Мне доводилось наблюдать становление нескольких бизнесов и немного поучаствовать в этом. Они были связаны с интернетом и рекламой и работают до сих пор в среде с высокой конкуренцией, в стремительном потоке информации и технологий, и отличаются достаточно большой текучкой кадров — молодые приходят, учатся и строят свои бизнесы. Иногда, когда вы только начинаете, то даете себе поблажку, объясняя всё простой фразой: «Я делаю стартап», и не выставляете процессы на правильные рельсы. Вы не ставите систему коллективной работы, не внедряете CRM (систему работы с клиентами).

Если вы изучите западный стартап-рынок, посетите презентации молодых предпринимателей, то почти всегда услышите, что в их бизнес-план заложено внедрение системы автоматизированной работы внутри команды и системы контроля взаимоотношений с заказчиками и партнерами. С первого дня, с первой задачи всё документируется и систематизируется. Нам стоит и для себя перенимать этот опыт.

Часто у вас нет на это времени, и вы считаете это мелочами. Но именно эти «мелочи» срывают первые судьбоносные продажи, плодят непродуктивность ещё не слишком большого коллектива и порождают излишние почтовые цепочки во внутренних коммуникациях.

Откладывать внедрение таких продуктов можно было несколько лет назад, когда это был вопрос покупки серверов, коробок с ПО, аренды админовремени. Сегодня лучшие системы для любого интернет-бизнеса находятся в облаке, и вам нужно просто разрешить себе попробовать их. Мы расскажем на примере отечественного продукта Мегаплан, как начинать внедрение систем автоматизированной работы в стартапе, который вы строите как бизнес.

Свои первые задачи вы можете ставить при помощи Таск-менеджер, который доступен для использования совершенно бесплатно. Ограничения для стартапа несущественны: 700 активных задач, 7 сотрудников и 50 активных проектов. Ваши задачи и созданные проекты уже будут систематизированы с первого дня. Если ваш стартап станет прибыльным бизнесом и вырастет за пределы этих ограничений, вы с легкостью переключитесь на версию, ничем вас не ограничивающую — 61 рубль за каждого сотрудника в месяц. Это дешевле кофе или пачки сигарет. И помните, что вы с самого первого дня в Мегаплане и мучительный переезд вам не грозит. Не нужно никого переучивать и самому отвлекаться от главного — вашей цели.

Начинайте вести клиентов с первого дня. Нет неважных заказов, и никто не вспомнит, что обещал тот парень на вашей первой выставке. Не надейтесь на визитку и пометки, сделанные в баре. Ведите клиентов, и они выведут ваш бизнес из стадии стартапа быстрее, чем вы можете себе представить. Начните с бесплатной CRM от Мегаплана, которая позволяет вести 200 открытых сделок, 500 активных задач и 7 сотрудников. Когда будете готовы перейти на более активный уровень работы с клиентами вашего проекта, то лицензия на одного сотрудника обойдется вам в 203 рубля в месяц. И помните, все клиенты с вами с первого дня, равно как и все их взаимоотношения с вашими коллегами.

Есть у Мегаплана и другие продукты — это Совместная работа (Организация совместной работы и управление сотрудниками) и Бизнес-менеджер (Комплексная система управления компанией). Они позволяют выстроить совместные коммуникации внутри разросшейся команды и внедрить современный финансовый учет в компании. Эти инструменты, может, и не пригодятся с самого первого дня, но они отлично будут интегрированы с данными, которые ваша компания накопит за всё время своей жизни. Клиенты будут переданы финансовому отделу, а продажи не будут конфликтовать с продуктовым отделом и т.д.

Постарайтесь не думать о системах управления задачами и CRM как о чем-то «корпоративном» и ненужном. Внедряйте их органично, начиная с бесплатных и доступных решений, и они станут опорой, а не помехой для роста вашего проекта, который так вдохновляет вас и вашу молодую команду.

Обзор продуктов Мегаплана на Лайфхакере

Начать вместе с Мегапланом свой проект