1. Выручка

Выручка — прямой результат работы компании. Это не количество денег, поступивших на счёт. Речь идёт о полной сумме требований, предъявленных клиентам за оказанные услуги или отгруженный товар. При этом обещанные договором, но ещё не переведённые средства тоже учитываются.

С последним связаны ситуации, когда благополучная на вид компания становится банкротом. Допустим, фирма исполнила свои обязательства на 100 тысяч рублей, но деньги получит только через месяц. Теоретически эти средства у неё есть, а фактически — нет. По словам директора по рыночной аналитике Podelu.ru Лилии Федулиной, важно уметь управлять дебиторской задолженностью, то есть периодом предоставления коммерческого кредита своим покупателям, не допускать просрочки выплат или эффективно решать эту проблему, если она возникла.

Чем больше денег заморожено в дебиторской задолженности, тем меньше поступает в компанию. Соответственно, организации приходится искать другие источники финансирования, хотя на бумаге с деньгами всё в порядке.

Лилия Федулина, директор по рыночной аналитике Podelu.ru

На выручку влияет не только количество проданных товаров или услуг и их цена. Стоит обращать внимание на число покупателей и совершённых одним заказчиком покупок, средний чек. Чем больше клиентов, тем больше диверсифицированы риски компании. Чем чаще покупатели приобретают её товары, тем она успешнее.

Поэтому выручку необходимо контролировать не только как общую сумму проданных товаров, но и по сегментам. Критические отметки каждая компания устанавливает для себя сама. Но очевидно, что фирма не сможет успешно работать, если продажи падают, дебиторская задолженность растёт и организация теряет способность отвечать по своим обязательствам.

2. Прибыль

Это ключевая характеристика эффективности работы компании, которая показывает итог деятельности за отчётный период. Прибыль демонстрирует, сколько организация заработала после вычета всех расходов, а не просто получила.

Здесь также важно не только посмотреть на состояние счета, но и учесть запланированные расходы. Скажем, цифры будут очень разными за день до выплаты зарплаты и арендных взносов и после. Но эти траты никто не отменит, так что их нужно иметь в виду.

Прибыль необходимо отслеживать в динамике и смотреть, какие причины привели к её снижению или росту. Важно анализировать её структуру: какова она и почему.

Лилия Федулина

Если снижение прибыли связано не с сезонностью, следует бить тревогу и предпринимать какие‑то меры. Критическая отметка — отсутствие чистой прибыли. Систематические убытки приведут к «проеданию» собственного капитала, что негативно отразится на платёжеспособности и ликвидности компании.

3. Точка безубыточности

Она показывает, при каких условиях не будет ни прибыли, ни убытка. Это объём выручки, необходимый, чтобы покрыть все затраты компании — как постоянные, так и переменные.

Точка безубыточности в денежном выражении рассчитывается по формуле:

ТБ = постоянные затраты ÷ ((выручка ÷ (выручка − переменные расходы)) × 100 %)

Чем меньше постоянные расходы компании и чем больше маржинальная прибыль (разница между выручкой и переменными затратами), тем больше точка безубыточности стремится к нулю.

При анализе стоит уделить внимание тому, какие постоянные и переменные затраты несёт компания. Какие расходы можно оптимизировать или совсем исключить, какая при этом образуется маржинальная прибыль? Как формируются цены и предоставляются скидки? Как ассортимент и количество товаров влияют на маржинальную прибыль? Исследуя эти показатели, вы создаёте возможности для улучшения своего финансового положения при том же уровне продаж.

Лилия Федулина

Критический уровень для этих данных — тот, при котором компания уже не может отказаться от затрат или от снижения цен без ухудшения своего положения.

4. Ликвидность

Это способность активов в короткие сроки превращаться в денежные средства. Здесь оцениваются не только суммы на счетах, но и имущество, товары — всё, что можно быстро распродать. Это позволяет понять, насколько успешно компания сможет рассчитаться по долгам, если что‑то пойдёт не так, например при банкротстве.

Один из важных показателей — коэффициент общей ликвидности, который вычисляется как отношение текущих активов к текущим пассивам.

В целом ситуация критична, если коэффициент общей ликвидности равен единице. В некоторых случаях допускается, чтобы он был ниже единицы, но только на короткий промежуток времени. Впрочем, здесь многое зависит от конкретной компании и ситуации. Некоторые организации могут спокойно работать и отвечать по своим обязательствам при низком коэффициенте общей ликвидности.

Лилия Федулина

5. Оборотный капитал

Как понятно из названия, это деньги, которые находятся в обороте компании. Их нельзя безболезненно извлечь в любую секунду, потому что из них финансируется основная деятельность. Они имеют очень важное значение для жизнеспособности организации.

В оборотном капитале учитывается выручка, денежные запасы, дебиторская задолженность. Однако из этой суммы исключается задолженность кредиторская. Оборотный капитал может иметь отрицательное или положительное значение. Второй вариант предпочтительнее: в этом случае компания живёт за счёт собственных, а не заёмных средств.

Различают операционный цикл, который равен периоду оборачиваемости дебиторской задолженности и запасов, и кредитный цикл, равный периоду оборачиваемости кредиторской задолженности. Разница между ними — это финансовый, или денежный, цикл. И чем он короче, тем оптимальнее компания управляет оборотным капиталом.

Лилия Федулина

6. Денежный поток (cash flow)

Он демонстрирует движение средств компании с учётом всех доходов и расходов и показывает фактическую разницу между поступлениями и тратами.

Положительный денежный поток говорит о том, что у организации всё в порядке: средств поступает больше, чем нужно на необходимые издержки. Значит, деньги можно вкладывать в развитие или, например, выплатить дивиденды акционерам. Если при подсчёте разницы между всеми доходами и всеми расходами получается отрицательное число, время задуматься, что вы делаете не так.

При этом денежный поток не говорит о том, является ли компания прибыльной или убыточной. Даже прибыльная компания может оказаться под угрозой банкротства из‑за неспособности выполнять обязательства — это мы подробно разбирали выше.

Денежный поток — инструмент планирования и управления финансами. Его отслеживание помогает избежать таких ситуаций, когда завтра вам нужно внести платёж по кредиту, но на счетах пусто, потому что деньги за товар придут только послезавтра. Управление денежным потоком позволяет грамотно распределять расходы и доходы по времени так, чтобы избегать кассовых разрывов.