Бумеры против зумеров: 5 правил работы в разновозрастной команде

Фокусируйтесь на том, что вас объединяет, а не на различиях.

Бывает, что в отделе или проектной команде собираются сотрудники разного возраста с непохожим жизненным опытом. Нередки случаи, когда вместе работают совсем молодые люди и их коллеги в два с лишним раза старше. Нет, такая разница совсем не обязательно приводит к снижению эффективности. Наоборот: у подобной компании могут быть преимущества, которые помогут участникам действовать продуктивнее. Но это возможно лишь при выполнении нескольких базовых правил.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

1. У команды есть общие ценности и задачи

Пожалуй, это самое важное правило: все сотрудники должны представлять, зачем они работают вместе и какие задачи, кроме увеличения прибыли, решает компания. Наверное, каждый человек хотел бы хоть чуть-чуть, но изменить мир к лучшему. И не просто сдавая вовремя рабочие проекты, но и понимая, какие хорошие перемены он при этом запускает.

Общие ценности и цели, а также интересные задачи могут объединить сотрудников разного возраста, да и вообще мало похожих друг на друга людей. Поэтому компании прежде всего стоит сформулировать и записать, «кто мы и зачем работаем». Нет, это не обязательно должны быть грандиозные планы по захвату вселенной. «Избавить наших клиентов хотя бы от одной бытовой проблемы» тоже неплохая цель. Главное — не брать ценности с потолка, а попробовать искренне рассказать сотрудникам, зачем нужна компания своим клиентам и как связаны с этой миссией ежедневные рабочие задачи.

Если люди с удовольствием приступают к очередному проекту, им может быть не интересно, да и просто некогда тратить время на поиски различий между ними.

2. В компании есть устраивающий всех стиль общения

Можно относиться друг к другу демократично. Например, называть всех по именам и общаться исключительно на «ты» вне зависимости от возраста. Или, наоборот, всем говорить «вы» и звать каждого по имени и отчеству. Это тоже нормальный вариант, если он всех устраивает. Главное — чтобы стиль общения был комфортным для каждого сотрудника вне зависимости от возраста.

Бывает, что некоторым сложно обращаться к самым старшим коллегам на «ты». Тогда, если всем удобно, вполне можно сделать исключение и говорить «вы». Но порой более взрослые сотрудники и сами активно возражают против такого обращения. Им может казаться, что оно подчёркивает возрастные различия, а это заставляет их чувствовать себя неловко. 

В каждом таком случае понадобится индивидуальный подход. Если вы намного младше коллеги и вам сложно говорить ему «ты», прямо заявите об этом. И добавьте, что со временем вы с ним наверняка найдёте вариант, который устроит обоих. Может быть, уже через неделю-другую вы легко перейдёте на «ты», даже не заметив этого. 

Если же в этом примере вы — старший, не спешите обижаться, если коллега упорно говорит вам «вы». Можете ответить ему тем же и вдобавок называть по имени-отчеству, даже если он младше вас лет на 20–30. Отнеситесь к обмену такими обращениями как к своеобразной весёлой игре, к условности. И рано или поздно вы оба перестанете ощущать неловкость. Наверняка найдётся и вариант обращений, который ни у кого не будет вызывать возражений.

3. Все различия считаются нормой, а не исключениями из неё

Возможно, во всех вакансиях компания пишет: «Мы — молодой дружный коллектив, в котором у всех общие интересы». Но не исключено, что её рекрутеры при этом немного лукавят. Возможно, люди в команде и правда близки по возрасту. Но так могут думать далеко не все. Ведь для того, кому 25, коллега 33 лет может казаться очень взрослым. В свою очередь 33-летний сотрудник может не придавать такой разнице в возрасте никакого значения. А компании, где все ровесники, встречаются крайне редко.

Кроме того, у людей одного возраста может быть много других различий. Не исключено, что они слушают разную музыку, смотрят разные сериалы и шоу. Одним нравятся мемы, которые оставляют равнодушными других. Кто-то увлечён новыми отношениями, а кому-то вполне нравится соло-статус. 

Точно так же людей разного возраста могут объединять общие интересы. Например, среди фанатов Гарри Поттера есть и люди за 50, и 20-летние. А в мини-команде любителей сырников могут оказаться и стажёр-программист, которому 18, и начальник 32 лет, и бухгалтер, которому стукнуло 55. Более того, последний может оказаться мастером приготовления любимого коллегами блюда и с удовольствием будет делиться рецептами.

Конечно, людям одного возраста часто проще найти общие темы для разговора и понять друг друга. Но общение с коллегами значительно старше или младше тоже может оказаться интересным и полезным. Поэтому стоит считать нормой: все мы — разные. И различия, в том числе возрастные, это естественная ситуация. 

4. Все спорные вопросы обсуждаются открыто и корректно

Принять как норму различия во внешности и поведении порой проще, чем неодинаковые взгляды на принципиальные темы. И это не обязательно споры об устройстве мира или различные мнения по поводу острых общественных проблем. Такие вопросы можно оставить за порогом и не обсуждать в рабочие часы. Но люди разного возраста вполне могут иметь непохожие взгляды и в профессиональной сфере.

Здесь важно соблюдать простое правило: все сложные вопросы обсуждаются открыто. Причём в любой рабочей дискуссии важны только аргументы, имеющие отношение к обсуждаемой проблеме. Все посторонние факторы не учитываются. И совершенно недопустимыми считаются фразы вроде «В вашем возрасте голова уже не так хорошо работает, поэтому помолчите» или «Да как ты со старшими разговариваешь — закрой рот и слушай, может, поумнеешь». Если нужно возразить, то стоит это делать, не нарушая границ собеседника. И ни в коем случае не переходить на личности и не допускать дискриминационных высказываний. По любому, в том числе и возрастному признаку.

И ещё. Не стоит принимать на веру ложные стереотипы о разных поколениях. Например, многие уверены, что люди старше сорока уже не могут быть креативными и мыслят лишь старыми шаблонами. Или что миллениалам сложно сосредоточиться, они быстро устают и становятся невнимательными.

Да, порой бывает именно так. Но помните, что каждый ваш коллега — не безликий представитель целого поколения, который должен ответить за все ошибки своих ровесников. Это человек с уникальным сочетанием разных черт характера и способностей. Да, в чём-то вы сильнее его. Но и вам, скорее всего, найдётся, чему у него поучиться. Поэтому забудьте стереотипы из мемов и постарайтесь получше узнать конкретного человека. 

5. Профессиональный опыт ценится вне зависимости от возраста его обладателя

Про обучение поговорим подробнее. В любой команде есть люди, которые работают давно и накопили немало опыта. Им есть чему научить тех, кто пришёл в компанию недавно или вообще делает первые шаги в профессии. Новичками могут оказаться люди любого возраста. Ведь поменять сферу деятельности сегодня можно и в 25, и в 30, и в 45. А самым опытным сотрудником может оказаться человек, который младше большинства коллег.

Порой некоторым взрослым сложно смириться с тем, что их наставник слишком молод. И наоборот: юному, но опытному сотруднику может быть не очень комфортно учить элементарным вещам ровесника своих родителей.

В таких ситуациях можно придерживаться правила: рабочий опыт важнее возраста. Это нормально, что молодой сотрудник лучше разбирается в теме, если он занимается ей на несколько лет больше. Это естественно, что старший учится у младшего, если тот профессионал более высокого класса. 

Теперь несколько слов специально для старших: нет, быть учеником, который пока мало что умеет, не стыдно в любом возрасте. Если вы делаете первые шаги в новой для вас области, это никак не обесценивает ни ваш прошлый опыт, ни вас как личность.

И для младших: да, ваш взрослый подопечный может делать глупые ошибки и чувствовать себя неуверенно. Но это не навсегда. Часто возрастные сотрудники очень мотивированы, они знают, чего хотят, и стараются как можно скорее освоить нужные им навыки. Поэтому стоит уважать друг друга и с пониманием относиться к временным сложностям обоих. 

Порой именно разница в возрасте и жизненном опыте сотрудников может стать плюсом компании. Ведь непохожие взгляды могут помочь увидеть сложную проблему с разных точек зрения. Именно такой подход часто помогает найти неожиданные и эффективные способы решения. 

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter