Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Один на одинОтношения
17 сентября 2021

4 заблуждения, из-за которых люди напрасно стыдятся развода

Расставание не делает вас хуже и не означает, что вы плохо старались сохранить семью.
Фото автора Наталья Копылова
Наталья Копылова

Автор Лайфхакера

4 заблуждения, из-за которых люди напрасно стыдятся развода

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Развод в России всё ещё воспринимается как конец света. Даже если человек ушёл от чудовища, многие осудят именно его: не сохранил семью. Впрочем, в противоположной ситуации легче не будет. Когда пара расстаётся, потому что отношения исчерпали себя, вопросов ещё больше: если люди не ненавидят друг друга, никто не изменяет, не избивает, то что им вместе не живётся?

Идея расставания как краха жизни так сильна, что к эмоциям от этого события нередко добавляются чувство вины и стыд перед собой и окружающими. Разберём четыре глобальных заблуждения, которые заставляют переживающих развод думать, что с ними не всё в порядке.

1. Раньше разводов не было, значит, тогда умели работать над отношениями

Нередко люди любят кивать на прошлое: мол, раньше пары жили вместе до самой смерти и не разводились, не то что сейчас. Но тут есть некоторое лукавство. Это примерно как говорить: «Вот, раньше люди ходили только в обуви из натуральных материалов, а сейчас носят синтетику». Не было синтетики, вот и ходили в натуральном.

Разводы в том или ином виде были всегда, но с массой ограничений. Скажем, в XI веке по Уставу князя Ярослава о церковных судах легально можно было развестись только из-за «нарушений» со стороны жены. Например, если она изменяла или знала о покушении на князя, но не донесла.

Позднее расторгнуть брак можно было только с разрешения церкви. Причём причины должны быть уважительные. Например, если один из супругов изменил или отошёл от православия. А ещё брак прекращался, если кто-то из них уходил в монастырь. Этой лазейкой пользовалась знать, потому что разводиться просто так им тоже не дозволялось. Иван Грозный, например, провернул это дважды — с Анной Колтовской и Анной Васильчиковой.

И так продолжалось несколько веков. Разрешений на развод ежегодно церковь выдавала очень мало, и в основном они приходились на знать. Но это не мешало людям расставаться и сходиться с другими партнёрами. В XVIII веке даже были в ходу так называемые разводные письма. Юридической силы они не имели, просто с их помощью пытались придать разрыву хоть какую-то официальность. В итоге, по данным переписи 1897 года, на 1 тысячу женатых мужчин приходился один разведённый.

В XX веке отношение к разводам было разным. Процедуру расторжения брака упрощали и ужесточали. Церковь и её мнение отошли на второй план. Но в дело вступило множество других факторов — от банального «что люди скажут» до возможной выволочки на партсобрании, которая помешает карьере.

Так что за небольшое количество официальных разводов в ответе вовсе не духовность и скрепы, а сложность процедуры и её негативные последствия.

Сейчас читают
🔥
Хочу переделать партнёра. Со мной всё нормально? А с нашими отношениями?

2. Развод означает, что пара плохо старалась сохранить семью

Наверняка вы знаете эту притчу. Одну пожилую пару спросили, как им удалось прожить так долго вместе. «Понимаете, — ответили они, — мы родились и выросли в те времена, когда сломавшиеся вещи чинили, а не выкидывали». Иногда складывается впечатление, что люди, у которых отношения не сложились, просто плохо над ними работали. Вот старались бы, и всё у них бы получилось.

Но здесь снова есть лукавство. Потому что отношения могут быть разными. Кому-то удаётся встретить человека, с кем легко, спокойно и можно развиваться в одном ритме и в одном направлении. Но удачный брак на всю жизнь — скорее счастливое исключение. Шансы, что за свадьбой последует расставание, довольно велики. Например, в 2018 году на 893 тысячи браков в России пришлось 584 тысячи разводов.

Развод не означает, что пара плохо старалась сохранить семью
Иллюстрация: Анна Гуридова / Лайфхакер

Иногда сломанную вещь лучше выкинуть, а не чинить. А отношения не всегда стоят того, чтобы их сохранять. Допустим, вы едете на любимой машине и на повороте задеваете столбик. На двери царапина, но её легко заделать, и вы можете дальше наслаждаться поездкой. А бывает, что после аварии автомобиль всмятку и вы сами чудом спаслись. Попробовать его починить теоретически можно, но успех маловероятен.

С отношениями то же самое. В счастливом браке на некоторых виражах люди могут получить душевные царапины. Это будет почти не больно, и они быстро заживут. Но если человек стал участником невыносимого краш-теста, например, с предательством, насилием или просто чем-то для него неприемлемым, тронется ли этот автомобиль? Не будет ли это напоминать поездку без тормозов и подушки безопасности, когда любая неровность дороги может привести к крушению?

Узнайте
💔
6 вещей, которых не стоит ждать от брака

3. Развод — то, что происходит с «некачественными» людьми

Где-то есть специальные люди, с которыми происходят неприятности. Это их отчисляют из вузов, они теряют работу и разводятся, у них невоспитанные дети. Но вы-то хороший человек и всё делаете правильно, поэтому с вами такого никогда не случится. Так работает вера в справедливый мир: кажется, что все получают по заслугам.

На деле всё, конечно, не так. Часто события происходят просто потому, что происходят, а плохие вещи случаются и с хорошими людьми. Развод сам по себе не характеризует человека. Он просто свидетельствует, что у него были отношения, которые не сложились.

4. Развод означает, что человек изначально ошибался

Нередко расставание заставляет считать неудачными отношения целиком. Например, пара живёт в браке много лет, но в последние годы начинает ругаться и в итоге разводится. В процессе звучат фразы вроде «Я потратила на тебя лучшие годы своей жизни». Участники истории могут считать, что ещё тогда, на старте, выбрали не тех партнёров, и винить себя за это.

Отношения не равны их финалу. Здесь важен не результат, а процесс. Наверняка они не всегда были несчастливыми и многое принесли в вашу жизнь. Они её часть.

Но даже если вы действительно не разглядели партнёра как следует через розовые очки и поторопились, это всё равно не повод для самобичевания. В конце концов, если учёные тестируют гипотезу и она не срабатывает, они расстраиваются, но потом описывают результат в исследовании, делают выводы и продолжают эксперименты с учётом новых данных. Берите с них пример, и у вас всё обязательно сложится.

Читайте также
🧐
В паре с собой: кто такие синглы и подходит ли вам этот путь
Что делать, если вы разлюбили
«Когда мне будет 30, ему исполнится почти 50». Как разница в возрасте влияет на отношения
Обложка: Анна Гуридова / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары недели

15 товаров с AliExpress для тех, кому надоел интерьер дома

15 товаров с AliExpress для тех, кому надоел интерьер дома

Надо брать: демисезонные кроссовки от Baasploa со скидкой 69%

Надо брать: демисезонные кроссовки от Baasploa со скидкой 69%

Вещи для радости

10 вещей с маркетплейсов, которые порадовали нас на этой неделе

Робот-пылесос Roborock Qrevo C Pro

Флагманский робот-пылесос от Roborock отдают со скидкой 56% на AliExpress

10 популярных товаров с приличными скидками на AliExpress

10 популярных товаров с приличными скидками на AliExpress

Оформляем дебетовку с кешбэком до 15% за пополнение PS Store, Steam и Xbox

Оформляем дебетовку с кешбэком до 15% за пополнение PS Store, Steam и Xbox

Робот — мойщик окон от Divedeer

Дешевле 3 000 рублей стоит хороший мойщик окон прямо сейчас на AliExpress

Это интересно
Полезные подарки на 8 Марта: 3 пылесоса от Dreame со скидкой до 20 000 рублей

Полезные подарки на 8 Марта: 3 пылесоса от Dreame со скидкой до 20 000 рублей

Реклама
10 стыдных вопросов об ИИ в дизайне: отвечает креативный директор студии Redis Agency Павел Дергачёв

10 стыдных вопросов об ИИ в дизайне: отвечает креативный директор студии Redis Agency Павел Дергачёв

Как найти покупателей без помощи социальных сетей

Как найти покупателей без помощи социальных сетей

Культурный челлендж: 6 способов получить новые впечатления в этом году

Культурный челлендж: 6 способов получить новые впечатления в этом году

Комментарии
Outdoor & Offoad
18.01.21 23:45
именно это и значит ...
Sergei F
19.01.21 08:06
Кто-то еще верит в справедливый мир?
Полина Накрайникова
19.01.21 12:51
прекрасный текст
Нёладу Жёрднепыв
20.01.21 13:14
Брак - первый этап бракоразводного процесса. Нельзя же бросать процесс, не доведя его до конечного результата)
Александр Астахов
19.05.23 14:54
Идиот
Andrei Tsarev
24.03.21 22:26
Сейчас разводятся даже первые лица стран, о каком таком отношении к разводу вы пишете? Тем более, что сами даете данные, что в 2018 году на 893 тысячи браков в России пришлось 584 тысячи разводов. И даже после этого продолжаете нести чушь. Да плевать все хотели на то, что кто-то не так подумает, судя по цифрам. Перечитывайте иногда свои перлы.
Alex Ponomar
24.03.21 22:37
Ах, если бы люди были рациональными и измерялись в цифрах так легко и просто...
DKwA
17.09.21 07:41|изменено
А на мой взгляд, тот, кто говорит, что типа пара не пыталась сохранить отношения или еще что-то в этом роде, ошибаются изначально. Эти люди лезут туда, куда лезть в принципе не должны, не их дело, кто, что пытался или не пытался делать. Все живут так, как хотят жить, включая тех, кто будет говорить о браках других людей. Проблема в принципе в том, что многие любят говорить о том, о чем им в принципе не нужно задумываться. Лично я в принципе не интересуюсь браками чужих людей, заключили брак, отлично, их дело, развелись, тоже замечательно, опять же их дело. Даже не столь важно, что говорят о браке, особенно относительно тех заблуждений, которые привели вы. Дело в том, что в принципе не нужно, на мой взгляд, об этом говорить и думать. Впрочем, может быть дело в том, что я этим вопросом вообще никогда не интересовался, мне совершенно не интересно кто разводится или нет и почему они это делают.
Сергей Сергеевич
18.09.21 11:08
пампрафьти --не интересуюсь браками других людей
Александр Астахов
19.05.23 12:39
Все бы верно. Только после развода жизнь падает ниже плинтуса.
DKwA
21.05.23 20:32
Ну это уже зависит от человека. Очень часто, особенно если муж мразь, то у женщины качество жизни резко вырастает. Все зависит от человека и от ситуации. Сейчас все-таки не первобытное время, да и жизнь не та, что были несколько сотен лет назад. Поэтому и женщины без мужчины, да еще и с детьми вполне себе справляются (а что, если мужик целыми днями растекается по дивану, а женщина вынуждена работать, ходить по магазинам, кормить мужа, ухаживать за ребенком, работать по дому, то без такого муженька ей будет в миллион раз лучше и проще. Такие мужики жрут больше слонов, а кроме отходов больше ничего не производят, поэтому такого лучше бросить.). Да и с мужчинами все в общем также, научится, будет справляться. Ну а сопьется, так это не брак, ему никто не мешал спиться и в браке и такие скорее всего рано или поздно сопьются.
Полина Убасева
17.09.21 14:45
По поводу 1 причины. Люди не разводились, не потому что не хотели. Они бы развелись, если бы могли. Им приходилось страдать до конца жизни.
Сергей Сергеевич
18.09.21 08:45
В XVIII веке даже были в ходу так называемые разводные письма. В итоге, по данным переписи 1897 года -- Это ХIХ век.
Alex Ponomar
18.09.21 11:16
Это не связанные между собой факты.
Сергей Сергеевич
20.09.21 10:50
1897 год -- Это очень связано с ХIХ веком.
Alex Ponomar
20.09.21 14:43
Да.
Сергей Сергеевич
18.09.21 11:05
Так что,,,,,,,,,,,
Alex Ponomar
18.09.21 11:11
Нет.
Сергей Сергеевич
18.09.21 11:12
после так что -- не надо зомпентуйу ???
Alex Ponomar
18.09.21 11:16
Не надо.
Сергей Сергеевич
19.09.21 07:13
а зочэм учебники гавариат, что -- надо ?
Александр Тульский
19.09.21 14:28
Брак - это лишь официальное статус супругов, закреплённый в законе. До брака молодые тоже живут, тоже расходятся и сходятся, в принципе всё едино. Только вот приобретение такого правового статуса должно быть обдуманно. У нас в вузе был один преподаватель, который говорил: "чтобы вступить в брак молодым нужно присматриваться друг к другу минимум 5 лет, я следователь, поэтому присматривался к своей жене 3 года, прежде чем женится". Поэтому если вступили люди в брак, а потом расстаются, то это, минимум, означает, что один (или оба) супруг весьма ветреный. Может сглупил, летя в этот статус, а может и вовсе не может определиться в жизни. Поэтому негативный оттенок это всегда носит. Один может быть непостоянным, а другой довольно глупым. Потому и разводы считаются не очень хорошим мероприятием. И не только в христианском мире, но и по древним верованиям (а в верованиях очень ценились семейные узы, потому что боги были, по сути, нашими предками) брак считается довольно крепкой нерушимой силой для созревших для этого людей. Но есть много иных факторов. Например, если разводы слишком частые, то к этому человеку нужно присмотреться. Скорее всего, он брачный аферист или просто ужасно непостоянный человек с которым отношения лучше не строить.
Людмила Нестерович
27.10.21 23:12
Самое главное не написали. Для женщины развод - страх потерять статус замужней.
Александр Астахов
19.05.23 12:39
Дебильные оправдания. Развод - всегда крушение всех надежд. Это всегда означает, что человек ошибся. Почти всегда означает, что никогда больше не поднимется. Легкое отношение к разводу ошибочно. Это как считать вирус чумы несущественным. Надо стремиться до последнего сохранять семью - штамп в паспорте о разводе - равно смерть. Есть такое "Наставление по борьбе за живучесть судна" - всем рекомендую изучить, чтобы не оказаться со штампом разведен - т.е выброшен из жизни. А бред автора не читайте. Человек вообще не понимает что пишет. Хоть бы сопоставила статистику самоубийств со статистикой разводов. У меня из знакомых, все кто развёлся - никто хорошо не живет. Вот и делайте выводы разводиться или нет.
Ольга
09.09.23 05:03
Действительно дебильная статья! Для кого нужны эти оправдания? Моя жизнь - делаю с ней что хочу! Мне потом это расхлебывать. Вот и кому эти оправдания? Перед кем мне должно быть стыдно за развод? Перед бабками на лавочке? Да идут они лесом! Если перед собой? Тогда не убедительно! Только один пункт из этой статьи имеет место быть. Да, пара плохо старалась, может быть оба, может один. Здесь выше писали, ветренные люди не разобрались, быстро поженились, потому и разошлись. Другие говорят нельзя разводиться, надо терпеть, после развода самоубийства, плохо живут. А в браке люди не совершают суицид? А сколько людей гибнет от рук собственных супругов? Да НЕЛЬЗЯ склеивать то что разбилось и возможно не раз, нельзя терпеть отношения которые тебя ломают, угнетают, которые тебе некомфортны из-за какого-то там штампа в паспорте, социального статуса. Наша пара к браку шла 3 года, прожили официально почти 17 лет. И кто скажет ветренные не разобрались? Да первые лет 5 было все хорошо, а потом что-то случилось. Началось непонимание, стали отдаляться. Сначала пытались, не получалось наладить отношения. Он потом опустил руки, стал игнорировать мои попытки наладить отношения, и даже наоборот стал искать утешения на сайтах знакомств, жалуясь какая у него плохая жена, вместо решения проблем внутри. При чем совершенно не таясь. Жили в аду. А ради чего? Ради детей? Они не скажут спасибо за испорченную психику постоянными скандалами, какой пример если папа с мамой как кошка с собакой. Да, было страшно, куда, как я одна. Вот это беспокоило, а не то о чем вы там пишете. А после того как всё таки развод свершился, стало так легко и хорошо. Стала жалеть, что не развелась раньше. Второй звал замуж, наотрез отказалась. Была я там, нет там ничего хорошего, мне этот штамп в паспорте по барабану.
Alexander Smirnov
24.05.24 17:12
Не корректно рассказывать о причинах разводов царей/князей ,потому что от их брака, а точнее наличия здорового потомства зависела судьба целой страны. Цари/князья и их бояре это 0.1% всего населения. А как разводились простые люди,т.е. большинство "замяли". Не было разводов в большинстве своём. Не корректное сравнение с одеждой из синтетики, за уши притянуто почти всё.)))
Что вы могли пропустить
Можно ли любить двоих
Можно ли любить двоих
0
5 марта
Отношения
Отношения
Как отрастить «толстую кожу», чтобы легче переносить стресс в отношениях
Как отрастить «толстую кожу», чтобы легче переносить стресс в отношениях
0
3 марта
Отношения
Отношения
Что такое супружеский долг и обязательно ли его «выплачивать»
Что такое супружеский долг и обязательно ли его «выплачивать»
0
27 февраля
Отношения
Отношения
Какими бывают флаги в отношениях кроме красных и как в них не запутаться
Какими бывают флаги в отношениях кроме красных и как в них не запутаться
0
24 февраля
Отношения
Отношения
От чего зависит типаж в отношениях и можно ли его поменять
От чего зависит типаж в отношениях и можно ли его поменять
0
23 февраля
Отношения
Отношения
Она принцесса, он Шрек: что такое swag gap и может ли разный стиль партнёров разрушить отношения
Она принцесса, он Шрек: что такое swag gap и может ли разный стиль партнёров разрушить отношения
0
23 февраля
«Горящая изба»
Отношения
Чем маленькая любовь отличается от большой и какая из них важнее
Чем маленькая любовь отличается от большой и какая из них важнее
0
22 февраля
Книги
Отношения
10 фраз, которые помогут извиниться, если вы оказались неправы
10 фраз, которые помогут извиниться, если вы оказались неправы
0
21 февраля
Отношения
Отношения
10 важных показателей в отношениях, за которыми надо регулярно следить
10 важных показателей в отношениях, за которыми надо регулярно следить
0
18 февраля
Отношения
Отношения
Почему стратегия «словами через рот» не гарантирует счастья в отношениях
Почему стратегия «словами через рот» не гарантирует счастья в отношениях
0
16 февраля
Отношения
Отношения
4 причины не переживать, если День святого Валентина проходит в одиночестве
4 причины не переживать, если День святого Валентина проходит в одиночестве
0
14 февраля
Отношения
Отношения
16 фраз, которые помогут рассказать о любви без слова «люблю»
16 фраз, которые помогут рассказать о любви без слова «люблю»
0
13 февраля
Отношения
Отношения
Как романтическая ностальгия помогает преобразить отношения
Как романтическая ностальгия помогает преобразить отношения
0
12 февраля
Отношения
Отношения
17 идей бесплатных или очень бюджетных свиданий
17 идей бесплатных или очень бюджетных свиданий
11 февраля
«Горящая изба»
Отношения
5 подарков на День святого Валентина, которые приблизят к мечтам
5 подарков на День святого Валентина, которые приблизят к мечтам
0
10 февраля
Отношения
Отношения

Новые комментарии

Аватар автора комментария
delight2 часа назад

0 / 0

Нужный пост перед 8 Марта
Как правильно делать куннилингус
Аватар автора комментария
Lynch Time4 часа назад

0 / 0

Ради этого коммента я зашёл через Гугл!!! Гемини сказал, что лучше так "Технохитрость: как прочитать удаленное сообщение в мессенджерах на Android." С точки зрения новых норм (ФЗ-53 и ФЗ-168), такой заголовок находится в «серой зоне», но для официальных СМИ или рекламных интеграций он выглядит рискованно.
Технолайфхак: как прочитать удалённое собеседником сообщение в месенджерах на Android 
Аватар автора комментария
Третьяков Александр4 часа назад

0 / 0

Понятие время. Это энергия? Может быть поле? Может беспрерывный поток частиц? Часы это механизм работающий на электронной основе или механической. Влияет ли время на часы? Безусловно, проходит время и часы остановятся. Но что оказало влияние на остановку часов? Распрямилась пружина, закончился заряд батареи. Но где доказательство существования времени как поля, потока, волны? Нету? Время рождается в уме наблюдателя следящего за разрушением химических, физических, биологических процессов. Разрушение же будет всегда. Правда наблюдатели будут меняться. Так существует время? Так торсионное поле это некое поле содержащее в себе информацию. (По крайней мере так предполагают). И тут следует задать вопрос, время существует везде? Предположу, что да, везде. Но его регистрирует некий наблюдатель, пока у него есть время на эту регистрацию. Но разговор все же о торсионном поле. Существует ли оно? Эдгор Кейси, Ванга и еже с ними. Может подключение к этому полю могут осуществлять очень малое количество людей, что не возможно вывести какой то статистики? Ну это если верить в предсказателей.
Что такое торсионные поля и существуют ли они на самом деле
Аватар автора комментария
Horugvi7 часов назад

0 / 0

спроси
Личный опыт: 4 месяца с iPhone 17 — лучшим и скучнейшим айфоном 2026 года
Как найти покупателей без помощи социальных сетей

Как найти покупателей без помощи социальных сетей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях