Блогер Роберт Бэйтмэн рассказал, как он получал юридическое образование, успевая при этом работать 40 часов в неделю, проводить время с маленьким ребёнком и заниматься спортом. Вот советы и привычки, которые помогли ему не сойти с ума.
1. Ходите на занятия и помните о главной цели
Посещать занятия нужно не только для того, чтобы выучить материал, — это вы можете сделать и самостоятельно. К тому же вы всё равно не запомните всё услышанное с первого раза. Занятия — это возможность узнать об экзаменах, познакомиться с тем, как всё устроено изнутри. И вот что нужно постараться сделать в первую очередь.
- Найдите предыдущие экзаменационные билеты или образцы ответов. Они вам очень пригодятся, потому что помогут понять, как обычно составляются вопросы. Посмотрите на сайте университета. Если материалов нет, поищите в библиотеке учебники с практическими заданиями.
- Найдите подход к преподавателям. Помните, что они практически всегда хотят, чтобы вы сдали экзамены успешно. Поэтому не бойтесь спрашивать, что именно вас ожидает. Кто-то охотно делится информацией, кто-то нет. В любом случае, вы услышите какие-то советы и узнаете, у кого какой любимый предмет. Также стоит узнать, какие книги или научные работы публиковали ваши преподаватели. Это расскажет об их основных сферах интересов.
- Познакомьтесь с одногруппниками. Даже если вы не найдёте друзей, это нужно, чтобы делиться информацией и источниками. Создайте общий чат в каком-нибудь мессенджере, где можно обсудить статью или узнать, что вы пропустили.
- Не запускайте домашние задания, даже если за них не ставят оценки. Вам нужно создать хорошую репутацию среди преподавателей. Будьте тем, кто стремится к знаниям и учится с удовольствием.
2. Организуйте процесс обучения
Делайте записи от руки
Так вы заранее привыкните, ведь ответы на экзаменах, скорее всего, тоже придётся писать самой обычной шариковой ручкой. К тому же, информация так лучше запоминается. По данным исследований The Pen Is Mightier Than the Keyboard , те, кто делал записи на ноутбуке, хуже отвечают на теоретические вопросы.
От руки писать медленнее, а значит, вам придётся переформулировать информацию и записывать только самое важное. Выделяйте главное цветными маркерами и обязательно записывайте всё, что касается экзаменов.
Роберт БэйтмэнЕсли честно, я почти не пролистывал свои записи. Но я отсканировал их и загрузил в Evernote, а потом часто к ним обращался. Без этого приложения я бы, наверное, сошёл с ума.
Найдите удобное приложение для организации записей и не забывайте добавлять их в него.
Собирайте как можно больше информации
Сохраняйте полезные статьи, заметки, фотографии и добавляйте к ним теги. Так вы легко найдёте нужное, повторяя какую-то тему. Даже если в итоге вам пригодятся не все собранные материалы, польза всё равно будет.
Например, используйте такую систему тегов:
- Общий предмет.
- Конкретная тема внутри этого предмета.
- Тип документа.
Если есть шанс, что запись поможет получить лишний балл на экзамене, не жалейте 10–20 секунд на то, чтобы добавить к ней нужные теги.
3. Начните готовиться как можно раньше, но не забывайте об отдыхе
Заучивая всё в последнюю минуту, вы и хорошую оценку не получите, и навредите здоровью. Гораздо полезнее запоминать информацию постепенно, делая перерывы.
Учёные доказали это, проведя эксперимент Tracing the Trajectory of Skill Learning With a Very Large Sample of Online Game Players . Более 850 тысяч участников учились играть в онлайн-игру. Исследователи анализировали два разных подхода к обучению: одна группа практиковалась 10 раз с суточным перерывом в середине, а вторая — 15 раз без перерыва. Результаты обеих групп оказались одинаковыми. Лишнее время на практику было потрачено впустую.
Роберт БэйтмэнГотовясь к экзаменам, мои сокурсники пили кофе в три часа ночи и не отрывались от своих записей. Я готовился как обычно, по часу-два в день, как делал уже три месяца до этого.
Такой подход работает не только потому, что вы меньше нервничаете в процессе, но ещё и благодаря сну. На стадии медленного сна мозг консолидирует воспоминания. Так что сон этот — как кнопка «Сохранить» для полученной за день информации. Если перед экзаменом вы нервничали и не высыпались, то справитесь с заданиями значительно хуже The human emotional brain without sleep — a prefrontal amygdala disconnect .
4. Разработайте учебный план
Любой предмет кажется необъятным, пока вы не начнёте раскладывать всё по полочкам. Представьте его как несколько курсов или модулей, внутри которых есть темы. Какие-то из них важнее, какие-то пересекаются в разных модулях.
Как можно раньше узнайте, когда именно будет экзамен, хотя бы в каком месяце. А потом разработайте для себя учебный план. Например так:
- Посчитайте количество дней до начала экзаменов.
- Определите, сколько предметов нужно готовить.
- Выделите для начала по несколько дней на каждый модуль, чтобы собрать информацию по отдельным темам.
- Разделите оставшиеся дни на количество тем. Не забудьте включить в этот график выходные.
- Не углубляйтесь только в интересные предметы. Также концентрируйтесь на том, что вам плохо даётся.
5. Заведите распорядок
Решите, когда и где будете заниматься. И беритесь за дело, пока не успели отговорить себя.
Я занимался, пока ехал в автобусе. Это где-то 60% всех моих самостоятельных занятий. Ехать мне долго, поэтому я сразу же включал ноутбук и начинал учить. Я слушал музыку без слов или белый шум, чтобы меньше отвлекаться на происходящее вокруг. Это ещё и помогало скоротать дорогу.
Роберт БэйтмэнКогда у вас есть распорядок, не нужно думать о мотивации. Незачем сидеть и ждать, когда она появится. Вы знаете, что нужно делать, — остаётся просто начать.
6. Практикуйтесь, но делайте это правильно
Сдача экзамена — это навык, который можно натренировать. Много раз перечитывать материалы, пытаясь их заучить, — пустая трата времени. По данным исследователей Recall for words as a function of semantic, graphic, and syntactic orienting tasks , такие попытки практически не приносят результата. Чтобы действительно что-то запомнить, нужно глубоко обдумать и понять предмет. Забудьте о карточках с определениями и датами. Тренируйтесь сдавать экзамены.
Я знал, что мои экзамены будут длиться по три часа и в каждом будет по три вопроса с развёрнутым ответом. Я прикинул, какие примерно могут быть вопросы, и стал тренироваться отвечать на них. Сначала писал на ноутбуке, заглядывая в свои записи и не ограничивая время. С приближением экзаменов я стал писать от руки. Потом перестал подсматривать в конспекты. Потом стал засекать время.
В день я писал не больше одного эссе. От того, на какой вопрос нужно было ответить, зависело то, что именно я в этот день читал. К началу экзаменов я по сути выучил много текстов. Мог скомпоновать части разных эссе для необходимого ответа. Так я запомнил очень много информации. Для каждого из четырёх экзаменов изучал по четыре темы. Для каждой темы помнил названия по крайней мере двадцати судебных дел, год прохождения и основной принцип, а часто ещё имена судей и цитаты из приговоров.
Я не гений. Когда я учился в школе, у меня были довольно посредственные оценки. Теперь я знаю, что тогда делал не так:
- Подходил к учёбе неорганизованно.
- Учил всё в последний момент.
- Не тренировался сдавать экзамены.
Когда я поменял эти привычки, то стал учиться на отлично, и при этом у меня хватало времени на остальную жизнь.