Эта статья — часть проекта «Аутодафе». В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Если вы сталкивались с подобным — делитесь своими историями в комментариях.

Старая добрая классика советского кинематографа — результат совместной работы чрезвычайно талантливых людей. В этих фильмах есть и тонкая драма, и отличный юмор, и отменная актёрская игра. Однако в XXI веке общественные нормы поменялись, и модели отношений, которые нормально воспринимались в 1970‑е годы, сейчас кажутся дикими.

Под обстрел интернет‑критики уже попадали нарциссические замашки интеллигентного слесаря Георгия из «Москвы слезам не верит», деструктивные мужчины Нади Шевелёвой из «Иронии судьбы» и сомнительные отношения персонажей в «Служебном романе». И действительно, если смотреть оттепельное или перестроечное кино сквозь современную оптику, можно увидеть немало странного.

1. Плохого человека можно исправить любовью

Афанасий Борщов, главный герой трагикомедии «Афоня» Георгия Данелии, — потерянный человек. Он лишён всякого чувства социальной ответственности. Но влюблённую в него молоденькую медсестру Катю Снегирёву совершенно не пугает разгильдяйство и безразличие героя. Она готова мокнуть под дождём в ожидании любимого и вытаскивать Афоню из неприятностей. А тот держит её на безопасном расстоянии и одновременно спокойно флиртует с другими женщинами. И хотя концовка в фильме счастливая, становится ясно, что дальше всё будет только хуже, а героев ждут сплошные разочарования друг в друге.

Советские фильмы: «Афоня»
«Афоня»

В реальности огромное количество людей, подобно Кате Снегирёвой, безуспешно спасают своих партнёров от алкоголизма, наркомании и других проблем, жертвуя собственным счастьем. Антисоциальное поведение и бесконечный запой красиво смотрятся только в кино, а для жизни лучше выбирать надёжных и заботливых.

Юлия Хилл
Психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги, блогер.

В искусстве часто используется приём гиперболы: драматизм намеренно усугубляется, образы героев делаются более резкими, характер — карикатурным, утрированным. В реальности не всё так однозначно. Люди обычно вступают в отношения с благими намерениями, лелея какие‑то мечты, надежды, планы. Выходя замуж, мало кто думает о разводе, даже если подписывает брачный договор.

Также большое значение при выборе партнёра имеют бессознательные мотивы. Потенциальный возлюбленный должен помогать реализовывать привычный жизненный сценарий — те взгляды, убеждения, опыт, примеры отношений, которые мы получили в детстве.

2. Стерпится — слюбится

Фильмов о страстной любви, которая выросла из ненависти, полным‑полно (и не только среди советских). Например, мелодрама Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» начинается некрасивой ссорой из‑за неоплаченного обеда. Разумеется, проведя какое‑то время вместе, герои потом сами не замечают, как влюбляются.

На этом же приёме строится сюжет романтической комедии 1982 года «Влюблён по собственному желанию», рассказывающей о том, как изменить собственную жизнь усилием воли. Случайные знакомые — бывший спортсмен, а ныне спивающийся рабочий Игорь Брагин и невзрачная библиотекарша Вера Силкова — заключают необычное соглашение: влюбиться друг в друга при помощи самовнушения.

Советские фильмы: «Влюблён по собственному желанию»
«Влюблён по собственному желанию»

На первый взгляд сценарий кажется безобидным. Но это если закрыть глаза на то, что герой Олега Янковского периодически говорит своей подруге гадости («За что зацепиться? Ни сучка, ни задоринки, ни бугорка, ни впадинки! За что же умненьких природа обижает?») и требует «стать симпатичнее». Впрочем, и героиня не так уж им впечатлена («Ну ты тоже герой не моего романа. Мне никогда не нравились красивые мужчины, тем более пьющие»). Большую часть фильма персонажи терпеть друг друга не могут и осознают свои чувства только ближе к финалу.

Конечно, иногда и в жизни случается, что первое впечатление о человеке оказывается поверхностным и ошибочным, тогда как второе — более глубоким и точным. Но всё-таки вступать в отношения с малоприятными личностями в надежде, что всё срастётся само собой, — не лучший путь к доверительной вдумчивой связи.

3. Чтобы завоевать человека, нужно полностью преобразиться

В советском кино женщины часто становятся объектами претензий из‑за внешности или неудавшейся личной жизни. В уже упоминавшемся фильме «Влюблён по собственному желанию» Игорь Брагин зовёт Веру каракатицей и не упускает случая намекнуть, что неприметная работница библиотеки не ровня красивому мужчине. Но стоит героине сделать причёску и подкрасить ресницы, Брагин волшебным образом прозревает и понимает, что всё это время идеальная девушка ждала его рядом.

Советские фильмы: «Влюблён по собственному желанию»
«Влюблён по собственному желанию»

Перемены — это прекрасно, но лучше, если причиной послужит не намерение кому‑то понравиться, а желание позаботиться о своём здоровье или внутренней гармонии. Сложно выстроить гармоничные и равноправные отношения с партнёром, который перекраивает вас под себя.

4. Нормальной женщине не нужны ни карьера, ни власть

А если и нужны, то только потому, что ей не повезло встретить хорошего мужчину. Чаще всего советские киногероини, добившиеся карьерных успехов, изображаются несчастными и страдающими от одиночества, а их жизненные и профессиональные достижения объясняются просто: бедной незамужней даме больше некуда себя деть.

Советские фильмы: «Служебный роман»
«Служебный роман»

Первой здесь вспоминается, конечно, Людмила Прокофьевна Калугина из «Служебного романа». В начале фильма начальница предстаёт давно махнувшей на себя рукой «мымрой». Подчинённые сторонятся её или в лучшем случае жалеют («Она не женщина, она директор», «Людмила Прокофьевна приходит на службу раньше всех, а уходит позже всех, из чего понятно, что она, увы, не замужем»). Но когда в жизнь Калугиной приходит любовь, героиня резко теряет интерес к своим профессиональным обязанностям («Ой, как не хочется… Боже мой, как не хочется!.. Но надо идти руководить!»).

Юлия Хилл

Можно дофантазировать, что Людмилу Прокофьевну воспитывали в строгих традициях. На первом месте всегда были образование и карьера, а брак и дети могли «поломать жизнь».

Она руководитель, следовательно, гиперфункционал — человек, привыкший всё делать сам. Поэтому для гармоничных отношений героиня выбирает гипофункционала Новосельцева, чтобы продолжать командовать не только на работе, но и в семье. У Новосельцева же наверняка были сложные отношения с властной, подавляющей матерью. Так что в лице Людмилы Прокофьевны герой находит желанный материнский образ.

Не менее ярко иллюстрирует этот стереотип и героиня комедии «По семейным обстоятельствам» Галина Аркадьевна. Это дама с непростым характером. На работе она сурово обращается с подчинёнными, но стоит Галине обрести семейное счастье, как она сразу становится кроткой и терпимой к людям.

Сильная женщина Катерина Тихомирова из мелодрамы «Москва слезам не верит» сумела одна воспитать дочь и просто состояться в жизни. Однако харизматичный герой Алексея Баталова не сразу оценил героиню по достоинству — наоборот, трусливо сбежал, когда выяснилось, что социальный статус любимой выше его собственного.

Юлия Хилл

Сказанное о «Служебном романе» относится и к паре Гоши и Катерины. Чтобы отношения у гиперфункционала сложились, рядом должен оказаться гипофункционал — человек, который сам плохо справляется. Это может быть слабовольный мужчина, страдающий болезнью, депрессией, алкоголизмом — в общем, такой, с которым можно реализовать свою психологическую потребность спасать и управлять.

5. Секс без обязательств — пятно на женской репутации

Гендерных стереотипов в душевной оттепельной комедии «Девчата» наберётся на целую энциклопедию. Передовик производства Илья Ковригин на спор заводит роман с новой поварихой Тосей Кислицыной, но постепенно понимает, что она не такая, как те женщины, с которыми ему доводилось встречаться раньше.

Советские фильмы: «Девчата»
«Девчата»

Среди них и признанная красавица Анфиса. Эта самостоятельная девушка не рвётся замуж, ей больше по душе приятно проводить время с разными мужчинами. При этом зрителю однозначно дают понять, что на «таких, как она, не женятся» («Анфиса, она такая… Подрастёшь, узнаешь!»). В конце концов героиня понимает, что живёт неправильно, и перевоспитывается. Илья же тем временем влюбляется в Тосю, ведь она, не в пример искушённой Анфиске, оказалась мудрее и в нужный момент сумела притвориться неприступной.

Юлия Хилл

Почему Анфиса проводит время с разными мужчинами? Могу предположить, что героиня — недолюбленный в детстве ребёнок. Девушка отыгрывает детский сценарий во взрослой жизни. Таким образом она реализует свою потребность в получении любви. И один партнёр удовлетворить её не в состоянии: душевная рана слишком велика. Требуется много разных партнёров, чтобы получить ощущение собственной нужности и значимости.

Кстати, литературная основа фильма — одноимённая повесть Бориса Бедного — далеко не так комична, как кино. Это скорее трагедия, где на первый план выходит сломанная судьба Анфисы.

К счастью, в наши дни судить женщин по количеству партнёров давно уже не принято. Сексуальная искушённость — не порок и не достоинство, а просто личное дело каждого.

6. Лучший способ понравиться даме — вести себя как неотёсанный грубиян

Всё в тех же «Девчатах» Ковригин спорит со своим приятелем на шапку, что влюбит в себя дерзкую девчонку Тосю («Неделя — и будет бегать за мной как собачонка»). Действует герой довольно странными способами: во всеуслышание заявляет, будто девушка приготовила невкусный суп, а потом ещё и отвешивает героине оплеуху за невинную шутку. И этот гениальный план, как ни странно, работает.

Советские фильмы: «Девчата»
«Девчата»

Вероятно, именно такие сюжеты в духе «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» и породили ошибочную идею о том, что ехидными подколками и замечаниями на грани хамства можно привлечь даму. В действительности так скорее можно вывести человека из себя или вовсе лишить его душевного равновесия.

Клише сплошь и рядом встречались в фильмах ушедшей эпохи. Но зато в последнее десятилетие на отечественных экранах появилось немало нешаблонных персонажей, выходящих за рамки киношных стереотипов. При этом режиссёры всё чаще отказываются от морализаторства, а вместо готовых решений предлагают зрителям самим задуматься о динамике человеческих связей, о том, отчего люди расходятся или воссоединяются и как пережить кризис в отношениях с близкими.

Пересматривая любимое старое кино, мы неосознанно впитываем и устаревшие культурные установки. Поделитесь этой статьёй, чтобы ваши знакомые иначе взглянули на «милые» и «безобидные» фильмы советской эпохи.

Стикеры «Аутодафе»