Лучшее
Рубрики
Рецепты
Промокоды
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Промокоды
Подкасты
Сервисы
Колонки
Теории большого мира
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Научпоп
Отношения
Реклама
Образование Жизнь 1 апреля 2016

9 навыков, ради которых стоит получить высшее образование

Нужно ли высшее образование? Пригодятся ли в дальнейшей жизни знания и умения, приобретённые в вузе? Да. Сегодня расскажем о 9 навыках, которые вы получите вместе с дипломом и которые обязательно принесут пользу в будущем.
Фото автора Николай Маслов
Николай Маслов

9 навыков, ради которых стоит получить высшее образование
Избранное

Несмотря на современный культ самообразования, пользу высшего образования нельзя полностью отрицать. Конечно, у многих вузов есть масса недостатков: устаревшие программы обучения, недостаточная техническая оснащённость, отсутствие актуальных специальностей и высококлассного преподавательского состава.

При этом высшее образование приносит значительно больше пользы, чем можно себе представить. Кто-то может возразить, но это не значит, что для общей массы людей высшее образование окажется совсем бесполезным. Просто кто-то способен развиваться без полученных в университете или институте навыков, а кто-то — нет.

Что же даёт высшее образование?

diego_cervo/Depositphotos.com

1. Умение искать и находить

Значительная часть современных высших учебных заведений редко дают студентам полный объём необходимой для освоения информации. Чаще всё сводится к общим методам и принципам, а поиск конкретных сведений ложится на плечи студентов. Это считается недостатком. Но поиск информации в современном мире, вычленение необходимого среди цифрового шума — один из самых важных и сложных в освоении навыков.

2. Умение самостоятельно обучаться

Но информацию мало найти — её нужно обработать, понять и преобразовать в нужную форму. Часто для этого требуются не только значительные усилия с применением уже полученных навыков, но и обучение чему-то новому. Причём эти необходимые умения могут не входить в образовательную программу и на первый взгляд никак не относиться к изучаемой специальности. Так что чаще всего человек с высшим образованием способен воспринимать и обрабатывать любую информацию.

3. Умение контролировать себя самого

Студенты считаются самыми безалаберными членами общества. Но ведь на самом деле объём работы, которую выполняют студенты, огромен. И для того, чтобы получить диплом, придётся научиться соблюдать сроки и добиваться высокого качества выполнения разнообразных задач.

4. Умение работать в команде

Именно в сфере высшего образования человек вынужден сотрудничать с другими. Эффективно и качественно. Именно здесь приходится разделять массу текущих задач для того, чтобы хоть как-то сдать всё. К тому же многие виды работ предполагают обязательное выполнение в коллективе — например, лабораторные работы.

racorn /Depositphotos.com

5. Умение общаться с самыми разными людьми

В отличие от обычной жизни, где человек всегда может спрятаться от нежелательного общения, завершить обучение в высшем учебном заведении без контактов с людьми не получится. Даже при заочной форме обучения приходится контактировать как минимум с сотрудниками университета. При дневной форме обучения студент вынужден общаться с одногруппниками почти постоянно. Именно поэтому университетская дружба — самая крепкая, на всю жизнь, что в дальнейшем даёт большие возможности. Обратите внимание, сотрудники многих компаний (известных это тоже касается) какое-то время учились вместе. Даже если кто-то из них и не получил диплом.

6. Умение работать под руководством

Умение эффективно работать под чьим-либо руководством — редкое, но очень полезное качество, особенно в начале карьеры. Умение впитать чужой опыт приходит не сразу. Но исключительно с помощью гайдов и инструкций в интернете, без личного общения, невозможно научиться многим необходимым вещам. Есть опыт, который передаётся только невербальными методами, — и получение такого опыта очень важно.

7. Умение выступать перед публикой

В вузе придётся выступать публично. Конечно, можно спрятаться за спинами, но семинары и конференции неизбежно подталкивают к выступлениям. Правило простое: хочешь успешно завершить обучение — участвуй в научной и общественной жизни, активно учись. Для этого необходимо выходить к аудитории и говорить, при этом убедив публику, что тема текущего доклада очень важна. Навык актуализировать совершенно пустую информацию, подать её красиво и не провалиться при выступлении — очень, очень полезен в жизни.

monkeybusiness/Depositphotos.com

8. Умение работать над неинтересным проектом

В жизни приходится сталкиваться с самой разнообразной работой. К сожалению, именно при получении высшего образования становится понятно — ни одно интересное дело не обойдётся без занудства. За 4–6 лет обучения человек привыкает к этому, учится терпеть и преодолевать собственную скуку. Как правило, это приводит к большей усидчивости — а как без неё на работе, пусть даже любимой и интересной?

9. Умение ставить цели

Постановка целей — очень сложный навык, и без него высшее образование получить очень и очень сложно. Всегда существует выбор: отдохнуть, погулять или выполнить то или иное задание. Чаще всего задач значительно больше, чем времени, и это заставляет правильно расставлять приоритеты. Да, подобный навык можно получить и на работе. Но именно во время учёбы в высшем учебном заведении появляется возможность (чаще всего реализуемая незаметно для себя) развить умение работать в многозадачном режиме, выбрав правильный ориентир.

А что вы думаете о высшем образовании? Оказалось ли оно для вас полезным или, напротив, помешало в жизни?

Обложка: matrioshka/shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное
Комментарии
Yasmin Bryant
01.04.16 10:25
Умение искать и находить, самостоятельно обучаться, работать в команде, умение общаться с разными людьми, выступать перед публикой, работать над неинтересным проектом, ставить цели можно и без университета научиться, причем за существенно меньший срок. Так что я вот сейчас учусь в 10 классе, и как-то меня не очень мотивировали эти вещи идти специально в университет, чтобы им обучаться :)
Сергей
01.04.16 20:57
Универ научит как при безделье и максимуме свободного времени и минимуме времени на образование добиваться результатов
Овеликий Свыше
30.04.16 22:24
это каких к примеру?
atomictravelertaco
02.04.16 05:38
"и как-то меня не очень мотивировали эти вещи идти специально в университет" - хорошо сказано. Я, к сожалению, тоже не из тех, кто замотивирует. Я не знаю объективен я или нет, но как мне кажется: 1) У меня хорошее техническое образование, одно из лучших в России 2) Все самое ценное и интересное в жизни что со мной происходило с институтом напрямую никак не связано 3) Благодарен я людям которых встречал, работе над проектом и работе над собой; 4) Кратко по пунктам: а) "Умение искать и находить" - научился уже после института; самое сложное - найти источники которым можно доверять; также поиски по картинкам, по закрытым библиотекам и пр. хитрости помогают б) "Умение самостоятельно обучаться" - научился уже после института (точнее улучшил свои навыки обучения). В институте как в армии: сказали сделать, время на все мало, ты идешь и фигачишь. Помогает? да, в стрессовой ситуации навыки улучшаются. Можно так и плавать научиться: тебя в воду бросают и говорят плыви. И люди плывут. Но плавание - редкий случай, все же. Я учил английский в школе, потом в институте, потом в аспирануре. Но самый большой прорыв был уже потом, когда учил просто сам. Когда были четкая цель, само-мотивация и четкое видение процесса по обучения себя. Высшее образование совершенно не научило меня учится, распределять свое время и силы, уметь отдыхать в нужное время и грамотно организовать процесс по обучению. Когда понял как учить английский дело пошло раз в 10-20 быстрее, чем до этого в институте. При всем при том, что учителя были ну точно не самые плохие. Сейчас просто жалко потраченного времени на английский в школе и институте. Можно было бы это время гораздо выгоднее инвестировать. в) " Умение контролировать себя самого". почти все студенты - раздолбаи, за редким исключением (я не был исключением когда учился, был среднестатистическим раздолбаем, хоть и старался периодически); стараюсь никогда не брать на работу студентов лишний раз г) "Умение работать в команде" не умел работать в команде, не научился в институте; сейчас потихоньку потихоньку прокачиваю эти навыки. д) " университетская дружба — самая крепкая" - я бы внес это как отдельный пукнт; здесь да, очень много легко добиться через "связи"; у нас много хороших выпускников, все друг другом работают и рекомендуют друг другу (если ты достоин рекомендации) е) "Умение работать под руководством" у нас был замечательнейший научный руководитель; абсолютно все, все 100% студентов писали дипломы в последние дни; я же говорю - раздолбаи; и никакое самое замечательное руководство здесь не поможет ё) "Умение выступать перед публикой" - да, возможно прокачивается, по крайней мере возможности есть для этого ж) "Умение работать над неинтересным проектом" - я бы сказал умение "сдавать по методичке"; но не уверен что оно прокачивается; я вот как не умел сдавать так и не научился, а были ребята, кто заранее узнавал халявных преподов и умел уверенно "улыбаться", у них классно проканывало все з) "Умение ставить цели" - этому не учат, по крайней мере не в моем институте; цели и студенты - вещи несовместимые; лично я начал понимать как это делать только намного позже выпуска и то где-то в начале пути; на мой взгляд основые ошибки в постановке целей: 1. не умение расставить приоритеты (точнее не умение прогнозировать численный результат) 2. не умение оценивать риски и вероятности (статистика - слабое место большинства) 3. перфекционизм; почти всегда лучше сделать плохо, но сейчас, чем лучше но позже; почти все примеры об этом в бизнесе
atomictravelertaco
02.04.16 06:06
Что мне дал институт - думаю об этом до сих пор; в том числе на предмет отдавать детей или нет, например. В чем я точно уверен: 1) Хороший институт - хорошие связи, после института ими намного намного труднее обзаводиться 2) У меня очень хорошая база по техническим дисциплинам. Математика, физика, теоретическая физика и пр. Я могу читать статьи по Аксиоме выбора, теореме Гауэра, Конформную теорию поля и пр. 3) Хорошее техническое образование - это очень мощный стержень в жизни. Очень мощный. Вас не собьют с толку всякие магические вещи, вы не станете адептом гороскопов и пр. Техническое образование это такая очень надежная "шапочка из фольги" от всяего информационного мусора. 4) Техническое образование, как и многие другие нельзя получить самому дома. Только универ, только хардкор. 100% в этом уверен. Слишком много информации, само мотивации на это никогда не хватит. А обрывочно читать в википедии - это будет дилентант. 5) Из тех, кто "начитался википедии" ( = хаотичное образование, не фундаментальное), без базы в виде высшего образования, потом могут получиться "срезальщики" по типу Глеба Капустина: "— В какой области выявляете себя? — спросил он [Глеб Капустин]. — Где работаю, что ли? — не понял кандидат. — Да. — На филфаке. — Философия? — Не совсем… Ну, можно и так сказать. — Необходимая вещь. — Глебу нужно было, чтоб была — философия. Он оживился. — Ну, и как насчет первичности? — Какой первичности? — опять не понял кандидат. И внимательно посмотрел на Глеба, И все посмотрели на Глеба. — Первичности духа и материи. — Глеб бросил перчатку. Глеб как бы стал в небрежную позу и ждал, когда перчатку поднимут." (с) Василий Шукшин "Срезал" 6) Когда я читаю статьи на лайфхакере моих знаний хватает чтобы при желании докапаться до сути. Если я захочу - я всегда могу найти серьезные научные статьи и проанализировать их. Если мне говорят что вода растворяет желудочный сок и пить вредно перед едой - я в состоянии написать уравнение кислотности желудочного сока (это не даст точный ответ на вопрос, к сожалению, уж больно сложно мы устроены, но и не даст запудрить мне голову просто так). Если мне говрят что детям нужно спать с мишкой, так лучше спится, я всегда, при желании в состоянии найти статью про это: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/icd.524/abstract (с экспериментами, с оценками, с конкретными авторами, которые представляют конкретные учебные заведения) Если мне говорят, что белый шум помогает спать (да, мне интересна тема сна :) ), то я всегда могу и это проверить тоже: http://adc.bmj.com/content/65/1/135.abstract http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1469-8986.1972.tb00757.x/abstract http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1389945704002242 7) Моих знаний по физике достаточно, чтобы оценить на сколько минут надо поставить микроволновку чтобы приготовить 6 сосисек, если известно за сколько готовиться одна (там получается логарифмический закон примерно) не самая полезная вещь, не самый удачный пример, но как минимум можно выиграть спор в интернете (если не ошибиться в расчетах, к сожалению, я легко могу ошибиться :) ) 8) Я знаю что такое MAB (multiarmed bandits), DNB (dynamic bayesian network) и т.п. вещи; которые уже давно активно используются крупными интернет магазинами и порталами для того чтобы заработать больше денег не то чтобы это невозможно без высшего образования, но, все таки, имея классический курс теории вероятностей, курс стохастических процессов и пр. за спиной оно определенно легче
Николай Маслов
03.04.16 08:52
А мы к себе (я не о ЛХ) не берём людей с заочным или без высшего. Не тянут, не понимают.
Юлия Марченко
09.08.17 14:01
Жасмин, это навыки. Про знания, которые дает универ по конкретной профессии, в статье не указано. Попробуй реализоваться и получить хорошую работу без высшего образования. В то же время все перечисленные навыки в жизни сложно получить, где? на работе? Где ты их собираешься получать? Школа устроена по другому и заточена на формирование исполнительности. И если не пойдешь в универ сейчас. потом поймешь, пожалеешь, но будет сложнее. Другие задачи по жизни - работа, семья. Делать нужно все вовремя и доверять опыту старших людей,которые уже учились и работают и помогут тебе ответить на многие вопросы. И наконец студенчество - это самая счастливая пора, это бурная жизнь, это уже самостоятельность, но ответственность пока только за учебу и за себя. Это лучшее время в жизни и пропустить его тебе не желаю.
Pavel Ilchenko
01.04.16 20:42
абсолютно все эти навыки получаешь когда начинаешь работать на абсолютно любой работе
Николай Маслов
03.04.16 08:49
Особенно менеджером среднего звена или продавцом, ага. Не встречал способных адекватно работать и воспринимать, увы
Pavel Ilchenko
03.04.16 16:21
а я знаю человек 10 которые закончили институт и работают водителем/грузчиком и тем же продавцом.
А Ю
05.04.16 00:17
это не показатель. может они изначально хотели стать водителями и продавцами)), а родители настояли на "вышке".
А Ю
05.04.16 00:21
ага, не понимая сути процесса. тут столкнулась с заочником-начальником, автодороги строит. не знает, что такое уклон и профиль дороги. вот и нет дорог у нас)))
Pavel Ilchenko
05.04.16 18:08
это вопрос взяток заочников преподавателям , а не вопроса идти ли вообще учится. Выходит этот заочник не учился и работает начальником , а те кто учился хорошо , водителями и продавцами
Юлия Марченко
09.08.17 14:12
Павел, эта статья про нормальный ВУЗ и про навыки, которые формируются у студентов очного отделения. Заочники как правило уже взрослые люди и либо уже где-либо учились..либо уже работают и параллельно получают образование. В другом случае я не видела успешных заочников. Таких мало. Я поделюсь своим опытом: после школы думала буду учится на вечернем и буду работать днем. поступила, а кем работать без специальности? пошла официантом, уставала, вечером учится после работы сложно, плюнула и перевелась на дневное отделение, потому что приоритет был получить образование. А в группе вечерников у нас были успешно работающие люди, так они были старше и с каким то опытом, знаниями, многие уже работали по специальности, тем не менее за высшим образованием пошли.
Юлия Марченко
09.08.17 14:04
через ошибки и тернии? это как? согласно с Николаем, если только продавцом в связном. Павел, как Вы их получите? на нормальной работе нужно, чтобы все эти навыки УЖЕ били, это и есть залог успешности на нормальной работе.
Aleks Plat
01.04.16 21:53
Всё вышеперечисленное зависит не от того,высшее образование или какое-то другое,а от во-первых,студентов (большинство из них пустоголовые недоучки),во-вторых,системы обучения (она,как правило,косная),в-третьих,от преподавателей (большинство из них отрабатывает часы,а не преподаёт).Вывод:наличие высшего образования лучше его отсутствия.
Николай Маслов
03.04.16 08:50
Высшее образование может дать то, что написано. А уж возьмут ли это студенты.... Это их проблема, штаны просиживать или учиться.
Nyk Nykoff
03.04.16 03:12
1апрелея и в/о очень связанные вещи - не только в этой статье
Alyona Kuznetsova
04.04.16 11:20
Согласна с автором! Особенно в умении выступать на публике и делать из ничего супер актуальную "конфетку".. школа этому не научит - в университете другая публика, другой уровень осознанности.
Овеликий Свыше
30.04.16 22:25
очень похоже на аргументы с потолка
Ekaterina Turbina
03.09.17 09:53
Ничему из указанного выше ВУЗ в РФ не учит. Учат» по принципу «ходи на лекции, отмечайся и в срок сдавай выполненное строго по представленному образцу (работа других студентов) и будет тебе счастье (зачет). Т.е. в переводе «исправно ходи в контору, отсиживай восемь часов» и будет тебе булка с маслом и пЭнсия. Система обучения выстроена по принципам 100- летней давности и слабо применима к современным реалиям и темпу обработки информации. 5-летний курс учебы с получением заведомо устаревших знаний, зачастую не только бессистемных, но и оторванных от реального производства - вообще анахронизм, отбирающий у людей драгоценное время жизни
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансии
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила сообщества
18+Копирование материалов запрещено. Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях