Подобрать правильное число сказуемого в предложениях с подлежащим, указывающим на количество или совокупность предметов, — задача непростая. Нас путает логика: с одной стороны, подлежащее единственного числа требует и сказуемого единственного числа, с другой — мы понимаем, что речь идёт не о чём‑то одном, а о группе, поэтому хочется использовать множественное число. И тот и другой вариант могут быть правильными. Чтобы понять, какой из них выбрать, нужно для начала определить Согласование сказуемого с подлежащим , какой частью речи является подлежащее.

Собирательное существительное

Примеры: ряд, большинство, меньшинство, часть, множество.

Нормы современного русского языка в этом случае разрешают Согласование сказуемого с подлежащим использовать и единственное, и множественное число сказуемого — чаще всего формы взаимозаменяемы. Но есть исключения.

Только единственное число

  • Если подлежащее состоит только из собирательного существительного без зависимых слов: Большинство уехало, меньшинство поддержало.
  • Если подлежащее состоит из собирательного существительного и существительного в единственном числе: Часть редакции отправилась на самоизоляцию.

Только множественное число

  • Если подлежащее и сказуемое стоят не рядом друг с другом: Ряд претензий к вкусу и внешнему виду супа были высказаны официанту в лицо.
  • Если до или после подлежащего стоит причастный оборот или определительное придаточное со словом «который», оба во множественном числе: Большинство человек, участвовавших в конкурсе талантов, оказались обманщиками. Большинство человек, которые участвовали в конкурсе талантов, оказались обманщиками.
  • Если необходимо показать, что все действующие лица активно участвовали в процессе или каждый выполнял задачу самостоятельно: Большинство студентов нашли время на подготовку к экзамену.
  • Если есть однородные сказуемые: Часть жильцов исправно платят за коммунальные услуги и приходят на общедомовые собрания.
  • Если к собирательному существительному относятся несколько управляемых слов: Ряд моих интересов и увлечений кажутся людям странными.
  • Если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное во множественном числе: В дедушкиной библиотеке большинство книг были потрёпанными.

Числительное / числительное + существительное

Примеры: четыре человека, 100 машин, 80 слонов.

Так как у числительного нет форм единственного и множественного числа, согласовать сказуемое по стандартной схеме не получается. Можно выбрать тот вариант, который вам больше нравится. Но есть несколько условий Согласование сказуемого с подлежащим , которые помогут сделать выбор в пользу одной из форм.

Единственное число

  • Если хочется указать на пассивность подлежащего: Из‑за крупного цунами было затоплено пять деревень.
  • Если нужно показать, что действие выполняется вместе: Шесть археологов отправилось в экспедицию.
  • Если числительное оканчивается на «один»: Тридцать один человек пришёл на встречу.
  • Если речь идёт о мере веса, пространства, времени: Три месяца прошло со дня рождения Кати. Пять килограммов яблок понадобилось на пять банок компота.
  • Если числительное употребляется без зависимых слов: 100 делится и на пять, и на четыре.
  • Если есть слова «тысяча», «миллион», «миллиард»: Миллион фанатов смотрел онлайн‑концерт.
  • При сочетании собирательного числительного и местоимения «нас», «вас», «их»: Нас семеро осталось.

Множественное число

  • Если нужно подчеркнуть, что все участвующие выполняют действие раздельно: Пять журналистов работали на пресс‑конференции.
  • Если нужно указать на активность подлежащего: Два урагана обрушились на западное побережье Северной Америки.
  • Если есть определение в форме множественного числа, конкретизирующее подлежащее («все», «эти», «другие», «любые»): Все четверо участвовали в ограблении.

Существительное с указанием приблизительного количества

Примеры: лишь несколько человек, более 10 котов.

В этом случае можно использовать обе формы, но, если нужно указать на участие всех действующих лиц, лучше использовать множественное число.

Лишь несколько студентов пришло на лекцию. / Лишь несколько студентов выполнили домашнюю работу.

Существительное + наречие/местоимение

Примеры: много, столько, немало, мало, немного.

В академической «Русской грамматике» рекомендовано Координация главных членов использовать с таким подлежащим только сказуемое единственного числа. А вот более свежий «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию» допускает Сказуемое при подлежащем — количественно‑именном сочетании оба варианта. Так что ошибкой множественное число не будет.

Много парней пришло на посадку деревьев в сквер. / Много парней пришли на посадку деревьев в сквер.

Существительное со значением определённого/неопределённого количества

Примеры: пара, сотня, тьма, гора, бездна.

В этих случаях можно использовать только форму единственного числа: и если такое существительное стоит отдельно, и если в связке с другим существительным.

Вдалеке стояла пара. Гора дел свалилась на меня внезапно.

Существительное с «пол-»

Примеры: полтора, полминуты, полдома.

Обычно такие подлежащие требуют единственного числа, но есть исключения. Форму множественного числа можно использовать Координация главных членов , если речь идёт о ком‑то одушевлённом: Полгруппы пришли неподготовленными.

Если при подлежащем есть определяющее слово в форме множественного числа, то сказуемое — только во множественном числе: Эти полторы страницы дались мне нелегко.

Два существительных / существительное + местоимение / два местоимения, соединённые предлогом «с» («за»)

Примеры: мама с папой, ты с ним, я с Сашей, месяц за месяцем.

В таких случаях можно использовать обе формы сказуемого. Чтобы выбрать единственное или множественное число, нужно обратить внимание на несколько деталей Согласование сказуемого с подлежащим .

Только единственное число

  • Если действие выполняет один человек с помощью другого — тогда это не однородные подлежащие, а подлежащее и дополнение: Денис с папой пошёл в детский сад.
  • Если есть слова «вместе», «совместно»: Александр вместе с Вероникой приехал в Ригу.
  • Если есть местоимения «я» или «ты»: Я с Пашей рисовал картину.

Только множественное число

  • Если действующие лица участвуют в процессе в равной мере: Катя с мамой готовили ужин.
  • Если лексическое значение сказуемого указывает на возможность совместного действия: Ваня с Наташей заселились в один отель.
  • Если между существительными стоит предлог «за»: День за днём пролетают незаметно.
  • Если есть местоимения «мы» или «вы»: Мы с Катей решали задачу.