Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Новости
Жизнь
Рецепты
Здоровье
Кино
Технологии
Покупки
Лучшее
Новости
Жизнь
Рецепты
Здоровье
Кино
Технологии
Покупки
Бежим с Лайфхакером
Добрые новости
Стыдные вопросы
Есть мнение
Норм или стрём
Личный опыт
Объясняем за минуту
Сервисы
Жизнь
2 октября 2022

Правда ли, что мы сопереживаем животным больше, чем людям

Исследования доказывают, что страдания животных могут вызывать у нас больше сочувствия, чем человеческие. Но всё не так однозначно.
Фото автора Андрей Вдовенко
Андрей Вдовенко

Эмпатия к животным

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что говорит наука о нашей эмпатии к животным

В 2017 году американские социологи Джек Левин и Арнольд Арлюк провели эксперимент в Северо‑Восточном университете США. 256 студентам предложили прочитать один из нескольких вариантов статьи о жестоком избиении. Всего разновидностей текста было четыре.

В первом варианте пострадавшим был взрослый человек, во втором — ребёнок, в третьем — взрослая собака, а в четвёртом — щенок. После прочтения студентам предлагали оценить свой уровень сочувствия, ответив на вопросы анкеты. Результаты в среднем показали такой порядок распределения сострадания (от большего к меньшему):

  • Ребёнок.
  • Щенок.
  • Собака.
  • Взрослый человек.

При этом сочувствие ко взрослому человеку было значительно ниже, чем к остальным, а уровни сопереживания ребёнку и щенку (и взрослой собаке в чуть меньшей мере) оказались почти одинаковыми.

Также в своём исследовании Левин и Арлюк ссылаются на другие известные прецеденты, когда животные вызывали больше сочувствия, чем люди. Так, в 2015 году в Великобритании запустили два варианта одной социальной рекламы: «Вы бы отдали 5 фунтов, чтобы спасти Харрисона от долгой и мучительной смерти?» На первом баннере была фотография страдающего миодистрофией Дюшенна восьмилетнего Харрисона Смита, а на другом — собаки. Второе изображение набрало в два раза больше кликов.

Также социологи приводят в качестве примера историю, случившуюся годом раньше. Тогда пользователи интернета собирали деньги на услуги юристов, чтобы спасти от усыпления питбуля, искалечившего четырёхлетнего ребёнка из Аризоны. Через пару недель страница в Facebook*, посвящённая защите собаки, набрала 40 000 лайков — в отличие от 500 лайков на странице с поддержкой мальчика.

Почему так происходит

Специалист в области антрозоологии и предотвращения насилия над животными Ариан Матамонаса, комментируя вышеперечисленные случаи, отметила разный подход к освещению этих событий. По её мнению, в СМИ акцент чаще делается на виновниках преступления, а не на личных историях жертв.

Это, считает Ариан, делает нас менее восприимчивыми к человеческим трагедиям. Также большую роль играет то, осознаём ли мы уязвимость и невиновность пострадавшего. Кроме того, чем больше количество жертв, тем меньше человек испытывает к ним сострадания.

Член кафедры социологии Калифорнийского университета Кэти Пинто добавляет к этому факт, что мы до сих пор считаем, что жертвы (люди) виноваты в том, что с ними произошло, и осуждаем их за это. То есть если у нас нет сомнений в том, что ребёнок или животное не заслужили насилия, то в отношении взрослых мы часто считаем, что они сами нарываются на неприятности. Всё это делает нашу реакцию на жестокое обращение с животными более острой.

Почему мы любим животных

Мы действительно любим животных — в некоторых случаях даже больше, чем людей.

Особая роль в этом принадлежит процессу разведения животных‑компаньонов — домашних питомцев. Лучшие условия жизни, чем в дикой среде, и многолетняя селекция привели к проявлению у них неотении — сохранению детских черт во внешности и в характере у взрослых особей. К неотеническим признакам можно отнести висячие уши, большие глаза, округлый лоб, игривость и меньшую агрессивность.

Эмпатия к животным
Сравнение черепов серого волка и чихуа‑хуа. Фото: Dmccabe / Wikimedia Commons

При этом одна из теорий утверждает, что неотения сыграла весомую роль в эволюции человека как биологического вида. Поэтому питомцы пробуждают в нас те же материнские и отеческие чувства, что и дети. Это подтверждено, например, МРТ‑исследованиями.

Также большое влияние на нашу привязанность к питомцам оказывает их модель поведения. Животные гораздо охотнее и нагляднее, чем люди, демонстрируют свои реакции и ожидания. Это создаёт у нас уверенность в их преданности — хотя кошки и собаки могут так же дружелюбно и ласково вести себя с совершенно посторонними людьми.

Почему наша эмпатия к животным избирательна

Новости о насилии над животными быстро распространяются по Сети, привлекая много внимания и рождая бурную реакцию.

Громкая история произошла в 2015 году в национальном парке Хванге в Зимбабве. Тогда был убит лев Сесил — настоящая гордость и живая достопримечательность парка. Его застрелил любитель трофеев, стоматолог Уолтер Палмер, заплативший 50 тысяч долларов профессиональному охотнику Тео Бронкорсту за возможность убить зверя.

Животное сначала ранили из лука, а спустя 40 часов добили из ружья. Затем льву отрезали голову и сняли с него шкуру. Никаких последствий по закону для Палмера и Бронкорста не было, так как собиратель трофеев имел лицензию на охоту.

Почему наша эмпатия к животным избирательна
Лев Сесил в 2010 году. Фото: Daughter#3 / Wikimedia Commons

Чуть раньше общественность всполошили новости о том, что в датских зоопарках жирафов, не способных размножаться, убивают и скармливают львам.

Но это лишь отдельные случаи. За бортом человеческого внимания остаётся множество проявлений каждодневного насилия над животными: цирки, дельфинарии, детский садизм. По сути, как считает редактор журнала Society and Animals Кеннет Шапиро, мы испытываем сострадание только к домашним питомцам и отдельным жертвам: убитому браконьерами тигру, выброшенному на берег киту и так далее. А огромной массе животных, выращенных на мясных фермах, или тем, на которых тестируют косметические средства, большинство из нас редко сопереживает. Всё это говорит о том, что наша любовь и эмпатия к животным проявляются избирательно.

Что такое спесишизм и почему он даёт повод усомниться в нашем сочувствии животным

Кэти Пинто заявляет, что в обществе существует множество сложных вопросов об отношении людей к животным, по которым до сих пор нет консенсуса. Можно ли, не убивая диких зверей, при этом заставлять их выступать в цирках? Этично ли выращивать животных лишь для того, чтобы их съесть? На каких зверей можно охотиться, а на каких — нет и почему так? Можно ли заводить, дарить и продавать домашних животных, не заботясь об их дальнейшей судьбе?

Признание неравенства отношений между животными и людьми послужило основой для теории спесишизма, или видовой дискриминации. Согласно ей, человек как биологический вид ущемляет интересы и права других биологических видов — животных и растений.

Спесишисты считают, что никакого превосходства человека над другими биологическими видами нет и не должно быть, а также критикуют антропоцентризм — представление о том, что только человек обладает свободой воли и способностью мыслить и чувствовать.

Концепция спесишизма появилась в 70‑х годах XX века в трудах Питера Сингера и Ричарда Райдера, выступивших с критикой антропоцентризма. Они утверждают, что принцип равенства должен распространяться не только на людей, но и на всех живых существ. И соответственно, наличие прав только у людей приравнивает спесишизм, по мнению его сторонников, к расизму, сексизму и другим формам дискриминации.

Проявлениями такого угнетения спесишисты считают эксперименты на животных, промышленное животноводство и забой скота, садистские виды спорта (например, корриду или родео), добычу меха и кожи зверей.

Спесишизм, несмотря на то что его критикуют как с научных, так и с философских позиций, ставит перед человечеством важный вопрос: «Почему мы с любовью и сочувствием относимся, например, к собакам, но не испытываем подобных чувств к коровам, которых едим? В чём принципиальная разница между ними?»

Эмпатия к животным и спесишизм
Фото: Whoistheroach / Wikimedia Commons

Каково наше отношение к животным на самом деле

Говорить, что страдания животных волнуют нас больше, чем человеческие, — неверно, считает Кеннет Шапиро.

В качестве примера можно привести случай с миллионами датских норок, уничтоженных совсем недавно. Виноваты ли они в том, что заразились коронавирусом? Нет. Но какое это имеет значение, если их всё равно должны были пустить на мех? Вся эта история не получила бы такой огласки, если бы их просто продолжали планомерно использовать для шуб и шапок. Если взглянуть на ситуацию в целом, то говорить о большем сострадании к животным, чем к людям, не приходится.

И независимо от нашего отношения к животным у нас всё ещё нет убедительного ответа на вопрос: «А чем же мы от них так существенно отличаемся?» В конце концов, осознание того, что животные тоже разумные существа и они могут испытывать страдания, делает нас самих более человечными.

Читайте также
🐶🐮🌿
Почему цирки и дельфинарии — издевательство над животными
10 заблуждений про животных, в которые вы верите совершенно напрасно
Что делать, если вы подобрали животное на улице
Смеющаяся крыса, хихикающий дельфин: есть ли у животных чувство юмора
Чем человеческий мозг отличается от мозга животного

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Обложка: кадр из фильма «Жена смотрителя зоопарка»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Это интересно
Безопасные покупки: как Ozon бережёт вас от мошенников

Безопасные покупки: как Ozon бережёт вас от мошенников

Реклама
Семейный туризм без перегруза: как организовать отдых и куда поехать с детьми в России

Семейный туризм без перегруза: как организовать отдых и куда поехать с детьми в России

ИГРА: Каким покупателем вас видят магазины

ИГРА: Каким покупателем вас видят магазины

«Счастье в тарелке оставишь»: как семья и общество могут способствовать подростковому ожирению

«Счастье в тарелке оставишь»: как семья и общество могут способствовать подростковому ожирению

Комментарии
Дмитрий Сажко
12.12.20 02:08
Мне очень понравилась фраза "животные - тоже разумные существа". Это на полном серьёзе сказано?
Владимир
12.12.20 07:58
А какие могут быть сомнения? Разве есть какой-то конкретный критерий, определяющий разумность? У тех же приматов ведь явно есть некий разум.
Дмитрий Сажко
12.12.20 11:50|изменено
У приматов есть. Особенно у тех приматов, которые люди. Только приматы - это не все животные на свете, как мне кажется.
Владимир
12.12.20 13:06|изменено
Ну так, присутсвие разума не ограничивается приматами. Чем они так кардинально отличаются?
Дмитрий Сажко
12.12.20 13:58|изменено
У многих животных даже самосознания нет. Такие искренне верят, что отражение в зеркале - это другая особь их вида.Зачатки разума есть у приматов и дельфинов. Насколько мне известно, это все.Хотя знаете, ладно, животные обладают разумом, хорошо, не буду спорить. Пойду извинюсь перед котлетами за то, что их приготовил.
Владимир
12.12.20 18:03
Ну не обязательно же уподобляться спесишистам )Кстати, раз они за равенство людей и животных, а животные спокойно убивают и едят других животных (даже себе подобных), то что плохого в промышленном животноводстве? Или люди всё же выше животных и должны как-то по-особому к ним относиться?
Alex Ponomar
12.12.20 18:31
Это вопрос из области морали без очевидного правильного ответа. Например, можно сказать, что животные не выращивают других животных себе на прокорм :)
Владимир
12.12.20 18:50|изменено
Ну это лишь потому, что не могут) Хотя, возможно, некоторые и делают нечто подобное. Да и потом, для нас это вынужденная мера.Ну и да, у человека, очевидно, всё же более развита мораль. Так что, выходит, что человек всё же не равен животным.
Дмитрий Сажко
12.12.20 22:08
Муравьи тлю разводят, а потом ее облизывают, чтобы сахар добывать. Спрашивают ли они мнение тли?
Ким
03.10.22 03:50|изменено
Животным движут инстинкты, а человек выбирает что делать. Не приравнивайте инстинкт ко злу, которое может творить человек по собственной воле.
Дмитрий Сажко
12.12.20 22:07
Люди выше животных и должны их есть и содержать в качестве питомцев для забавы.
Ким
03.10.22 03:40|изменено
какой-то вы не очень развитый и образованный.. имеете ли вы право на существование?.. (если что, это подкол) не укладывается в голове, что есть такие люди.. или это просто тролль?..
Борис Попов
12.12.20 12:02|изменено
"Разве есть какой-то конкретный критерий, определяющий разумность?"Есть. Количество нейронов.
Владимир
12.12.20 13:17
Кем и как это подтверждено, что это влияет на разум? И какое количество необходимо для разума? В википедии вот пишут, что у слона раза в три больше нейронов, чем у человека. У гринды вдвое больше нейронов в коре больших полушарий. Значит, они разумней людей?
Борис Попов
12.12.20 16:43
Учёными и здравым смыслом. Конечно, ответ немного (намного) сложнее. :) Значение имеют не только количество, но и организация. Но в целом наблюдается очевидная тенденция. Кроме коры, у человека есть и новая кора (неокортекс) и прочие прелести."Слон (как азиатский, так и африканский) имеет очень большой и сложного строения неокортекс, который по сложности строения уступает только людям, шимпанзе и дельфинам. На канале Discovery было показано прохождение слонами IQ-теста: их IQ достигал 20."Сложность нервной сети определяет уровень "разума". Чем "мощнее" "компьютер", тем лучше он работает.Вот чему нас учит Википедия:"Разум — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения. По смыслу соответствует латинскому слову «intellectus» — понимание — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, понимания и применения абстрактных концепций, использования своих знаний при взаимодействии с окружающей средой. "
Владимир
12.12.20 17:39
На сколько я знаю, учёные полагаются на опыты и эксперименты, а не на здравый смысл. Так разум определяется неокортексом? Но ведь это не отдельный орган, который либо есть, либо нет. У животных он тоже имеется. IQ-тесты вообще не показатель - аборигены в Африке их так же с треском проваливают. Но они ведь разумны.Судя по определению, у некоторых животных разум всё же есть.
Андрей Вдовенко
12.12.20 17:47
Насколько я знаю, единственный критерий — это способность к абстрактному мышлению.
Владимир
12.12.20 18:18
Ну у человекообразных обезьян она есть. И у других животных в некоторой степени.
Андрей Вдовенко
12.12.20 07:59
А что с этой фразой не так?Есть на Ютюбе канал "Всё как у зверей", посмотрите, если есть желание, удивитесь, сколько у нас с животными общего :)
Дмитрий Сажко
12.12.20 11:49|изменено
У нас с животными, считай, все общее, мы сами животные, хомосапиенсы из отряда гоминидов. Только животные животным рознь. Я реально не понимаю, почему должен относиться к коровам, как к равным себе и заслуживающим того же уровня сострадания созданиям.
Андрей Вдовенко
12.12.20 17:42
Ну так Вы сами сказали, что мы тоже животные. В таком случае, разве мы не должны сострадать таким же живым созданиям?
Дмитрий Сажко
12.12.20 22:12
Нет, не должны. Мы должны сострадать нашим близким и нашему окружению, а также тем, кто может принести нам пользу. Эмпатия развилась естественным путем. И у шимпанзе есть эмпатия к другим членам их групп, что не мешает им убивать и есть мелких мартышек.Животные, по крайней мере стайные, проявляют эмпатию к своим детенышам и сородичам, но жрут других животных.Так что нам следует проявлять сострадание к людям (и то не всем)… а животных использовать для пропитания, защиты и развлечения.
Ким
03.10.22 03:54
Вы наверно удивитесь, но животные тоже умеют чувствовать и не надо приравнивать животных, которые движимы инстинктами к людям, которые могут творить зло или добро совершенно осознанно.
Борис Попов
12.12.20 02:15
"В конце концов, осознание того, что животные тоже разумные существа и они могут испытывать страдания, делает нас самих более человечными."Поэтому мы предпочитаем издеваться над себе подобными... Совсем не это делает человеческое существо человеком."Что говорит наука о нашей эмпатии к животным"Неужели кто-то испытывает эмпатию к крысам, крокодилам, паукам и пиявкам?
Андрей Вдовенко
12.12.20 07:57
Между "человечнее" и "человечными" есть серьезная разница.И да, люди, которым нравятся крокодилы с пауками есть, Николай Николаевич Дроздов, например. Он любит всех =)
Борис Попов
12.12.20 12:04
Разница, конечно, есть. И находится она в мозгах разных людей. Большинство не любит ни крокодилов, ни Дроздова. :)
Андрей Вдовенко
12.12.20 17:42
Дроздова нельзя не любить, он — душка =)
(0_0) Олег
12.12.20 10:23|изменено
"мы до сих пор считаем, что жертвы (люди) виноваты в том, что с ними произошло, и осуждаем их за это." Дело не в том, виноваты ли жертвы, а в том, ответственны ли жертвы за себя и свои поступки
Таня Иванякова
23.02.25 09:50
Спесишизм = зоошиза. Все понятно с такими людьми.
Что вы могли пропустить
«Не бери телефон, детка»: как дофаминовое меню помогает остановить бесконечный скроллинг ленты
«Не бери телефон, детка»: как дофаминовое меню помогает остановить бесконечный скроллинг ленты
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
Чем отличается туалетная вода от духов, парфюмерной воды и одеколона
Чем отличается туалетная вода от духов, парфюмерной воды и одеколона
0
12 июня
Жизнь
Ликбез
Норм или стрём: громко включать музыку в машине
Норм или стрём: громко включать музыку в машине
0
11 июня
Жизнь
Жизнь
7 неочевидных способов избавиться от загрязнений в доме
7 неочевидных способов избавиться от загрязнений в доме
9 июня
«Горящая изба»
Жизнь
Почему быть «хорошим» и «добрым» — это не одно и то же
Почему быть «хорошим» и «добрым» — это не одно и то же
0
9 июня
Жизнь
Жизнь
6 неявных сигналов, что вы попали в ловушку собственной эмпатии
6 неявных сигналов, что вы попали в ловушку собственной эмпатии
0
9 июня
Жизнь
Жизнь
16 идей, чем заняться в ванне, если просто так валяться скучно
16 идей, чем заняться в ванне, если просто так валяться скучно
0
6 июня
Жизнь
Жизнь
Как организовать PowerPoint-вечеринку и вывести веселье на новый уровень
Как организовать PowerPoint-вечеринку и вывести веселье на новый уровень
0
5 июня
Жизнь
Жизнь
Дружба длиной в тысячи километров: как я поддерживаю близкие связи на расстоянии
Дружба длиной в тысячи километров: как я поддерживаю близкие связи на расстоянии
0
2 июня
Жизнь
Колонка
«Реши за меня» — беспристрастный сервис, который сделает выбор за вас
«Реши за меня» — беспристрастный сервис, который сделает выбор за вас
2 июня
Жизнь
Жизнь
Как сделать жизнь в своём районе комфортнее: 6 простых способов
Как сделать жизнь в своём районе комфортнее: 6 простых способов
0
2 июня
Жизнь
Жизнь
Почему мы собрали вещи и стали путешествовать в автодоме: 5 личных причин
Почему мы собрали вещи и стали путешествовать в автодоме: 5 личных причин
0
30 мая
Жизнь
Колонка
Как помочь ребёнку пережить школьные экзамены: советует эксперт по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Как помочь ребёнку пережить школьные экзамены: советует эксперт по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
0
29 мая
Жизнь
Колонка
Норм или стрём: рассказывать спойлеры к фильмам и книгам
Норм или стрём: рассказывать спойлеры к фильмам и книгам
0
28 мая
Жизнь
Жизнь
Новая глава вашей жизни: 7 причин, по которым выбирают квартиры в кварталах «Серии плюс» от ПИК
Новая глава вашей жизни: 7 причин, по которым выбирают квартиры в кварталах «Серии плюс» от ПИК
28 мая
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Рукоблуд1 час назад

0 / 0

Каждый фильм хорош по-своему и нравиться он может не каждому. Всё зависит от сценария и игры актёров.
The Telegraph ранжировал все фильмы Стивена Спилберга — от худшего к лучшему
Аватар автора комментария
Олег Залялов1 час назад

0 / 0

у меня вроде такой же где-то лежит. у меня все они в мягком переплете есть
На вес золота Гринготтса: забытый на чердаке томик «Гарри Поттера» продали за рекордную сумму
Аватар автора комментария
Viktoria Vershinina3 часа назад

0 / 0

Ура!!!! Привет из Санкт-Петербурга!!!Я пробежала на личный рекорд!!! Gps со сбоями , но я- то все знаю))))) мои лучшие 5 км !)
12 и 13 июня Лайфхакер проведёт онлайн-забег. Присоединяйтесь!
Аватар автора комментария
asy thygankova5 часов назад

0 / 0

пробежала 12 июня :) спасибо за челлендж!
12 и 13 июня Лайфхакер проведёт онлайн-забег. Присоединяйтесь!
Как обновить квартиру: 6 простых шагов к свободному пространству и уютному дому

Как обновить квартиру: 6 простых шагов к свободному пространству и уютному дому

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях