Марина Колесниченко

Стоматолог, главный врач стоматологической клиники Beauty Line.

Есть множество способов выманивания у пациентов денежных средств, или, как говорят сами пострадавшие, «развода на деньги»: крайне завышенная цена лечения с использованием обычных (иногда откровенно дешёвых и низкокачественных) материалов, навязывание лишних услуг, которые никак не влияют на эффективность работ, и самых дорогих методов лечения. Здесь же — «акции», когда обещают низкую стоимость, но к ценнику приписывают мелким шрифтом: «Цена от…». На практике получить услугу по такой низкой стоимости оказывается нереально. В самых тяжёлых случаях клиент может обнаружить в счёте услуги, которые ему вообще не оказывали.

Разберём подробнее все эти способы и то, как от них защититься.

Как стоматологические аферисты обманывают пациентов

1. Проводят некачественную диагностику

Проблема, которая иногда волнует пациентов даже сильнее, чем лишние траты, — некачественная диагностика. Нередко она тесно связана с попытками вытащить из вашего кошелька побольше денег. Тут и заявления врача, что вам срочно требуются либо сложные и дорогие процедуры, либо лечение всех ещё сохранившихся зубов, и их необоснованное удаление с целью установки имплантов, и лечение здоровых зубов. В самом худшем случае недобросовестный врач может даже удалить здоровый зуб.

Здесь нужно сразу быть настороже. Во-первых, хороший специалист всегда чётко аргументирует диагноз и назначение тех или иных процедур. Для этого он использует внутриротовую камеру, которая наглядно демонстрирует проблемы в полости рта, рентгеновские снимки, данные компьютерной томографии.

Во-вторых, такой врач чаще всего предлагает несколько альтернативных планов лечения с разной стоимостью, особенно если вы сразу указываете, что дорогие услуги вам недоступны.

Если доктор после этих слов потерял к вам интерес или начал шантажировать вашим здоровьем, то не стоит у него лечиться.

И наконец, в-третьих: понятно, что в ходе лечения могут выявиться более сложные проблемы, например в зубе с кариесом врач обнаружит воспаление корней. Но и в таком случае хороший стоматолог всегда даст чёткое обоснование, почему необходимы дополнительные процедуры.

2. Указывают несуществующие услуги

Это маркетинговая обманка: якобы пациент, уже придя на приём и обнаружив, что клиника не оказывает нужную ему услугу, не станет терять времени на поиски нового врача, а согласится на то, что есть.

Конечно, любое лечение должно иметь показания, и иногда пациенты не могут адекватно оценить необходимость той или иной процедуры. Но нередко они точно знают, что именно им нужно. Рассмотрим это на примере лечения зубов под седацией. Если у клиента панический страх перед стоматологами, который мешает ему вылечить зубы, то естественно искать клинику, где используют седацию, чтобы не запускать заболевания до такой степени, когда уже и лечить нечего.

В таком случае не лишним будет выяснить, есть ли у клиники лицензия на лечение под седацией. Это лицензия на анестезиологию, и пациент может проверить её наличие на сайте клиники или сразу поинтересоваться при записи на приём, есть ли таковая. Аналогичным образом можно поступать в ряде других случаев: проверять, какие импланты или брекеты ставят врачи в выбранной клинике, какие методики используют и есть ли на всё это сертификаты и лицензии.

3. Предлагают дешёвые зубные импланты

Отдельно необходимо упомянуть имплантацию зубов. Это самый современный метод восстановления улыбки, но такая операция требует соблюдения определённого протокола, наличия у врача опыта и квалификации, использования ряда материалов, помимо импланта (например, для костной пластики, если у пациента имеется убыль кости). Но многие клиенты об этом не знают, а потому радостно отправляются в клинику, где указана цена в 5–8 тысяч рублей за такую процедуру.

Имплант — это медицинское изделие, которое должно иметь сертификат и удостоверение Минздрава, подтверждающее его безопасность.

Есть компании топового уровня, которые выпускают дорогие импланты, на которые даётся пожизненная или очень длительная гарантия (30 лет, например). А есть китайские или корейские импланты, которые можно сравнить с машиной бюджетного сегмента: она, конечно, тоже ездит, но отстаёт от «Мерседеса» по характеристикам. Такие импланты дешевле материалов премиум-класса, и некоторые клиники, пользуясь этим, указывают цену только за имплант как за отдельное изделие. А уже на приёме пациент выясняет, что придётся заплатить ещё и за диагностику, работу хирурга и множество других вещей.

Тут расчёт на то, что клиент, уже пришедший на приём, не станет искать другую клинику, отказываться от приёма, заново тратить время и так далее. Это такой маркетинговый ход клиник, где мало пациентов, — так они пытаются увеличить их число.

4. Обещают осветлить зубы на 30 тонов

Нечестность клиник может проявляться не только в счетах за дорогостоящее лечение или неверных диагнозах. Нередко пациенты сталкиваются с обманом, обращаясь за эстетическими услугами, и чаще всего это случается, когда клиент приходит за отбеливанием зубов.

Самый распространённый способ выманить деньги у доверчивого пациента — пообещать отбеливание зубов на 20–30, а то и 35 тонов по шкале Vita.

Существует определённая палитра оттенков человеческих зубов, составленная в результате многочисленных исследований людей разных рас и возрастов (зубы с годами темнеют, потому что эмаль истончается и сквозь неё ярче просвечивают локализованные в дентине пигменты). Таким образом были структурированы все возможные природные оттенки зубов. Это и есть та палитра, которой пользуется врач в разных случаях — при подборе тона пломбы или отбеливании. Палитры прикладывают к зубам пациента и таким образом определяют их цвет.

Шкала Vita A1–D4 / startsmile.ru

Все оттенки зубной эмали делятся на 4 группы по оттенку пигмента: A (желтовато-розовый), B (лимонный), C (серовато-желтоватый), D (чисто сероватый). Например, A1 — самый светлый тон, A5 — самый тёмный, и так далее по всем группам. При отбеливании зубов используется эстетический вариант палитры, где оттенки расположены не по группам, а от самого светлого к самому тёмному. Отбелить зубы по этой шкале можно максимум на 10–12 тонов. Например, если B5 осветлён до B1, это всего-навсего 4 тона, но даже если считать по шкале светлости, где B1 находится на первом месте, это всё равно 12 тонов, а никак не 20 или более.

Как избежать обмана в стоматологической клинике

1. Обращаться в проверенные клиники

Нужно следовать банальному совету — ориентироваться на отзывы родных, друзей и коллег. Так вы, скорее всего, окажетесь в проверенной клинике и в руках хорошего специалиста.

2. Сравнивать цены на услуги в разных клиниках

Следует сравнить цены в разных клиниках или воспользоваться сайтами-агрегаторами, где предлагается такое сравнение, чтобы узнать, какова средняя цена на услугу, которая вам требуется.

3. Проверять лицензии и сертификаты

Перед обращением в клинику нужно изучить её сайт: в клиниках премиум-сегмента высокая цена лечения обусловлена применением материалов экстра-класса и инновационных методик, наличием в штате специалистов с очень высокой квалификацией и нередко уникальным опытом, разрабатывающих собственные методы лечения. На сайтах премиум-клиник можно найти сертификаты и дипломы производителей, свидетельства о повышении квалификации докторов.

4. Настаивать, чтобы врач аргументировал все назначения и диагнозы

Любые назначения доктор должен подтверждать данными диагностики, доступно и понятно объяснять свои действия и всегда учитывать ваши финансовые возможности.