Как научить подростка копить и тратить с умом
1. Определите цель
Это должно быть самое-самое заветное желание из тех, которые можно осуществить за деньги. Чтобы челлендж сработал, цель должна быть притягательнее, чем вкусняшки и развлечения с друзьями. Попросите ребёнка записать цель на видном месте. Рядом подпишите, сколько она стоит.
Если предмет дорог и копить на него придётся слишком долго, договоритесь, что ребёнок должен собрать часть суммы, а остальное вы добавите.
2. Разбейте цель на этапы
Решите, сколько надо откладывать в неделю. Для этого ребёнок должен определить, когда он хочет получить вещь, и разделить её стоимость на количество недель.
3. Найдите пожирателей денег
По статистике, подростки тратят больше всего карманных денег на походы в кино, перекусы и газировку, оплату мобильных телефонов. Переведите стоимость цели в то, что часто покупает ребёнок, например в пиццы или бутылки газировки. Это поможет сделать путь к цели зримым и понятным: например, чтобы купить гироскутер, надо отказаться от 15 пицц.
Предложите ребёнку посмотреть, в какие «чёрные дыры» улетают его деньги. Для этого надо записать, на что он тратил на прошлой неделе, и определить пункты, без которых можно было обойтись. Это и есть пожиратели денег. Если от них отказаться, удастся откладывать больше и копить быстрее.
Покажите ребёнку, что у него есть выбор. Он сам решает, что для него важно здесь и сейчас. Если, к примеру, подростку важнее пойти в кино с девочкой, которая ему нравится, то приобретение велосипеда можно отложить на потом.
4. Подскажите, как копить больше
Вот несколько приёмов, которые помогут не тратиться на мелочи (кстати, приёмы работают и для взрослых).
- Метод записной книжки. Попросите ребёнка записывать каждую трату, но не для вас, а для себя (не требуйте показать записи). Это важно, чтобы он сам смог увидеть лишние расходы и посчитать деньги, потраченные зря.
- Метод некупленных товаров. В следующий раз, когда ребёнок сильно захочет что-то купить, убедите его отложить покупку на пару дней. Эмоции улягутся, и он сможет принять взвешенное решение.
- Метод 1/10. Предложите откладывать 10% от каждой суммы, которая поступает в руки ребёнка, чтобы они не превратились в лишние шоколадки.
- Метод рабочего времени. Если ребёнок имеет опыт подработок, пусть переведёт покупку в рабочее время: посчитает, сколько придётся работать, чтобы купить, например, ещё одну толстовку. Такая мысль делает трату менее приятной.
5. Найдите выгодные предложения
Когда нужная сумма будет собрана, попросите ребёнка проанализировать предложения в разных магазинах, поискать скидки и акции и выбрать самый выгодный вариант.
6. Купите и отпразднуйте
Когда вещь будет куплена, закрепите приятные воспоминания: устройте семейный праздник или дружескую вечеринку, сделайте фото и видео на память. Это поможет создать в мозгу цепочку: копить и достигать целей приятно. Тогда в следующий раз ребёнок сам захочет накопить на мечту.
Материал подготовлен на основе блокнота-челленджа для подростков «Твои финансы». Внутри блокнота — упражнения, лайфхаки, задания и советы, которые научат ребёнка грамотно обращаться с деньгами, копить и тратить с умом, распознавать попытки мошенничества и даже составлять бизнес-планы.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
Распродажа «Стильное лето» на AliExpress: забираем модную одежду с хорошими скидками
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, Rendez Vous, Zarina и других магазинов
12 полезных мелочей, которые пригодятся в походе
12 качественных кроссовок с AliExpress не дороже 5 000 рублей
10 классных вещей от Nume — собственного бренда Lamoda
Цена дня: качественная GaN-зарядка Asometech за 1 279 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
15 интересных товаров дешевле 500 рублей
3 уловки фишинга, на которые чаще всего ведутся покупатели маркетплейсов
РекламаЦентр домашних развлечений и стильный аксессуар: почему стоит купить цифровую приставку
Подкаст «Слушай, это просто»: что такое тёмная энергия и тёмная материя, как их находят и зачем изучают
Новые импланты и микроскоп со стократным увеличением: учёные «Росатома» и «Ростеха» рассказали о своих открытиях