил русского языка.

Однако феминитивы были всегда. Разграничение людей по мужскому и женскому полу исторически свойственно русскому языку с древних времён. Количество суффиксов, с помощью которых образовывали женские названия профессий и занятий, постепенно увеличивалось. Возможно, это не предел и появятся новые, а пока разберём существующие нормы. Для этого обратимся к одному из самых авторитетных справочников — к «Русской грамматике» под редакцией Н. Ю. Шведовой. Первое издание вышло в 1980 году, поэтому его ещё называют «Грамматика‑80».

Учительница и царица

Суффиксы: ‑иц(а), ‑ниц(а), ‑щиц(а), ‑чиц(а).

Эти суффиксы использовались ещё в древности: ключница, посадница, кормилица, помещица, банщица. Продуктивны они и сейчас.

С помощью их образуются феминитивы от слов без суффиксов и с суффиксами ‑ец, ‑ик, ‑ник, ‑щик, ‑чик, ‑тель. Всем хорошо знакомы такие пары: «мастер → мастерица», «лётчик → лётчица», «крановщик → крановщица», «царь → царица», «учитель → учительница», «писатель → писательница», «начальник → начальница», «художник → художница».

Это нейтральные суффиксы. Многие слова с ними мы воспринимаем спокойно, не видим в них сниженной стилистической окраски. Поэтому и некоторые новые феминитивы с ними мы тоже воспринимаем нейтрально: пиарщица, эсэмэмщица, водительница.

Однако некоторые языковые новинки нас всё-таки коробят. Так происходит при присоединении ‑иц(а) к словам без суффикса или с суффиксом ‑ик: докторица, физица. Хотя та же модель работает в словах «мастерица» и «царица». Возможно, это вопрос привычки.

Героиня и богиня

Суффикс: ‑ин(я) / ‑ын(я).

С его помощью образуются феминитивы от слов без суффиксов: героиня, монахиня, богиня, рабыня. Также он используется для получения женских наименований от слов, оканчивающихся на ‑лог. Но в «Грамматике‑80» отмечено, что такие формы относятся к разговорным, преимущественно шутливым: геологиня, филологиня.

Сейчас именно к словам на ‑лог стремятся присоединить этот суффикс: гинекологиня, биологиня, сексологиня. Однако с 1980‑х годов пока мало что изменилось, и такие слова воспринимаются как шуточные. Некоторые пытаются использовать их как нейтральные, но общество к этому пока не привыкло. Хотя гипотетически со временем отношение к этому суффиксу может измениться, ведь мы же не воспринимаем как шуточные слова «рабыня» или «героиня».

Поэтесса и принцесса

Суффикс: ‑есс(а).

Он используется при образовании феминитивов от слов без суффиксов: поэтесса, принцесса, стюардесса. В современных словарях, например в орфографическом словаре под редакцией В. В. Лопатина, есть и такие варианты: адвокатесса, клоунесса, гидесса, критикесса, авторесса.

Формально суффикс ‑есс(а) нейтральный, а в «Грамматике‑80» даже говорится о его продуктивности. Это значит, что он может активно использоваться и хорошо подходит для создания новых слов. Там же есть примеры «комикесса» и «агентесса», которые отмечены как шутливые.

Сейчас сторонники феминитивов используют этот суффикс, однако есть и неудобства. Получаются довольно длинные слова, а некоторые из них воспринимаются довольно вычурно. Что, вероятно, тоже вопрос привычки.

Актриса и директриса

Суффикс: ‑ис(а).

Как и ‑есс(а), этот суффикс пришёл к нам в составе заимствованных слов, но стал использоваться как отдельная словообразовательная единица. С его помощью образуются феминитивы от слов без суффиксов и отглагольных существительных на ‑ор/-ёр: актриса, директриса. Словари фиксируют также слова «инспектриса» и «лектриса». А в Гатчине есть улица Авиатрисы Зверевой: слово «авиатриса» в начале XX века использовали в отношении женщин‑авиаторов.

В «Грамматике‑80» приводится и любопытное слово «редактриса», которое отмечено как шутливое. Неплохая альтернатива современному феминитиву «редакторка». И на ум сразу приходит «автриса» вместо «авторки».

Там же отмечается, что суффикс ‑ис(а) менее продуктивен, чем ‑есс(а). Возможно, сегодня он вполне мог бы быть продуктивным: достаточно большое количество слов на ‑ор, от которых хотят образовать феминитивы.

Портниха и пловчиха

Суффикс: ‑иха.

С его помощью образуются феминитивы от слов без суффиксов и с суффиксами ‑ник, ‑ец: пловчиха, портниха, ткачиха, врачиха, повариха.

Считается, что он стилистически окрашен и феминитивы с ним приобретают пренебрежительный оттенок. При этом есть нейтральные «пловчиха» и «портниха».

Кассирша и секретарша

Суффикс: ‑ш(а).

Сегодня это один из двух самых продуктивных суффиксов (второй — ‑к(а), о нём — чуть ниже).

С помощью ‑ш(а) образуются феминитивы от основ, которые оканчиваются на «р», «л», «н», «нт», «й»: кассирша, секретарша, парикмахерша. В современных словарях есть такие слова, как «редакторша», «курьерша», «дизайнерша», «тренерша», «авторша», «режиссёрша», «инженерша», «маникюрша».

И не было бы проблем с образованием многих новых феминитивов, если бы не стилистическая окраска этого суффикса. Он не считается нейтральным, используется только в разговорной речи и просторечиях. Как правило, варианты с ним употребляется в отношении третьего лица («она докторша», а не «я докторша» или «ты докторша»). Вероятно, причина этого в истории суффикса.

Он появился в первой трети XVIII века. Был очень продуктивным и служил для обозначения женщины по мужу: докторша — это жена доктора, а профессорша — это жена профессора. Однако уже во второй половине XIX века суффикс ‑ш(а) активно использовался для обозначения не только по мужу, но и по роду занятий: музыкантша — это не только жена музыканта, но и женщина‑музыкант; докторша — это не только жена доктора, но и женщина‑доктор. Кстати, воспринимался этот суффикс как абсолютно нейтральный.

В ХХ веке значение суффикса сильно изменилось. Женщина перестала считаться приложением к мужчине, актуальность именования её по мужу пропала. Можно было бы забыть о старом значении суффикса и жить дальше. Но сейчас активно распространяется миф о том, будто неправильно использовать ‑ш(а) для образования феминитивов именно потому, что так обозначают жён. Да никто так уже не говорит! Когда вы слышите слово «докторша», вы представляете жену доктора или женщину‑доктора? А маникюрша — это жена маникюра? Это всё осталось в прошлом.

Суффикс изменил своё значение. И в разговорной речи (естественной, где и проявляются в чистом виде все законы языка) как раз очень популярно образование феминитивов с ‑ш(а). Однако подсознание заставляет многих избегать этого суффикса, потому что он — отголосок отжившего патриархального конструкта.

Студентка и спортсменка

Суффикс: ‑к(а).

Самый обсуждаемый сегодня и самый интересный суффикс. С помощью него можно получить феминитивы во множестве случаев:

  • от слов без суффиксов;
  • от слов с суффиксами ‑ист, ‑ец, ‑ин, ‑ан, ‑ик, ‑ак, ‑ач, ‑ич, ‑ит, ‑ант/ент, ‑смен, ‑иш, ‑тяй, ‑ей, ‑ер, ‑ёр, ‑онер/ир, ‑арь, ‑ан;
  • от аббревиатур.

Например: студентка, журналистка, спортсменка, активистка, скрипачка, революционерка, программистка. Есть в современных словарях и такие слова, как «юристка», «дантистка», «лингвистка», «космонавтка».

Суффикс ‑к(а) стилистически нейтрален. Именно его нейтральность и очень высокая продуктивность стали причинами такого активного использования его в новых феминитивах.

Вроде всё логично, так почему же он многих так раздражает?

Кто‑то видит в нём значение преуменьшения, которое должно оскорблять. Ведь картинка — это маленькая картина, а ручка — это маленькая рука. Однако такое представление очень однобокое. У суффикса ‑к- есть много других значений, любой носитель языка прекрасно различает их. Студентка — это маленький студент? Москвичка — это маленький москвич? Конечно, нет.

Кому‑то не нравится, что новые феминитивы совпадают по звучанию с сокращениями словосочетаний: партнёрка — партнёрская программа, режиссёрка — режиссёрская версия фильма. Между тем омонимия давно существует в русском языке. Финка и болгарка — это не только национальности, но и инструменты. Как‑то живём с этим. Да и не только феминитивы этим грешат. У нас есть лук‑овощ, лук‑оружие и лук‑образ. Ключ‑отмычка, ключ‑источник и скрипичный ключ. Коса‑причёска, коса‑инструмент и песчаная коса. В контексте любой вменяемый носитель языка в состоянии различать омонимы.

Но есть всё-таки языковые сложности с «К‑феминитивами». Существует следующая закономерность: если в заимствованных словах на ‑ор, ‑ер, ‑арь ударение падает на последний слог, то возможны феминитивы как с ‑ш(а), так и с ‑к(а); если в заимствованных словах на ‑ор и ‑ер последний слог безударный, то «язык просит» ‑ш(а).

Секрета́рь — секрета́рша.

Банки́р — банки́рша.

Революционе́р — революционе́рка.

Фантазёр — фантазёрка.

Но!

А́втор — а́вторша, а не а́вторка.

Бло́гер — бло́герша, а не бло́герка.

Так лингвисты объясняют общественную нелюбовь к новым феминитивам, например Ирина Фуфаева, кандидат филологических наук, научный сотрудник РГГУ, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция».

Однако есть любопытный момент. В словарях мы находим слова «ва́рварка», «зна́харка», «комба́йнерка», которые нарушают это правило. «Варварка», конечно, образовано от слова не на ‑арь, а на ‑ар, но это явно что‑то близкое, а ударение здесь ставится на первый слог. А вот «знахарка» образовано от существительного на ‑арь, и, хоть словари указывают как допустимые два варианта ударения, рекомендуемым считается ударение на первый слог (как, например, в словаре «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы, ориентированном на работников СМИ). «Комбайнерка» образовано от слова на ‑ер, а словарь Зарвы рекомендует ставить ударение на «а».

Любопытно и то, что некоторые из тех, кто сначала возмущался «авторками» и «блогерками», со временем к ним привыкли. Может быть, это снова вопрос привычки? От «менеджера» и «мессенджера» тоже когда‑то плевались.

Читайте также
🧐
От «кокетничать» до «зафрендить»: как в русский язык приходят заимствованные глаголы
10 норм русского языка, которые могут показаться ошибками
Почему о феминитивах так много спорят?
7 правил русского языка, от которых может полыхнуть
10 слов, которые могут быть разного рода
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Забираем топовый iPhone 17 Pro Max со скидкой 31%

Забираем топовый iPhone 17 Pro Max со скидкой 31%

Быстрая зарядка от Baseus для всех вилок и розеток — со скидкой 64%

Быстрая зарядка от Baseus для всех вилок и розеток — со скидкой 64%

Надо брать: зимние кроссовки от RAX со скидкой 67%

Надо брать: зимние кроссовки от RAX со скидкой 67%

Популярный стайлер от Tuvio купили 65 тысяч раз. Сейчас на него скидка 66%

Популярный стайлер от Tuvio купили 65 тысяч раз. Сейчас на него скидка 66%

Dreame отдают робот-пылесос со станцией самоочистки со скидкой 49%

Dreame отдают робот-пылесос со станцией самоочистки со скидкой 49%

42_dejstvitel'no_nuzhnyh_tovara_so_skidkami_do_69%_na_AliExpress

42 действительно нужных товара со скидками до 69% на AliExpress

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Комментарии
Anton Zyuzin
05.08.21 17:16
Мне кажется, в каждом языке есть определенная логика, сложившаяся исторически, поэтому блогерша и авторша звучат более-менее естественно, хоть и имеют несколько сниженный оттенок как например секретарша или бухгалтерша, а вот блогерка и авторка звучат как раз неестественно, по той же аналогии, как секретаря низкой социальной ответственности иронично называют секретутка. Придумывать феминитивы таким вот образом - это ломать язык через колено.
DKwA
05.08.21 17:44
Мне кажется, что это во многом вопрос привычки. Такие слова звучат не привычно, соответственно не исключено, что постепенно к ним тоже привыкнут. Хотя вообще-то с ними все довольно сложно, типа например машинистка или лингвистка звучат нормально, мне они не кажутся какими-то странными, однако например профессорка мне уже кажется каким-то уничижительным, я бы так не назвал женщину профессора, хотя вроде как ничего и не поменялось. Сложный вопрос, вероятно это просто всего-лишь вопрос привычки и если феминитивы станут употреблять чаще, то они и не будут казаться какими-то странными. Читал статьи, там мнения специалистов разходятся, кто-то говорит, что нужно как можно чаще употреблять феминитивы, кто относится к ним не очень хорошо. Мне кажется, что это вопрос привычки и соответственно их можно чаще употреблять (хотя сам я этого, как правило, не делаю).
Anton Zyuzin
05.08.21 18:12|изменено
да, разумеется, это вопрос привычки, но еще раз повторюсь, что у каждого языка есть историческая логика, и многие слова по звучанию соответсвуют своему значению - к примеру, "жесткие" предметы в основном заканчиваются на глухие согласные - топор, нож, молоток, пол, стол, кирпич, бетон, асфальт и т.п. А вот более "мягкие" слова часто (не всегда, но часто) заканчиваются на гласные или мягкие согласные - сравните - дерево, земля, поле, вода, воздух, пыль, бумага, веревка, полотенце и т.п. С феминитивами тоже самое - после разных окончаний следуют разные эквивалентные феминитивы, поэтому поэт-поэтЭССА, доктор-докторША, и да, фантазер-фантазерка, но ничто не мешает нам сказать фантазерША, это не покоробит наш слух, как и стриптизерША. Тут же дело в том, что вот этот суффикс Ш он как бы такой унизительный оттенок несет, ну как в слове секретарша, такое типа пренебрежительное название, поэтому и хотят его насильно заменить на более нейтральный суффикс К. Хотя пока это звучит очень странно как авторка и блогерка. Посмотрим, что будет дальше
Victoria Beryozko
05.08.21 20:26
Мое мнение ни капли не объективное, но мне кажется, что феминитивы - это как раз не о равенстве полов, а даже против. Когда мы говорим "Мой доктор" - нам не важен пол человека, это просто специалист (-ка ? ) своего дела. И не важно, женщина это, или мужчина, если специалист отлично выполняет свою работу. И так со всем. Преподаватель, блоггер, водитель - это просто профессионал (в идеале), и не добавляя этих дамских суффиксов мы как бы сохраняем равенство между полами. А так, докторша - прям как-то грустно звучит... Преподавательница - сразу в голове всплывает изображение такой классической крупнотелой дамы за 50 с дулькой на голове и в несуразных очках, которая вечно недовольна жизнью. Преподаватель - уже другое, как-то серьезнее, статуснее, и почему-то нет ассоциаций половых. В общем такое. Может быть, это просто вопрос привычки, кто знает
Andrei Tsarev
05.08.21 21:57|изменено
Господи! Есть разум!!! Не все ещё попали под каток Инсты, ФБ, всевозможных псевдо феминистических движений и так далее. Вы абсолютно правы!!!
Борис Попов
05.08.21 23:54|изменено
Правильно! "Ты любишь одного из своих родителей?" "Будь моим супругом!" "Член общества, (не)способный к деторождению"А ведь дело только в особенностях языка. Одни языки всем понятиям, связанным с полом, присваивают половые окончания. Другие языки не делают этого никогда, что делает сонеты Шекспира такими универсальными. :)
Алексей Скворцов
24.08.24 09:41
Правильно не "член общества", а "членка общества". Вообще речь шла о профессиональном контексте.
Наталья Копылова
06.08.21 10:04
Зачем? Чтобы не было вот такой фигни, например
Наталья Копылова
06.08.21 10:05|изменено
Или вот такой.СМИ:
Наталья Копылова
06.08.21 10:06
В то же время Гюльсерен Будайиджиоглу:
Наталья Копылова
06.08.21 10:08
Или вот такого:
Наталья Копылова
06.08.21 10:09
В то же время Петерсон:
Олег Залялов
04.05.23 23:09
Надо ее переименовать в Петердоттер
Anton Serpukhovitin
06.08.21 14:49
А тут как бы спасли феминитивы? Тут ошибка, вместо "ее" написано "его"?
Наталья Копылова
06.08.21 15:23
Они бы спасли на подступах, ведь перед этим женщина, оставившая коммент, видела только что-то вроде "учебник такой-то, автор Петерсон". Что она должна думать, это логично?Причём это такая неочевидная ловушка, я тоже раньше думала "ачётакова?", пока не стала замечать за собой: читаю я статью про исследования, там фамилии учёных, и я, конечно (конечно, потому что я росла не в вакууме и тоже битком набита разными установками, в том числе и вредными), представляю себе толпу мужчин в халатах. А потом в середине внезапно оказалось, что показалось, это всё женщины.
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:32
Но какая разница, кто эти учёные в халатах? Разве феминизм не про равенство? Как уже было сказано в другом комментарии: есть специалист-профессионал, и пол этого человека не важен
Наталья Копылова
06.08.21 15:35
Вообще-то разница есть с точки репрезентации.
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:38
Извините, заминусила случайно, смартфон тупит. Ничто так не демонстрирует присутствие женщин в той или иной специальности, как достижения этих самых женщин. Я не думаю, что Мария Кюри, получая Нобелевскую премию, переживала, что её называют физиком,а не физикессой какой-нибудь
Наталья Копылова
06.08.21 15:42
Чтобы у женщин были достижения, для начала должен быть порог входа такой же, как и у мужчин. А не "зачем тебе математический кружок, это только для мальчиков". Хотя Петерсон. Но только для мальчиков.
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:45
Да чтоб этот телефон! Еще раз извините.С чего вы это взяли? В секциях примерно поровну мальчиков и девочек. Девочек даже больше. В Дмитрове, где я живу, самая крутая хоккейная команда - женская. 70% руководителей в управления администрации области - женщины.
Наталья Копылова
06.08.21 15:47|изменено
Мне видится неэффективной стратегия исходить из личного опыта. Поэтому я опираюсь на исследования.
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:51
Так возьмите статистику и опирайтесь на неё: женщины чаще получают высшее образование и имеют более высокий средний балл в школе. Женщин охотнее берут на "чистую" работу в офисе. В сфере образования России - гегемония женщин. В медицине мужчин больше, но в основном среди младшего медицинского персонала и т.д. и т.п.
Наталья Копылова
06.08.21 15:56
"женщины чаще получают высшее образование и имеют более высокий средний балл в школе" - да. "Женщин охотнее берут на "чистую" работу в офисе" - нет, женщин в целом неохотнее берут на работу."В сфере образования России - гегемония женщин" - в школах да, потому что это неблагодарный низкооплачиваемый труд. А конкурс "Учитель года" всё равно выигрывают мужчины - из 29-победителей 23 мужчины."В медицине мужчин больше, но в основном среди младшего медицинского персонала" - шта? это в какой реальность санитарки - в основном мужчины?
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:01
Если женщин менее охотно берут на работу, то почему среди безработных больше мужчин?Учитель - низкооплачиваемый труд? Возможно на периферии, но в Москве и области зарплаты очень хорошие.Санитары - мужчины реальность столичных больниц и поликлиник. Возможно в других регионах их меньше из-за конкуренции. Что опять противоречит тезису о том, что женщин менее охотно берут на работу
Наталья Копылова
06.08.21 16:11
"то почему среди безработных больше мужчин". Как может быть больше безработных мужчин, если Росстат говорит (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2019.pdf), что в России работают 81,1% мужчин трудоспособного возраста и 75,1% женщин. Что-то тут не клеится. В то же время разного рода опросы показывают (https://www.superjob.ru/research/articles/112173/rabotodateli-stali-rezhe-obraschat-vnimanie-na-semejnoe-polozhenie-soiskatelej/), что женщинам часто предпочитают мужчин. "но в Москве и области зарплаты очень хорошие" тут я точные цифры не могу найти, но залихватские официальные данные говорят о 50 тысячах в Москве. Это разве хорошая зп для Москвы? "Возможно в других регионах их меньше из-за конкуренции". Нет, в других регионах их меньше, потому что за 5 тысяч работать никто не хочет.
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:22
Вы не учитываете отпуска по беременности и уходу за ребёнком. Вдобавок женщины раньше выходят на пенсию.И да, 50 тысяч - это хорошая зарплата
Наталья Копылова
06.08.21 16:29
Стало понятно, почему мы с вами друг друга не понимаем. Если 50 тысяч - хорошая для Москвы зарплата, то женщиной действительно быть ок, целых 50 тысяч же!
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:31
Как зп в 50 т.р связана с гендером?
Наталья Копылова
06.08.21 16:35
Потому что нет никаких проблем найти работу с низкой или обычной зарплатой, если нет цели штурмовать какую-то "мужскую" специальность. Для многих мест даже образования особенного будет не надо. Очевидно, что чем выше зарплата и статус места, тем ярче выражена проблема.
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:38
Может быть потому что многие женщины не обладают амбициями и целеустремленностью мужчин?
Наталья Копылова
06.08.21 16:39
Даже если и так, это не только причина, но и следствие.
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:39
Это ваше суждение или вы опираетесь на какие-то исследования?
Наталья Копылова
06.08.21 16:40
Я опираюсь на какие-то исследования. Например, вот https://science.sciencemag.org/content/320/5880/1164.
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:43
У меня нет регистрации для чтения статьи и телефон разрядился.Суть одна - хочешь карьеру иди вкалывать, не зависимо от пола.
Олег Залялов
08.08.21 17:16
Ну так надо эти проблемы решать, помощь феминитивов тут сомнительна. Человек, который так говорит, будет говорить, "зачем тебе настоящий математический кружок, иди вон в кружок для девочек, будешь математичкой".
Борис Попов
06.08.21 15:55
А чего переживать? Склодовской её всё равно никто не называет. ;)
Борис Попов
06.08.21 15:53
Есть элементарное решение! Г-н и г-жа. :)
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:54
Коими и пользовались до недавнего времени. Но этого, судя по всему, недостаточно для полноты репрезентации.
Наталья Копылова
06.08.21 15:57
Это хороший вариант, но воображение слишком много вариантов подкидывает вместо дефиса))
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:02
Какие же варианты подкидывает воспитанному и образованному человеку сокращения г-н и г-жа?
Наталья Копылова
06.08.21 16:12
Я не ожидала, конечно, что вы так быстро скатитесь в дешёвые манипуляции, но я вполне себе нормально понесу флаг необразованного быдла)
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:20
О чем вы? Если у вас уровень юмора третьеклассника, то вам и слово "биссектрисса" покажется смешным. Но речь об отрицании удобного в пользу более провокационного решения.
Наталья Копылова
06.08.21 16:24
Прекрасно сочетаю в себе юмор третьеклассника и знание, что "биссектриса" пишется всего с тремя "с", например. Не вижу причин этого стыдиться. Но я так и не поняла, какое решение удобное. Писать "Г-жа премьер-министр родит ребёнка"?
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:26
А что не так с тем фактом, что премьер-министр родит ребенка? Кого ей рожать? Слонёнка?
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:26
У вас какая-то избирательная грамотность.
Тайный Пурпурный Ежик
06.08.21 19:39
Госпожа премьер-министр звучит очень круто на мой взгляд. А как это будет с феминитивом? Не могу подобрать. Премьер-министрка?
Наталья Копылова
06.08.21 22:17
не знаю( увы, я как раз из тех, кто долго привыкает к феминитивам и никак не привыкнет. Просто через свои пять стадий принятия неизбежного я прошла ещё в конце 2000-х и готова признать их важность (феминитивов, не 2000-х, хотя и их тоже)). Но в словообразование не лезу, просто наблюдаю. Госпожа премьер-министр звучит представительно, да)
Тайный Пурпурный Ежик
07.08.21 00:19
Ясно. К некоторым должностям феминитив, наверное, никак не прикрутить. Пресс-атташе, например.Я думаю, что в высшем ченовничестве подобные обращения типа господин президент, госпожа премьер министр, госпожа мэр, господин посол нужно просто внести в официальный оборот на законодательном уровне. Был же опыт с "Вашим величеством", "Вашей светлостью" и тп. Люди довольно быстро привыкнут к обязательности добавления вежливого обращения к формальной должности.
Борис Попов
07.08.21 00:24
Атташиха, атташистка, атташёрка, атташица...
Andrei Tsarev
07.08.21 10:30
Атташечка
Борис Попов
06.08.21 21:36
Поосторожнее с воображением! :)
Олег Залялов
08.08.21 17:12
А почему ее зовут "сын Будайиджи"?
Pavel Gusev
06.08.21 07:09
Мне это напоминает советский новояз, когда скопом придумывают кучу слов, чтобы удовлетворить запрос отдельной части населения. К счастью, большая часть таких слов вымирает. Я к стихийно возникающим феминитивам серьёзно не отношусь. Это похоже на то как в нынешнем кино продвигают женщин. Берут мужской персонаж с типичными стереотипами и отдают его актрисе. Вообще когда не было феминистической истерии отношение к женщинам было гораздо лучше, чем нынче со всеми этими производными феминитивами.
Полиграф Шарико
06.08.21 11:40
Алексей Хромов
06.08.21 11:54
Странно слышать, когда говорят, что феминитивы нелогичны и не вписываются в язык. Необходимость появления феминитовов связана в первую очередь с тем, что они уже есть, и их очень много. Если предположить, что их бы не было вообще, не было бы слова учительница, актриса, артистка, сценаристка и так далее, то была бы общая для всего языка норма. Но сейчас как раз нет никакой логики.— У нас есть привычные слова «сценаристка» и «актриса». То есть для женщины, которая написала сценарий фильма, и для женщины, сыгравшей в нём, есть отдельные слова.— Но если говорить «режиссёрка» или «монтажёрка», у всех бомбит. То есть для женщины, снявшей фильм, и для женщины, смонтировавшей его, не нужны отдельные слова. Потому что это... что?— Есть слово «журналистка», но от слова «редакторка» у всех бомбит. То есть женщина, которая делает репортаж, заслуживает отдельного термина, а та, которая его редактирует, — нет. И это противники феминитивов называют логичным, ага.
Борис Попов
06.08.21 12:42
<У нас есть привычные слова «сценаристка» и «актриса»><Но если говорить «режиссёрка» или «монтажёрка», у всех бомбит.>Здесь чисто лингвистический конфликт. Комбинация "-истка" для русского уха намного благозвучнее и солиднее, чем "-ёрка". "-исток" - сотни, "-ёрок" - единицы.
Алексей Хромов
06.08.21 12:56
Справедливо. Но критикуют чаще не звучание слова, а сам факт его существования.
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:21
Как раз и критикуют новые феминитиавы из-за их неблагозвучия и окрашивания названия профессии в уничижительные тона. Вдобавок, почему-то отказываются от общепринятых форм в пользу новых, менее благозвучных, привычных и грамотных: партнёрша стала партнёркой, директрису упорно переделывают в директору и т.д.
Наталья Копылова
06.08.21 15:29|изменено
В вашем комментарии только одна объективная характеристика - "привычных". Остальное очень на любителя. Скажем, для меня очень под вопросом благозвучие концовки-ша - как будто кошку комком шерсти вытошнило. Не говоря уже о семантике.
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:34
Грамотность речи не является пунктом "на любителя".
Наталья Копылова
06.08.21 15:43|изменено
Я бы согласилась, если бы своими глазами не видела, как в словарях появилось "дОговор". Она гибче, чем могло показаться.
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:46
Да, да и кофе тоже стало "оно". Но эти примеры результат адаптации языка. Феминитивы им не являются
Наталья Копылова
06.08.21 15:50
Это видимость, потому что на ширнармассы феминитивы вышли только сейчас, а я за их вхождением в язык давно наблюдаю. И это циклический процесс, который проходит всё новая и новая аудитория - как круги на воде. Рано или поздно в каком-то объёме они станут привычными. Вот библиотека уже использует, например.
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:51
Кровь из глаз
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:53
Если для госпожи Татаринцевой так важно "правильное" обозначение ее специальности, то почему она Женя, а не Евгения?
Наталья Копылова
06.08.21 15:57
А почему она должна быть Евгенией, если хочет быть Женей?
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:04
Потому что Женя воспринимается как мужское имя. Какие-то двойные стандарты - я буду Женя, но спикера и дизайнерка
Наталья Копылова
06.08.21 16:14
Женя воспринимается как мужское имя теми, у кого много знакомых мужчин Жень. Если вокруг одни девчонки Жени, то это на мужчину подумают, чего у него женское имя. Опять к вопросу о репрезентации, кстати.
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:17
Да что вы прицепились к этой репрезентации? Феминизм был про то, что женщина может быть кем захочет: учёным, домохозяйкой, военным или политиком. А сейчас все свелось к мышинной возьне с феминитивами.
Наталья Копылова
06.08.21 16:21
Феминизм по-прежнему про это, потому что - сюрприз - женщина всё ещё не может быть кем захочет, если это социально не одобряется, а если и может, то зачастую должна пройти более сложный путь. Вот вы сами про военную службу сказали, но ведь она не на 100% доступна.
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:24
Социально не одобряется самими женщинами, т.к. мизогиния процветает пышным цветом. А про армию Израиля что-нибудь слышали?
Наталья Копылова
06.08.21 16:27
А причём тут армия Израиля? Как она соотносится с феминитивами в русском языке
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:28
Вот именно - никак. От возможности безграничной самореализации скатиться в дрязги за право именоваться "композиторкой".
Наталья Копылова
06.08.21 16:30
Верно я понимаю, что вместо споров о феминитивах нам надо эмигрировать в Израиль? Таки звучит неплохо, только оснований нет(
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:33
Неверно. Вместо того, чтобы требовать введение новых слов, становиться той, ради которой эти феминитивы станут органичными.
Наталья Копылова
06.08.21 16:43
Вы противоречите себе. Склодовская-Кюри вполне заслужила, но по прежнему физик, химик, экспериментатор и лауреат.
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:45
Так это же офигительно, что она физик, химик, экспериментатор и лауреат! Не благодаря, а вопреки и ценой здоровья
Наталья Копылова
06.08.21 16:46
А представьте, сколько она могла сделать, если бы не вопреки.
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:48
История не знает сослагательного наклонения. Суфражистки проложили нам путь для роста и развития, а не для занудных споров о суффиксах, которые лепят абы куда
Наталья Копылова
06.08.21 16:51
Только вот их тоже считали занудными идиотками, которые хотят непонятно чего.
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:53
"Тоже считали занудными идиотками" - о чем вы вообще?Требования первых феминисток были просты и прозрачны, но главное - революционным для своего времени.
Наталья Копылова
06.08.21 17:00
Вот раньше-то времена были! Никого не высмеивали за ношение брюк, не говорили, что лучше не на митинг идти, а мужу ужин готовить.
Надежда Гаврилова
06.08.21 17:00
Божечки! Куда вас понесло
Наталья Копылова
06.08.21 17:02|изменено
Брюки - вполне себе повестка ранних феминисток. Но игнорировать неудобные факты приятно, я понимаю.
Надежда Гаврилова
06.08.21 17:04
Речь шла о том, что новомодные феминитивы избыточны и неблагозвучны. А чаще - безграмотны. Вы же полезли в какие-то дебри: брюки, неудобная правда, маленькие зарплаты...
Наталья Копылова
06.08.21 17:16
В ответ на это я вам уже всё сказала в своём первом (!) сообщении: избыточны - вкусовщина, неблагозвучны - вкусовщина. Безграмотны - поживём, увидим.
Надежда Гаврилова
06.08.21 17:19
Так если вы уже ответили, то зачем плодить лишние сущности?
Наталья Копылова
06.08.21 17:23|изменено
Из вашей активности под моими комментариями я сделала вывод, что вы с первого раза не очень поняли. Ну и потом, забавно смотреть, как вы медленно стекали в пассивную агрессию. Но вы долго держались, моё увОжение.
Надежда Гаврилова
06.08.21 17:25
Действительно, я не сразу поняла какая зануда передо мной
Надежда Гаврилова
06.08.21 17:29
Так у вас есть еще и знамя "Необразованного быдла", так что выше голову, Наталья! Глядишь и под вашими статьями появятся комментарии
Наталья Копылова
06.08.21 17:31
Аххах) У меня есть тут эталонные оскорбительные комментарии, вы пока не дотягиваете. Но темп набрали хороший, продолжайте)
Надежда Гаврилова
06.08.21 17:37
Ради чего? Чтобы вы потешили свое самомнение "тролля" и "провокатора"? Вы - ни то, ни другое, обыкновенная зануда.
Наталья Копылова
06.08.21 17:39
"Своё самомнение"? И эти люди запрещают нам ковыряться в носу и призывают к грамотности...
Надежда Гаврилова
06.08.21 18:07
Ну вы же написали "пассивно-агрессивное". Почему бы и не "свое самомнение"? Мне другое интересно: почему вы говорите о себе во множественном числе? И обвиняете в запрете на физические и ментальные действия?
Наталья Копылова
06.08.21 18:13
Вы не стараетесь(( "Пассивно-агрессивный" - словарный термин (https://psychology_pedagogy.academic.ru/12476/Пассивно-агрессивный). Ну и атрибуты третьеклассника типа сортирного юмора и перевода стрелочек - это моя прерогатива, мы же договорились выше...
Надежда Гаврилова
06.08.21 18:21
Такое чувство, что вы на что-то отвлекаетесь. Где сортирный юмор? Где перевод стрелочек? Или вы просто устали? Серьезно, пятница же, расслабтись наконец-то. А то всюду сеете злобные комментарии и "пассивную агрессию", на людей кидаетесь. Это из-за того, что ваши статьи толком не читают? Или вы разочаровались в журналистике? Что с вами случилось?
Наталья Копылова
06.08.21 18:26
Отвлекаюсь, конечно! Ухожу в угол рыдать от того, как вы меня уели, Надежда. Да и журналистика - сплошное разочарование... Но я нашла призвание - писать в комментариях!
Надежда Гаврилова
06.08.21 18:29
И это лучшее что вы пишете!
Наталья Копылова
06.08.21 18:31
Тогда я не буду останавливаться, Надежда! Спасибо, что помогаете мне в этом непростом деле!
Алексей Скворцов
24.08.24 09:59
А сколько она могла бы не сделать, если бы вместо науки занималась войной за феминитивы...
Надежда Гаврилова
06.08.21 16:46
Не предлагаете же вы называть её физичкой, химичкой, эксперементаторкой и лауреаткой? Лауреатка, кстати, еще ничего.
Andrei Tsarev
07.08.21 10:36|изменено
А кем должна была быть? Физичкой, химичкой, экспериментаторшей и лауреаткой? Нет, ещё круче, лауреаторшей.
Alex Andreev
08.06.23 13:26
Лет-то сколько этой Жене? Проявление инфантилизма это, ничего более.
Alex Andreev
08.06.23 13:23
Не соглашусь. В 1963-65 г.г. Слово "космонавтка", после полета Терешковой, активно использовалось в СМИ, но почему-то не прижилось. И да, если вдуматься, есть в этом некая справедливость. Терешкова - да, космонавтка, Савицкая, Серова, и все остальные - космонавты/профессионалы.
Борис Попов
06.08.21 15:46
Среди нас очень мало лингвистов. :)
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:46
И это печально
Борис Попов
06.08.21 15:47
Ну не могут же все (и даже 5%!) разбираться в лингвистике хотя бы на любительском уровне. :)
Надежда Гаврилова
06.08.21 15:30
В русском языке огромное количество заимствованных слов, которые стали, в том числе, названиями профессий. Если обратиться к оригиналу, то выяснится, что слово не имеет гендера(как в английском) или сразу же относится одновременно к женскому и мужскому роду(как в латыни). Принудительная феминизация профессий вызывает отторжение. Язык - живой организм и когда возникает необходимость, ввиду увеличения женщин в той или иной специальности, то феминитив вливается совершенно органично, например как "учительница". Но стоит "подтолкнуть" процесс словообразования, мы получаем "судьиху", "режиссерку" и прочее лингвистическое непотребство.
Andrei Tsarev
07.08.21 11:05
И кстати, все это работает в другую сторону? Например, плакса, рёва? Может мальчик хотел бы, чтобы его называли плакс и рёв?
Надежда Гаврилова
09.08.21 22:41
Хм, ваш второй комментарий потёрли. Видно указанные в нем обозначения были недостаточно феминизированны
Andrei Tsarev
10.08.21 08:24
Однако, да. Причём, основательно, как-будто и не было ничего. Ох уж этот Лайфхакер, озорник!Надеюсь, это поможет Н. Копыловой. 😁
Alex Ponomar
10.08.21 09:35
Если бы кто-то написал такие слова в ваш адрес, Надежда, из бы все равно потёрли. Потому что у нас есть правила, запрещающие личные оскорбления в адрес авторов и читателей.
Надежда Гаврилова
10.08.21 11:06
Однако нет правил, запрещающих вашим авторам хамить и разводить флуд
Alex Ponomar
10.08.21 11:23
Любому, кто возьмёт на себя труд внимательно прочитать вашу пикировку с Натальей, станет быстро понятно, кто из вас хамил.
Alex Ponomar
10.08.21 12:07
А еще, Надежда, будет понятно, кто настолько непримирим с отличной точкой зрения, что тщательно минусует каждый комментарий оппонента.
Олег Залялов
08.08.21 17:22
Я понимаю логику борьбы за феминитивы в английском языке, где очень многие слова заканчиваются на -man, что сейчас многие понимают не как "человек", а как "мужчина". Но в русском-то зачем? Опять же Ахматова была против того, чтобы ее называли поэтессой, она себя считала поэтом.
Виктория Чалая
29.09.23 01:54
Невозможно только привыкнуть к «членкиням» клуба/ассоциации и т.д. Феминитивы имеют место быть, но когда это преподносят со сторны запредельного феминизма…это вот и раздражает. Когда идут от противного: если название «мужское», то из принципа делать феминитив.
Yana Burkova
08.01.24 12:37
"Первое издание вышло в 1980 году, поэтому его ещё называют «Грамматика‑80»". А как же "Грамматика-60"?.. А "Грамматика-70"?..
Валерия Ювженко
09.08.25 15:43
Авторка всё равно бесит, хоть убейте. Просто феминитивы нужно подбирать правильно, а то многие взяли за привычку бездумно пихать что угодно и куда угодно. И получается какая-то лажа. Мне иногда кажется, что некоторые кроме "ка", просто не знают других феминитивов.
Что вы могли пропустить
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
0
15:00
Образование
Образование
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
0
Вчера
Образование
Образование
Правда ли плесень может захватить планету
Правда ли плесень может захватить планету
0
18 октября
Образование
Образование
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
0
17 октября
Образование
Образование
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
0
8 октября
Образование
Образование
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
0
8 октября
Образование
Образование
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
0
5 октября
Образование
Образование
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
0
5 октября
Образование
Образование
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
0
2 октября
Образование
Образование
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
0
26 сентября
Образование
Образование
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
24 сентября
Образование
Образование
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
0
19 сентября
Образование
Образование
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
0
17 сентября
Образование
Образование

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Сенди1 минуту назад

0 / 0

Вы это мне? Если да, то я не бот. Я просто высказала свое мнение.
Интерфейс iOS 26 разрешат сделать менее стеклянным
Аватар автора комментария
Kremlina Nova5 минут назад

0 / 0

Смотрела я «Ходячий замок», мне тоже понравился этот анимационный фильм.
Кристиан Бэйл назвал главный шедевр в своей карьере — это не «Тёмный рыцарь»
Аватар автора комментария
Kremlina Nova7 минут назад

0 / 0

Здорово конечно. Все лучше и лучше становится интернет
OpenAI выпустила ИИ-браузер ChatGPT Atlas — с личным ассистентом и «памятью»
Аватар автора комментария
Олег Залялов7 минут назад

0 / 0

Завидуют, хотят, чтобы мах стал основным сервисом для обмана и вымогательства
Роскомнадзор блокирует Telegram и WhatsApp на юге России — официально
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях