Сергей Федосов

Хирург, кандидат медицинских наук, основатель сайта отзывов о врачах «ПроДокторов».

Медицина не стоит на месте: каждый день случаются новые открытия, но, как и 10, и 100 лет назад, чтобы собрать качественный анамнез, поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение, доктору нужно поговорить с пациентом.

К сожалению, время приёма всегда ограниченно: к примеру, в государственных поликлиниках на это выделяют в среднем 15 минут. Может ли врач за такой короткий срок поставить диагноз и назначить лечение? Да, если пациент ответственно отнесётся к приёму у доктора и не будет совершать следующие ошибки.

1. Приходить на приём без подготовки

Казалось бы, как можно подготовиться, если вы точно знаете, что у вас болит? Первое, что приходит на ум, — это взять с собой все необходимые документы: выписки, результаты анализов, снимки и так далее. Также нужно будет выделить основные жалобы и подробно рассказать о симптомах. Постарайтесь выстроить причинно‑следственную связь с внешними и внутренними факторами: вспомните, когда всё началось и как менялись ваши ощущения. Также обязательно сообщите доктору о лекарствах, которые вы принимаете или принимали.

Иногда бывает так, что, после того как вы вышли от врача, вы вдруг вспоминаете, что забыли задать важный вопрос. Чтобы такого не случилось, обязательно подготовьте список интересующих пунктов заранее.

И ещё один важный момент: не стесняйтесь задавать глупые вопросы. Это поможет доктору понять, как вы относитесь к своему здоровью, и в случае необходимости найти нужные решения, чтобы вас успокоить. Люди бывают очень мнительными, и задача врача — разобраться, где пациент себя накручивает, а где есть реальный повод для беспокойства.

Часто пациенты на приёме теряются уже при первом вопросе об анамнезе заболевания: «Расскажите, пожалуйста, когда появились первые проявления болезни и как они развивалась?» Подробный рассказ об этом действительно помогает поставить предварительный диагноз и назначить правильное обследование. К сожалению, мало кто из пациентов накануне потратил 10 минут, чтобы вспомнить (ещё лучше — записать), как прогрессировала болезнь. Бывает такое, что даже жалобы вспомнить не могут, и тогда это уже не работа врача, а детективное шоу.

Максим Котов, онколог хирургического отделения опухолей головы и шеи в НМИЦ онкологии имени Н. Н. Петрова

2. Надевать неподходящую одежду для осмотра

Если консультация подразумевает осмотр, то позаботьтесь об удобной одежде, чтобы не тратить много времени на раздевание и одевание. Не лишним будет напомнить, что на приём следует приходить в чистой одежде, по возможности предварительно приняв душ.

Иногда из‑за многослойной одежды, обилия молний и застежек на процедуру раздевания‑одевания может уходить до 10 минут. На мой взгляд, одна из самых неподходящих вещей для осмотра — это женское боди.

Лилия Узилевская, гастроэнтеролог в медицинском центре «Армед»

3. Начинать приём с критики

Многие сталкивались с халатным отношением или неправильным диагнозом доктора. Это, безусловно, травмирующий опыт, но не нужно с порога рассказывать врачу о некомпетентности другого специалиста и тем более по этой причине выражать недоверие. Не следует также критиковать действия доктора на основании информации из интернета — лучше задавайте вопросы.

Если же вы чувствуете, что врач не уделяет должного внимания вашим словам, грубит или хочет поскорее завершить приём, то лучше поискать другого специалиста.

Я работал в краевой поликлинике, куда попадали «сложные» пациенты, уже побывавшие перед этим у многих врачей без особого эффекта. Конечно, часть из них была настроена негативно из‑за предыдущего опыта взаимодействия с системой здравоохранения. И это всегда становилось большой проблемой: требовалось дополнительное время, чтобы перейти к конструктивному взаимодействию.

4. Врать доктору

Причин, почему люди врут врачу, огромное множество: кто‑то столкнулся с осуждением и не хочет повторять болезненный опыт, а кто‑то стремится казаться лучше. Чаще всего пациенты утаивают информацию о ЗППП, наследственных заболеваниях, перенесённых психологических травмах, а также о вредных привычках.

Для эффективного лечения необходимо быть максимально откровенным с врачом. Компетентный специалист не осудит вас за вредные привычки или за заболевания, о которых вам стыдно рассказать. Помните, что сокрытие некоторых факторов может свести к нулю весь эффект от назначаемого лечения.

Одна из возможных причин, почему пациенты врут или скрывают информацию, — это недоверие к врачу или же к системе здравоохранения в целом. Пациенту важно понимать, что утаивание информации может привести к неверной постановке диагноза и неправильному лечению. Чтобы выстроить доверительные отношения с доктором, покажите ему, что его помощь важна.

Максим Котов

5. Не обращать внимания на некомпетентность врача

Современный врач должен следовать принципам доказательной медицины, а не опираться только лишь на свой опыт. Не поленитесь и проверьте, какие препараты и методы лечения вам назначил доктор.

Если врач применяет методы альтернативной медицины, например рекомендует гомеопатические средства или биорезонансную диагностику, — это повод усомниться в его компетенции (если, конечно, вы намеренно не обращаетесь в клинику альтернативной медицины). Во избежание подобных ситуаций лучше заранее поискать отзывы о специалисте.

Если после консультации у вас остались сомнения в диагнозе или лечение предполагает серьёзные последствия для организма, то нелишним будет обратиться к нескольким врачам — это поможет избежать неправильной диагностики и лечения. К примеру, банальный остеохондроз, который некоторые люди безуспешно лечат годами, может оказаться редким врождённым недугом, при котором мозжечок опускается в большое затылочное отверстие и сдавливает продолговатый мозг, что и вызывает сильные боли.


Все врачи солидарны в том, что лучше не запускать болезнь. Обращайтесь к доктору сразу, как только вас начинает что‑то беспокоить. Кроме того, это поможет вам избежать ситуации, когда приходится диагностировать и лечить сразу несколько недугов, которые накопились за долгие годы игнорирования врачей. Будьте здоровы и берегите себя!