Для того чтобы описать состояние «не-творения», в английском языке есть термин creative block, а в русском — целый набор метафор: творческий тупик, творческий кризис, творческий застой, творческий блок, творческий ступор. Каждый вкладывает в эти понятия что-то своё. Но условно можно разделить такие состояния на две группы: отсутствие творческого потенциала и отсутствие идей, слов или навыков.

В первом случае, как правило, ситуацию называют Феномен творческого кризиса: монография  кризисом или блоком — человек утрачивает или вовсе не обретает способность создавать, переживает мучительное состояние внутренней пустоты и немоты, которое может длиться неделями и годами.

Вирджиния Вулф, Франц Кафка, Сильвия Плат — все они переживали 8 famous writers writing about not writing творческий кризис и описывали его как иссушающее, гнетущее состояние пустоты и безысходности. Лев Толстой частенько не мог заставить себя сесть за перо и в собственном дневнике ругал Л. Н. Толстой. Дневник 1855 г. себя за лень. А Джека Лондона писательский блок даже вынудил Jack London at Utah State University: Sinclair Lewis Plots купить идею для романа. Вот как описывает это состояние Ян Мартел, лауреат Букеровской премии, автор романа «Жизнь Пи»:

«Творческий блок покажется смехотворной мелочью лишь тем вялым душам, кто никогда не пытался что-нибудь создать. Это не просто бесплодная попытка, забракованная работа, но ты весь, когда в тебе умирает маленький бог, некая твоя часть, казавшаяся бессмертной».

Причиной такого состояния может быть усталость, стресс, критика окружающих, повышенная требовательность к себе и даже психическое заболевание. Чтобы выйти из кризиса, порой требуется основательно разобраться в причинах, взять длинную паузу или даже обратиться за помощью к психотерапевту.

Но есть и другая разновидность творческого тупика: когда работа застопорилась, не хватает идей, нужных слов и вдохновения, не получается собраться с мыслями. Когда писатель не может придумать, как закончить главу, а дизайнеру не удаётся уместить в логотипе все необходимые элементы. Справиться с таким состоянием самостоятельно вполне реально. Вот что может помочь.

1. Метафорические карты

Метафорические ассоциативные карты — это в первую очередь инструмент психологов. Это небольшие карточки с иллюстрациями или фотографиями. Как правило, на них изображены люди и их взаимодействия, пейзажи, предметы, абстракция. Они нужны для того, чтобы разговорить клиента, снять барьеры, помочь сформулировать запрос, заглянуть в подсознание и наконец навести человека на решение его проблемы.

Первую колоду метафорических ассоциативных карт Что такое метафорические ассоциативные карты создал в 1975 году художник и искусствовед Эли Раман. Почти 10 лет спустя его колоду под названием Oh (английское междометие, выражающее удивление) решил использовать в работе с пациентами психотерапевт Моритц Эгетмейер.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от 🐋 Yana Mori (@shamanamama)

Метафорические карты могут применять не только психологи и их клиенты. Когда человек рассматривает эти картинки, у него в мыслях возникает цепочка ассоциаций и образов. Иногда они ведут в прошлое, к глубинным переживаниям, а иногда — подстёгивают фантазию, рождают картины, идеи и сюжеты. Главное — подобрать такие иллюстрации или фотографии, которые вызывают эмоции и заставляют воображение отправиться в полёт. Можно рассматривать карты по одной или в комбинации и фиксировать образы, которые возникают в голове. Можно собрать из карт вдохновляющую подборку — наподобие доски настроения.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ПСИХОЛОГ ✨ КОУЧ ✨ КИЕВ (@pozitivnoye_myshleniye)

Большинство метафорических колод стоит от 1 000 до 4 000 рублей. Но в качестве стимулятора фантазии можно использовать любые интересные и необычные иллюстрации. Отыскать их можно на Pinterest. Для примера: вот будоражащие воображение работы Кристиана Шоле, Лидии Томашевской, Джунго Ли.

Метафорические карты используют в работе даже известные творческие личности. Например, писатель Филип Пулман. Если сюжет заходит в тупик, он достаёт Philip Pullman: ‘I use coloured pencils to show which key I’m writing in — D minor, at the moment’ колоду «Мириорама» — это нечто среднее между ассоциативными картами и игрой. В наборе 24 карточки с фрагментами пейзажа. Размещать их можно в произвольном порядке (края изображений в любом случае совпадут) и каждый раз получать новую картину и новый образ, идею или сцену.

2. Игры-сторителлинг

Сторителлинг — повествование, рассказывание историй. Есть немало игр, в ходе которых нужно выдумывать и рассказывать истории, по одному или в компании. Помогают в этом карточки («Игросказ», «В некотором царстве»), кубики (Story Cubes), фигурки, игровые поля и фишки («Коробка сказок»). Игрокам выдаются условия (локации, персонажи, инструменты и предметы), иногда — завязка и финал, и они должны сочинить рассказ или сказку. В некоторых играх каждый участник рассказывает свою историю, в других — все сочиняют сообща.

Это может стать весёлым развлечением, хорошим способом скоротать вечер или занять ребёнка. Но кроме этого, в процессе мы раскрепощаемся, перестаём бояться, что выдумаем какую-то чушь (это ведь всего лишь игра!), и позволяем вырваться на свободу даже самым глупым или сумасшедшим, на первый взгляд, идеям. А если с помощью такого необременительного беззаботного творчества родится действительно стоящая история, можно использовать её в книгах, рисунках, играх и сценариях — да мало ли где ещё.

3. Творчество с таймером

Каждый из нас периодически вынужден слышать голос так называемого внутреннего критика — злобной сущности, которая любит обругать и обесценить нас самих и то, что мы делаем. Этот персонаж возникает как совокупность негативных установок, полученных от родителей, учителей, заклятых друзей и других важных для нас людей. Очень часто именно его вредный голосок мешает разгуляться воображению и не даёт нам сесть за перо, кисть или клавиатуру. Один из способов приглушить его громкость — работать на время.

Если запас времени ограничен, некогда включать перфекциониста и рассуждать о несовершенствах собственного творчества. Приходится просто делать — пусть и не идеально.

Дедлайн можно создать самостоятельно — например, с помощью таймера. Тут может пригодиться известный метод Pomodoro — техника для управления временем и борьбы с прокрастинацией. По правилам нужно чередовать 25 минут интенсивной работы с пятиминутками отдыха. На сомнения, страхи и придирки просто не останется времени.

Для «забега» на более длинные дистанции можно поучаствовать в конкурсах или марафонах. Больше всего такую активность любят писатели и художники: рассказ за неделю, 31 рисунок за месяц. Во время международного писательского марафона NaNoWriMo (National Novel Writing Month, дословно — «Национальный месяц написания романа») нужно за 30 дней написать 50 000 слов — черновик полноценной книги. Чтобы справиться с такой задачей, придётся отказаться от самоедства и самозабвенно писать по несколько часов в день. Кроме того, у марафонцев включается азарт и дух конкуренции — хочется добраться до финиша и не отстать от других участников. В таких экстремальных условиях творческий ступор должен отступить, а воображение — заработать в полную силу.

4. Бумагомарание

Фрирайтинг (англ. freewriting — свободное письмо) — техника, которая помогает сломать внутренние барьеры, справиться со страхом чистого листа, придумать интересную идею и выйти из творческого ступора. Предполагается, что нужно писать всё, что приходит в голову, не ставя перед собой глобальных целей и не оглядываясь на внутреннего критика и правила правописания. Просто водить ручкой по бумаге, фиксируя мысли, которые проплывают перед внутренним взором, даже если они кажутся глупыми и не стоящими внимания.

Фрирайтинг — своеобразная медитация на бумаге, которая к тому же помогает работать воображению.

Термин «фрирайтинг» впервые использовал Telling Writing by Ken Macrorie профессор филологии Кеннет Макрори. В 70-х он предлагал применять эту технику для развития у студентов навыков письма. В России фрирайтинг стал популярным благодаря книгам Джулии Кэмерон («Путь художника», «Право писать») и Марка Леви («Гениальность на заказ»). Джулия Кэмерон использует термин «утренние страницы» и предлагает каждое утро, едва проснувшись, писать от руки по три страницы текста. А Марк Леви разработал пять правил фрирайтинга:

  1. Не прилагайте сверхусилий.
  2. Пишите быстро и непрерывно.
  3. Работайте в жёстких временных рамках.
  4. Пишите так, как вы думаете.
  5. Развивайте мысль.
  6. Задавайте себе вопросы.

Принципиальное отличие этих двух методик в том, что Марк Леви предлагает использовать таймер и задавать себе наводящие вопросы, которые помогают развивать мысль.

Если вам мало ручки и бумаги, можно применять специальные программы и сервисы. Writelight — это таймер со всплывающими подсказками-вопросами, чтобы вам точно было о чём написать. Write or Die позволяет задать количество слов, которое вы собираетесь написать, а если вы замешкаетесь, окно для ввода текста покраснеет и будет подгонять вас настойчивым писком. Сервис платный, стоит 20 долларов, но основные функции доступны в бесплатной версии.

Для тех, кто больше любит рисовать, есть художественные блокноты и марафоны, которые предлагают выполнять разные задания на скорость, помогают расслабиться и настроиться на творчество. Один из таких «забегов» — #30impossiblethings — раньше вела в Instagram художница Юлия Змеева. Потом по мотивам марафона она выпустила блокнот. Среди предлагаемых заданий есть, например, такие: нарисовать автопортрет, используя только прямые линии, за 5 минут изобразить как можно больше лиц, создать комикс о своей жизни. Главное условие — рисовать быстро (почти для всех видов активности есть ограничение по времени), веселиться и не пытаться себя критиковать.

Алекс Корнелл, автор книги «Опять творческий кризис?», предлагает рисовать вслепую. Поставить перед собой любой предмет и изобразить его, не опуская взгляд на бумагу. «Гениальность этого упражнения в том, что вы не можете критиковать себя за рисунки вслепую, — пишет Корнелл. — Будучи ограничены во времени, вы волей-неволей делаете быстрые, решительные движения, а невозможность увидеть линии в момент появления освобождает вас от их последующей критики и переделывания. Все рисунки вслепую выглядят как негодные эскизы. С них я начинаю преодолевать творческий кризис».

5. Взгляд под другим углом

Не можешь рисовать — пиши. Не можешь писать — садись за гончарный круг. Тем, кто застрял в творческом тупике, смена деятельности поможет посмотреть на проблему по-новому, найти интересные решения или просто приятно провести время.

В возрасте 55 лет Пабло Пикассо почти перестал рисовать и не мог заставить себя даже посмотреть на свои картины. Тогда он начал писать стихи и так увлёкся, что наваял более 300 стихотворений А. Микаэль. «Поэзия Пикассо» . Это помогло ему выплеснуть переживания и вернуться к живописи.

И не стоит забывать о том, что идеи и вдохновение можно черпать в самых неожиданных источниках. На мысль о создании романа «Оно» Стивена Кинга навела 10 Things You Might Not Know About Stephen King’s It норвежская детская сказка «Три козла Граф и злобный тролль». Автору захотелось написать историю о тролле под мостом — и в результате на свет появился хоррор о Пеннивайзе, монстре, принимающем любые обличия.

6. День тишины

В книге «Путь художника» Джулия Кэмерон предлагает на неделю отказаться от чтения. Устроить себе своеобразный информационный детокс, ограничить входящий поток информации.

Если мы будем следить за потоком, который впускаем в себя, и ограничим его до минимума, то будем вознаграждены за это упражнение удивительно скоро. Наградой станет ответный поток, который хлынет из нас.

Джулия Кэмерон, «Путь художника»

Речь не только о книгах или газетах. В основном наши «информационные каналы» загрязняют посты в соцсетях, новости, светские сплетни. Если перекрыть этот поток хотя бы на день (а лучше — на несколько дней), придётся вернуться к занятиям, которые оставляют мысли свободными и в итоге помогают воображению разгуляться: к прогулкам, домашним делам, медитации, рукоделию, физической работе и спорту.

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.