Илья Втюрин

Владелец кофейни «Ждите Вторник», автор блога vtrnik.ru.

Массовому кофейному бизнесу в России уже не один год, тысячи людей уже успели открыть и закрыть свои заведения, а миф о лёгких деньгах на кофе всё никак не изживёт себя. Кофейня даже входит в разные списки доступных идей для бизнеса, которым якобы можно заниматься, не увольняясь с работы. Но 964 объявления об их продаже — это тонкий намёк, что всё немного сложнее.

Когда я открывал кофейню, я тоже был уверен, что смогу совмещать это дело с основной работой. Как верил и в лёгкость кофейных денег, в сверхприбыльность этого бизнеса и даже в существование итальянского кофе.

Секрет: итальянского кофе не бывает. Есть бразильский, эфиопский, колумбийский и даже китайский, но в Италии кофе просто не растёт. Словосочетание «итальянский кофе» — это маркетинг на устоявшемся мифе. Как надпись Irish Whiskey на бутылке за 250 рублей.

Но это не исповедь человека, который обжёгся на молочной пенке: моя кофейня работает больше трёх лет и даже превратилось в небольшую сеть. Но теперь я знаю пять причин, почему кофе — это не лучшая идея для бизнеса.

1. Маржинальность 20% — это уже успех

Если бы я продавал вам франшизу кофейни, то смог бы нарисовать более красивую цифру. Естественно, ни слова не соврав!

Давайте разберём рублёвый состав стаканчика кофе на примере самого продаваемого напитка в любой кофейне России — большого капучино. Его цена Цены указаны для провинциального города-миллионника, для Москвы умножьте на два — 150 рублей. Себестоимость кофейного зерна в нём — около 20 рублей. Прибыль — 650%! Можно закончить читать и мчаться печатать визитки с подписью Coffee shop owner… Но далее добавляем 18 рублей на молоко и 7 рублей на стаканчик. Всё ещё неплохо: себестоимость — 45 рублей, прибыль — 230%.

Но теперь посчитаем процент с продаж для бариста, если вам нужен мотивированный сотрудник. Процент на бонусную карту клиенту, если вам нужен верный гость. Добавим почасовую оплату труда бариста. Арендную плату. Коммунальные услуги. Клининг. Налоги. Банковские комиссии. И ещё 30 пунктов расходов, которые сожмут вашу прибыль. Заработать, безусловно, можно. Но, как и любой общепит, кофейня — это не сверхмаржинальный бизнес.

Любой кофейне нужно будет покупать систему автоматизации и соответсвенно выбирать из 5 основных, которые представлены  на Российском рынке. Я рекомендую использовать для этой задачи это Nomia, в базовом пакете за 499 руб. в месяц также есть виджет который считает маржинальность каждого блюда.

2. Этот бизнес требует в нём жить

Кофейня — это маленькое круглосуточное ЧП, которое будет поедать ваши энергию и силы с аппетитом большим, чем у туриста за шведским столом.

Покоя не будет. Оборудование ломается. Поставщики привозят некачественное сырьё. Бариста заболевают, просыпают или уходят в запой. Коммунальщики отключают свет, воду и логику.

Кроме всего этого, есть работа с ассортиментом, маркетинговая активность, работа с поставщиками, обслуживающими компаниями, контроль качества и сервиса — рутинное управление.

Кофейня требует большого вовлечения в операционную деятельность. Даже при отлаженных процессах не получится закупить зерна на месяц и уехать на Бали. То есть получится, конечно, все мы свободные люди, но по возвращении вам придётся подать 965-е объявление о продаже кофейни, чтобы вернуть долги. Увы, такова жизнь.

3. Люди — это сложный актив

А кофейня — это люди. Такой слоган даже используют некоторые заведения. Действительно, кроме отлаженных процессов в кофейне критически важны люди. Будьте готовы к тому, что вам придётся вести несчётное количество разговоров, гасить конфликты и быть смазкой в этом механизме из гуманоидных шестерёнок.

С одной стороны, говоря про людей, я имею в виду бариста. Хороший бариста в кофейне на вес золота: зарплата маленькая, престиж профессии низкий, работа нервная и требует определённых навыков. Редко кто рассматривает такую работу как дело на всю жизнь. А это означает текучку. Где-то больше, там, где условия получше, — чуть меньше, но тем не менее. А где текучка, там неопытность и низкое качество кадров, поиск новых сотрудников и, как следствие, нервы, нервы, нервы. В какой-то момент подумаешь: «Вот бы у меня был интернет-магазин…».

А с другой стороны, это гости. Замечательные и раздражительные, весёлые и угрюмые, приятные и скандалисты. С каждым из них должны находить контакт ваши бариста, про которых написано выше.

Так что кофейня — это бизнес, который более многих зависит от человеческого фактора. Если вас это не устраивает, обходите его стороной.

4. Высококонкурентный рынок для стартапа

Если на любом оживлённом перекрёстке громко сказать «Капучино, пожалуйста», то вас минимум с трёх сторон спросят: «Большой или маленький?» Рынок насыщен практически полностью, и если у вас нет ясного рыночного (опыт команды, сильный бренд) или нерыночного (помещение в собственности, безграничная денежная подушка) преимущества, то вам на нём делать нечего. Либо опыт работы в кофейном бизнесе, либо условно бесплатное место для аренды в хорошем месте. С другими аргументами вход заказан.

Если вы не можете внятно ответить, почему выберут вашу кофейню, не мямля ничего про душевность вашего бизнеса, — это будет провал.

5. Уровень жизни в России

Кофе — это не маст-хэв-продукт. Если хочется сэкономить, то эту статью расходов человек порежет почти в первую очередь. Пруф: поиск на Лайфхакере по словам «кофе» и «экономить» выдаёт десяток статей, где авторы беспощадно лишают экономного человека права на стаканчик кофе. Что говорить, если на графике выручки можно заметить дни выплаты зарплат.

Кофе как праздник — это замечательно, но для устойчивого развития бизнеса кофе каждый день должен быть привычкой и, главное, возможностью большинства населения. Пока в России это не так.


Было время, когда кофейный рынок так бурно рос, что любое кофейное зёрнышко, брошенное на улицы города, вырастало во вполне себе жизнеспособный куст. Сработал эффект Эффект низкой базы низкой базы и растущие доходы населения. Это время ушло, но красивая история о лёгком способе заработать осталась, и она будоражит умы. Этот бизнес отнюдь не прост. Но если я вас не убедил, добро пожаловать в кофе, коллеги!