1. Пятно на репутации

Оно появляется по разным причинам: плохие отзывы клиентов, обвинения со стороны конкурентов, обличительные статьи о вашей компании или о вас лично. Такие ситуации могут показаться концом света, но со временем репутацию можно восстановить. Обратитесь, например, к специалистам по SEO, чтобы они изменили результаты на первых страницах поисковиков в вашу пользу, и запаситесь терпением.

Сосредоточьтесь на том, что вам по силам. Признайте свои ошибки и ищите способы их исправить. Подумайте, как улучшить свои услуги и продукты или пересмотреть свою позицию в вопросах, вызвавших критику. Это покажет, что вы не сдаётесь и готовы меняться.

2. Личные проблемы

Тяжёлая болезнь близкого человека, смерть, развод — такое может случиться с каждым и, естественно, сильно повлиять на способность работать. Стресс и горе не дадут сосредоточиться и принимать верные решения, поэтому по возможности лучше взять какое‑то время на восстановление и не заниматься делами компании.

Чтобы выстоять в непростой ситуации, важно найти цель и смысл в чём‑то большем, например в помощи другим, и связать с этим деятельность компании. Нужно верить, что, продолжая развивать компанию и стремиться к своей мечте, вы занимаетесь важным делом.

3. Потеря крупного клиента

Как правило, у компании есть несколько важных заказчиков, которые приносят большую часть годового дохода. И если один из них решит перейти к конкуренту или просто перестанет нуждаться в услугах или продукте, это может привести к серьёзному финансовому напряжению.

Как бы там ни было, поблагодарите клиента за сотрудничество, а потом поднажмите с маркетингом и продажами. Обязательно постарайтесь выяснить, почему его потеряли. Попросите честно сказать, что именно вам стоило делать по‑другому, чтобы он был довольнее. Используйте эту информацию в будущем для взаимодействия с другими клиентами.

Если дело не в вашей работе, а в смене приоритетов самого заказчика, попросите написать отзыв о вас и разместите его на своём сайте.

4. Трудности в команде

Все люди разные по характеру, так что конфликты со временем возникают в любом коллективе. На начальных этапах, когда всё пока неопределённо, риск особенно высок. Автор «Главной книги основателя бизнеса», гарвардский профессор Ноам Вассерман пишет, что 65% стартапов проваливаются из‑за личных противоречий между основателями.

Причины разногласий могут быть совершенно разными, но конфликты обычно возникают, когда что‑то остаётся невысказанным. И чтобы разрешить их, нужно вытащить наружу то, что не проговаривается. Например, это может быть неудовлетворённое желание власти, уважения или признания, проблемы со сплочённостью. Обсудите и разрешите эти вопросы — и напряжение в команде спадёт.