Из этой статьи-интервью вы узнаете, почему Джосс Уидон, снявший невероятный по своему размаху блокбастер «Мстители», вдруг решил снять малобюджетный фильм по Шекспиру. Также вы поймете, почему работа над другим проектом позволит вам отдохнуть гораздо лучше, чем просто путешествие.

Представьте, Toronto’s historic Elgin Theatre переполнен народом в футболках с изображениями героев фильмов «Баффи — истребительница вампиров» и «Светлячок». Они здесь ради своего кумира — Джосса Уидона, создателя Баффи, «Миссии “Серенити”», «Истории игрушек» и, пожалуй, лучшего фильма про супер-героев — «Мстителей». И вот сейчас Уидон стоит на сцене и рассказывает про свой последний, весьма необычный проект. Новый фильм весьма далек от супер-героев, звездных баталий и охоты на вампиров. «Много шума из ничего» — малобюджетная чёрно-белая версия комедии Уильяма Шекспира, которую Уидон снял всего за 12 дней в своём доме в Санта-Монике.

Фанаты кричат, как оголтелые. А Уидон нервно улыбается: «Ребята, я надеюсь, вы будете в таком же настроении часа через два, после того, как посмотрите фильм. Признаться, я был в этом театре вчера вечером и посмотрел Анну Каренину и теперь не очень хочу показывать свой фильм…»

много шума из ничего, Джосс Уидон

В фильме «Много шума из ничего» Уидон выражает современный взгляд на известную комедию Шекспира. Эту картину он снял прошлой осенью, когда закончились основные съемки «Мстителей» и начался пост-продакшн фильма. В работе Уидону помогала его жена, продюсер и дизайнер Кай Коул.

Пуристы, снимающие по Шекспиру (вроде Кеннета Брана, который также снял «Много шума из ничего») скорее всего будут удивлены версией Уидона, несмотря на то, что он строго следует оригинальному тексту Шекспира. Вместо фееричного зрелища, с шикарными костюмами и сложной кинематографией, Уидон представляет зрителям фильм с намеренно низким качеством съемки, которым характеризуется жанр мамблкор (Mumblecore), инди артхаус с низким качеством съемки и непрофессиональными актерами.

Однако фильм очень динамичный, весёлый и приправлен тем прелестным остроумием, которое, наверное, можно встретить только у Шекспира. Фильм преподносит много сюрпризов и очень, очень понравился зрителям.

Уидон признаётся, что в начале съемок не знал, понравится ли его новый фильм поклонникам, даже самым преданным, покажет ли он вообще им этот фильм. 48-летний режиссер и отец двоих детей признаётся, что начал снимать «Много шума из ничего» по настоянию своей жены Кай, которая воочию увидела его физическое истощение после съёмок «Мстителей». Но ему не нужен был отпуск, ему нужны были рабочие каникулы на съемочной площадке с актерами, съемочной группой, выездной кухней и прочими атрибутами. Для отдыха перед возвращением к работе над «Мстителями» ему просто нужен был другой проект.

«“Мстители” были работой, очень сложной работой, — рассказывает Уидон — чего я не могу сказать о “Много шума из ничего”. Это был подарок, подарок моей жены, которая сказала: “Это же то, что ты хочешь сделать! Ты же не хочешь никуда ехать, ты хочешь заняться этим фильмом!” Помню, я тогда подумал: “Да что я, сумасшедший что ли?!” Но всё-таки начал снимать и почувствовал, как моё напряжение уходит. О, это было потрясающе. Когда вы работаете над чем-то действительно очень сложным, для отдыха нужно взяться за какой-то другой проект. Я помню, как вернулся к работе над ”Мстителями” со свежим взглядом и стал работать более вовлеченно, но не потому, что это была моя работа, которая приносит мне деньги, а потому, что ко мне вернулась радость повествования».

В съемочной команде «Много шума из ничего» были и «ветераны», работавшие с произведениями Шекспира много раз, и новички, для которых это был первый опыт. Но все они, не раздумывая ни минуты, засучили рукава и погрузились в эксперимент Уидона, несмотря на бешеный темп съемок и тонны текста, который нужно было выучить. Как сказал Кларк Грегг (актер, «Мстители»), они сделали это потому, что как и поклонники режиссера, любят Уидона и его работы.

Когда режиссер снимает фильм с большим бюджетом, то кроме внушительных технических ресурсов, получает в придачу множество ограничений, условий и строгие сроки. В случае с «Мстителями» был ещё один пункт: фильм должен был быть похожим на все остальные творения студии Marvel.

плакат мстители

Уидон рассказывает, что представлял «Мстителей» больше похожими на Glengarry Glen Ross: драма с множеством диалогов, но понял, что такого сделать не получится, и нашел выход в Шекспире. А после многих месяцев съемок с использованием новейших цифровых технологий хочется читать сценарий на обычной бумаге и снимать самой простой камерой. И этот момент тоже стал вкладом в решение о съемке малобюджетного фильма по Шекспиру.

«Я большой сторонник малобюджетных фильмов. — говорит Уидон. — Я люблю работать на местности. Это способствует росту режиссерского профессионализма. Ничего не приготовлено заранее, чтобы тебе было как можно удобнее снимать. И ты вынужден приспосабливать окружающую среду под свои нужды. Я сказочник. Конечно, меня интересуют и высокие технологии и я люблю их использовать, но сказочника должно заботить, чтобы его история была рассказана достоверно. И если она о том, как пещерные люди сидят у костра, зажаривая пойманного мамонта, значит режиссер должен быть в этой пещере. Вот почему я люблю работать и с комиксами, и с серьезной прозой. Я люблю находиться в разной обстановке».

joss whedon avengers

Можно ожидать, что после «Мстителей» любой фильм Уидона, даже несколько необычный, будет встречен с бурным восторгом, однако он сам никогда не питал иллюзий на этот счёт. Однако компания Lionsgate выкупила его фильм для показа в кинотеатрах.

После работы над Шекспиром, любовь к повествованию у Уидона возобновляется и он с радостью возвращается ко всем своим проектам. ABC возрождает его «Щ.И.Т.», продолжается работа над фильмом «В ваших глазах». Также Уидон работает над веб-сериалом Wastelanders и продолжением Dr. Horrible’s Sing-Along blog, которое должно выйти в 2013 году.

Он даже готовится к съемкам «Мстителей 2», несмотря на то, что темпы съемки первой части чуть не убили его. Зачем он делает это, ведь прекрасно понимает, что в одну реку дважды не войти, и второй фильм никогда не повторит успех первого?

Вот что отвечает сам Уидон:

«Я был бы неискренним, если бы не сказал, что существенную роль здесь играет бизнес-аспект. Но всё же главным для меня был вопрос: “Смогу ли я рассказать ещё одну историю об этих героях?” И первое, что я сам себе ответил: нет, я не смогу этого сделать. И всё-таки мысли о втором фильме меня не отпускали. Я был в Лондоне на тот момент и зашёл в паб, я взял рыбу, чипсы и кружку пива, я открыл блокнот и начал писать. Я писал так, как будто уже собираюсь это снимать. Через 40 минут я исписал блокнот полностью. Я позвонил своему агенту и сказал, что можно заключать сделку. Я так влюблен в этих героев, в эту созданную нами вселенную, что понял: я могу и хочу рассказать о них ещё! Я знаю, что не смогу сделать столь же успешный фильм, каким был первый, но я могу попытаться сделать ещё более крутой фильм! Я взволнован и вдохновлен, потому что снова открываю для себя новые возможности».