Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Своё делоКолонка
18 ноября 2019

Личный опыт: как мы вернули недовольного клиента

Советы для тех, кто облажался на проекте, но хочет всё исправить.
Фото автора Амир Абдуллаев
Амир Абдуллаев

Личный опыт: как мы вернули недовольного клиента

Амир Абдуллаев

Сооснователь и партнёр, директор по развитию коммуникационного агентства why_effect.

Отношения клиента и агентства практически ничем не отличаются от личных. И в тех, и в других важно вести честный диалог, не бояться конфликтов, признавать ошибки и давать искреннюю обратную связь. Бывает, что проект получается не таким классным, как хотелось бы, и клиент недоволен. Мы столкнулись с такой ситуацией и вынесли из неё немало уроков.

Как мы делали горящий проект

Крупный банк пришёл со срочной задачей. Нужно было адаптировать презентацию, которую мы создавали для выступления на другом мероприятии. Задача — переделать некоторые слайды, чтобы донести новые сообщения. Клиент пришёл в четверг, а выступление было запланировано на следующий вторник. Проект мы делали в спешке, и результат заказчику не понравился.

Какие ошибки мы допустили

1. Промедлили, когда это было недопустимо

Сначала мы долго не могли решить, браться за проект или нет, потому что до мероприятия оставалось всего пять дней. Потом всё же согласились. Мы чётко сформулировали объём работы и действия обеих сторон, потому что понимали, что без совместных усилий и конкретных договорённостей облажаемся. Обозначили понимание задачи, сроки, форму, количество слайдов. Договорились, когда нам пришлют информацию и когда мы должны отправить готовую презентацию.

2. Не зафиксировали договорённости

Мы очень спешили, поэтому не фиксировали договорённости в почте. Клиент обещал прислать все материалы в пятницу, но не прислал. Мы прождали весь день и выходные: были готовы приступить к работе в любой момент. Но получили данные только в понедельник.

3. Не обсудили последствия

Мы не объяснили клиенту, что произойдёт, если вовремя не прислать материалы: мы не успеем к сроку и сделаем некачественный продукт. Мы могли бы работать три дня, но всё пришлось выполнять за сутки до мероприятия. Конечно, мы получили от клиента комментарии. Через боль и страдания к утру вторника приняли замечания и отправили.

У нас была новая итерация правок, но мероприятие начиналось в девять утра, поэтому клиент использовал то, что было.

После конференции мы получили обратную связь: директор по маркетингу очень недовольна работой с нами, скорее всего, не будет рекомендовать нас и к нам больше не вернётся.

Первая реакция — негатив и разочарование: отдались проекту полностью, но ничего хорошего не вышло. Мы могли вообще не делать эту задачу, понимая сроки, но взялись за неё, чтобы помочь клиенту.

Как исправили ситуацию

1. Инициировали диалог

Чтобы не осталось недоговорённостей, встретились с клиентом и разобрали кейс. Мы не отрицали, что проект провалился. Не уговаривали заказчика вернуться к нам. Просто предложили обменяться опытом, чтобы самим научиться, а клиенту с другими исполнителями не допустить таких же ошибок. Ведь результат всегда общий.

2. Отделили факты от эмоций

Дали друг другу развивающую обратную связь: честно проговорили видение процесса и результата с позиции каждой стороны. Сроки были очень сжатые, вероятность упустить что‑то — высокая. Мы нервничали, работали ночью, материалы получили не вовремя, долго начинали проект. Это объективные факторы, а всё остальное — эмоции.

3. Признали ошибки

Честно и обоюдно признали свои косяки в формате: «Я ошибся, и если бы я так не сделал, было бы по‑другому». Мы не обозначили риски, не зафиксировали договорённости. Больше переписывались, а не говорили. У клиента не было возможности поговорить лично, а мы не настаивали.

4. Нашли плюсы

В любом, даже самом провальном проекте есть что‑то хорошее. Важно это найти и закрепить на будущее. Мы взялись за задачу и выдали результат, который использовали на конференции. Он получился не идеальный, но достаточный для того, чтобы решить задачу клиента. Презентацией были недовольны обе стороны, но мы смогли найти хорошее: готовность помочь, работа в сжатые сроки — всё это показательно для клиента.

5. Проговорили, что можно было сделать иначе

Клиент мог прийти с задачей раньше и прислать материалы вовремя. Мы — всё фиксировать, обозначить, к какому сроку нужны материалы, и проговорить, что результат зависит от двух сторон.

И мы, и заказчик показали готовность меняться. В итоге агентство не только не потеряло клиента, но и договорилось о работе на будущее.

6. До сих пор работаем вместе

Директор по маркетингу перешла в другой банк, и мы всё ещё сотрудничаем. На замену ей пришёл новый человек, и мы продолжаем делать совместные проекты. В итоге агентство получило двух благодарных клиентов вместо одного недовольного.

Чему мы научились

Когда проект закончился, мы отрефлексировали его внутри команды и сделали несколько выводов:

  • Больше не берёмся за настолько горящие проекты. А если берёмся, сразу проговариваем с клиентом, что ответственность общая.
  • Все договорённости фиксируем письменно.
  • Всегда просим дать обратную связь в конце ключевых этапов проекта и после его завершения.
Читайте также
🧐
Личный опыт: как я открыла студию подкастов
Как вести переговоры с агрессором
Уроки Джона Рокфеллера: как стать миллиардером с нуля
Обложка: Кадр из фильма «Увалень Томми»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Пусковые устройства на распродаже

5 пусковых устройств для автомобиля, которые можно выгодно купить на «чёрной пятнице»

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Проектор Wanbo Mozart 1 Pro 2025

Выбрасываем телевизор и забираем проектор Wanbo Mozart 1 Pro с хорошей скидкой

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

Распродажа Чёрная пятница наAliExpress

15 достойных внимания товаров со скидками до 67% на «чёрной пятнице»

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

Это интересно
3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Комментарии
Galka Lee
19.11.19 14:33|изменено
В некоторых случаях с клиентом невозможно договориться, ибо он впадает в истерику. Но часто ситуация меняется к лучшему с приходом нового руководителя или маркетолога.
Что вы могли пропустить
10 стыдных вопросов о памяти: отвечает нейрофизиолог Ольга Сварник
10 стыдных вопросов о памяти: отвечает нейрофизиолог Ольга Сварник
0
24 ноября
Жизнь
Колонка
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
0
20 ноября
Жизнь
Колонка
Как понять, что бизнес пора закрыть, и не чувствовать себя неудачником
Как понять, что бизнес пора закрыть, и не чувствовать себя неудачником
0
19 ноября
Колонка
Своё дело
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
0
18 ноября
Жизнь
Колонка
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
0
17 ноября
Жизнь
Колонка
Можно ли отказаться от работы в выходные и праздники без последствий
Можно ли отказаться от работы в выходные и праздники без последствий
0
13 ноября
Колонка
Право
5 советов, как сделать прихожую удобной и стильной
5 советов, как сделать прихожую удобной и стильной
0
11 ноября
Колонка
Советы
10 стыдных вопросов о цифровой зависимости: отвечает клинический психолог Анастасия Шершнёва
10 стыдных вопросов о цифровой зависимости: отвечает клинический психолог Анастасия Шершнёва
0
10 ноября
Колонка
Колонка
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
0
3 ноября
Жизнь
Колонка
Как неделю готовить горячие завтраки за 5 минут: простые рецепты от повара
Как неделю готовить горячие завтраки за 5 минут: простые рецепты от повара
0
1 ноября
Еда
Колонка
8 CRM-систем, которые подойдут для малого бизнеса в 2025 году
8 CRM-систем, которые подойдут для малого бизнеса в 2025 году
0
30 октября
Колонка
Технологии
10 стыдных вопросов о конфликтах: отвечает тренер по аргументации Юлия Горбатова
10 стыдных вопросов о конфликтах: отвечает тренер по аргументации Юлия Горбатова
0
27 октября
Жизнь
Колонка
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Алексей Михайлов18 минут назад

0 / 0

Если вас заботит, не повлияют ли антидепрессанты на либидо, значит антидепрессанты вам точно назначили зря или что их пора отменять.
Могут ли антидепрессанты снизить либидо так, что оно никогда не восстановится
Аватар автора комментария
Олег Залялов39 минут назад

0 / 0

я дзен-мани пользуюсь
Как навести порядок в личных финансах, превратив это в игру 
Аватар автора комментария
Sergey Gorovoy1 час назад

0 / 0

искренне надеюсь, что и вам они зайдут.
«Снегоуборщик» и «Дорожные игры»: Collider назвал 10 великих триллеров, о которых все забыли
Аватар автора комментария
Ivan Turkovsky1 час назад

0 / 0

Уберите, пожалуйста, тег "Технологии" хотя бы с рецептов! У меня вся RSS-лента вдруг стала завалена всеми подряд статьями с Лайфхакера, хотя подписан я только на технологии. То ли у вас что-то сломалось, то ли это такой "эффективный" CEO.
Свинина, запечённая в масляном соусе за 30 минут
Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях