Прежде всего давайте констатируем простую истину, сформулированную еще Козьмой Прутковым: «Нельзя объять необъятное». В условиях домашнего заточения вы не можете одновременно быть суперпрофессиональным домашним педагогом, работать на полную ставку в экстремальных условиях экономического кризиса и при этом сохранять идеальные отношения в семье, сочетая этот микс с безмятежным саморазвитием, практиками осознанности и идеальным бытом. Дай бог успеть хоть что-то.
С точки зрения тайм-менеджмента всегда нужно УСПЕВАТЬ ГЛАВНОЕ.
Определите: что для вас главное? Что надо делать прямо сейчас и в первую очередь?
Разумеется, заботиться о здоровье и безопасности своей семьи. Это означает, что нужно организовать соблюдение всех необходимых предосторожностей: гигиенических, социальных, организационных.
Проверить, чтобы у старших родственников был запас продуктов и регулярная доставка всего необходимого.
Приучить себя и всех членов семьи мыть руки до и после любого внешнего действия — от прикосновения к кнопкам в лифте до выхода из дома в аптеку.
По умолчанию носить маску и перчатки при выходе из дома.
Это — первая линия вашей обороны.
Однако все эти меры окажутся бесполезными, если не реализована другая система безопасности — экономическая. Проблема нашего менталитета в том, что нам — особенно тем, чьё детство и юность пришлись на эпоху социалистического воспитания, — очень трудно принять приоритет денег над другими жизненными ценностями. Заниматься материальным благосостоянием и системой финансовой безопасности семьи для большинства из нас скучно, неприятно и неинтересно. Однако случилась чрезвычайная ситуация, одна на всех, и базовое правило финансовой защиты — иметь «подушку безопасности» и запас средств на 3–6 месяцев — остро зазвучало для всех, кто жил от зарплаты до зарплаты и тратил больше, чем зарабатывал.
Что делать сейчас?
То же, что делают все опытные и эффективные бизнесмены в период экономических испытаний.
- Как можно быстрее убрать ненужные расходы, просто срезать их под ноль.
- Обеспечить режим максимального благоприятствования тем подразделениям и сотрудникам, которые приносят деньги.
- Всех капризных, недовольных, раскачивающих лодку — на выход.
- Всех, способных максимально мобилизоваться, быстро и без долгих объяснений понять задачи в момент, — оставить.
Когда вокруг пылают пожары, не время нянчиться с теми, кто не осознает опасность ситуации.
Тот же самый принцип можно применить и в семье. В приоритете две функции:
- Зарабатывание денег.
- Поддержание внутрисемейного уклада — того, который не мешает зарабатыванию денег.
На время придется отложить потребность в самореализации и удовлетворении «хотелок» тех членов семьи, кто не приносит дохода. Домохозяйки с высокохудожественными неоплачиваемыми хобби, какими бы они перспективными вам ни казались. Школьники и студенты с самой важной на свете учёбой, за исключением тех случав, когда они вот прямо завтра получат солидный денежный грант или полномасштабную стипендию. Добродушные бабушки, чья «приходящая» помощь по хозяйству страшнее ядерной войны по своим последствиям. Интересы этих близких людей должны временно отойти на второй план. А на первый выходит тот, кто приносит больше других денег или, что особенно важно, может принести хоть какие- то деньги в краткосрочной перспективе.
«Деньги здесь и сейчас» — главный критерий настоящего момента.
Такая расстановка приоритетов может быть совершенно небанальной. Например, если в вашей семье основной источник дохода — пенсия старших родственников, начинайте сдувать с них пылинки и обеспечьте им максимально комфортный режим существования.
Если единственный, кто может сейчас работать и приносить домой какие-то деньги, это сын-студент, устроившийся в доставку «Яндекс.Еды», — пусть вся семья ему помогает.
Если ваш много зарабатывающий папа вынужден работать в непривычной и неподходящей для него домашней обстановке — сделайте всё, чтобы он не чувствовал никаких неудобств.
Правило одно: чем больше денег человек приносит в семью, тем удобнее должно быть его место для работы, тем вежливее и внимательнее должны с ним обходиться остальные родственники, тем тише ходить вокруг него дети и домашние животные.
Это похоже на законы военного времени, но только так вы сможете выжить в экстремальных условиях, когда все дома, все на удалёнке, а деньги с каждым днём зарабатываются всё труднее и труднее. Когда снова наступит период изобилия, возможно, вы позаботитесь о расширении своего жилья, о творческой самореализации и обновлении технической базы: ноутбуков, смартфонов. Но сейчас вы не можете себе такого позволить.
Что делать с детьми?
Расслабьтесь. Экстренный переход на дистанционное обучение неподготовленных к этому школ и школьников не предполагает, что родители должны полностью заменить собой всю систему образования.
Всё, что вы можете сделать сейчас, — это осуществить комфортную «передержку» детей в непредназначенных для этого условиях. Если ваши дети в это время будут читать книги, смотреть уроки онлайн, общаться с любимой учительницей по Skype, общаться с одноклассниками в соцсетях, дышать свежим воздухом на балконе или научатся убирать свои игрушки — вы уже можете считать себя суперродителями.
Если по каким-то причинам у вас дома был принят мягкий режим сна и отдыха для детей — самое время это исправить.
Точное время подъёма и отхода ко сну, чёткое соблюдение режимных моментов — питания, гигиенических процедур, спокойных и «буйных» игр «по графику» — полезны не только для детей, но и значительно облегчают жизнь взрослых. А взрослым приходится решать массу сложных проблем: как найти новую работу, где взять новые источники дохода, как удержать на плаву свой семейный корабль. Если у ваших детей появится жёсткий и понятный режим, вы будете знать, как обустроить свой день вокруг этих неизменяемых ритуалов. Отправили детей спать в 22:00 — и у вас есть пара часов, чтобы отдохнуть и отдышаться, например.
Если вы один на один со своими детьми, но при этом вынуждены ещё и работать удалённо, если никто не может занять ваших детей на время вашей работы, вы должны любой ценой отвоевать себе эти несколько часов. Нельзя допускать даже мысли о том, что вы сможете работать и развлекать детей одновременно. Если мама или папа работают, дети не должны издавать громких звуков и ломиться в дверь той комнаты, где их родители заперлись с ноутбуком или ведут переговоры по телефону.
Разумеется, редкий ребёнок может тихо самоизолироваться в детской комнате на 6–8 часов подряд, которые нужны для полноценной работы взрослых членов семьи.
Удалёнка сейчас — это не расслабленность, а высочайшие требования к оперативному реагированию, качественному результату каждого действия и сложным стыковкам с другими членами распределённой команды.
Конечно, вы будете волноваться о том, что происходит с вашими детьми за стенкой. Попробуйте действовать строго по часам. 45 минут сосредоточенной работы, затем 15 минут на проведать детей и выпить чашку чая, отдохнуть, переключиться из рабочего в домашний контекст. При таких ритмичных касаниях и дети будут спокойны, потому что родители ими не пренебрегают, и вы сможете поддерживать оптимальный режим концентрации-расслабления.
Если среди ваших детей есть старшие по возрасту, смело назначайте их «управленцами детского коллектива». Во все времена старшие дети следили за младшими и вполне успешно. Лишь совсем недавно мы стали считать, что детей необходимо избавлять от подобных обязанностей внутри семьи.
Как правило, дети очень хорошо реагируют на правила, которые точно сформулированы и поддерживаются всеми членами семьи. Если вы договорились и требуете идеально заправленной кровати сразу после пробуждения, выполнения домашних заданий сразу после обеда и аккуратно собранных игрушек за 15 минут до отхода ко сну — не сомневайтесь в том, что всё это должно быть сделано. У ваших детей не будет проблем с реализаций такой программы. Напротив, им будет гораздо легче, чем в ситуации «свободного выбора».
Техническая и организационная инфраструктура
Конечно, легко давать советы на тему организации домашнего офиса, когда у вас частный дом или квартира настолько просторная, что комнат в ней больше, чем членов семьи. Но для нашей страны это довольно редкая ситуация. Чаще комнат меньше, чем людей, и они не предназначены для эффективной работы. Мы живём не как профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова, а ровно наоборот: и «оперируем», и обедаем в одной комнате. Спим рядом с письменным столом, а то и вовсе его не имеем.
Но теснота — это ещё не самое страшное. Далеко не всегда каждый член семьи обеспечен необходимой для удалённой работы техникой. Намного чаще на одно «средство производства» — а в условиях удалёнки это, прежде всего, рабочий ноутбук — приходится полтора-два человека.
Что в такой ситуации делать?
Если есть хоть малейшая возможность — всё-таки докупить необходимые гаджеты. Дёшево приобрести подержанную технику можно несколькими путями: купить на сайтах Аvito.ru или Youla.ru, выпросить у кого-нибудь из знакомых старый офисный компьютер под списание, взять кредит и купить какую-нибудь простую модель лэптопа, достаточную для простой работы.
В любом случае главенствующий принцип распределения помещений и техники в семье должен основываться на экономической целесообразности.
Кто может заработать больше денег, тот и получает лучший ноутбук.
Соответственно, если маме ноутбук нужен для работы, а детям — для учёбы, мама работает на ноутбуке, а дети используют доступные им смартфоны или айпады.
Если раньше у вас дома самым священным местом была кухня или спальня, не говоря уже о гостиной с телевизором, самое время переоборудовать домашнее пространство под «офисные углы», и эти рабочие места должны стать абсолютно неприкосновенными.
Возможно, придётся работать посменно, распределяя рабочие сеансы по времени между членами семьи. Возможно, вы почувствуете необходимость создать идеальные рабочие условия одному человеку, а остальным перейти на его обслуживание — приносить еду, убирать комнату, сдувать пылинки.
Организация взаимоотношений в семье — дело индивидуальное. Главное, чтобы вы понимали — всё это временно.
Если вы сможете продержаться в такой экстремальной «рабочей скученности» во время режима самоизоляции, ваша эффективность в гибридном режиме работы, не предполагающем тотальную удалёнку, после кризиса станет на порядок выше. Вы сможете виртуозно совмещать работу из кафе, машины, самолёта или коворкинга с классической работой в традиционном офисе.
Смена контекста в ограниченном пространстве
Трудно найти настолько убеждённого домоседа, интроверта и социофоба, который чувствовал бы себя хорошо без возможности выхода из квартиры. Самое сложное в таком ограничении — отсутствие смены контекста: декораций, обстоятельств, обстановки.
Смена видов деятельности, смена окружающей среды, смена режимов работы и отдыха является ресурсной сама по себе.
Как мы можем осуществлять смену контекста, если строго ограничены в передвижениях по городу и даже по своему микрорайону? Есть несколько способов преодолеть этот порог.
Во-первых, нужно жестко разграничить существование в режимах онлайн и офлайн. В обычной докарантинной жизни без ограничений мы сжились со своими смартфонами, не засыпаем и не просыпаемся без них. Это не так страшно, пока происходит в динамике современного мегаполиса. Добежал до метро, сел на удобное место в вагон, посмотрел почту или почитал электронную книгу, в перебежке по улицам наговорил аудиосообщений для друзей и коллег, позвонил детям, проверил, чем они там занимаются, — и пришёл в офис. Всё в движении, окружающий мир постоянно меняется. Но когда вы привязаны к одному и тому же месту много дней подряд, вы незаметно для себя начнёте перенапрягаться, и психика может не выдержать. Тотальный онлайн полной удалёнки надо обязательно компенсировать тщательно выдержанным режимом жизни офлайн.
Если раньше было достаточно одного «интернет-шаббата» раз в неделю, то теперь необходимо устраивать перерывы по часу или больше совсем без телефонной или интернет-связи.
Разумеется, не в те моменты, когда вы пообещали коллегам и партнёрам быть в активном рабочем состоянии. Но, во-первых, примите за правило выключать смартфон, когда садитесь ужинать или делаете гимнастику. Выдерживайте «гаджет-карантин» за час до сна. Не смотрите на экран сразу после пробуждения. Небольшие буферные зоны «без гаджетов» дадут вам возможность сбалансировать психическое состояние.
Во-вторых, попробуйте зонировать домашнее пространство. Разделите своё жилище на взрослую и детскую половины, или, как вариант, на мужскую и женскую. На зону «идеального порядка» и всеобщего бардака. Подумайте и определите, в каких местах квартиры вы чувствуете себя расслабленно, а в каких — собранно. Главный принцип — контраст состояний, чтобы вы могли по-настоящему переключаться, заходя в то или иное помещение.
Возможно, настал наконец тот момент, когда необходимо очистить балкон от хлама и использовать его либо для работы, либо для полноценного отдыха. Возможно, проблему решит минимальная, но тщательно подогнанная под ваши потребности перестановка мебели.
Экспериментируйте и будьте внимательны к своим реальным потребностям. Ищите сигналы, «якоря», которые в обычной жизни переключали вас с работы на отдых и наоборот.
В-третьих, чередуйте интеллектуальную и сидячую работу с доступной физической активностью, будь это простая гимнастика с лёгкими гантелями или бурные игры с детьми на полу. Если вы пару часов сидели за ноутбуком или документами — разомнитесь в любом из видов домашней работы. Прибейте полки, помойте посуду, приведите в порядок кладовку. Это нужно делать не «по потребностям», а строго по часам. Помните, что ваш организм не заточен под то, чтобы сигнализировать вам, как компенсировать естественную прогулку по улице домашними делами. Просто ставьте таймер, 15 минут энергичной «физкультминутки» — и можно возвращаться к делам.
Хронометраж как способ снижения тревожности
В сложившейся экстремальной ситуации, когда «все дома и всем нужно работать», очень просто начать предъявлять претензии как друг к другу, так и к самому себе. В обычной докризисной жизни вы знали, когда быть довольным собой и своими результатами. Могли ощутить, насколько хороши и правильны были ваши действия, по привычным признакам: чувству усталости в конце дня, реакции коллег, радости родных. В период кризиса все привычные системы координат сбиты, вы живёте и работаете в неудобных условиях, вокруг вашего самоизолированного мирка бушует идеальный шторм: в экономике, в общественной жизни, в здравоохранении. Никто не знает, в какую сторону повернутся события, никто не знает, как всё сложится дальше, вернётся ли всеёна круги своя и на какие именно круги вернётся.
Трудно не волноваться, но и всё время нервничать тоже нельзя. Есть очень простой, хотя и трудоёмкий способ «заземлить» психологическое состояние и проконтролировать, что с вами происходит в реальности. Работаете ли вы как следует или бьёте баклуши, делаете всё возможное, чтобы обеспечить себя и свою семью, или пребываете в оцепенении, достаточно ли времени тратите на детей или преступно ими пренебрегаете.
Хронометраж — классическая базовая техника тайм-менеджмента, которая представляет собой тотальную запись, полный учёт своего времени в течение суток. В режим «здесь и сейчас» вы записываете всё, что делаете, в простую табличку примерно таким образом:
Время | Сколько? | Что делал |
До 7:00 | 6 часов | Сон |
До 7:30 | 30 минут | Валялся в постели |
До 7:45 | 15 минут | Готовил завтрак |
До 8:15 | 30 минут | Читал новости про новые карантинные ограничения, завтракал |
До 8:55 | 40 минут | Проснулись дети, умывались, одевались |
До 9:05 | 10 минут | Звонок с работы, получил нагоняй от шефа |
Это ни в ком случае не план и не распорядок дня. Это именно фиксация того, что с вами происходит, что вы по факту делаете в тот или иной момент. <...>
С помощью хронометража вы сможете реально оценить то, сколько именно времени вам требуется на то или иное действие, сколько времени вы реально тратите на ту или иную работу.
Самое главное — не делайте в дни хронометража и его анализ. Сначала всё запишите и только через пару дней проанализируйте.
Оптимальный срок ведения хронометража — 2–3 недели, но для первых результатов хватит данных и за несколько дней.
Научите своих детей вести хронометраж, для них это может стать весёлой познавательной игрой.
Ни в ком случае не навязывайте взрослым членам семьи тайм-менеджерские практики, которые вы освоили. Можете просто рассказать им о результатах.
Искушение организовывать ближнего, а не себя, очень велико, но и неизменно портит отношения.
Эксперты по тайм-менеджменту Глеб Архангельский и Ольга Стрелкова составили практическое руководство для тех, кто вынужденно перешёл на дистанционную работу. Вы узнаете, что поможет оставаться продуктивным вне офиса, как эффективно использовать онлайн-инструменты и поддерживать контакт с коллегами, управлять удалённой командой и организовать семейный распорядок, когда все дома.