До сих пор существует мнение, что женщинам не дано заниматься математикой и другими точными науками. Обычно это объясняют тем, что женский мозг просто устроен «по-другому». Или что присущие женщинам психологические качества больше подходят для гуманитарных дисциплин. Некоторые сторонники этой идеи даже выступают за раздельное обучение мальчиков и девочек. Хотя достоверных научных доказательств не существует.

Исследования, наоборот, показывают, что мужской и женский мозг не так уж сильно отличаются. «Учёные не обнаружили почти никаких половых различий в детском мозге, — говорит профессор Дайана Халперн (Diane Halpern), бывший президент Американской психологической ассоциации, — за исключением того, что мозг мальчиков больше по объёму, а у девочек раньше заканчивается его формирование. Но ни то, ни другое не связано с обучением».

Халперн с коллегами проанализировали The Pseudoscience of Single-Sex Schooling. работы об эффектах раздельного обучения. И не обнаружили подтверждений мнения, что оно улучшает успеваемость. Зато точно усиливает гендерные стереотипы.

Узнайте больше 👮‍♀️👮‍♂️

Появляется всё больше доказательств того, что девочки нисколько не хуже мальчиков в точных науках. Почти во всех странах мира они показывают The Gender-Equality Paradox in Science, Technology, Engineering, and Mathematics Education. одинаковые с мальчиками результаты, а иногда даже обгоняют их. И тут никак нельзя сослаться на неподходящее устройство женского мозга. А ссылаются на него довольно часто, говоря, что у мужчин лучше развито пространственное мышление, а у женщин — вербальное. Однако учёные доказали Sex Differences in Intrinsic Aptitude for Mathematics and Science?: A Critical Review. , что эти различия преувеличены.

Психолог Элизабет Спелке (Elizabeth Spelke) много лет изучает ранние этапы человеческого развития, исследуя реакции младенцев и маленьких детей. В этом возрасте окружающая культура оказывает на индивида минимальное влияние, а уровень половых гормонов в организме очень высок.

Она не выявила у детей половых различий в навыках, на которых строится математическое мышление.

Спелке провела множество экспериментов. Например, проверила Reorientation and Landmark-Guided Search by Young Children: Evidence for Two Systems. , как четырёхлетние дети ориентируются в пространстве. Каждого ребёнка заводили в комнату, где расставлены три контейнера разной формы, и давали осмотреться. Потом исследователи прятали предмет в контейнере, и дети это видели.

Далее ребёнку завязывали глаза и несколько раз поворачивали его вокруг своей оси, чтобы дезориентировать. Когда повязку снимали, ребёнку нужно было найти спрятанный предмет. У одних детей получалось быстро заново сориентироваться в комнате, у других нет. Но количество успешных мальчиков и девочек при этом не сильно разнилось.

«Когнитивные способности, отвечающие за математическое и научное мышление, не отличаются у мальчиков и девочек, — пишет Спелке. — Есть общие навыки представления предметов, чисел и пространства, и дети разного пола используют их одинаково».

Тем не менее почти во всех странах до сих пор существует The Gender-Equality Paradox in Science, Technology, Engineering, and Mathematics Education. гендерный разрыв в сферах, связанных с точными науками. Даже в государствах вроде Финляндии и Швеции, где равноправие полов сегодня находится на высоком уровне. Чтобы разобраться в причинах, шведские учёные опросили Will I Fit in and Do Well? The Importance of Social Belongingness and Self-Efficacy for Explaining Gender Differences in Interest in STEM and HEED Majors. старшеклассников из разных городов. И пришли к выводам, что такая разница объясняется двумя факторами.

Во-первых, на выбор специальности влияет социальная принадлежность. Подростки считают, что им будет комфортнее в тех сферах, где больше представителей их собственного пола. Во-вторых, многие девочки не верят, что смогут преуспеть в точных науках. Даже те, кто учится наравне с мальчиками или даже лучше What Lies Behind Gender Inequality in Education? их.

Мальчики же такой неуверенности не испытывают. Они обычно считают, что справятся и с точными, и с гуманитарными науками. А многие выбирают технические специальности просто потому, что они престижнее.

Делать выводы о способностях человека, смотря на пол, — это грубое обобщение. И мужчины, и женщины бывают разные.

Например, вербальные способности тоже не зависят от принадлежности к определённому полу, хотя женщинам часто приписывают первенство в этой сфере. Исследователи обнаружили Sex hormones in early infancy seem to predict aspects of later language development. , что на развитие языковых навыков влияет соотношение двух гормонов, эстрадиола и тестостерона, в раннем детстве. Они вырабатываются и в мужском, и в женском организмах.

Определённое количество этих гормонов в возрасте 5 месяцев связано с тем, насколько хорошо ребёнок будет понимать предложения в 4 года. Конечно, это не единственный фактор, ответственный за языковые навыки. Но он доказывает, что пол — не тот критерий, по которому стоит определять умственные способности.