Что может сделать предприниматель, когда зарегистрирует свой товарный знак
В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Своровали? Накажи!» — о защите интеллектуальных прав предпринимателей и творческих людей. Её написали юрист Алексей Башук и автор бестселлеров «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» Максим Ильяхов. Мы публикуем отрывок из главы «Защита бренда» о том, зачем предпринимателям вообще регистрировать свой товарный знак и какая от этого польза.
Запретить конкурентам использовать своё обозначение
Если кто‑то нарушит исключительное право на товарный знак, правообладатель сможет взыскать с нарушителя компенсацию, заставить его провести ребрендинг и уничтожить контрафакт — товары, на которые был нанесён товарный знак. В этом правообладателю поможет судебная система.
Помимо судов есть ещё целый арсенал: заявление в полицию, в ФАС, обращение в Роспотребнадзор, жалоба доменному регистратору, администрациям поисковиков и соцсетей. Всё это нужно для того, чтобы убрать с рынка конкурента, который решил нажиться на ваших товарных знаках.
Размер компенсации можно считать по‑разному: любая сумма от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, двойная стоимость лицензии или двойная стоимость контрафакта.
Конкретную сумму в каждом случае определяет суд: пять миллионов бывает редко, а несколько сотен тысяч — сплошь и рядом.
Санкт‑Петербург, 2018 год. Правообладатель товарного знака «ПИLКИ» для салонов маникюра подал в суд на сеть салонов «Золотая пилка» и потребовал заплатить компенсацию — 5 000 000 рублей. В подтверждение сходства обозначений истец приложил заключение эксперта — патентного поверенного. В итоге суд согласился с правообладателем. Все пять миллионов, конечно, не взыскали, но вот 1 000 000 рублей «Золотую пилку» суд обязал заплатить, по 500 000 рублей за каждый салон.
Фишка товарных знаков в том, что за их нарушение можно взыскивать не просто убытки, а компенсацию. Для сравнения: за нарушение права на фирменное наименование можно взыскать только убытки, а их нужно считать и доказывать. Сколько точно денег недозаработала пекарня «Экобатония» от появления ECOBATONIA в соседнем городе? Одному богу известно. Считать и доказывать убытки от незаконного использования бренда — это практически невыполнимая задача.
А вот с товарными знаками история другая: размер компенсации не нужно доказывать. Его достаточно примерно обосновать, а там дальше суд решит, сколько взыскать. Поэтому «Экобатония» пишет иск, поднимает палец в воздух, ждёт пару секунд, а затем выводит убористым почерком: «Миллион». Даже если судья взыщет не миллион, а тысяч 500 — ну и ладно. [...]
Надо сказать, что на суды по товарным знакам не стоит смотреть как на способ заработка. Тут как с авторскими правами: задача компенсации — восстановить положение правообладателя.
С одной стороны, правообладатель не должен доказывать расчёт компенсации, с другой стороны, он должен его обосновать. Чем лучше обоснован расчёт, тем больше взыщут, но конечное решение за судьёй. [...]
Защититься от исков внезапных правообладателей
Представьте, что агентство «Перформатор» не стало регистрировать товарный знак — просто открылось. Начали работать, потратили деньги на фирменный стиль, потихоньку закупают рекламу. А потом оказывается, что где‑нибудь в Москве давно работает другой «Перформатор», который ещё 10 лет назад зарегистрировал это название как товарный знак.
Может быть, «Перформаторы» никогда и не узнают друг о друге. Но может случиться и так, что через пару лет они столкнутся и одному из них придётся раскошелиться.
Конечно, полностью выдуманное слово в духе «Перформатор», «Яндекс» или просто длинное необычное название в духе «Китайский лётчик Джао Да» вряд ли придумает кто‑то ещё — хотя всякое бывает. Но чем короче название и чем оно ближе к обычным словарным словам, тем больше вероятности, что условный «Пилигрим», «Дары природы» или Vitafood уже 10 лет как зарегистрирован конкурентами. [...]
А теперь представьте: чтобы нарушить чужие права, не обязательно использовать чужой знак точь‑в‑точь.
Достаточно оказаться просто слишком похожим — у юристов это называется «сходство до степени смешения». Грубо говоря, если покупатели могут вас перепутать, значит, нарушение есть.
По меркам наших законов Performator, «Перформатор‑46», «Перферматор», «ПерФормат» и даже «ПерформаторМаркетинг» — это всё сходные с «Перформатором» обозначения. За их использование накажут точно так же, как и за использование самого оригинального «Перформатора» — если владелец товарного знака решит прижать всех остальных.
Именно поэтому иногда, чтобы найти звучное и при этом пригодное для регистрации название, приходится придумать и проверить несколько десятков вариантов.
Москва, 2021 год. Производитель перчаток зарегистрировал для своей продукции товарный знак «Русские львы». Спустя некоторое время в интернете объявился нарушитель: совершенно посторонняя компания предлагала купить перчатки «Русские львы». Правообладатель не был знаком с этой компанией и не давал ей разрешения на использование своего знака.
Чтобы убедиться в том, что компания действительно продаёт контрафакт, правообладатель попросил знакомых позвонить в отдел продаж компании и получить счёт на партию перчаток. Опасения подтвердились: компания заключила договор на поставку 10 000 «Русских львов» и выставила счёт на 1 440 000 рублей.
Оплату по счёту нарушители так и не получили. Зато правообладатель взял договор и отправился в суд, где заявил требование о взыскании компенсации в размере двойной цены предложенного к продаже контрафакта — получилось 2 880 000 рублей. Ответчик в суде сказал, что не знал о товарном знаке истца и вообще выставление счёта ещё не значит, что у него такой объём товара был, — счёт же оплачен не был, и договор не исполнен.
Суд удовлетворил иск в полном объёме. Для расчёта компенсации необязательно прямо покупать товар, достаточно подтвердить сам факт предложения к продаже — об этом уже говорил Верховный суд в одном из своих разъяснений. А про «не знал» суд сказал, что ответчик, будучи предпринимателем, должен был проявить разумную степень осмотрительности, то есть разобраться, какие обозначения нанесены на товар, и убедиться, что не нарушает чужие права. Апелляция решение поддержала, Суд по интеллектуальным правам тоже согласился.
Отговорка «не знал про знак» не работает. Суды рассуждают так: реестры товарных знаков открытые, предприниматель должен был проверять, что продаёт; а если он не удосужился разобраться и нарушил чужие права, то должен нести ответственность.
Помимо выплаты компенсации нарушителя заставят убрать название из рекламы, с вывесок и из интернета, ему придётся
провести полный ребрендинг.
Регистрация товарного знака практически гарантирует правообладателю, что он не нарушает чужие права, когда использует своё обозначение в бизнесе.
За это и отвечает Роспатент: задача экспертов ФИПС в том, чтобы не пропустить на регистрацию знак, слишком похожий на уже существующие. Эксперту в большинстве случаев проще перебдеть, чем недобдеть, и дать как минимум предварительный отказ там, где есть повод сомневаться.
Поэтому если Роспатент всё-таки зарегистрировал знак, значит, с обозначением всё в порядке и его можно использовать в бизнесе. Многие регистрируют знаки даже не столько для того, чтобы воевать с нарушителями, а просто чтобы подстраховаться: спокойно работать, вкладываться в развитие бренда и не переживать, что завтра вылезет внезапный правообладатель.
Правда, иногда зарегистрированные товарные знаки аннулируют. Для таких споров у Роспатента есть отдельное подразделение — его называют «Палата по патентным спорам». Допустим, конкуренты решили, что эксперт при регистрации знака чего‑то не учёл — например, не заметил очень похожий знак, зарегистрированный на однородные товары. Заинтересованная компания подаёт в Палату возражение против регистрации этого знака, а Палата назначает заседание. Дальше процедура похожа на суд: заявитель отстаивает свою позицию, правообладатель свою — плюс ещё могут вызвать эксперта, который принимал решение. Если позиция заявителя подтвердится, Роспатент может признать регистрацию товарного знака недействительной. Знак аннулируют, словно его и не было.
Переживать из‑за таких случаев особо не стоит: по отношению к общему количеству регистраций их меньше процента. Да и зарегистрированный знак всё же даёт индульгенцию: компанию нельзя считать нарушителем, если она использовала в бизнесе свой знак, который потом отменили. В общем, если Роспатент зарегистрировал знак, можно спать спокойно.
Защититься от патентных троллей
Есть компании, которые не ведут никакого бизнеса, а только регистрируют кучу товарных знаков, чтобы таскать всех по судам и зарабатывать на компенсациях. Их называют «патентные тролли». В России есть десяток таких умельцев, и им принадлежит несколько тысяч товарных знаков.
Российские тролли действительно много судятся, взыскивают компенсации и продают втридорога товарные знаки компаниям, которые не занялись регистрацией своего обозначения вовремя. С троллями можно и нужно бороться: товарные знаки придуманы для того, чтобы использовать их в бизнесе, а не для того, чтобы регистрировать всё подряд и потом вставлять палки в колёса настоящим предпринимателям.
Если доказать в суде, что тролль не использует знак по назначению и злоупотребляет правами, то суд вместо страшных миллионов может взыскать чисто номинальную компенсацию 50–100 тысяч рублей или вовсе отказать троллю в иске.
Кемерово, 2019 год. Правообладатель знака «1 000 мелочей» подал в суд на предпринимателя и потребовал компенсацию 600 000 рублей. Первая инстанция согласилась с иском и взыскала всю сумму с нарушителя. Апелляция отменила решение первого суда и отказала в иске.
Действия правообладателя назвали злоупотреблением правом: он не использовал товарный знак в бизнесе, а зарегистрировал его только для того, чтобы нажиться на компенсациях. Суд по интеллектуальным правам поддержал апелляцию.
Иногда товарные знаки троллей вообще аннулируют. Когда правообладатель не использует знак в течение трёх лет, любое заинтересованное лицо может подать в суд заявление на прекращение охраны знака в связи с неиспользованием. Правда, такой суд — самостоятельный процесс. И хорошо, если он успеет закончиться раньше, чем дело о взыскании компенсации.
В любом случае столкновение с патентным троллем заставит потратить несколько сотен тысяч рублей на защиту в судах или примерно столько же на то, чтобы выкупить знак у тролля и избежать судов. На это тролли и рассчитывают.
Но если ваше название оригинальнее, чем «Ромашка», встреча с троллями вам, скорее всего, не грозит. Тролли регистрируют самые расхожие названия вроде «Анюта», «Альянс», «Василёк» и всё такое.
На более оригинальные тролли, как правило, не покушаются: слишком мало компаний, которые можно затроллить. Иногда тролли прицельно регистрируют товарные знаки бурно развивающихся компаний, но это скорее редкость. А учитывая судебную практику последних лет, троллей боятся всё меньше.
Бывает, что чужое обозначение регистрирует на себя не профессиональный патентный тролль, а конкурент — иногда им может оказаться бывший партнёр или сотрудник. Это делают для того, чтобы помешать нормальной работе компании или получить деньги за «выкуп» обозначения.
Москва, 2021 год. Компания зарегистрировала товарный знак «Волли Толли» и пришла к ООО «Волли Толли Экспресс» с предложением выкупить знак за 4 000 000 рублей. Мол, компенсацию с вас, если что, взыщем пять, а так давайте четыре и расходимся.
«Волли Толли Экспресс» не стал платить захватчикам и обратился к юристам. По заявлению в Палату по патентным спорам Роспатент признал регистрацию знака недействительной, Суд по интеллектуальным правам признал действия «продавца» недобросовестной конкуренцией, а Федеральная антимонопольная служба ещё и оштрафовала сверху. В итоге компания захватчиков обанкротилась, а знак зарегистрировали на настоящих «Волли Толли».
Спор за «Волли Толли» занял у нас больше года. После того, как всё позади, история звучит героически, её приятно рассказывать. Но с точки зрения бизнеса было бы лучше, если бы она не произошла вовсе. А победить в таких спорах получается далеко не у всех.
Защитить свой домен от других владельцев товарных знаков
Представьте ситуацию. Какой‑то предприниматель открывает рекламное агентство ООО «Перформанс‑Маркетинг Торговля» и регистрирует домен покороче: performator.ru. А через год появляется наша знакомая компания, правообладатель знака «Перформатор», одноименного домену. Она подает в суд на владельца домена: требует отдать домен и выплатить компенсацию за нарушение права на товарный знак. Кто прав?
Казалось бы, решение должно быть простым: если компания зарегистрировала домен раньше, чем появился товарный знак, то домен остаётся ей, а если позже — то пусть отдаёт домен и платит компенсацию. Но если бы всё было так просто, суды по товарным знакам и доменам не затягивались бы на несколько лет, а юристы не писали бы по ним диссертации.
Не спешите обвинять юристов в крючкотворстве и несправедливости. Далеко не всегда владельцы товарных знаков — это такие хитрые лисы, играющие законами, а владельцы доменов — бедные сироты. Часто бывает и наоборот: всякие умники специально регистрируют домены, чтобы потом перепродать их втридорога компаниям. А иногда бывает и так, что обычных предпринимателей судьба угораздила выбрать похожие названия и домен. В общем, давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения права, а мораль в этих спорах у каждого своя.
Товарный знак — это интеллектуальная собственность, а у доменов такого статуса по закону нет.
Домены — это всего лишь «техническое средство адресации», как говорит Суд по интеллектуальным правам. Поэтому суды в спорах защищают товарный знак, а не домен. И им обычно всё равно, сколько денег вложено в продвижение домена и сколько ещё придётся потратить на переезд с одного домена на другой.
Главные вопросы, которые интересуют суды в таких ситуациях, — это похожи ли домен и знак между собой и есть ли у владельца домена к нему какой‑то законный интерес. Если знак и домен похожи и при этом владелец домена конкурирует с владельцем знака или просто зарегистрировал домен на перепродажу — скорее всего, домен разделегируют.
Что там было зарегистрировано раньше, знал владелец домена про знак или нет — эти детали влияют только на масштаб негативных последствий для владельца домена. Домен могут запретить использовать вообще, а могут только запретить вести через него определённый бизнес; компенсацию могут взыскать полностью или частично.
При рассмотрении таких споров суд обращает внимание на то, какой именно сайт расположен на спорном домене и какой вообще интерес у его владельца. От этого зависит вывод суда о том, имеет место нарушение или нет. Если оно есть, цель регистрации и использования домена влияет на размер компенсации, которую получит правообладатель.
Как правило, миллион и больше присуждают в делах, где владелец домена продавал на своём сайте товары и услуги, однородные тем, на которые был зарегистрирован товарный знак. Получается, владелец домена был конкурентом владельцу знака и нарушил его права. Это самое серьёзное нарушение в таких делах.
Если на домене расположен сайт компании из другой сферы или вообще какой‑то личный блог, то нарушения товарного знака нет.
Владелец домена продаёт на своем сайте одежду, а у кого‑то товарный знак на кафе — ну, значит, владельцу кафе не повезло, бренд одежды его опередил. Тут нарушения товарного знака вообще нет. [...]
Немного сложнее история с киберсквоттерами — когда человек регистрирует домен и ничего на нём не размещает, а просто сидит и ждёт, когда у него этот домен выкупят. Вот здесь может показаться странным, но суды вполне находят в таких действиях нарушение права на товарный знак, хотя владелец домена и не продаёт там товары и услуги, на которые знак зарегистрирован. Логика судов в том, что у владельца домена нет никакого законного интереса в использовании домена, а при этом он мешает владельцу знака пользоваться своими правами, значит, он — нарушитель. [...]
Иногда владельцам доменов удаётся отбиться от исков владельцев товарных знаков — например, если окажется, что товарный знак был зарегистрирован незаконно. Но чтобы это доказать, владельцу домена нужно будет пойти с отдельным заявлением в Палату по патентным спорам, Федеральную антимонопольную службу или другой суд.
Важная деталь: все эти споры будут идти параллельно. То есть в одном суде владелец знака пытается запретить использовать домен и взыскать компенсацию, а в другом владелец домена пытается доказать незаконность регистрации знака. Суд не обязан останавливать спор на время, пока не закончится рассмотрение возражения. Если владелец знака выиграет суд и взыщет компенсацию, а потом регистрацию его знака признают незаконной, то первый спор придётся пересматривать с учётом новых обстоятельств. Вряд ли все эти дела займут меньше года.
В общем, у обычных предпринимателей есть три варианта не попасть в доменный спор:
- Выбрать такой домен, который точно никто не сможет зарегистрировать как товарный знак. Например, указание на товары в духе «одежда46.рф» — просто регистрируем домен и всё, знак нам не нужен.
- Зарегистрировать домен, который будет совпадать с уже существующим товарным знаком компании. Например, владелец знака «Экобатония» регистрирует домен «экобатония.рф» — ещё один знак ему тут не нужен.
- Зарегистрировать название домена как товарный знак. Этот вариант подойдёт, если домен компании отличается от её знаков. Например, домен «экобатония.рф» занят, и владелец знака «Экобатония» регистрирует для сайта своей компании домен horovod.ru. В таком случае horovod стоит зарегистрировать как товарный знак, если кто‑то не сделал этого раньше. А если сделал — выбрать другой домен.
Блокировать контекстную рекламу конкурентов
Чуть ли не на всех курсах специалистов по контекстной рекламе учат настраивать рекламу «по конкурентам» в поисковиках. Берёшь компанию «Ромашка», ставишь в ключевые слова название конкурента «Василёк» — и готово: покупатели пишут в поиске «Василек», переходят по первой ссылке, а там сайт «Ромашки». В итоге платёж покупателя отправляется не на счёт «Василька», а на счёт «Ромашки». Может, покупатель перепутал сайты, может быть, просто решил купить по ближайшей ссылке, результат один — «Василёк» не получил те деньги, которые мог бы получить, если бы конкурент не настроил рекламу по его названию.
Раньше нарушением признавали только использование чужих товарных знаков в текстах и заголовках объявлений контекстной рекламы. На ключевые слова суды особо внимания не обращали.
Но потом в одном из разъяснений Верховный суд сказал, что использование чужих товарных знаков в качестве ключевых слов тоже может быть признано недобросовестной конкуренцией. Ну и понеслось.
Москва, 2021 год. Интернет‑сервис настроил контекстную рекламу по названию конкурента. Название оказалось зарегистрированным товарным знаком.
Правообладатель подал заявление в Федеральную антимонопольную службу и иск в суд. ФАС признала нарушение и назвала действия нарушителя недобросовестной конкуренцией. Первая инстанция взыскала с нарушителя 200 000 рублей, апелляция оставила решение в силе.
Суд по интеллектуальным правам в кассации завернул дело на пересмотр в суд первой инстанции. Там решили, что надо всё-таки взыскать больше: компенсацию увеличили до 999 052 рублей. Да, увеличили. Апелляция поддержала решение, Суд по интеллектуальным правам тоже согласился, Верховный суд нарушений со стороны судов не усмотрел и оставил решение в силе.
Пока что в таких делах не всё однозначно. Использование чужого знака в качестве ключевого слова можно рассматривать как два нарушения: недобросовестная конкуренция и использование товарного знака. Действие одно, а нарушения два.
Недобросовестная конкуренция означает, что предприниматель нарушил правила игры на рынке, то есть получил какие‑то необоснованные преимущества, а покупатели и конкуренты могли от этого пострадать. Тут всё понятно.
Но есть вопрос, можно ли считать такие действия именно нарушением права на товарный знак. Есть дела, где суды признают нарушение: мол, знак зарегистрирован, а вы его использовали, чтобы переманивать чужих клиентов, платите компенсацию. Но есть и другая позиция: дескать, в таких случаях товарный знак не используется для индивидуализации товаров и услуг, а значит, и нет того нарушения, за которое следует взыскивать компенсацию, хоть и есть недобросовестная конкуренция. Споров много, решения разные, пока что подход судов не устаканился. Ждём диссертаций на эту тему.
Чтобы не забивать вам голову, я предлагаю остановиться на следующем: использовать чужие знаки в своих ключевых словах нельзя. Компенсацию за это, может, и не взыщут, но поисковик может заблокировать кампании, а ФАС — оштрафовать.
К слову о поисковиках: на всякий случай проверьте, не добавляет ли поисковик автоматически названия конкурентов к вашим ключевикам, если добавляет — уберите их.
Если вам важно, чтобы посетители сайтов конкурентов всё-таки попадали и на ваш тоже, то вместо кампаний на поиске запустите баннерную рекламу, например в рекламной сети «Яндекса». За такие настройки пока что никто не воюет, потому что со стороны невозможно точно определить, по какой именно причине человеку показывается конкретный баннер, как именно там настроено условие показа.
Убрать из интернета нарушителей и подделки
Представьте ситуацию: «Перформатор» развивает собственный бренд, рекламируется в интернете, а тут в соцсетях без спроса появляется конкурент с похожим названием. Если компания‑нарушитель плохо работает, то о ней начинают писать плохие отзывы в интернете и неподготовленный покупатель может решить, что все отзывы пишут об одной и той же компании. Правообладателю это не нравится.
Тут не нужно устраивать никаких контрольных закупок: само предложение товара в интернете под чужим знаком — это уже нарушение. У всех соцсетей есть формы обратной связи для таких случаев. Правообладатель пишет жалобу в техподдержку, и через несколько дней соцсеть блокирует нарушителя.
Удалить клеветнические отзывы о компании в интернете
Даже о лучшей компании в мире есть плохой отзыв в интернете. Причём, скорее всего, его написали не клиенты, а конкуренты или сами сайты‑отзовики.
Работают инфовымогатели достаточно незатейливо. О компании появляется придуманный плохой отзыв в интернете, а когда директор компании просит удалить клевету, с него требуют показать решение суда, ксерокопию паспорта, свидетельство о рождении, документы на собаку — или вместо всего этого перевести владельцу сайта‑отзовика деньги, тысяч 10–15.
Конечно, если подать в суд на сайт вымогателя, то, скорее всего, отзыв заставят удалить, потому что доказывать истинность информации должен её распространитель, то есть не истец, а сам отзовик — и он с этим не справится. Несколько раз с сайтов‑отзовиков даже взыскивали компенсации. Но такое дело может занять год‑два, компания будет тратить деньги на юристов, а отзывы будут висеть в интернете и осложнять жизнь компании.
Предпринимателям проще, когда такие истории решаются без суда: отзовик получает претензию и просто сам удаляет отзыв.
Для этого отзовику нужно написать такую претензию, чтобы у него отпало всякое желание влезать в конфликт. Чем больше ссылок на законы и суды будет в претензии и чем большую сумму компенсаций насчитает истец, тем выше вероятность, что заявитель просто сотрёт отзыв и решит не ввязываться.
Вот тут и используют товарный знак. Ведь правообладателю товарного знака не нужно считать убытки, достаточно попросить выплаты компенсации. А претензия со ссылкой на Реестр товарных знаков Роспатента и требованием миллиона рублей компенсации выглядит внушительнее, чем просто претензия.
Убрать негатив в соцсетях
Та же история касается и негативных отзывов в соцсетях. Если о компании сняли порочащий ролик и выложили его на «Ютьюб», можно попросить модераторов удалить видео. То же в соцсетях: если какие‑то фейковые страницы пишут гадости о вашей компании, можно обратиться к администрации сообществ или соцсети, сославшись на товарный знак.
В большинстве случаев упоминание компании в негативном отзыве не является использованием её товарного знака по смыслу законодательства. Но не все модераторы соцсетей, групп в соцсетях и сайтов‑отзовиков разбираются в интеллектуальной собственности так же хорошо, как вы. Модераторам проще согласиться с правообладателем и удалить спорный контент.
Если модерация не отреагировала на жалобу или отклонила её, подавайте повторно. Новая жалоба попадёт к другому модератору, который может принять другое решение. Тот же YouTube иногда блокирует видео только с четвёртого‑пятого раза, но это всё равно быстрее, чем ходить по судам.
Безопасно продавать товары на маркетплейсах
В доинтернетные времена предприниматели из разных городов меньше конкурировали между собой. Даже если у одного из них был зарегистрирован товарный знак, а другой работал под похожим названием, то они могли проработать всю жизнь и так и не узнать друг о друге. А даже если и узнавали, то многие не шли в суды — просто потому что нарушитель из другого города не сильно‑то и мешал.
Сейчас интернет и маркетплейсы объединили всех в один рынок: неважно, в каком ты городе, когда у тебя доставка по всей стране. Из‑за этого предприниматели с одинаковыми или слишком похожими названиями обнаруживают свои товары на соседних вкладках в браузере.
Некоторые маркетплейсы не принимают на продажу товар от поставщика, пока не проверят товарные знаки.
Если предприниматель поставляет товары собственного производства, он показывает свою регистрацию. Если перепродаёт чужие товары, то показывает договоры с производителями, из которых будет видно, что он продаёт оригинальные товары, а не контрафакт.
Другие маркетплейсы вообще ничего не проверяют, просто принимают товар от поставщика и запускают его в продажу. Зато прописывают в договоре хитрый пункт: поставщик заверяет, что его товары не нарушают чужие права, а если окажется, что нарушают, то продавец компенсирует маркетплейсу все убытки, а иногда и приплатит штраф сверху. Многие предприниматели принимают оферту не глядя, а зря.
Когда обнаружится, что на товаре поставщика незаконно использован чужой товарный знак, претензии сначала предъявят маркетплейсу. Он быстро заблокирует товар, а то и весь магазин, и запросит документы у поставщика. Если нарушение подтвердится, то блокировку не снимут, а правообладатель подаст в суд.
Чужой товарный знак в такой ситуации используют и поставщик, и маркетплейс. Правообладатель может предъявить иск любому из них, а может и обоим сразу. Маркетплейс никуда не пропадёт и точно заплатит, поэтому судиться сначала будут с ним. А вот после того, как маркетплейс понесёт убытки, он пойдёт требовать эти деньги с поставщика.
Кемерово, 2019 год. На сайте «Вайлдберрис» продавались деревянные пазлы. Оказалось, что это контрафакт: поставщик использовал чужой товарный знак да и сами пазлы скопировал у истца. Правообладатель потребовал компенсацию 1 780 000 рублей, в итоге с маркетплейса взыскали 480 000 рублей.
Маркетплейсы всеми силами пытаются уйти от ответственности: каждый месяц меняют свои договоры, а в судах называют себя информационными посредниками: мол, мы не при делах, все вопросы к поставщикам. Позиция маркетплейсов такая: «Продавец — это ИП Иванов, а мы просто публикуем его предложение».
Правообладатели не соглашаются: маркетплейс не просто публикует предложение, а модерирует карточки, рекламирует товары, назначает скидки, консультирует покупателей, принимает платежи, доставляет товары, а потом ещё и проводит возвраты. И на всём этом маркетплейс зарабатывает деньги — значит, пусть отвечает за нарушения.
Судебная практика по маркетплейсам ещё только‑только формируется.
Некоторые суды взыскивают компенсации с маркетплейсов, некоторые (чаще всего) отправляют судиться с поставщиком. Есть решения, где компенсацию взыскивают солидарно и с поставщика, и с маркетплейса. Но вопрос стоит не в том, есть нарушение или нет, а в том, с кого взыскивать компенсацию.
В любом случае страдать деньгами за нарушение в итоге будет поставщик, поэтому выходить на маркетплейс, не разобравшись с товарными знаками, опасно.
Запустить продажу франшиз
Суть франшизы заключается в том, что один предприниматель продаёт другому право работать под своим брендом. Но когда у самого «продавца» нет права на товарный знак, то юридически нет и бренда — следовательно, продавать нечего.
Нормальная франшиза выглядит так: есть сильный бренд, он зарегистрирован в Роспатенте, франчайзер даёт право работать под ним и контролирует качество работы франчайзи. Договор между партнёрами регистрируется в Роспатенте. Если франчайзи нарушает стандарты качества и вредит имиджу бренда, франчайзер расторгает договор и отзывает лицензию через Роспатент.
Продавая франшизу без регистрации товарного знака, продавец как минимум подставляет своих же франчайзи: когда выяснится, что этот товарный знак уже на самом деле занят кем‑то другим, ответчиком по делу о нарушении товарного знака будет не только сам франчайзер, но и каждый в отдельности покупатель его так называемой франшизы. [...]
Использовать регистрацию товарного знака в рекламе
Только владельцы товарных знаков имеют право использовать знак правовой охраны ®. Эта маркировка говорит о том, что товарный знак зарегистрирован и его владелец готов преследовать нарушителей по закону.
Использовать символ ® без товарного знака регистрации нельзя: ответственность вплоть до уголовной.
Пока что по этой статье к наказанию никого вроде не приговорили, но она есть.
А вот маркировка TM (trademark) в России никак не регулируется, поэтому использовать её может кто угодно и как угодно. В других странах этим символом маркируют обозначения, которые уже поданы на регистрацию, но ещё не зарегистрированы.
Запретить ввоз контрафакта через границу
Товарный знак можно внести в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Тогда таможенники станут задерживать на границе товар, если у перевозчика не будет документов от правообладателя.
Есть такой миф, мол, «что эти ваши товарные знаки? вон китайцы подделывают всё подряд — и ничего». Ну да, российские знаки действуют в России, китайские — в Китае. Китайцы могут производить у себя что угодно, там наши знаки не действуют. Но когда они пытаются ввезти продукцию под чужим знаком в Россию, тут их встречают наши таможенники.
Возможно, вы помните шумиху вокруг Xiaomi в 2017 году, когда таможня перестала пропускать их технику в Россию. Это произошло как раз когда Xiaomi решили упорядочить продажи своей техники в РФ и внесли свои знаки в ТРОИС. Разрешения дали только тем, кто согласился на условия официального дилерства. Теперь по всей стране одинаковые красивые магазинчики Xiaomi, а бренд силён. Во многом — благодаря товарному знаку.
Увеличить стоимость компании и платить меньше налогов
Товарный знак — это нематериальный актив компании. Его можно оценить и поставить на баланс, тогда компания подорожает. Это может пригодиться, чтобы привлечь партнёров и инвесторов или получить некоторые государственные лицензии, которые требуют наличия большого уставного капитала.
Отдельная радость в том, что такое увеличение капитализации не влияет на налоговую базу: стоимость активов компании вырастает, а налогов за это платить не надо. Более того, товарный знак подлежит амортизации — дешевеет с каждым годом. Получается, бухгалтер каждый год в отчётах фиксирует «подешевение» товарного знака. По документам прибыль компании становится меньше, а значит, уменьшается и налог на прибыль.
Книга «Своровали? Накажи!» научит отстаивать свои интеллектуальные права. Из неё вы узнаете, зачем на самом деле нужны патенты и товарные знаки, как бороться с пиратами и плагиаторами, сколько можно потерять на штрафах, а также другие важные вещи.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Foodtech Tour: 3 факта о митапах от Еком-сервисов Яндекса
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
Как усыновить ребёнка: пошаговый план
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы