Несносные коллеги: какими бывают и как вести себя с ними

Стиль общения с «бульдозером» не сработает с «халявщиком».

На работе нас окружают самые разные люди. Одни постоянно поддакивают начальству. Другие ничего не делают, но с удовольствием присваивают себе все заслуги и принимают похвалу. С какими бы невыносимыми коллегами мы ни сталкивались, они неизменно превращают рабочий день в кошмар.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Профессор психологии Нью-Йоркского университета Тесса Уэст написала книгу «Токсичные коллеги. Как работать с невыносимыми людьми», в которой выделила семь распространённых типажей. Конечно, иногда токсичность является следствием корпоративной культуры и больше связана с компанией, чем с сотрудниками. Но если проблема в конкретном человеке, достаточно определить его тип и изменить стиль общения с ним, чтобы минимизировать возможный ущерб.

1. Карьерист

Первый признак того, что вы имеете дело с «карьеристом», — он постоянно сравнивает себя с другими. Например, говорит, что у него лучшие показатели продаж, или подчёркивает, что его больше всех хвалят на совещаниях.

«Карьеристы» отлично считывают обстановку. Они сразу понимают, кто обладает властью в компании, а кто нет. Причём безошибочно распознают как очевидные варианты, например начальников, так и менее явные, например коллег, которые пользуются авторитетом и к которым все обращаются за советом. «Карьеристы» выделяют таких неформальных лидеров и начинают подлизываться к ним, чтобы убедиться, что во время спорной ситуации или конфликта они будут на их стороне.

Как вести себя

Найдите союзников — людей, у которых есть связи в компании и которые смогут предложить своё решение проблемы. Если вы захотите поговорить о поведении «карьериста» с руководством, убедитесь, что у вас есть конкретные примеры, как его действия подрывают продуктивность и моральный дух команды.

2. Волк в овечьей шкуре

Это предприимчивые и корыстолюбивые люди. Обычно их стратегия заключается в том, чтобы найти группу коллег, которая успешно работает как слаженный механизм. В такой команде сложно разобраться, кто чем занимается, потому что её участники используют местоимение «мы», когда представляют свои идеи и проекты. «Волк в овечьей шкуре» проникает в такую команду и присваивает себе её заслуги. Это несложно, ведь расстановка сил внутри не слишком чёткая.

Если руководитель команды не следит пристально за работой сотрудников, «волк в овечьей шкуре» найдёт способ показать себя особенно ярко. Он часто пользуется тем, что начальник не углублён в повседневный процесс и не видит, когда его обманывают. Если это возможно, «волк в овечьей шкуре» присваивает себе заслуги за так называемую невидимую работу — ежедневные задачи, которые важны для успеха, но не всегда учитываются должным образом.

Как вести себя

Всегда упоминайте вклад каждого члена команды в общее дело. Например, во время презентации проекта рассказывайте, кто именно и над чем работал. Так у «волка в овечьей шкуре» не останется возможности получить похвалу за чужой труд.

3. Бульдозер

Здесь название говорит само за себя. Это люди, которые всегда добиваются своего, независимо от того, кто или что стоит у них на пути.

Есть две категории «бульдозеров». Первые плохо ориентируются в обстановке. Они не перестают говорить и жаловаться, пока не получают от других всё, что хотят. Как правило, подобное поведение сходит «бульдозерам» с рук, потому что они обладают важными для команды навыками. Например, отлично знают компьютерную программу, в которой больше никто не умеет работать.

«Бульдозеры» из второй категории действуют тоньше. Обычно это опытные в своём деле сотрудники с хорошими связями. Их главный талант — пресекать любые инициативы, которые им не нравятся. Чаще всего они идут к руководителю, делятся с ним своими «сомнениями» и заставляют его усомниться в решении, которое он собирается принять.

Как вести себя

Подготовьте стратегию, благодаря которой ваш голос и ваше мнение всегда будут услышаны. И постарайтесь избегать ситуаций, когда с рабочими задачами невозможно справиться без помощи «бульдозера».

4. Халявщик

Это самый распространённый тип токсичного коллеги, особенно если речь идёт о командной работе. «Халявщики» очаровательны, привлекательны и обладают отличным чувством юмора. Они не ведут себя невыносимо и даже могут казаться приятными людьми, просто немного рассеянными и несобранными.

«Халявщики» умеют находить сильную трудолюбивую команду, а затем вливаться в неё и так распределять свои задачи среди всех участников, что никто не замечает их безделья. Так же, как и «волки в овечьей шкуре», люди этого типа выбирают сплочённую группу с коллективной ответственностью. Они знают, что коллеги выполнят работу в любом случае, а значит, сделают и то, что должны были сделать «халявщики». Более того, они сделают это молча, желая сохранить мир в коллективе.

Также «халявщики» отлично проводят презентации и представляют результаты начальству. Они могут упоминать детали, например сказать, что команда потратила 30 часов на проект, и таким образом внушить руководителю бессознательную ассоциацию между «халявщиками» и напряжённой работой, к которой те на самом деле не имеют никакого отношения.

Как вести себя

Как и в ситуации с «волком в овечьей шкуре», важно регулярно проводить «проверку на справедливость» и следить за тем, кто чем занимается. Иногда «халявщики» дистанцируются от работы, потому что им не нравятся конкретные задачи, которые им приходится выполнять, а не потому что вообще не хотят работать. В таком случае стоит поручать им дела, которые их заинтересуют, так что они смогут проявить себя с лучшей стороны.

5. Микроменеджер

Обычно это начальники, которые вникают в любой вопрос до мельчайших деталей и постоянно прерывают рабочий процесс. Несмотря на благородные намерения «микроменеджеров» и искреннее желание помочь, их усилия приводят только к тому, что задачи выполняются медленно, а качество работы падает.

«Микроменеджеры» работают больше всех, но делают меньше всех. Их тяга следить за каждой мелочью связана с хронической тревогой из-за того, что они не до конца контролируют процессы. Многие начальники-«микроменеджеры» становятся такими, потому что у них есть свои начальники-«микроменеджеры». Или они никогда не обучались тому, как эффективно управлять сотрудниками. Например, получили повышение, потому что хорошо справлялись со своей работой, а не потому что могли бы хорошо руководить другими людьми.

Появлению в коллективе «микроменеджеров» также способствует и корпоративная культура. Если в компании не прощают ошибок, руководители начинают гораздо тщательнее следить за ходом даже самых мелких операций.

Как вести себя

Важно не только утихомирить тревогу, которая живёт внутри «микроменеджера», но и очертить границы. Объясните руководителю, какая обстановка вам нужна для продуктивной работы. Например, предложите удобный для вас график, по которому вы будете регулярно отчитываться о проделанной работе, чтобы успокоить «микроменеджера».

6. Нерадивый босс

Этот тип отличается своим непостоянством. Поведение таких руководителей невозможно предсказать. Они могут неделями и даже месяцами не интересоваться, чем вы занимаетесь, а потом внезапно появиться из ниоткуда и начать в деталях обо всём расспрашивать.

Один из главных признаков того, что перед вами «нерадивый босс», — чувство неопределённости, которое вас никогда не покидает, потому что вы не знаете, в какой момент он снова объявится и начнёт сеять хаос.

«Нерадивые боссы» могут встретиться вам на любом этапе карьеры. Обычные руководители превращаются в них по нескольким причинам. Возможно, потому что им не хватает соответствующего опыта. Или у них слишком много своих задач. Или у них нет чётких инструкций от высшего руководства и они не понимают, как обозначать приоритеты.

Как вести себя

Обращайтесь к «нерадивому боссу» с небольшими конкретными просьбами. Если он завален работой, предложите взять часть на себя. Или обратитесь к другому специалисту за помощью, которую хотели получить от «нерадивого босса».

7. Газлайтер

Чтобы найти общий язык с разными типами несносных коллег, важно анализировать мотивы их поведения. Это правило касается всех, кроме «газлайтера» — самого опасного типа.

Такие люди врут и искажают реальность, чтобы скрыть определённые факты. Это может быть нарушение закона, неэтичное поведение или некомпетентность. В любом случае они предпочитают действовать, изолируя коллег друг от друга. «Газлайтеры» либо заставляют их чувствовать себя частью чего-то особенного, например самой лучшей команды, либо медленно уничтожают их самооценку.

При этом «газлайтеры» отлично умеют заметать следы. Они плетут интриги за закрытыми дверями и стараются уничтожать всё, что может указать на их причастность к происходящему.

Как вести себя

Соберите близкий круг людей, на которых можно положиться. Когда будете готовы поделиться с ними своим мнением о «газлайтере», начните с вопросов о том, какой опыт работы с ним был у других коллег.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Евгений Ким
09.02.23 11:56
Благодарю вас за интересную стать, успехов вам и благополучия🤝
Akylbek Baizakov
09.02.23 12:11
интересно)