Давайте посмотрим правде в глаза. Счастье и работа редко шагают рука об руку. Исследование 2013 года, в котором участвовали 180 миллионов человек, показало, что счастливыми на работе себя чувствуют только 13% респондентов.

И эти тринадцать процентов в два раза продуктивнее, в шесть раз лучше организованы, а их мотивация и вовсе в 36 раз выше, чем у прочих.

Хорошие новости: счастье зависит от генетики только на 50%. Остальная половина в ваших руках.

Чтобы сделать себя счастливым, нужно найти свой собственный рецепт. Когда у вас получится, всё остальное сложится само собой. А счастье улучшает не только настроение, но и самочувствие.

Главный навык, который помогает счастливым людям радоваться жизни, — эмоциональный интеллект. Тестирование с участием миллиона людей показало, что эмоциональный интеллект включает режим счастья. Исследования помогли вычислить 16 способов, которые помогают стать счастливыми на работе людям с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

1. За своё счастье отвечаете вы сами

В любой бесперспективной ситуации у вас два выхода: всё изменить или продолжать тянуть лямку. Что бы вы ни выбрали, помните: только от вас зависит ваше счастье. Вспоминайте об этом каждый раз, когда окажетесь в тупике.

2. Не зацикливайтесь на том, что не можете изменить

Конечно, полезно знать, как экономический кризис в Греции влияет на политику США, или уметь оценить перспективу слияния вашей компании с крупным конкурентом. Но одно дело — понимать процессы, другое — постоянно переживать из-за них. Счастливые люди хорошо информированы и готовы к неожиданностям, но они никогда не станут волноваться, если им за это не заплатят.

3. Не сравнивайте себя с другими людьми

Если ваше удовлетворение и радость зависят от результатов сравнений себя с другими, то мастером счастья вы не станете. Когда вы закончили дело и чувствуете себя на высоте, не позволяйте никому отнять это ощущение.

И хотя невозможно вовсе не реагировать на чужие замечания, нужно учиться, во-первых, не начинать сравнения первым, а во-вторых, принимать чужое мнение с долей скептицизма. Неважно, что думают или делают окружающие. Ваше самоуважение должно всегда оставаться при вас. Неважно, что о вас подумают сейчас или потом. Главное, их мнение никак не влияет на реальность.

4. Награждайте себя

Напряжённая работа — важное занятие, но если не устраивать перерывов, то о счастье можно забыть. Исследование, проведённое среди врачей-рентгенологов, показало: количество точных диагнозов возрастает, если перед просмотром снимков пациентов доктора дают себе поощрение. В Корнелльском университете доказали: маленькие награды делают человека щедрым, дружелюбным и счастливым.

Маленькие радости помогают концентрироваться на работе и делать больше, чем обычно.

Поощрения непроизвольно активируют центры удовольствия. Хорошо работают мелкие награды: прогуляться по улице или съесть что-то вкусное.

5. Занимайтесь спортом среди рабочей недели

Когда наше тело двигается в течение 10 минут, активизируется выработка гамма-аминомасляной кислоты, нейромедиатора удовольствия. Люди, которые занимаются спортом в течение недели, отмечают улучшение настроения, повышение показателей работы и более лёгкое управление временем. Выгода от постоянных занятий намного перевешивает потери времени на сами упражнения.

6. Не осуждайте и не сплетничайте

Злословие и сплетни — верные спутники уныния. Пока вы перемываете кому-то кости, это, конечно, увлекательно. Зато потом появляется чувство вины и раздражительность. Когда соберётесь снова о ком-то посудачить, вспомните старый способ: обращайтесь с другими так, как хотите, чтобы они обращались с вами.

7. Осторожнее относитесь к ссорам

Люди с развитым эмоциональным интеллектом знают, как важно бывает отложить битву на завтра. Когда происходят конфликты, неконтролируемые эмоции могут дать чувство ложной уверенности и подтолкнуть к ссоре, в которой вы можете пострадать и попрощаться с хорошим настроением.

Когда вы умеете распознавать и контролировать эмоции, то можете грамотно подходить к конфликтам и отстаивать свои позиции.

8. Не обманывайте себя

Переступать через себя ради достижения успеха — верный путь к разочарованиям. Насилие над собственными стандартами приводит к сожалениям и потере мотивации. Знайте, когда нужно настоять на своём и отказаться от дела, которое не должны выполнять. Если не можете решиться, найдите минутку и запишите на бумаге свои принципы и ценности. Это поможет настроить моральный компас.

9. Избавьтесь от беспорядка

Не нужно напоминать, сколько времени вы проводите на работе, поэтому и место вокруг вас должно хорошо выглядеть. Нужно создать пространство, которое подбодрит и вдохновит. Фотография семьи, цветок или награда, которой вы гордитесь — разместите их на своём столе, чтобы всегда помнить о них. Избавьтесь от макулатуры и барахла, которые не приносят ничего полезного и позитивного в вашу работу.

10. Помогите кому-нибудь

Время, потраченное на помощь коллегам, сделает вас счастливым. Процесс помощи другим людям провоцирует выработку серотонина, окситоцина и дофамина — гормонов, отвечающих за счастье. Исследования Гарвардского университета показали, что работники, помогающие другим, в 10 раз лучше концентрируются на работе и на 40% чаще получают повышения. Это исследование подтвердило, что люди, занятые общественной работой, намного легче переносят сильные стрессы. До тех пор, пока вы не перегружаете себя, содействие коллегам — средство для получения счастья.

11. Учитесь входить в состояние потока

Работа университета в Чикаго, посвящённая продуктивности, выявила, что люди, которые умеют концентрироваться и входить в так называемое состояние потока, пожинают лучшие плоды своего труда.

Поток — это состояние, в котором вы настолько погружены в работу или проект, что не замечаете, как протекает время, и не обращаете внимания на раздражители. Поток часто описывают как пьянящее чувство, когда вы одновременно ощущаете эйфорию и гордость за своё мастерство. Итог — не только хорошее настроение и результат работы, но и приобретённые новые навыки.

Ключ к достижению состояния потока — грамотно спланированные задачи и правильно выбранные краткосрочные цели, которые позволяют развиваться вашим сильным сторонам. Когда вы работаете над такими задачами, ваша концентрация усиливается, и постепенно вы входите в поток, а в нём находите продуктивность и счастье. Ставьте цели на каждый день и экспериментируйте с расписанием, пока не найдёте свою формулу вхождения в поток.

12. Больше улыбайтесь и смейтесь

Мы можем управлять эмоциями, просто меняя свою мимику. Исследования, проведённые в Германии, показали: группа испытуемых, которые держали во рту ручки во время просмотра мультфильма (чтобы это сделать, нужно было улыбаться), сочла показанный ролик более смешным, чем контрольная группа.

Неважно, вы улыбаетесь, потому что вам весело, или вам весело, потому что вы улыбаетесь. Когда настроение оставляет желать лучшего, остановитесь и улыбнитесь. Или посмотрите забавное видео. И такая мелочь может перевернуть день.

13. Держитесь подальше от недовольных

Нытики и вечно всем недовольные люди ужасно влияют на окружающих, потому что полностью погружены в свои проблемы и не собираются искать выход. Они хотят всех затянуть в своё болото, чтобы за счёт этого почувствовать себя лучше. Многие поддаются их давлению и участвуют в разговорах, чтобы не показаться грубыми. Но нужно чётко разграничивать сочувствие и способность выслушать человека и принятие эмоционального настроя. Избежать расстройства можно, только установив границы. Сравните: если кто-то курит, вы будете весь день сидеть рядом и вдыхать дым? Нет, вы отойдёте в сторону. Так же надо поступать и с недовольными. Спросите, как они собираются решать проблемы. Нытик сразу же либо замолчит, либо направит разговор в конструктивное русло.

 14. Смейтесь над собой

Когда вы слишком серьёзно относитесь к себе и к работе, это мешает получать удовольствие от процесса. Не бойтесь быть смешным. Смех над собой помогает расположить к себе окружающих, потому что они видят в вас скромного и здравомыслящего человека. И у них пропадает повод смеяться за спиной. Счастливые люди умеют поддержать самооценку с помощью чувства юмора и объективности.

15. Учитесь быть благодарными

Легко впасть в отчаяние, когда всё идёт не так, как было задумано. Иногда лучший способ уйти от негатива — сесть и подумать, за что вы благодарны. Воспоминания о том, что улучшает ваше настроение, снижают выработку гормона стресса примерно на 23%. Это подтверждается исследованиями Калифорнийского университета.

16. Нужно верить в то, что лучшее впереди

Мало просто повторять, что всё лучшее ещё впереди — нужно в это поверить. Оптимизм влияет на все сферы жизни через чувство самоэффективности. Наше восприятие устроено так, что прошлое всегда преувеличивается, а на этом фоне настоящее меркнет. Это ощущение может привести к тому, что вы перестанете верить, что в будущем вас ждёт что-то лучшее, чем то, что уже случалось. Не делайте глупостей. У будущего запасён для вас мешок подарков.

Следуйте этим советам, чтобы повысить эмоциональный интеллект и найти счастье на работе. Возвращайтесь к ним, когда почувствуете себя не в своей тарелке.

А вы что делаете, чтобы стать счастливыми на работе?