Как сделать диаграмму работы над проектами в Excel за 10 шагов

Если вы управляете проектами, важно всегда знать, сколько у вас задач и к какому сроку их нужно выполнить. А если составить наглядную диаграмму, будет проще объяснять ключевые моменты жизни проектов команде, участвующей в работе, а также другим заинтересованным лицам.
Для управления проектами часто используются специальные программы, но и в привычном MS Excel можно создать понятное и доступное расписание.
Диаграмма работы над проектами показывает, каким образом события и задачи связаны друг с другом во времени. Хорошо составленная диаграмма отражает важную информацию о выполнении конкретного задания и о развитии проекта в целом, помогает увидеть общую картину.
Чтобы создать такую диаграмму в MS Excel (версии 2007 года и далее), нужно сделать всего 10 шагов.
Что есть что на этой диаграмме? Ключевые сведения показаны с помощью разноцветных линий и планок:
- линия текущего дня — красная вертикальная линия, которая показывает, где вы находитесь сегодня;
- сроки задач — серые горизонтальные планки, которые показывают, сколько времени займёт выполнение каждой задачи;
- готовность задач — зелёные горизонтальные линии, которые показывают, на какой стадии находится выполнение задачи и сколько ещё осталось сделать.
В разных версиях MS Excel действия могут незначительно различаться, но так или иначе процесс будет универсальным, и справиться с составлением расписания может любой пользователь.
Подробную видеоинструкцию (на английском языке) можно посмотреть здесь, она займёт полчаса вашего времени.
Шаг 1. Начиная, думайте о результате
Чтобы без проблем справиться с задачей, распечатайте или нарисуйте на листе бумаги расписание, каким оно должно выглядеть в итоге. Держите листок перед собой, чтобы сравнивать каждый шаг с образцом. Схему не нужно тщательно вырисовывать, просто зафиксируйте форму диаграммы и держите под рукой, она будет неплохими напоминанием.
Шаг 2. Создайте таблицу с данными
Чтобы построить график, сначала нужно оформить таблицу. В примере проект разделён на четыре фазы, в каждой из которых есть задачи.
Сформируйте таблицу под графиком. На 30‑й строке располагаются заголовки столбцов.
Разберёмся, что означают данные в таблице:
- Фаза: «Фаза 1», «Фаза 2», «Фаза 3»,«Фаза 4» или «Сегодня». Показывает, какой стадии проекта соответствует событие.
- Тип: «Фаза», «Задача», «Сегодня». Показывает тип события, разграничивая задачи и фазы исполнения проекта.
- Дата начала: дата старта события.
- Событие: показывает наименование события в диаграмме.
- Сроки: показывает, сколько дней занимает выполнение задачи.
- Готовность в процентах: демонстрирует степень выполнения для каждой задачи и фазы, 0% — задача не начата, 100% — завершена. Этот показатель для категории «Фаза» не связан с завершённостью задач и выставляется оценочно. Чтобы решить, на сколько процентов завершена та или иная фаза, нужно применять свои собственные правила.
- Готовность в днях: срок, за который был достигнут показатель готовности события в процентах. У задачи, которая отнимает 10 дней и которая завершена на 50%, этот показатель будет равен пяти дням (10 дней × 50%).
- Высота: значение высоты важно для оформления, потому что определяет, как высоко или низко будет событие отражаться в карте расписания. Значения можете указывать любые, но лучше брать небольшие числа, приближенные к нулю. В примере использован диапазон от +25 до −25. Если высота положительная, событие отразится на графике выше горизонтальной оси, если отрицательное — ниже оси.
Шаг 3. Создайте диаграмму с осями X и Y, добавьте в неё первые данные из столбца «Сроки»

Пора создать диаграмму, чтобы визуализировать данные о событиях из таблицы, сделанной на предыдущем этапе. Используйте точечную диаграмму с осями X и Y, потому что она позволяет свободно располагать базовые координаты на обеих осях.
Следуйте инструкции:
- Выберите в основном меню вкладку «Вставка».
- Далее выберите «Диаграммы» → «Точечная» → «Точечная с маркерами», перед вами появится пустая диаграмма.
- Зацепите края диаграммы и измените её размеры и положение так, чтобы поле диаграммы охватывало диапазон от ячейки B4 до ячейки К26 (нажмите и удерживайте клавишу Alt, чтобы выровнять область диаграммы точно по границам ячеек).
- Кликните правой кнопкой мышки на диаграмме и выберите пункт меню «Выбрать данные».
Добавьте ряд данных в диапазон, нажимая на кнопку «Добавить» в открывшемся диалоговом окне.
- Для изменения названия «Имя ряда» поставьте в соответствующем поле значение ячейки E30 «Сроки».
- Для значения оси X выберите соответствующее поле и выделите ячейки C33:C46 «Дата начала».
- Для значения оси Y выберите соответствующее поле и выделите ячейки H33:H46 «Высота».
- Нажмите ОК, чтобы закрыть окно добавления данных.
- Нажмите ОК, чтобы закрыть окно выбора данных.
Эти действия дадут нам простую точечную диаграмму с автоматическим форматированием.
Сделаем маркеры событий зелёными:
- Правой кнопкой мыши кликните на любом выбранном маркере данных, выберите пункт меняю «Формат ряда данных».
- В открывшемся списке слева выберите вкладку «Параметры маркера», затем выберите встроенный тип маркера «Кристалл». Увеличьте размер до 10 пт.
- На вкладке «Заливка маркера» выберите сплошную заливку. Измените цвет заливки на зелёный.
Теперь у нас есть точечная диаграмма, отражающая сроки. Пока зелёные маркеры демонстрируют только старт задач.
Измените название графика: дважды щёлкните на текстовом поле с названием и введите своё наименование.
Мы ещё вернемся к параметрам сроков в пятом шаге, добавим горизонтальные планки вдоль оси X, а пока продолжим форматирование диаграммы.
Шаг 4. Приводим в порядок внешний вид диаграммы и добавляем наименования событий

Избавляемся от того, что в диаграмме нам не понадобится.
Ось Y. Спрячьте вертикальную ось, потому что она не несёт информационной нагрузки. Выделите диаграмму, в основном меню на вкладке «Работа с диаграммами» выберите пункт «Макет». Затем выберите «Оси» → «Основная вертикальная ось» → «Не показывать».
Горизонтальные направляющие. Они тоже бесполезны. Выделите диаграмму, в основном меню перейдите на вкладку «Макет», затем выберите пункты «Сетка» → «Горизонтальные линии сетки по основной оси» → «Не показывать».
Легенда диаграммы. Мы потом её заменим на более красивую, а пока отключаем: «Макет» → «Легенда» → «Нет».
Напоследок отображаем подписи данных для каждого маркера. В основном меню на вкладке «Макет» выбираем «Подписи данных» → «Слева».
Как изменить данные в подписи маркеров
Вводить данные о каждом событии в диаграмме долго и трудно, потому что нужно выбирать каждый маркер отдельно и переименовывать его.
Но этот процесс можно ускорить в четыре раза:
- Кликните на подпись первого маркера (левый верхний угол диаграммы), чтобы выбрать все значения сразу. Не нажимайте на зелёный маркер, так вы выделите другие объекты!
- Кликните повторно на подпись маркера, чтобы отредактировать единичное наименование.
- В поле ввода формулы наберите символ =.
- Кликните на ячейку D33, в ней записано событие «Фаза 1», нажмите Enter.
- Повторите первые четыре шага для оставшихся подписей к каждому маркеру.

Как закрепить области
Полезно будет закрепить области на строке 28, чтобы диаграмму можно было видеть всегда при работе с документом. Первые 27 строк останутся перед глазами, даже если вы будете прокручивать остальные строки.
Чтобы закрепить области :
- Выделите ячейку А28.
- Выберите вкладку «Вид» в основном меню.
- Выберите «Окно» → «Закрепить области».
- В выпадающем меню выберите пункт «Закрепить области».
Над 28‑й строкой появится чёрная горизонтальная линия. Всё, что находится выше, теперь закреплено, и при прокрутке будут двигаться только нижние строки.
Шаг 5. Добавьте планки погрешностей для отображения сроков, чтобы превратить диаграмму в наглядное расписание

Горизонтальные планки погрешностей на диаграмме покажут, сколько времени занимает работа над каждым заданием. Чтобы их сделать:
- Выделите график.
- В основном меню «Работа с диаграммами» выберите вкладку «Макет».
- В выпадающем списке в левом верхнем углу (область построения) выберите ряд данных «Сроки».
- На вкладке «Макет» выберите пункт «Планки погрешностей» → «Дополнительные параметры планок погрешностей». Откроется диалоговое окно.
- В выпадающем списке в левом верхнем углу выберите элемент форматирования диаграммы «Планки погрешностей по оси X».
- В диалоговом окне для изменения горизонтальных планок поставьте флажок на значении вывода «Плюс». «Конечный стиль» → «Без точки».
- В списке «Величина погрешности» выберите пункт «Пользовательские» и нажмите кнопку «Укажите значение». В открывшемся новом окне «Настраивание планки погрешностей» укажите «Положительное значение ошибки», для этого в соответствующем поле поставьте курсор и выделите диапазон ячеек с E33 до E74. Нажмите ОК.
Теперь от зелёных маркеров вправо отходят серые линии, они показывают, сколько времени необходимо затратить на то или иное задание. Их нужно отформатировать для большей наглядности:
- В окне «Формат планок погрешностей» перейдите к вкладке «Цвет линий». Выберите пункт «Сплошная линия». Сделайте заливку серого цвета.
- На вкладке «Тип линии» увеличьте ширину линии до 4 пт.
Чтобы лучше ориентироваться в диаграмме, нужно провести тонкие вертикальные линии вниз от маркеров. Для этого в выпадающем списке в левом верхнем углу выберите «Планки погрешности по оси Y». В диалоговом окне отобразятся вертикальные планки погрешностей. Выберите направление «Минус», «Конечный стиль» → «Без точки», «Величина погрешности» → «Относительное значение», введите в это поле значение 100%. Выберите цвет и толщину линий самостоятельно.
Шаг 6. Добавьте значение готовности к диаграмме

Пора добавить к диаграмме ряд данных, который показывает, на сколько процентов выполнено то или иное задание.
Если задача занимает 10 дней, а выполнена на 50%, планка, отражающая завершённость, будет заполнена наполовину. Это показатель для отслеживания работы, в котором не учитываются выходные дни и праздники. Чтобы добавить новую информацию в диаграмму, следуйте инструкции ниже.
- Кликните правой кнопкой мыши на области диаграммы, в контекстном меню выберите пункт «Выбрать данные».
- Нажмите кнопку «Добавить», в появившемся окне определите «Имя ряда», выделив ячейку G30. Диапазон данных для осей X и Y выберите такой же, как в шаге № 3.
- На диаграмме появятся красные маркеры, которые спрячут под собой зелёные.
Шаг 7. Форматируем показатели новых данных
Чтобы диаграмма отражалась в едином стиле, а данные не наслаивались друг на друга, форматируем маркеры:
- В выпадающем списке в левом верхнем углу выберите «Ряд Готовность». Сразу под выпадающим списком находится кнопка «Формат выделенного фрагмента». Нажмите её, откроется диалоговое окно.
- Измените параметры маркера. Выберите тип формы «Кристалл», установите размер 10 пт, заливку маркера выберите сплошную, зелёного цвета. Закройте диалоговое окно.
- Не снимая выделения маркеров, нажмите в основном меню на вкладке «Макет» кнопку «Подписи данных», выберите в появившемся меню пункт «Не показывать».
Шаг 8. Добавьте планки погрешностей, чтобы отследить процент завершённости задач

Теперь нужно добавить новые планки, чтобы с первого взгляда видеть, на каком этапе находится выполнение задач.
- Снова выберите «Ряд Готовность» в выпадающем списке слева. Нажмите в основном меню кнопку «Планки погрешностей». Выберите в выпадающем меню пункт «Дополнительные параметры». Откроется диалоговое окно. Установите для вертикальных планок фиксированное значение, вписав в соответствующее поле ноль.
- Переключитесь на параметры планок, расположенных параллельно оси Х. Установите направление «Плюс». «Конечный стиль» → «Без точки», «Величина погрешности» → «Пользовательские». В поле диалогового окна «Положительное значение ошибки» укажите диапазон ячеек G33-G47.
- Поменяйте цвет линий на зелёный, выбрав сплошную заливку. Установите ширину линии 7 пт.
Горизонтальные зелёные линии показывают, насколько выполнены задачи: частично или полностью .
Шаг 9. Добавьте вертикальную линию, обозначающую текущий день

Текущий день
Красная линия показывает, какой сегодня день, и даёт понять, насколько проект в целом укладывается в сроки.
- Правой кнопкой вызовите контекстное меню для диаграммы. Выберите пункт «Выбрать данные».
- Нажмите кнопку «Добавить», впишите в поле «Имя ряда» слово «Сегодня». Для значения оси Х введите диапазон ячеек C31-C32, для значения оси Y — Н31-Н32.
На графике появилось два новых маркера. Обозначьте их: выделите подписи данных и напишите в строке формул слово «Сегодня». Кликните на подписи правой кнопкой и выберите в контекстном меню пункт «Формат данных». Поставьте положение подписи «Сверху».
- Перейдите в основном меню на вкладку «Макет».
- Выберите в выпадающем списке слева в верхнем углу пункт «Ряд Сегодня».
- Добавьте планки погрешностей с дополнительными параметрами, следуя инструкции, как в пятом шаге. Вам потребуется планка по вертикальной оси, с направлением «Минус», конечным стилем «Без точки», относительным значением 100%.
У вас появилась вертикальная линия, обозначающая текущий день. Измените цвет линии на красный, увеличьте размер до 3 пт.
В образце текущая дата зафиксирована, так что она не будет меняться. Но для проектов, которые активно разрабатываются, рекомендуется другой способ учёта данных. Для этого поставьте в ячейку B2 дату при помощи введения формулы = TODAY() и укажите в диалоговом окне выбора данных для значения оси Х ячейку B2 вместо диапазона, который вы указывали раньше.
Шаг 10. Добавьте текстовые блоки

Теперь диаграмме не хватает только пояснений к условным обозначениям, чтобы она была понятна всей команде.
- Выделите диаграмму, перейдите в основном меню на вкладку «Вставка». Выберите пункт «Надпись».
- Расположите область надписи в правом верхнем углу диаграммы. Выделите границу надписи правой кнопкой мыши, в контекстном меню выберите пункт «Формат фигуры». В открывшемся окне выберите тип заливки «Сплошная», цвет серый. Отформатируйте надпись. Можете вставлять любое количество блоков.
Теперь вы сможете сделать диаграмму за 20–30 минут, используя только всеми любимый редактор MS Excel.

















Лучшие предложения
Самый популярный ирригатор на AliExpress отдают со скидкой 63%
Надо брать: 3D-принтер Elegoo Neptun 3 Pro, который купили больше 8 тысяч раз
Угги с отличными отзывами на маркетплейсах: 8 удачных вариантов
Надо брать: самостоятельный робот-пылесос от Roborock со скидкой 42%
10 товаров, которые должны быть в каждой машине зимой
Этот аэрогриль заменяет сразу три девайса! Забираем его со скидкой 47%
Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции
Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели
От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков
7 мифов о распродажах на маркетплейсах, из‑за которых продавцы теряют прибыль: разбираемся с Ozon
РекламаПазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга