Продуктивность не всегда зависит от привычных атрибутов вроде строгого расписания, идеально заполненного ежедневника или рабочего места как в Pinterest. Иногда наиболее эффективные стратегии могут выглядеть необычно или даже глупо. Зато они помогают с юмором отнестись к задачам и с состраданием к самому себе, а также обеспечивают достаточным количеством дофамина, чтобы начать действовать. И если такие нетрадиционные приёмы соответствуют текущему настроению, помогают вашему мозгу, а не противодействуют ему, почему бы их не попробовать, как бы нелепо это ни звучало.
1. Обмануть мозг до смешного простым делом
Включить компьютер, открыть учебник, надеть фартук, достать инструменты из ящика — суть в том, чтобы сделать первый шаг до абсурда маленьким и лёгким. Усилие должно казаться настолько минимальным, чтобы мозгу было трудно сопротивляться.
Например, вместо того чтобы настраивать себя на работу над годовым отчётом, вы говорите себе, что от вас требуется только открыть документ и ввести название. И всё. Потом вы закроете программу.
Как ни странно, большинство в итоге делает больше, чем планировалось, потому что начать — это самое сложное. Кроме того, смехотворность первого шага помогает преодолеть давление перфекционизма.
2. Включить ностальгический плейлист
В нём должны быть песни, которые заставляют вас мгновенно танцевать, словно никто не смотрит. Дело не только в ритме. Это жизнерадостная, бодрая, знакомая музыка, услышав которую на вечеринке, невольно начинаешь подпевать и бежать на танцпол — вот какая у неё должна быть энергия.
Сочетание музыки и ностальгии активирует систему вознаграждения мозга и помогает регулировать эмоции. Ностальгический плейлист особенно пригодится в моменты, когда вы чувствуете, что застряли, вас одолевает думскроллинг или прокрастинация. Музыка не просто подталкивает к движению — она даёт порцию дофамина, а также возвращает телесные ощущения в моменте. Благодаря этому становится проще управлять настроением и переключаться между задачами.
3. Использовать музыку как таймер
Для этого способа, как и для ностальгического плейлиста, понадобится пара треков, которые заряжают вас энергией. Их дополнительная задача — засечь время, необходимое для выполнения рабочих или домашних дел. Это веселее, чем обычный таймер.
Подумайте о том, сколько времени вам надо уделить, например, электронной почте или расхламлению одежды в шкафу, и выберите несколько песен с соответствующей продолжительностью.
Ещё один полезный приём — придумать своего рода гимн для отдельных задач, чтобы они ассоциировались с конкретными песнями. Так сформируется что-то вроде музыкальной «мышечной памяти», которая будет помогать быстрее вливаться в работу над однотипными или повторяющимися заданиями.
4. Считать как танцоры
Если на вас напал «паралич задач», попробуйте посчитать вслух, как это делают хореографы или танцоры перед началом танца: «Пять, шесть… Пять, шесть, семь, восемь!» Как вариант, подойдёт и простой обратный отсчёт: «Три, два, один, погнали!»
Это похоже на правило 5 секунд. Его обычно рекомендуют для борьбы с прокрастинацией, когда вы считаете от пяти до одного, а затем берётесь за дело, которое откладывали. И в том и в другом случае отсчёт — это так называемое промежуточное действие, с помощью которого вы буквально сигнализируете себе, что завершаете предыдущую задачу и переходите к следующей.
Для усиления эффекта можно добавить физические движения, например встать или хлопнуть в ладоши. Или включить ностальгический плейлист и сочетать отсчёт с элементами танца, чтобы придать себе дополнительный импульс взяться за дело.
5. Заменить список дел календарём
Вместо того чтобы работать непосредственно со списком дел, попробуйте вносить все свои задачи на неделю сразу в календарь. Если планы изменятся, вы всегда сможете его подкорректировать.
С точки зрения продуктивности у такого подхода есть несколько плюсов:
- Реалистичность. Когда нужно всё уместить в календарь, вы более реалистично оцениваете своё время и меньше рискуете перегрузить себя работой.
- Экономия когнитивных ресурсов. Этот приём позволяет избежать усталости от принятия решений. Вам не нужно каждый день смотреть на список задач и думать, что сделать в первую очередь, — вы сверяетесь с календарём и приступаете к работе.
- Гибкость. Если случится что-то непредвиденное, изменить планы будет немного проще, так как у вас перед глазами будет полная картина.
- Баланс в жизни. В календарь можно вносить время не только для работы, но и для отдыха, общения, занятий спортом, сна, еды и размышлений. Всё это помогает оставаться уравновешенным, здоровым и не доводить ситуацию до выгорания.
6. Оценивать задачи по напряжённости, а не по важности
Иногда продуктивность подразумевает не управление временем, а управление стрессом. Это особенно полезный подход, когда список дел кажется неподъёмным или эмоционально заряженным.
Смысл в том, чтобы смотреть на каждую задачу или отдельные её части с точки зрения трудозатрат и сразу браться за то, что отнимет меньше всего сил. Приём работает, как и крошечный первый шаг: выполнив самое простое в начале, вы даёте мозгу сигнал, что он справится со всем остальным, и получаете мотивацию двигаться дальше к более сложным этапам.
7. Сначала двигаться, потом думать
Продуктивность часто снижается из-за того, что мы слишком много думаем. Чтобы не тормозить из-за долгих размышлений, попробуйте довериться своему телу — пусть оно ведёт вас за собой.
То есть если вам надо написать важное письмо, пройдитесь сначала по комнате. Надо сложить бельё — сделайте перед этим короткую разминку. Звучит странно. Но этот способ легко проверить на себе и убедиться, что настолько простые движения действительно могут разорвать цикл мыслей, в котором вы застряли.
8. Комментировать свой день, будто это спортивный матч
Если вы работаете удалённо, живёте один или не боитесь показаться чокнутым, попробуйте описывать свои действия вслух. Представьте, что комментируете футбол: «Отправляю начальнику данные для отчёта. Прекрасная голевая передача!» или «Итак, сейчас я мою кружку. Отличная техника!»
Если спортивная тема вам не близка, представьте себя участником реалити-шоу и описывайте свои действия так, как это делал бы голос за кадром. А ещё, когда вы работает над особенно сложным проектом или пытаетесь завести новую полезную привычку, пофантазируйте о том, как бы вы рассказали об этом через много лет в интервью популярному ведущему. Спросите себя:
- Как этот процесс могла бы описать моя версия из будущего?
- Если меня ждёт успех, какие именно шаги мне надо предпринять прямо сейчас?
- Какое у меня будет настроение, когда я всё сделаю?
На первый взгляд это абсурдно, но кому-то пригодится, чтобы добавить новизны и увлекательности в скучную рутину. К тому же когда вы комментируете свои действия или отвечаете на вопросы воображаемого интервью, мозг фокусируется на одном шаге за раз. Это поможет, если вам трудно сосредоточиться.
9. Отмечать каждое завершённое дело
Заправили кровать — отметили победным танцем. Подписали договор с капризным клиентом — поаплодировали себе. Закончили годовой отчёт — громко похвалили себя: «Да, я молодец!»
Каждый раз, когда мы отмечаем любые, даже самые небольшие достижения, в мозге активируется центр вознаграждения. И мы получаем дофамин за выполнение задачи, которой даже не хотелось заниматься.